Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск | Войти
путь на сайтеГлавная / /

 

Территориальное планирование как важный элемент системы стратегического планирования и прогнозирования развития Российской Федерации и муниципальных образований

Территориальное планирование как важный элемент системы стратегического планирования и прогнозирования развития Российской Федерации и муниципальных образований
29 апреля 2013 года, 11:30

Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике в рамках мероприятий Международной экономической конференции Байкальского экономического форума, которая прошла 8-10 июля 2009 года в г.Улан-Удэ провел «круглый стол» на тему «Территориальное планирование как важный элемент системы стратегического планирования и прогнозирования развития Российской Федерации и муниципальных образований».

Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике в рамках мероприятий Международной экономической конференции Байкальского экономического форума, которая прошла 8-10 июля 2009 года в г.Улан-Удэ провел «круглый стол» на тему «Территориальное планирование как важный элемент системы стратегического планирования и прогнозирования развития Российской Федерации и муниципальных образований».

 

Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике в рамках мероприятий Международной экономической конференции Байкальского экономического форума, которая прошла 8-10 июля 2009 года в г.Улан-Удэ провел «круглый стол» на тему «Территориальное планирование как важный элемент системы стратегического планирования и прогнозирования развития Российской Федерации и муниципальных образований».
На круглом столе были рассмотрены вопросы о состоянии и перспективах развития системы территориального планирования в Российской Федерации. В Республике Адыгея в системе территориального планирования ситуация складывается следующим образом.
Современный этап развития мировой экономики, в том числе экономики России (как составной части мировой экономики) является периодом «мирового финансового кризиса». При оценке этого этапа следует исходить из того, что и мировая экономика, и экономика России функционируют в рамках детерминированной системы мировых экономических циклов, в том числе в рамках текущего мирового экономического цикла с 1998 по 2032 годы.
Формирование эффективной системы управления в условиях рыночных отношений в России невозможно без активной позиции органов государственной власти, выполняющих ряд функций, которые способствуют обеспечению социально-экономического развития и ускорения трансформационных процессов. В частности, это касается разработки и реализации социально-экономических стратегий развития страны в целом, отдельных регионов и муниципальных образований, выступающих в качестве инструментов консолидации общества. Территориальное планирование, с одной стороны, выступает важным этапом планирования бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства для государственных и муниципальных нужд, задает ориентиры для инвестиционного развития территорий в целом. С другой стороны, территориальное планирование одновременно выступает важным элементом обеспечения инвестиционного климата в стране в целом, в каждом регионе, в каждом муниципалитете, так как обеспечивает прозрачность и предсказуемость действий органов публичной власти в одном из важнейших направлений экономической политики государства – развитии общественной инфраструктуры, в деятельности по снятию инфраструктурных ограничений для развития бизнеса. Эти прозрачность и предсказуемость являются также важной дополнительной гарантией, прежде всего имущественных, экономических прав российских граждан.
 В целях эффективной реализации данной функции государства необходимо взаимоувязанное по целям, интересам, законодательно закрепленным полномочиям и средствам функционирования федеральных, региональных и муниципальных органов управления. При этом федеральные органы управления создают общий правовой фон и реализуют общие принципы стратегирования социально-экономического развития. Особая роль в разработке и реализации стратегий социально-экономического развития принадлежит региональным органам власти и органам местного самоуправления в силу дифференциации регионов России с точки зрения факторов и ресурсов развития.
Регионы — субъекты РФ, а также муниципальные образования имеют большое значение с позиции определения стратегических целей и интересов развития как непосредственные субъекты социально-экономических отношений. Основными инструментами определения стратегических целей являются процессы выработки концепций и стратегий социально-экономического развития, основанные на использовании программно-целевого подхода и методов долго- и среднесрочного прогнозирования макроэкономических процессов.
Таким образом, на современном этапе социально-экономического развития России в целом и ее регионов разработка методологии и исследования отдельных вопросов в области стратегического управления и планирования развития территорий являются наиболее актуальными.
Анализ опыта экономических реформ показал, что их эффективность зависит от усиления внимания к территориальному аспекту управления, в том числе к его важнейшей функции - планированию. В настоящее время в России значительные усилия направляются в сферу планирования стратегического развития страны, ее федеральных округов, регионов - субъектов РФ, муниципальных образований.
В Бюджетном послании о бюджетной политике на период с 2010 по 2012 годы Президент Российской Федерации Д.Медведев акцентировал внимание на последовательном внедрении в практику формирования бюджета программных и проектных подходов.
Сегодня программное планирование воспринимается большинством государственных структур, бизнесом и представителями гражданского общества в регионах России как неотъемлемый этап управления социально-экономическим развитием территорий.
 Признавая за территориями право, самостоятельно планировать развитие и использовать ресурсы, государство осознает специфику развития регионов и четко обозначает общегосударственные цели интеграции в мировое экономическое пространство. Практика доказала, что конкуренция и частное предпринимательство не могут стихийно обеспечить такое размещение производительных сил и социальной инфраструктуры в регионе, которое будет выгодным со всех точек зрения - с позиций государства, частных компаний и населения.
 
Учитывая различия интересов субъектов, необходимо отметить, что в современных условиях социально-экономическое развитие региона может обеспечиваться только на основе компромисса и партнерства. 
 Интересы региональных органов государственной (исполнительной и законодательной) власти, органов местного самоуправления направлены на 
комплексное развитие территории. Эффективная реализация стратегических целей и задач развития невозможна без конструктивного диалога между всеми ветвями власти. Растущая самостоятельность регионов в условиях демократии и `нормальной` рыночной экономики - необратимый процесс.
Именно на уровне регионов разрабатываются, принимаются и реализуются конкретные концепции социально-экономического развития с учетом экономического потенциала территории, национальных, культурно-исторических, религиозных и иных особенностей местного социума. 
В то же время эффективность данных документов во многом определяется степенью их согласованности на различных уровнях планирования: федеральном, региональном и муниципальном. Современное стратегическое планирование социально-экономического развития региона должно осуществляться с учетом его пространственной неоднородности и включать в себя элементы пространственного планирования
. Кроме того, особая роль в пространственном развитии отводится документам территориального планирования, предусмотренным Градостроительным Кодексом Российской Федерации. На федеральном уровне таким документом станет Генеральная схема пространственного развития Российской Федерации. Следует особо подчеркнуть тот факт, что согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти и органов местного самоуправления при принятии решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных нужд, о переводе земель из одной категории в другую. Таким образом, в современных условиях для реализации эффективной региональной политики документы территориального планирования становятся обязательным условием.
Документами территориального планирования на региональном уровне являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации. Подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов. В Республике Адыгея в данном правовом поле действует Закон Республики Адыгея «О составе, порядке подготовки проекта схемы территориального планирования Республики Адыгея и порядке внесения в нее изменений», принятый в июле 2007 года. Настоящий Закон определяет состав, порядок подготовки проекта схемы территориального планирования Республики Адыгея, а также порядок внесения изменений в схему территориального планирования Республики Адыгея. Ежегодно Кабинетом Министров Республики Адыгея издается Распоряжение «О плане реализации схемы территориального планирования Республики Адыгея», которым определяется перечень, приоритетность и последовательность реализации мероприятий по размещению и строительству в текущем году объектов капитального строительства, инженерно-технической и транспортной инфраструктуры регионального значения в составе мероприятий по территориальному планированию. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документы территориального планирования подразделяются на:
1) документы территориального планирования Российской Федерации;
2) документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;
3) документы территориального планирования муниципальных образований.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются:
1) схемы территориального планирования муниципальных районов;
2) генеральные планы поселений;
3) генеральные планы городских округов.
Подготовка генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов осуществляется применительно ко всем территориям поселений, городских округов. Подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта могут также осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.
Согласно нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации не разработав документов территориального планирования до 1 января 2010 года, органы государственной власти и органы местного самоуправления не смогут принимать решения о резервировании земель, об изъятии земельных участков (в том числе путем выкупа) для государственных или муниципальных нужд и о переводе земель из одной категории в другую. Кроме того, при отсутствии правил землепользования и застройки не будет допускаться выдача разрешений на строительство.
В настоящее время в муниципальных образованиях сложилась непростая ситуация по решению вопросов в сфере градостроительной деятельности, обусловленная рядом причин.
В связи со спадом экономического развития в период перехода к рыночной экономике практически приостановилось развитие градостроительной отрасли, в том числе плановое финансирование разработки градостроительной документации. Существовавшие проекты и схемы районных планировок устарели. Генеральные планы развития районов оказались непригодными для использования, так как не учитывали положений современного градостроительного и земельного законодательства, новых концепций в градостроительстве, тенденций развития индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с требованиями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Градостроительного кодекса Российской Федерации каждый муниципальный район должен иметь утвержденную схему территориального планирования, а каждое поселение и городской округ - утвержденный генеральный план, правила землепользования и застройки, местные нормативы градостроительного проектирования, иную документацию по планировке территории.
 Однако далеко не все поселения способны сегодня обеспечить выполнение установленных законодательством полномочий. Причиной этого является не только отсутствие необходимого финансирования. Для сбалансированного развития территорий, осуществления рационального землепользования, совершенствования системы расселения, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, развития их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур нужны квалифицированные специалисты, которых в поселениях сегодня недостаточно.
В городских округах и муниципальных районах Республики Адыгея созданы и работают органы архитектуры и градостроительства, однако, их численный состав не позволяет выполнять в полном объеме работы, предусмотренные действующим законодательством. Так, в ряде муниципальных образований орган архитектуры и градостроительства состоит из одного главного архитектора, на которого помимо исполнения функций управленческого характера возлагается значительный объем такой работы, как организация и проведение публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, выдача разрешений на строительство, ввод объектов в эксплуатацию, территориальное планирование и т.д. Сложившаяся ситуация не позволяет своевременно обеспечить документами территориального планирования все муниципальные образования.
В настоящее время в муниципальных образованиях республики ведется разработка схем территориального планирования районов и генеральных планов поселений.  Схемы территориального планирования разработаны во всех районах республики, но утвержденная схема имеется лишь только в одном. В части разработки генеральных планов ситуация критическая, поскольку срок их подготовки, установленный законодательством, истекает, а на сегодняшний день не готов ни один генеральный план.    
С учетом вышеизложенного, в целях наиболее эффективной реализации федерального законодательства по вопросам территориального планирования Государственным Советом-Хасэ Республики Адыгея в апреле 2009 года были проведены парламентские слушания на тему: «О готовности муниципальных образований к реализации федерального законодательства по вопросам территориального планирования». По итогам, которых предложены следующие рекомендации:
1. Обеспечить дальнейшее совершенствование республиканской законодательной базы по вопросам градостроительной деятельности и землепользования.
2. Ввести в практику регулярное рассмотрение вопросов о ходе разработки документов территориального планирования в Рес­публике Адыгея, определенных градостроительным законодательством.
3. В целях оказания помощи органам местного самоуправления в вопросах подготовки документов территориального планирования, ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности проанализировать потребность финансовых средств на эти цели. При недостаточности средств в консолидированном бюджете Республики Адыгея обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением о необходимости выделения дополнительных средств для решения указанных вопросов.
4. Активизировать работу по описанию и утверждению границ муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства.
5. Регулярно заслушивать информацию глав муниципальных образований о ходе разработки документов территориального планирования.
6. При формировании плана подготовки и переподготовки государст­венных и муниципальных служащих предусматривать финансирование для обучения специалистов в сфере архитектуры, градостроительства и землепользования.
7. Ускорить принятие муниципальных правовых актов, необходимых для реализации федерального законодательства по вопросам территориального планирования, а также правил землепользования и застройки.
8. В целях обеспечения развития населенных пунктов взять под особый контроль вопросы финансирования разработки схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений и городских округов, правил землепользования и застройки территории.
9 Внести изменения в бюджеты муниципальных образований на 2 полугодие текущего года с целью обеспечения финансирования разработки документов территориального планирования.
10. Принять меры по кадровому укомплектованию органов архитектуры и градостроительства муниципальных образований.
11. Обеспечить повышение уровня квалификации специалистов в области архитектуры, градостроительства, земельных и имущественных отношений.
12. Привлекать студентов строительных и землеустроительных специальностей для разработки правил землепользования и застройки территорий.
Схемы территориального планирования муниципальных районов разрабатываются с учетом комплексных программ их развития, а также документов территориального планирования более высокого уровня. На уровне поселений и городских округов территориальное планирование реализуется посредством разработки генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов.
В Республике Адыгея накоплен определенный опыт в сфере территориального стратегического планирования. Однако общая структура системы стратегического планирования находится на данном этапе в стадии формирования. В настоящее время оформились такие ее элементы, как концепция, стратегия, схема территориального развития, комплексные и целевые отраслевые программы, программы развития самоуправляемых территорий.
В апреле текущего года представлена Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года, которая определяет основные приоритеты развития республики на долгосрочную перспективу и перечень конкретных задач, направленных на устранение диспропорций и проблем развития в социально-экономической сфере. Её разработка обусловлена необходимостью формирования основных предпосылок для перехода республики на инновационную модель развития экономики. В её основу, в частности, положены концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Главным стратегическим приоритетом стратегии является достижение современных стандартов жизни населения на основе использования природно-рекреационного потенциала и формирования структуры экономики, соответствующей постиндустриальному уровню развития. С учетом выявленных природных особенностей, географического положения, а также основных потенциальных возможностей сформулирована миссия Республики Адыгея: «Строим будущее, сохраняя природное богатство и приумножая благосостояние народа».
Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгеяявляется основой формирования и реализации экономической политики и базовым документом для разработки планов и комплексных целевых программ развития Республики Адыгея на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея разработана с учетом основных положений «Федеральной целевой программы «Юг России (2008 - 2012 годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 января 2008 г. № 10.
Федеральная целевая программа «Юг России (2008-2012 годы)» открывает достаточно широкие возможности для решения текущих проблем регионов Северного Кавказа. В то же время в рамках данной программы республики, края и области ведут самостоятельный поиск путей вхождения в межрегиональные и мирохозяйственные связи. При этом вписаться в общенациональную и мировую экономическую систему без научно обоснованной стратегии, рассчитанной на длительную перспективу, никому не удается. Экономические последствия отсутствия стратегии развития или неспособность ее реализовать сводит на нет потенциал всех природных богатств, ведут к неэффективному функционированию всей социально-экономической системы Республики Адыгея.
Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея – это документ общественного согласия народов Республики Адыгея, их представления о том, какой они хотят видеть Адыгею в ближайшем и отдаленном будущем, каким нужно обладать человеческим капиталом и политическим мужеством, чтобы отбросить политику «латания дыр» и точно выверить стратегию выхода Республики Адыгея в лидеры Южного Федерального округа России.
Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея– это носитель общенациональной идеи, которая способна консолидировать и мобилизовать народы Республики Адыгея на превращение своей Родины в процветающий край на основе коренной трансформации экономики как локомотива динамичного и устойчивого развития всего общества и надежного фундамента высокого уровня и качества жизни населения.
Реализацию Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея обеспечат органы исполнительной и законодательной власти Республики Адыгея, которые регулярно информирует жителей о ходе выполнения планов и программ развития Республики.
Обоснование путей трансформации Республики в регион интенсивного инновационного развития, а также выбор методов управления социально-экономическими процессами являются не только прерогативой органов власти, но и свидетельством профессионализма их руководителей и специалистов.
Социально-экономическое развитие Республики Адыгея в настоящее время осуществляется на основании следующих нормативных правовых актов Республики Адыгея.
1. Закон Республики Адыгея «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Адыгея».
Данный закон определяет цели и содержание системы комплексных прогнозов социально-экономического развития Республики Адыгея и программ социально-экономического развития Республики Адыгея, а также порядок разработки указанных прогнозов и программ.
2. Закон Республики Адыгея «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Адыгея».
Этот закон принят на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации и регулирует бюджетный процесс в Республике Адыгея.
3. Закон Республики Адыгея «Об инвестиционной деятельности в Республике Адыгея».
Указанный закон определяет порядок и условия организации инвестиционного процесса на территории Республики Адыгея и направлен на стимулирование инвестиционной деятельности, развитие рынка инвестиций, обеспечение интересов субъектов инвестиционной деятельности.
4. Закон Республики Адыгея «О республиканском бюджете Республики Адыгея на очередной финансовый год».
Законом ежегодно устанавливаются размеры ставок налогов, сборов и других платежей на территории Республики Адыгея, а также льготы налогоплательщикам в доле республиканского бюджета Республики Адыгея в дополнение к предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.
Одним из основных механизмов управления экономикой Республики Адыгея является программно-целевой метод. Целевые программы - это одно из важнейших средств реализации структурной политики, активного воздействия на производственные и экономические процессы. Программно-целевое планирование определяет наиболее целесообразное направление бюджетных средств на решение конкретных задач.
Разработка и утверждение республиканских целевых программ осуществляется в соответствии с Законом Республики Адыгея от 8 июля 1997 года № 45 «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Адыгея» и постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 16 октября 2000 года № 330 «Об утверждении Порядка разработки и реализации республиканских целевых программ».
В настоящее время в системе бюджетного планирования все большее место занимает программно-целевой метод, который позволяет организовать бюджетные расходы по функциональным областям, чтобы обеспечить достижение заданных целей. Финансирование программ осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея, внебюджетных фондов, привлеченных средств, средств предприятий, организаций и так далее путем целевого финансирования государственных заказчиков программ, которые являются ответственными за реализацию конкретной программы. Финансирование программ из федерального бюджета осуществляется в случае включения программы в аналогичную федеральную целевую программу.
За счет программ реализуются мероприятия, направленные на поддержку социально незащищенных слоев общества, проведение реформы образования, реализацию молодежной политики, совершенствование здравоохранения, развитие различных отраслей экономики Республики Адыгея.
Разработка и реализация республиканских целевых программ позволяет концентрировать финансовые средства на решении ключевых проблем. В то же время в условиях дефицита республиканского бюджета Республики Адыгея и недофинансирования республиканских целевых программ полностью достичь поставленных целей не удается. В республиканском бюджете Республики Адыгея на 2009 год утверждено финансирование 38 целевых программ на общую сумму 576,9 млн.рублей. Доля программной части в общих расходах республиканского бюджета Республики Адыгея на 2009 год составляет 6,4 процента против 3,0 процентов в 2008 году. Целевыми программами охвачены практически все направления расходов, однако хотелось выделить некоторые из них: «Повышение безопасности дорожного движения»;
- «Профилактика правонарушений»;
- «Дети Адыгеи»;
- «Государственная программа развития и поддержки науки в Республике Адыгея»;
- «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту»;
- «Содействие занятости населения Республики Адыгея»;
- «Предотвращение возможных проявлений терроризма на объектах социальной защиты».
 Республиканская адресная инвестиционная программа – это программа капитальных вложений республиканского бюджета Республики Адыгея, определяющая объем ассигнований на государственные инвестиции из республиканского бюджета Республики Адыгея на очередной финансовый год и включающая:
государственные инвестиции, осуществляемые в рамках федеральных и республиканских целевых программ;
государственные инвестиции в строительство и реконструкцию объектов, не вошедших в состав республиканских целевых программ, в отраслевом разрезе.
Например, в 2009 году на капитальные вложения в рамках республиканской адресной инвестиционной программы предусмотрено выделить из республиканского бюджета Республики Адыгея 523,9 миллионов рублей.
Необходимость проведения государством активной социально-экономической политики в условиях рыночной экономики предопределяет особую роль территориального планирования как элемента стратегического планирования деятельности всех органов и уровней публичной власти по развитию соответствующей общественной инфраструктуры и по развитию территорий. В результате территориального планирования определяется назначение территорий путем установления зон планируемого размещения объектов, необходимых для обеспечения исполнения установленных Конституцией и федеральными законами полномочий органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. То есть, пространственное развитии государственной и муниципальной производственной, социальной инфраструктуры. Инфраструктуры, необходимой для обеспечения обороны страны и безопасности государства. На местном уровне также определяется функциональное назначение соответствующих территорий муниципальных образований.
Для активизации работы по осуществлению территориального планирования на региональном и муниципальном уровнях необходимо оказание финансовой помощи. В связи с тем, что разработка генерального плана сельского поселения стоит примерно, исходя из той практики, которая на сегодня сложилась, 1 млн. рублей, на уровне муниципального района – примерно 2,5 млн. рублей, местное самоуправление не в состоянии оплатить такую стоимость, из-за отсутствия финансовых средств. При планировании расходов на оказание помощи из федерального бюджета субъектам Российской Федерации одной из субсидий на софинансирование региональных и муниципальных расходов должна быть субсидия на подготовку документов территориального планирования, прежде всего муниципальным образованиям
 
 
 
 Информационно-анальтическое управление Аппарата

 


29 апреля 2013 года, 11:30