Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск | Войти
путь на сайтеГлавная / /

 

О миграционной ситуации на территории Республики Адыгея

О миграционной ситуации на территории Республики Адыгея
04 декабря 2014 года, 08:52

Миграционные процессы играют  важную   роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. Сегодня актуально создание условий и механизмов для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего, на долгосрочной основе. Важно, чтобы миграционное законодательство было ориентировано не только на привлечение временных иностранных работников, но и содержало меры, способствующие переезду на постоянное место жительства, адаптации и интеграции мигрантов.

На нормализацию ситуации в миграционной сфере направлены изменения, внесенные в федеральное законодательство, в части:   

- конкретизации и расширения перечня оснований, при которых иностранным гражданам не разрешается или ограничивается въезд в Российскую Федерацию, а также уточнены сроки не разрешения въезда на территорию Российской Федерации иностранным гражданам – нарушителям российского законодательства;

- установления комплекса санкций в отношении нарушителей миграционного законодательства (от повышения размера штрафов до безальтернативного административного выдворения из Российской Федерации);

 - установления ограничения срока временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, периодом в 90 дней суммарно в течение каждого периода в 180 суток. Нарушение иностранным гражданином данного положения влечет не разрешение въезда в Россию в течение 3-х лет.

Обратимся к миграционной ситуации в Республике Адыгея: по состоянию на 1 июля 2014 года на миграционный учет поставлено 10 716 иностранных граждан и лиц без гражданства, из них 9 852 иностранных гражданина и лиц без гражданства поставлены на учет по месту пребывания. Снято с миграционного учета 3 307 иностранных граждан.

 Наибольшую часть въехавших в первом полугодии 2014 года в Республику Адыгея (72.5 %) составляют граждане бывших союзных республик СССР, из них граждане Узбекистана составляют 28 %, или 3 002 человека, граждане Армении – 17.0 % (1 859 человек), граждане Украины – 11.3 % (1 220 человек), граждане Таджикистана – 10.5 % (1 124 человека), граждане Азербайджана – 5.7 % (614 человек).

Основной целью въезда, заявленной иностранными гражданами, является частная цель поездки (56.4% от числа всех иностранных граждан, поставленных на учет по месту пребывания); 3 624 (33.43 %) – с целью осуществления трудовой деятельности; 238 (2.2 %) – в  целях осуществления деловых поездок; 242 (2.23%)  – с туристическими целями,  354 (3.27%) – в целях обучения, служебная цель въезда – 57 (0.53%) человек, гуманитарная – 8 (0.07%) человек, другая – 203(1.87%) человека.

На территории Республики Адыгея проживает 1 296 иностранных граждан и лиц без гражданства по разрешению на временное проживание. В 1 полугодии 2014 года оформлено 303 разрешения на временное проживание; гражданство Российской Федерации приобрел 301 человек (68  граждан  Украины  получили разрешение на временное проживание).

 Следует отметить, что на территории республики пересекаются различные миграционные потоки, а именно: межрегиональная миграция, миграция из стран СНГ, миграция в страны дальнего зарубежья. Основное направление миграции - межрегиональное.

Анализ данных по межрегиональной миграции выявил, что число прибывших в республику в этом году превысило число выбывших, и в целом прирост по данному потоку составил 1 073 человек.

  Миграционный прирост населения Республики Адыгея за январь – май 2014 года увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 223 человека. 

Важным инструментом для регулирования процессов привлечения и использования трудовых мигрантов, вывода из тени иностранных работников является предоставленная с 2010 года законодательством возможность иностранным гражданам осуществлять трудовую деятельность по найму у физических лиц    на основании приобретенного патента.

В 1 полугодии 2014 года оформлено в установленные сроки 3 225 патентов иностранным гражданам, в том числе гражданам республик: Узбекистан – 1 400, Армения – 783, Таджикистан – 539, Украина – 153, Азербайджан – 141, Молдова – 137,  Киргизия – 71.

За получением патента в основном обращаются иностранные граждане, имеющие строительные специальности, для осуществления трудовой деятельности по строительству или ремонту домов в частном секторе.

В республиканский бюджет Республики Адыгея за 6 месяцев 2014 года путем уплаты налога за использование патента поступило 17.8 млн руб.  

Следует отметить ряд положений, негативно влияющих на решение миграционных вопросов:

1. Отсутствие программ привлечения (за исключением Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом) на постоянное место жительства мигрантов с востребованными   профессионально-квалификационными, образовательными, экономическими, демографическими, социокультурными и другими характеристиками, способных успешно адаптироваться и интегрироваться в российское общество.

2. Сложности в получении разрешения на временное проживание и вида на жительство затрудняют процесс получения гражданства для большинства законопослушных мигрантов.

3. Система привлечения временных трудовых мигрантов и определения потребности в иностранной рабочей силе нуждается в совершенствовании. Трудовые контракты с иностранными работниками вне зависимости от их вида деятельности ограничены сроком в один год.  

Отсутствуют специальные программы каникулярной и сезонной трудовой миграции. Действующая система квотирования несовершенна и предполагает излишне длительные сроки рассмотрения заявок работодателей, а также не обеспечивает привлечения иностранных работников на рабочие места в соответствии с заявленной потребностью работодателей.

4. Требуется совершенствование порядка привлечения физическими лицами иностранных работников для личных, домашних и иных подобных нужд на основании патентов для осуществления трудовой деятельности; совершенствование  процедуры квотирования для оформления и выдачи иностранным гражданам патентов для осуществления ими трудовой деятельности у физических лиц по предложениям субъектов Федерации, что позволит ограничить срок пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан, оформивших патент и не осуществляющих трудовую деятельность, а использующих патент только для продления регистрации по месту пребывания.

5. Отсутствие государственных программ интеграции и адаптации мигрантов, следствием которого является изоляция мигрантов от принимающего социума и нарастание негативного отношения к мигрантам.

Из вышеизложенного следует, что необходимо дальнейшее совершенствование законодательства, направленного на упорядочение миграционных процессов, повышение их прозрачности, противодействие нелегальной миграции и связанным с ней явлениям. В целях определения правовых норм социальной адаптации и интеграции трудовых мигрантов также  актуально принятие федерального закона о социальной и культурной интеграции иностранных граждан в Российской Федерации.

                                                          

Информационно-аналитическое управление
 Аппарата Государственного Совета - Хасэ
Республики Адыгея

Анализ миграционной ситуации на территории Республики Адыгея проведен на основании данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Адыгея и отдела Федеральной миграционной службы по Республике Адыгея


04 декабря 2014 года, 08:52