Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск | Войти
путь на сайтеГлавная / /

 

К юбилею Конституции Российской Федерации

К юбилею Конституции Российской Федерации
25 июня 2013 года, 12:56

В 2013 году отмечается 20 – летие Конституции Российской Федерации. Принятие новой Конституции 12 декабря 1993 года стало поворотным шагом в новейшей российской истории. На референдуме был сделан выбор в сторону свободного и прогрессивного развития, кардинального изменения политических и экономических отношений в пользу социального государства и справедливо устроенного общества.

Движение России по пути принятия собственной конституции – сложный и неоднозначный процесс: достаточно совершить небольшой экскурс в историю. Первая попытка создания конституции, ограничивающей самодержавную власть посредством представительного органа и дающей дворянству сословные права, была предпринята "верховниками" в 1730 году.

Ряд конституционных функций должно было выполнять Уложение, для разработки которого Екатерина II созвала Уложенную комиссию – собрание депутатов всех сословий, земель и народностей России, для выработки нового свода законов Российской империи. В качестве руководящего документа Комиссии в 1767 году императрица подготовила "Наказ". В его основу был положен знаменитый трактат французского мыслителя Монтескье "О духе законов".

По мнению историков, данный документ был достаточно прогрессивным для своего времени. Так, "Наказ" предполагал равенство граждан перед законом и "вольность" их в пределах законности. "Наказ" оправдывал установление в России самодержавия на том основании, что в столь огромном государстве другой политический строй невозможен. "Наказ" отвергал пытки, ограничивал применение смертной казни. Пусть и в сословной интерпретации, но в законодательство России вводилось понятие презумпции невиновности.

Впоследствии конституционные проекты разрабатывались окружением Александра I и декабристами, известен также проект конституционного характера М.Т. Лорис-Меликова, подписанный Александром II в день его гибели (1 марта 1881 года), предполагавший развитие местного самоуправления, привлечение представителей земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных вопросов. Убийство царя-реформатора и последовавшие за ним контрреформы Александра III задержали движение России по пути принятия собственной конституции, но сам вектор этого движения был задан.

В 1905—1906 годах приняты основные государственные законы Российской империи, однако развитие конституционного процесса было прервано Февральской революцией 1917 года.

Конституция РСФСР 1918 года – первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, роспуска Учредительного Собрания, – имела следующие особенности: из всех советских конституций она была в наибольшей степени идеологизирована, имела открыто классовый характер. Она утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. В Конституции прямо закреплялось установление диктатуры пролетариата.

Конституция СССР 1924 года — первый Основной Закон Союза Советских Социалистических Республик (утверждён Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 года). Принятие Конституции способствовало признанию СССР иностранными державами. Государственное устройство на базе советской власти и диктатуры пролетариата, закреплённое в Конституции 1924 года, отражало многонациональный характер Советского Союза.

12 июня 1936 года проект новой конституции был опубликован и обсуждался в течение последующих 6 месяцев на всех уровнях. Конституция закрепила важный этап в истории Советского государства — построение социализма.

Конституция СССР 1977 года – принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года (действовала с 1977 по 1991 годы). Она вошла в историю как "Конституция развитого социализма", закрепившая однопартийную политическую систему. Редакция Основного Закона 1988 года заменила Верховный Совет СССР Съездом Народных Депутатов СССР (между Съездами действовал Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат – Совета Национальностей и Совета Союза). Редакция 1990 года вводила должности Президента СССР и глав местных администраций.

Основной Закон 1993 года определяет основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина. В Конституции "общенародная ответственность за Родину перед нынешними и будущими поколениями провозглашается как фундаментальный принцип российской государственности". Регулирующая роль Конституции касается не только государственной организации, но и негосударственных сфер – социально-экономического устройства, культурной жизни, отношений в сфере гражданского общества. Никакая конституция не может обойти взаимоотношения государства с институтами собственности, общественными и религиозными учреждениями.

Конституция определяет Российскую Федерацию – Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, в котором:
1) человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства (ст. 2);
2) носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ России (ч. 1 ст. 3);
3) социальная политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст.7);
4) признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8);
5) государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10);
6) признается и гарантируется местное самоуправление (ст. 12);
7) признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13);
8) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15).

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее нормам: если первое слово по какому-то вопросу уже сказано Конституцией, другие правовые акты не вправе содержать в себе иное предписание. К этому формальному аспекту добавляется и сущностный: нельзя в другом акте путем интерпретаций, словесных манипуляций предусмотреть такие варианты действий, которые не вытекают из самой Конституции.

К числу юридических свойств Конституции относится и то, что она является базой текущего законодательства, определяет его характер. Текущее законодательство развивает предписания Конституции, исходит из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений.

Отдельно следует остановиться на проблеме обеспечения действия Конституции. Не секрет, что существует ряд положений Основного Закона, которые реализованы не в полной мере. Так, Конституция прямо указывает, что в нашей стране охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, права инвалидов и пожилых людей. Все эти положения нашли своё отражение в действующем законодательстве, однако огромное количество проблем в социальной сфере ещё не решено.

Требуют дальнейшего развития и межбюджетные отношения; необходима также дополнительная регламентация порядка оказания государственных услуг, устранение административных барьеров в целях реализации гарантированной Конституцией свободы экономической деятельности. Все эти задачи, безусловно, требуют вдумчивого подхода и полноценного развитого законодательства.

Конституция для гражданина любой страны – закон, который он должен знать в первую очередь. Знание и грамотное применение законов – норма цивилизованной жизни, реальный механизм повышения ее качества. Нужно, чтобы государственность и Конституция, как ее правовое средоточие, воспринималась всем народом как бесценное завоевание.
 
  
 
Информационно-аналитический отдел Управления делами Аппарата
Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея
 
При подготовке информации использованы материалы официальных печатных изданий

 


25 июня 2013 года, 12:56