Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск | Войти
путь на сайтеГлавная / /

 

Информационно – аналитическая справка о состоянии земель сельскохозяйственного назначения в Республике Адыгея и правовом обеспечении урегулирования вопросов по их эффективному использованию

Информационно – аналитическая справка о состоянии земель сельскохозяйственного назначения в Республике Адыгея и правовом обеспечении урегулирования вопросов по их эффективному использованию
28 февраля 2013 года, 14:23

В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями) и несельскохозяйственные угодья (земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогоненных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции).

В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями) и несельскохозяйственные угодья (земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогоненных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции).Земли сельскохозяйственного назначения – главное средство производства в сельском хозяйстве. В силу этого, важнейшей задачей является полноценное вовлечение этих земель в гражданско-правовой оборот, что должно обеспечить приток кредитов и прямых инвестиций в сельскохозяйственный сектор экономики, стимулируя его развитие. Проблема повышения эффективности использования земли, постановка земельных участков на кадастровый учёт и регистрация прав на землю, и, как результат, увеличение налоговых поступлений в региональный и местные бюджеты актуальна сегодня для всех регионов Российской Федерации, в том числе и для Республики Адыгея.

Правовое регулирование отношений в Республике Адыгея оборота земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101 – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 29 декабря 2010 года №435 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения», Законом Республики Адыгея от 7 июля 2007 года №86 «О регулировании земельных отношений» и другими законодательными актами федерального и республиканского уровня.


Состояние земель сельскохозяйственного назначения


По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея площадь земель сельскохозяйственного назначения в Адыгее на 1 января 2011 года составила 341,9 тыс. га или 44% от общей площади земельного фонда республики. Площадь сельскохозяйственных угодий в составе данной категории 309,5 тыс. га. Из них большую часть сельскохозяйственных угодий занимает пашня – 241,7 тыс. га или 78 % сельскохозяйственных угодий, 58,8 тыс. га (19%) занимают пастбища, а остальную площадь – многолетние насаждения, сенокосы и залежь. Площадь земель, отнесенных к категории сельскохозяйственного назначения, преобладает в структуре почти всех муниципальных образований республики и занимает в среднем по республике 56 % от общих площадей районов и городов. Исключение составляет муниципальное образование «Майкопский район», где данная категория составила 13 %.

Площадь несельскохозяйственных угодий в структуре земель сельскохозяйственного назначения составляет 32,4 тыс. га. 

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации в составе земель сельскохозяйственного назначения создан фонд перераспределения земель. Формирование фонда осуществляется за счет земельных участков сельскохозяйственного назначения, свободных от обременения правами юридических и физических лиц, в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота.

Общая площадь земель фонда перераспределения (57,6 тыс. га) и границы земельных участков фонда были утверждены распоряжением Кабинета Министров Республики Адыгея от 16 января 2006 г. №14-р «Об утверждении схем размещения земель фонда перераспределения земель Республики Адыгея, и площади земельных участков фонда перераспределения земель Республики Адыгея». Анализ использования земель фонда по итогам прошлого года выявил, что площадь земель перераспределения, не предоставленных для производства сельскохозяйственной продукции, составила 3,2 тыс. га. В Шовгеновском районе площадь неиспользуемых земель фонда перераспределения по сравнению с отчетным периодом увеличилась, в Гиагинском, Майкопском и Тахтамукайском районах осталась на прежнем уровне. На отчетную дату в Кошехабльском, Красногвардейском, Теучежском районах и городе Адыгейске земли фонда были полностью вовлечены в производство сельскохозяйственной продукции. В целом по республике отмечена тенденция к уменьшению производства сельскохозяйственной продукции на землях фонда перераспределения. 

Несмотря на то, что в республике в последние годы проводится целенаправленная работа по вводу земель в сельхозоборот, в Адыгее остаются еще значительные площади простаивающих земель. Не вовлечены в экономический оборот 25,1 тыс. га бесхозных земель, представляющие собой невостребованные земельные доли, в том числе 22,2 тыс. га пригодных для сельскохозяйственного производства. Такие неучтенные земли «невидимы для налогообложения», их вовлечение в сельхозоборот – значительный ресурс для экономики Адыгеи. Данные о наличии сельскохозяйственных угодий в разрезе муниципальных образований республики, в том числе и пашни, приведены в таблице.


Наличие сельскохозяйственных угодий в районах Республики Адыгея

п/п
 
 
Муниципальные районы и городские округа
 
Общая площадь, тыс.га
 
Сельскохозяйственные угодия, тыс.га
всего
 
пашня
 
пашня, пригодная для введения в оборот
1
Гиагинский район
79,5
69,8
63,0
-
2
Кошехабльский район
60,6
47,8
37,0
-
3
Красногвардейский район
72,6
43,1
35,2
0,5
4
Майкопский район
366,7
72,3
27,2
6,7
5
Тахтамукайский район
46,4
27,6
21,0
9,7
6
Теучежский район
69,8
38,9
27,3
4,9
7
Шовгеновский район
52,1
42,1
35,1
-
8
Город Майкоп
28,2
17,5
13,8
0,2
9
Город Адыгейск
3,2
2,2
1,5
0,2
 
Всего по республике
779,2
361,3
261,1
22,2

 

По состоянию на начало текущего года наибольшая часть земель сельскохозяйственного назначения находилась в собственности граждан – 192,8 тыс. га (56,4 % земель данной категории), в государственной (не разграниченной по уровням собственности) – 140,5 тыс. га, но (41,1 %), в собственности юридических лиц – 8,6 тыс. га (2,5 %).

Из всех земель республики, находящихся в частной собственности, на долю земель сельскохозяйственного назначения приходится 92% (192,8 тыс. га). Земельные участки, находящиеся в собственности граждан, отнесенные к категории земель сельскохозяйственного назначения:
- на 68% (143,6 тыс. га) состоят из земельных долей, в том числе невостребованных 25,1 тыс. га, собственники которых в установленный срок не получили свидетельства, либо получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению;
- на 18% (37,2 тыс. га) - из собственников земельных участков, выделивших свои земельные доли в натуре; 
- на 5% - из крестьянских (фермерских) хозяйств (9,6 тыс. га) и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции (365 га и 63 га);
- на 1% - из земельных участков, предоставленных в собственность для ведения садоводства(1,9 тыс. га) и личного подсобного хозяйства (119 га). 

В собственности юридических лиц, имеющих земельные участки, отнесенные к категории земли сельскохозяйственного назначения, находится 8,6 тыс. га земель. При этом 6,5 тыс. га (76%) приходится на собственность крестьянских (фермерских) хозяйств, не перерегистрировавшихся в индивидуальные предприниматели, и 2,1 тыс. га (24%) - на собственность сельскохозяйственных организаций, выкупивших земельные доли. 


Распределение земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности, в разрезе муниципальных образований (в гектарах)

 
п/п
 
Муниципальные районы и городские округа
 
Площадь земель с/х назначения, га
Площадь в собственности
 
Граждан
 
    юр.лиц
 
государств. и муниц.
1
Гиагинский район
   70812
44981
667
25164
2
Кошехабльский район
   49552
27700
5151
16701
3
Красногвардейский район
   44936
31207
1155
12574
4
Майкопский район
   47703
24793
894
22016
5
Тахтамукайский район
   27166
13552
30
13584
6
Теучежский район
   39737
17196
-
22541
7
Шовгеновский район
   44173
27638
163
16372
8
Город Майкоп
   15914
4759
542
10613
9
Город Адыгейск
   1934
1019
-
915
 
Республика Адыгея
   341927
    100%
192845
            56%   
8602
3%
140480
 41%

  

Анализ данных по состоянию и использованию земель сельскохозяйственного назначения в разрезе муниципальных образованиях республики выявил следующее. 


Самая большая площадь земель сельскохозяйственного назначения в муниципальном образовании «Гиагинский район» - она составляет 70,8 тыс. га: сельскохозяйственные угодья – 65,9 тыс. га, из них пашня – 59,8 тыс. га – обрабатывается в полном объеме. Земли фонда перераспределения составляют 14,5 тыс. га, она вся закреплена за арендаторами. 44,4 тыс га – земли пайщиков, право собственности зарегистрировано (по состоянию на 1 июня 2011 г.) на 42,7 тыс. га, число владельцев земельных паев – 10942 человека.

В муниципальном образовании «Майкопский район» – 47,7 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, из них 23,6 тыс. га составляют пашни, 5,3 тыс. га – земли фонда перераспределения. Обрабатывается 15,9 тыс. га (67%) пашни, из них 4,5 тыс. га (85%) земель фонда перераспределения. В 2011 году планируется дополнительно обработать 816 га пашни, из них 150 га земель фонда перераспределения.

Хуже обстоят дела с паевыми землями. По муниципальному образованию зарегистрировано 8250 земельных участков сельскохозяйственного назначения. При этом более 1,5 тыс. га земель еще не востребованы собственниками земельных долей, около 1 тыс. га постоянно перепродаются (по 3-4 раза, - в Даховском, Абадзеховском и Краснооктябрьском поселениях). Многие собственники своих участков живут за пределами района, и даже Республики Адыгея, к тому же 70% собственников земельных долей не заняты в аграрном производстве. 

По данным администрации муниципального образования «Майкопский район» земли сельхозназначения являются малопривлекательными для инвесторов. Они низкоплодородны, поля располагаются по склонам, площади полей колеблются от 5 до 60 га, каждое поле разделено по 1,8-2,5 га (по собственникам земельных участков).

В муниципальном образовании «Кошехабльский район» площадь земель сельхозназначения составляет 49,6 тыс. га, из них пашни – 34,7 тыс.га. Фонд перераспределения – 5,4 тыс. га, паевые земли составляют – 28,9 тыс. га. В районе все земли сельхозназначения закреплены за собственниками и обрабатываются в полном объеме. 

В муниципальном образовании «Красногвардейский район» 43,1 тыс. га земель сельхозназначения, в том числе пашни (включая ЛПХ) – 35,1 тыс. га, пастбища – 7,2 тыс. га, многолетних насаждений – 719 га, сенокосов – 7га. Земли фонда перераспределения составляют 4 тыс. га. Все земли сельскохозяйственного назначения имеют своих владельцев и используются по назначению.

В муниципальном образовании «Тахтамукайский район» 27,2 тыс. га земель сельхозназначения, из них 17,9 тыс. га пашни, 4 тыс. га земель фонда перераспределения. Обрабатывается 8,2 тыс. га (46%) пашни, из них 3,3 тыс. га (83%) земель фонда. Таким образом, не задействовано в производстве сельскохозяйственной продукции 9,6 тыс. га пашни, из них 661 га земель фонда перераспределения. По данным администрации муниципального образования основной причиной, определяющей наличие необрабатываемых земель, является отсутствие потенциальных инвесторов, немаловажный фактор – отсутствие воды для рисовых чеков, занимающих 1008 га. 

13,1 тыс. га – паевые земли, из которых 7,5 тыс. га закреплены за 4682 пайщиками. Не закреплено 5,7 тыс. га паевых земель. 

Земли сельхозназначения муниципального образования «Шовгеновский район» составляют 42,1 тыс. га, пашни (включая ЛПХ) – 35,1 тыс. га. Вся пашня обрабатывается в полном объеме. Земли фонда перераспределения – 7,4 тыс. га, в том числе 6,3 тыс.га - пашни, 1,1 тыс. га – пастбища. Вся земля фонда находится в аренде, используется по назначению.

В муниципальном образовании «Теучежский район» 39,7 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения: общая площадь пашни – 21,9 тыс. га, фонд перераспределения – 12,2 тыс. га. По состоянию на 1 июня текущего года засеяно 15,3 тыс. га, не обработано 6,6 тыс. га земли, из которых 2 тыс. га - земли фонда.

В муниципальном образовании «Город Адыгейск» - 2,8 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, из них пашни – 1,5 тыс. га, пастбища – 678 га. В настоящее время засеяно 453 га. Фонд перераспределения земли составляет 315 га и находится в аренде. 812 га земли – паевые земли, из которых обрабатывается всего 260 га. 

По данным администрации муниципального образования ситуация с использованием земель сельскохозяйственного назначения осложняется соседством с Краснодарским водохранилищем. Техногенная нагрузка на территорию, прилегающую к Краснодарскому водохранилищу, значительна. В зоне водохранилища постепенно произошли изменения климата в сторону повышения влажности воздуха, повсеместно отмечается подъем грунтовых вод, продолжается процесс деградации почв, снижается содержание гумуса. 

Указанные факторы негативно влияют на привлечение инвестиций в сельскохозяйственное производство муниципальных образований «Город Адыгейск» и «Теучежский район».

В муниципальном образовании «Город Майкоп» 15,9 тыс. га земель сельхозназначения, из них пашни – 11,8 тыс. га Под урожай 2011 года засеяно 10,8 тыс. га Не обработано 965 га Паевых земель 4,6 тыс. га Фонд перераспределения земель – 3,2 тыс. га Не используется 176 га.


Финансовые показатели налоговых поступлений в бюджеты разных уровней за использование земель сельхозназначения

В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) земельный налог отнесен к местным налогам. Земельный налог устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и в соответствии с гл.31 Налогового кодекса РФ вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл.31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Именно поэтому земельный налог в соответствии с НК РФ относится к местным налогам. Налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, что определено пунктом 1статьи 390 НК РФ. Причем налоговая база на основании пункта 1 статьи 391 НК РФ определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В бюджетную систему Республики Адыгея за 2010 год поступило земельного налога в общей сумме 118,4 млн. руб., что превысило уровень соответствующего периода 2009 года на 5%. Однако, индикативный показатель выполнен только на 94%, недопоступление составило 7,0 млн. руб. Удельный вес земельного налога в общем объеме поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Республики Адыгея незначителен и составляет 2,3%.

По данным Министерства финансов Республики Адыгея за 2010 год в консолидированный бюджет Республики Адыгея поступило доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков в сумме 175,7 млн. руб., что превысило прогнозные показатели на 13,7%, а уровень предыдущего отчетного периода на 21,9%. Прогнозные показатели выполнены всеми муниципальными образованиями республики, за исключением муниципального образования «Теучежский район» (80,3%). 

В ходе контрольных мероприятий по соблюдению требований норм действующего земельного законодательства в 2010 году, государственными инспекторами Управления по использованию и охране земель было выявлено 559 случаев нарушения земельного законодательства на 918,6 га, из них 569,9 га (62 %) – на землях сельскохозяйственного назначения. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 676,9 тыс. рублей. По состоянию на начало текущего года было взыскано штрафов на общую сумму 428,5 тыс. рублей. При этом следует отметить, что предупреждения о возможном прекращении прав на землю и представления об устранении причини условий совершения правонарушения в 2010 году не выносились. Следует отметить, что решения о прекращении прав на землю также не выносились.

По сведениям специалистов Управления, осуществляющим земельный контроль, основными причинами невозможности проведения проверок соблюдения физическими лицами требований земельного законодательства Российской Федерации являются отсутствие проверяемых лиц по месту их регистрации и месту проживания, а также отсутствие субъекта проверки по причине смерти.

По данным Адыгейского межрайонного отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору в области земельного контроля (Россельхознадзора) за 2010 год проведено 389 проверок по использованию земель сельскохозяйственного назначения, принято 124 постановления, сумма взысканных административных штрафов составила 150,3 тыс. рублей, за первое полугодие текущего года проведено 154 проверки, принято 57 постановлений, сумма взысканных штрафов – 109,3 тыс. рублей. Большее число нарушений зафиксировано в муниципальных образованиях «Тахтамукайский район» и «Майкопский район». За отчетный период в судебные органы по результатам административных проверок было передано только одно дело.

Выводы:
1. Анализ состояния и использования земель сельскохозяйственного назначения выявил, что, несмотря на то, что в республике в последние годы проводится целенаправленная работа по вводу земель в сельхозоборот, в Адыгее остаются еще значительные площади простаивающих земель. Не вовлечены в экономический оборот 25,1 тыс. га безхозных земель, представляющие собой невостребованные земельные доли. Их вовлечение в сельхозоборот – значительный ресурс для экономики республики, за счет полного использования этих земель можно получить дополнительно еще 100 тыс. тонн зерна.

2. Следует отметить, что в Республике Адыгея в настоящее время нет уполномоченного органа по формированию земельной политики в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения.

3. На начало текущего года наибольшая часть земель сельскохозяйственного назначения находилась в собственности граждан – 192,8 тыс. га (56,4 % земель данной категории), в государственной и муниципальной собственности – 140,5 тыс. га (41,1 %), в собственности юридических лиц – 8,6 тыс. га (2,5 %);

4. По данным администраций муниципальных образований республики по состоянию на 1 июня 2011 года площадь земель фонда перераспределения, не вовлеченных в производство сельскохозяйственной продукции, составила 3,6 тыс. га. Из них, не обрабатываемые земли фонда в Майкопском (ок. 790 га), Тахтамукайском (661 га), Теучежском (2000 га) муниципальных районах и в г. Майкопе (176 га). В Кошехабльском, Красногвардейском, Гиагинском, Шовгеновском районах и городе Адыгейске земли фонда в полном объеме используются для производства сельскохозяйственной продукции.

5. Следует отметить, что использование земельных участков гражданами и юридическими лицами без надлежащего оформления землепользования является главной причиной недобора земельного налога, являющегося одним из основных источников формирования доходной части местных бюджетов. Нынешняя неурегулированность земельных отношений препятствует эффективной эксплуатации сельскохозяйственных угодий, привлечению на село серьезных инвесторов, использованию земли в качестве банковского залога.

6. В бюджетную систему Республики Адыгея за 2010 год поступило земельного налога в общей сумме 118,4 млн. руб., что превысило уровень соответствующего периода 2009 года на 5%. Однако, индикативный показатель выполнен только на 94%, недопоступление составило 7,0 млн. руб. Удельный вес земельного налога в общем объеме поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Республики Адыгея незначителен и составляет 2,3%.

7. Не на должном уровне проводится разъяснительная работа среди граждан и организаций, направленная на активизацию деятельности по оформлению документов и государственной регистрации прав на земельные участки, не налажена консультативная деятельность о правильном оформлении документов (соглашений об определении земельных долей, текстов доверенностей, проектов договоров аренды земельных участков), другой юридической и организационной помощи.

 

Информационно-аналитический отдел Управления делами Аппарата Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея

Информация подготовлена на основании данных Министерства сельского хозяйства Республики Адыгее, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Адыгея, Россельхознадзора, Министерства финансов Республики Адыгея, других официальных печатных изданий

 

 


28 февраля 2013 года, 14:23