Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск | Войти
путь на сайтеГлавная / /

 

О состоянии рынка труда в Республике Адыгея

О состоянии рынка труда в Республике Адыгея
22 февраля 2018 года, 15:09

В соответствии с Законом  Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Именно занятость способствует развитию социально-трудовых отношений, формированию численности постоянного населения и трудовых ресурсов республики.

Приоритеты государственной политики в сфере регулирования рынка труда нашли отражение в государственной программе Республики Адыгея "Содействие занятости населения" на 2014 – 2020 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров от 7 ноября 2013 года  № 255, государственной программе от 19 мая 2016 года № 81 "Доступная среда" на 2016  -2020 годы", Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года, утвержденной Законом Республики Адыгея от 23 ноября 2009 года № 300 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года".

Реализация республиканских программных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, содействию занятости населения позволили снизить рост численности безработных граждан, стабилизировать ситуацию на рынке труда. За 2017 год численность рабочей силы Республики Адыгея в среднем составила 200.1 тыс. человек, что на 1.8 тыс. человек меньше, чем в аналогичном периоде предыдущего года (201.9 тыс. человек). В их числе 182.6 тыс. человек были заняты в экономике и 17.5 тыс. человек – безработные в соответствии с методологией Международной Организации Труда (МОТ) (в 2016 году – 183.7 тыс. человек и 18.2 тыс. человек соответственно).

Уровень безработицы по МОТ за 2017 год в среднем составил 8.8% от численности рабочей силы (в аналогичном периоде 2016 года - 9.0%).

Ситуация на рынке труда Республики Адыгея за январь - декабрь 2017 года складывалась следующим образом: к концу декабря 2017 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения составила 2 102 человека, относительно аналогичной даты 2016 года их численность уменьшилась на 306 человек, или на 12.7 % (на 31.12.2016 г. – 2 408 человек).

По состоянию на 1 января 2018 года уровень регистрируемой безработицы в Республике Адыгея составил 1.0 % (по состоянию на 1 января 2016 года – 1.2 %).

В январе - декабре 2017 года в органы службы занятости населения Республики Адыгея за содействием в трудоустройстве обратились 8117 человек, что на 5.6 % меньше, чем в аналогичном периоде 2016 года (8526 человек). 

В банк вакансий органов служб занятости населения за анализируемый период поступило 11 941 вакансий. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года спрос на рабочую силу увеличился на 6.9 %, или на 766 ед. (в январе-декабре 2016 года – 11 175 ед.).

Из числа вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения по состоянию на конец 2017 года, 73.1 % -  вакансии с оплатой труда выше прожиточного минимума.

Потребность работодателей в рабочих разного уровня квалификации по-прежнему составляет основную часть заявочного спроса. Доля рабочих профессий в общем банке вакансий составила 56.2 %.

Трудоустройство.  За анализируемый период при содействии органов службы занятости населения трудоустроено 3 657 человек, или 45.1 % от численности граждан, обратившихся по вопросу трудоустройства (в январе - декабре 2016 года – 3 656 человек (42.5 %)). В том числе 1 978 (54.1%) -женщины; инвалиды - 168 (4.6 %); граждане, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва в работе - 297 (8.1 %); уволенные в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя - 151 (4.1%); родители, имеющие несовершеннолетних  детей - 472 (12.9 %).

Реализация государственной программы достигается путем реализации основных мероприятий в рамках подпрограмм "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан", "Повышение уровня занятости инвалидов", "Создание условий для реализации государственной программы Республики Адыгея "Содействие занятости населения" на 2014 - 2020 годы".

В рамках подведомственных программ:

- государственную услугу по профессиональной ориентации получили 6 392 человека, что составило 140.4 % от соответствующего показателя прошлого года (4 552 человека).

Из числа получивших услугу женщины составляют 3 486 (54.5%), безработные граждане – 3 894  (60.9 %), граждане в возрасте 14 - 29 лет – 2 820 (44.1 %), граждане, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва в работе – 1 052 (16.5 %), уволенные в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников организации - 573 (9.0 %), граждане, относящиеся к категории инвалидов - 136 (2.1 %),  освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы - 24 (0.4 %), жители сельской местности – 3 934 (61.5 % ).

- к профессиональному обучению приступили 770 безработных граждан (2016 год - 780 человек).

Из них впервые ищущие работу (ранее не работавшие) – 194 человека (25.2%), безработные, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва - 218 человек (28.3 %), женщины - 423 человека (55.0 %), инвалиды – 25 человек (3.3 %), молодежь в возрасте 16 - 29 лет - 316 человек (41.1 %), жители сельской местности - 502 человека (65.3 %).

Незанятая молодежь - это один из четко определенных устойчивых сегментов рынка труда, характеризующийся стабильным ростом предложения рабочей силы. Учитывая, то что выпускники вузов, среднетехнических и среднеспециальных, общеобразовательных учебных заведений априори имеют меньший опыт работы, положение молодых людей  на рынке труда значительно ухудшается в период экономического спада.  Именно в это время государством уделяется наибольшее внимание формированию молодежного рынка труда.

Организация временного трудоустройства выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования направлена на удовлетворение потребностей в приобретении опыта и навыков работы, необходимых для закрепления на первом рабочем месте.

В январе - декабре 2017 года 23 выпускника приступили к временным работам в рамках организации временного трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, что составляет 121.0 % от аналогичного показателя прошлого года (19 человек). 

Трудоустройство подростков и слабозащищенной категории. За 2017 год численность несовершеннолетних граждан, приступивших к временным работам в свободное от учебы время по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 6.8 % и составила 2 141 человек (в январе-декабре 2016 года – 2 004 человека).

 За отчетный период на временные работы трудоустроены 136 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, что составляет 105.4 % к аналогичному показателю прошлого года (129 человек), в числе которых 66 человек, или 48.5% - инвалидов, 50 (36.8%) - граждан, предпенсионного возраста.

  В рамках государственной программы в области содействия занятости населения в поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан реализуется мероприятие содействие самозанятости безработных граждан.

В 2017 году государственную услугу по содействию самозанятости получили 342 безработных гражданина, что составляет 52.8% от показателя 2016 года (647 человек).

Доля граждан, получивших государственную услугу по содействию самозанятости, в численности граждан, признанных безработными в 2017 году, составила 8.0% (в 2016 году – 13.2%).

К числу дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, следует отнести организацию ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, социальную адаптацию безработных граждан, психологическую поддержку безработных граждан, которые позволяют стабилизировать ситуацию на рынке труда, а также снизить социальную напряженность в обществе.

В период за январь - декабрь 2017 года организованы и проведены 121 ярмарка вакансий, в которых приняли участие 140 работодателей и 4 054 гражданина, государственную услугу по социальной адаптации получили 1 010 безработных граждан, что составляет 61.6% от соответствующего показателя прошлого года (1639 человек), психологическую поддержку получили 716 человек, что составляет 98.2% от показателя 2016 года (729 человек).

Повышение уровня занятости инвалидов и соответственно повышение уровня и качества их жизни и жизни их семей является одной из главных целей в рамках реализации подпрограммы "Повышение уровня занятости инвалидов".

В перечне работодателей, создающих (выделяющих) квотируемые рабочие места по Республике Адыгея по состоянию на 1 января 2018 года в перечне работодателей на 260 предприятиях и организациях со среднесписочной численностью от 35 до 100 человек и 94 предприятиях и организациях со среднесписочной численностью более 100 человек установлена квота для приема на работу инвалидов в количестве 905 рабочих мест, из них на квотируемых рабочих местах работают 735 инвалидов, в том числе на специальных рабочих местах 34 инвалида.

В Республике Адыгея существует ряд проблем, связанных с решением вопросов трудоустройства инвалидов, в том числе: низкая мотивация инвалидов трудоспособного возраста к трудоустройству, недостаточное количество рабочих мест, подходящих для трудоустройства инвалидов, низкое качество рабочих мест, выделяемых работодателями в счет квоты для приема на работу инвалидов, незаинтересованность работодателей в приеме на работу инвалидов.

К вопросам создания необходимой инфраструктуры и эффективной нормативной правовой базы для инвалидов депутаты обращались неоднократно.

В целях реализации мероприятий по вовлечению инвалидов в трудовую деятельность Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея принят Закон Республики Адыгея от 1 декабря 2017 года № 105 "О внесении изменения в Закон Республики Адыгея "О квотировании рабочих мест и минимальном количестве специальных рабочих для трудоустройства инвалидов", что обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, на трудоустройство на рабочие места, создаваемые (выделяемые) в рамках обязательств по квотированию рабочих мест, возложенных на работодателей федеральным законодательством и законодательством Республики Адыгея. По мнению депутатов, отсутствие на законодательном уровне критерия выполнения предоставления квоты порождало правовую неопределенность и создавало возможность произвольного толкования этой нормы, формального подхода к квотированию рабочих мест со стороны работодателей. В соответствии с принятым Законом выполнением квоты для приема на работу инвалидов теперь будет считаться трудоустройство работодателем граждан на все выделенные в счет установленной квоты рабочие места, подтвержденное заключением трудового договора

В соответствии с принятым Законом Республики Адыгея от 1 декабря 2017 года №107 "Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда, на 2018 год " указанный показатель на 2018 год составит 1.73 (в 2016 и 2017 годах применялся коэффициент 1.5302).

В Конституции Российской Федерации записано, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы" (ст.37, п.3). Увеличение уровня занятости населения, снижение показателей безработицы - это то к чему стремится любое государство в целях увеличения своего экономического роста и благополучия.

Сегодня для успешного исполнения государственных функций и оказания государственных услуг в сфере реализации государственной программы перед законодателями стоят задачи по решению многих проблем в сфере регулирования трудовых отношений. В качестве актуальных направлений, требующих совершенствования нормативного регулирования, следует назвать:

- усиление мер ответственности работодателей и работников за нарушение требований трудового законодательства;

- совершенствование системы защиты от безработицы, создание условий для более широкого вовлечения в трудовую деятельность людей с ограниченными физическими возможностями;

- усиление социальной защиты безработных и, в частности, увеличение  размеров пособий и стипендий безработным, проходящим профессиональное обучение по направлениям службы занятости.

Информационно-аналитическое управление
Аппарата Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея

Информация подготовлена на основании данных  Управления Федеральной службы
государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея,
Управления
государственной службы занятости населения Республики Адыгея


22 февраля 2018 года, 15:09