Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск | Войти
путь на сайтеГлавная / /

 

Объекты археологического наследия в Республике Адыгея: состояние, проблемы сохранения и перспективы их решения, вопросы научного и познавательного использования

Объекты археологического наследия в Республике Адыгея: состояние, проблемы сохранения и перспективы их решения, вопросы научного и познавательного использования
18 февраля 2014 года, 12:17

Бережное отношение к многовековой памяти народов, материализованной в памятниках истории и культуры, сохранение культурного наследия являются обязательными признаками цивилизованного общества. Современная территория Республики Адыгея представляет собой уникальный уголок нашей страны, где на небольшом пространстве сконцентрировано огромное количество археологических памятников, являющихся бесценным пластом культурного и исторического наследия. Практически все эпохи развития человечества – от раннего палеолита до позднего средневековья, нашли здесь свое отражение.

Следует констатировать, что многое уже потеряно и уничтожено, утраты культурных ценностей невосполнимы. Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений: они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. В силу этого проблемы сохранения, реставрации и музеефикации мегалитических сооружений на сегодняшний день особо актуальны.
Другая, не менее важная проблема – глубокое изучение и обобщение богатого духовного наследия, преемственного развития культуры в целом. Это важно для формирования высокого уровня культуры общества, от которого в значительной степени зависит сохранность археологических памятников.
 
Состояние памятников археологического наследия на территории Республики Адыгея
 
В настоящее время на территории Республики Адыгея расположено 3048 объектов археологического наследия, из них к объектам культурного наследия федерального значения относятся 33 объекта и 3015 - к выявленным объектам культурного наследия. (Приложение №1 "Перечень объектов культурного наследия федерального значения (археология)"). Около 1000 объектов культурного наследия представлены мегалитическими памятниками, из которых только лишь малая часть находится в удовлетворительном состоянии.
В числе самых ярких памятников древнейшей истории, вызывающих постоянный интерес не только историков, археологов, этнографов, но и обычных людей, являются мегалитические памятники – дольмены и менгиры эпохи бронзового века (IV-II тыс. до н.э.). Можно назвать такие известные объекты, как дольмены "Богатырской поляны" (дольменная группа находится между станицами Махошевской и Новосвободной, в ней насчитывается около 400 дольменов), дольмен "Гузерипль -1" (располагается на территории Гузирипльского кордона Кавказского государственного природного биосферного заповедника, один из наиболее крупных и цельных среди дольменов Адыгеи), "Цербелевы поляны" (на восточном склоне хребта Азиштау, описаны в 1904 г. В.М.Сысоевым), дольмены Дегуакской поляны (расположены в бассейне р. Белой, здесь более 200 дольменов), Кожжохская дольменная группа (на северной окраине пос. Каменномостского – открыта Е.Д. Филициным и описана в 1904 г.) и многие другие.
Курганы и курганные могильники являются самым многочисленным видом объектов археологического наследия в республике. Майкопский курган "Ошад" - археологический памятник эпохи ранней бронзы (сер. IV- сер. III тыс. до н.э.) считается открытием века (он раскопан в 1897 г. профессором Н.И.Веселовским). Предметы из Майкопского кургана - едва ли не древнейшие в мире памятники культуры бронзового века. Поразительное богатство кургана полностью изменило представление об уровне развития народов Северного Кавказа в эпоху ранней бронзы. К сокровищам археологического наследия Адыгеи следует отнести и предметы, найденные в Келермесских, Ульских курганах.
Вышеприведенное свидетельствует о том, что на территории Адыгеи находятся уникальные памятники архитектуры, имеющие научную, художественную, историческую и культурную ценность. Однако с обеспечением их сохранности связано множество проблем: влияние губительного строительства и неграмотной реставрации, ведение грабительских раскопок, воздействие природных факторов наносят ущерб их состоянию.
По данным Управления по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Адыгея в 2013 г. в результате несогласованных строительных, земляных работ поврежден могильник и культурный слой поселения археологического комплекса "Псенафа"; разрыты 3 кургана курганной группы "Цица-1", состоящей из 4 насыпей; разрушен один курган курганного могильника "Майкоп-2"; разрушена одна из насыпей курганной группы "Гавердовская", а также повреждены не выявленные до настоящего времени грунтовые могильники – погребения VI-IV вв. до н.э., повреждено 6 захоронений раннемеотского периода.
Особенности владения, пользования и распоряжения объектом археологического наследия и земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия, определены статьей 49 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", из пункта 3 которой следует, что объекты археологического наследия могут находиться только в государственной собственности. Охрана памятников истории и культуры представляет собой систему государственных и общественных мероприятий, направленных на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя:
- государственный контроль за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов культурного наследия;
- государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, формирование и ведение реестра;
- проведение историко-культурной экспертизы;
- установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, перемещение объекта культурного наследия, нанесение ему ущерба с изменением облика и интерьера.
В целях ужесточения ответственности за нарушение законодательства в сфере археологии принят Федеральный закон от 23 июля 2013 года №245 –ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии". Указанные изменения предусматривают комплекс мер по защите культурных ценностей, включая археологические предметы. Так, многократно увеличены размеры штрафа (до 5 млн руб.) и количество часов обязательных или принудительных работ, а также максимальный срок лишения свободы за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), предусмотренные статьей 243 УК РФ. Помимо этого, УК РФ дополнен статьей 243.1, предусматривающей уголовную ответственность за нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), а также статьей 243.2, определяющей ответственность за незаконный поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания. В этой же статье использование при совершении преступления специальных технических средств поиска и землеройных машин рассматривается как отягчающее обстоятельство.
Установлена уголовная ответственность и за уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ от обязательной передачи государству обнаруженных при проведении таких работ предметов, имеющих особую культурную ценность.
Предусмотрена более жесткая санкция за использование специальных средств поиска и землеройных машин при ведении археологических разведок или раскопок без полученного разрешения (открытого листа); в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях расширена соответствующая статья 7.15 указанным положением. Также, в настоящем Кодексе появилась новая статья 7.15.1, предусматривающая привлечение к административной ответственности за незаконный оборот археологических предметов.
Важные изменения коснулись и Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Настоящий Закон дополнен статьей 45.1, устанавливающей порядок проведения и виды археологических полевых работ, которые могут проводиться только на основании разрешения (открытого листа), а также определяющей, что поиск и изъятие из мест залегания археологических предметов могут производиться только в составе  таких работ. Новой статьей 45.2 определяется исключительное условие использования специальных технических средств поиска и землеройных машин в целях обнаружения объектов археологического наследия и археологических предметов – это проведение археологических полевых работ на основании разрешения (открытого листа).
Необходимо также отметить дополнение статьи 37 указанного Федерального закона пунктом, который обязал лиц, обнаруживших археологические предметы при проведении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, передавать их государству.
 
О проводимых на территории республики археологических исследованиях и охранно-спасательных работах
 
Одно из приоритетных направлений в сфере охраны объектов культурного наследия – установление технического состояния памятников истории и культуры. Важным инструментом его реализации является мониторинг объектов культурного наследия. Только по его результатам можно достоверно судить об уровне сохранности того или иного объекта, принять меры по его спасению. В ходе проведения мониторинга осуществляется сбор информации для подготовки паспортов объектов культурного наследия. В результате дается объективная оценка технического состояния памятников истории и культуры, организуется проведение ремонтно-реставрационных работ и охранных археологических мероприятий. 
Важнейшим направлением мониторинга и инвентаризации объектов культурного наследия является возрождение территорий с наибольшей концентрацией памятников истории и культуры, имеющих непосредственную функциональную взаимосвязь с современной инфраструктурой туризма.
По данным Управления по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Адыгея в течение 2008 – 2013гг. проведены охранно-спасательные раскопки на следующих разрушающихся объектах археологии:
- курган № 3 курганной группы "Чейтук-1" (г. Адыгейск);
- поселение на кургане № 1 курганного могильника "Вочепшийский - 1" (Теучежский район);
- местонахождение "Махошкушх" (Майкопский район);
- поселения "Мешоко", "Новосвободное" и "Новосвободненское" (Майкопский район);
- дольменный могильник, стоянка "Хаджох-2" и "Навес Мешоко" у пос. Каменномостского;
- археологический комплекс "Псенафа" (Майкопский район);
- дольмены "Шушук-1" и "Шушук-2" (Майкопский район);
- курганная группа "Молдаванка" (Майкопский район);
- курган на северной окраине а. Уляп и поселение "Беляевское" (Красногвардейский район);
- поселение "Шенджийское" и курганный могильник "Шенджий-18" (Тахтамукайский район);
- курган "Псекупский-3" (Асрануашх) (Теучежский район);
- дольмен "Хаджох-3" (Майкопский район).
В целях обеспечения свободного доступа населения к богатому историко-культурному достоянию Республики Адыгея важно также обеспечение подготовки первичной учетной документации на объекты культурного наследия, составление актов технического состояния и охранных обязательств; подготовка материалов для включения объектов культурного наследия Республики Адыгея в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В рамках Республиканской целевой программы "Инвентаризация недвижимых объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Адыгея на 2009 – 2011 годы" проведена инвентаризация 1 490 и выявлено 138 объектов культурного наследия, составлена первичная документация, соответствующая требованиям законодательства, установлено точное местоположение объектов с использованием современных технологий, произведена фотосъемка, объективно отражающая сложившуюся ситуацию технического состояния объектов культурного наследия. Общий объем средств, выделенных на осуществление указанных мероприятий, составил 8.3 млн руб.
В соответствии с ведомственной целевой программой "Сохранение и популяризация объектов культурного наследия" на 2010 – 2012 годыпроведены паспортизация 105 объектов археологического наследия и охранно-спасательные раскопки курганного могильника "Псекупский-3". (Программа профинансирована на 5.5 млн руб.)
В рамках другой ведомственной целевой программы "Сохранение объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Адыгея" на 2013 – 2014 годы осуществлено исследование, консервация и сохранение дольмена "Хаджох-3". (Общий объем финансирования составляет 3.9 млн руб.).
Существует ряд факторов, негативно влияющих на обеспечение сохранности памятников археологического наследия. В настоящее время в Республике Адыгея не проведено разграничение собственности на земельные участки, на которых расположены объекты археологического наследия, находящиеся в раздельном гражданском обороте по отношению к прилегающим к ним участкам. В силу этого затруднены разработка зон охраны и установка границ территории объекта культурного наследия, а также подготовка материалов к заключению охранной документации с собственниками данных участков.
 Кроме того, право собственности Российской Федерации ни на один объект археологического наследия не зарегистрировано, не имеет установленных и утвержденных границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия и не включен в Единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в связи с отсутствием необходимых средств в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Для выполнения данных мероприятий и для разработки проектов зон охраны на 2 680 объектов археологического наследия необходимо финансирование в объеме 4.5 млрд руб.
Не менее важная проблема – отсутствие средств для финансирования археологических экспедиций: число экспедиций, организованных Институтом археологии сократилось во много раз, в большинстве случаев – это охранно-спасательные работы. С 2009 года и по настоящее время на проведение археологических исследований на территории Республики Адыгея Министерством культуры России выдан 51 (в 2013 году – 14) "открытый лист".
На основе проведенного анализа можно сформулировать следующие предложения по созданию устойчивой системы сохранности памятников археологического наследия.
1. Сохранение объектов культурного наследия должно стать ключевым элементом стратегии обновления муниципальных образований Республики Адыгея. Необходимо создать условия для использования объектов археологии в социально-экономической деятельности, в частности, для развития культурно-познавательного туризма.
2. Наряду с ежегодным мониторингом объектов археологического наследия необходимо осуществлять охранно-спасательные раскопки наиболее разрушаемых объектов.
3. Установить охранные зоны на объектах культурного наследия, вывести из землепользования и ограничить использование объектов археологии, находящихся в зоне обрабатываемых полей.
4. В целях сохранения уникальных памятников – дольменов актуально принятие федеральной программы "Дольмены Западного Кавказа", предусматривающей долгосрочные полевые и лабораторные исследования дольменов.
5. Археологические памятники, расположенные на территории Адыгеи, имеют огромную культурно-историческую значимость. В силу этого правовое просвещение и воспитание бережного отношения жителей и гостей республики к ним является одной из приоритетных задач. Через средства массовой информации важно информировать общественность об изменениях законодательства в сфере охраны памятников культуры и ответственности за его несоблюдение.
Следует отметить, что имеющаяся нормативная правовая база в рассматриваемой сфере – немаловажный фактор, но в значительной степени сохранность объектов археологического наследия определяется уровнем культуры общества. В силу этого образование, формирующее ответственное отношение к сохранению наследия прошлого, должно оставаться приоритетным.
 
 
 
Информационно-аналитическое управление
Аппарата Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея
 
 
Информация подготовлена по материалам Управления по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Адыгея
 

 


18 февраля 2014 года, 12:17