Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск | Войти
путь на сайтеГлавная / /

 

Ретроспектива деятельности Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея V созыва (во взаимодействии с органами исполнительной власти региона)

Ретроспектива деятельности Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея V созыва (во взаимодействии с органами исполнительной власти региона)
27 июля 2016 года, 16:48

27 июля 2016 года состоялось завершающее 60-ое заседание Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея пятого созыва (2011 – 2016 гг.). Основным вектором деятельности республиканского парламента в эти годы явилось  дальнейшее совершенствование  законодательной базы республики, охватывающей  наиболее приоритетные направления общественной и экономической жизни региона: продолжена  работа  по созданию правовой базы функционирования  органов местного самоуправления в республике, приняты законы, регулирующие вопросы реализации бюджетной политики, экологической безопасности, земельных отношений, важные нормативные правовые акты в сфере социальной защиты детей, молодежи и старшего поколения, а также отдельных категорий жителей Республики Адыгея.

Следует отметить, что за  эти годы значительно усовершенствована  законодательная  база  республики, охватывающая  наиболее приоритетные направления общественной и экономической жизни региона: продолжена  работа  по созданию правовой базы функционирования  органов местного самоуправления в республике, приняты законы, регулирующие вопросы реализации бюджетной политики, экологической безопасности, земельных отношений, важные нормативные правовые акты в сфере социальной защиты детей, молодежи и старшего поколения, а также отдельных категорий жителей Республики Адыгея.  

Главным вектором деятельности республиканского парламента явилось дальнейшее

Разработка и  принятие  законодательных актов, обеспечивающих реализацию федеральных законов, уточнение положений действующего законодательства; законодательное  обеспечение  и реализация  ежегодных Посланий Главы государства и посланий главы республики парламенту Адыгеи  и исполнительным органам государственной власти субъекта,  инициатив Президента Российской Федерации по преодолению коррупции, обеспечению антикризисных мер, ориентированных на поддержание социально-экономической стабильности в регионе –  не менее существенная часть  проделанной  работы.

Неоднократно  в  ходе заседаний Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея поднимались вопросы  профилактики социального сиротства, повышения родительской ответственности за воспитание и содержание детей; необходимости усиления системной, комплексной поддержки приемных семей и улучшения положения детей-сирот путем создания необходимых условий для их воспитания, образования и развития; устранения дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях. . 

Велась непрерывная  активная работа по взаимодействию с общественностью, представителями различных политических партий, органами местного самоуправления.

Безусловно, реализация представительной функции парламента – приоритетное направление в повседневной деятельности. Прежде всего она выражается в работе депутатов и их фракций со своими избирателями. Депутатами систематически осуществлялся прием граждан в избирательных округах. На встречах с населением поднимались многочисленные актуальные проблемы, которые становились предметом обсуждения на заседаниях комитетов и планерных совещаниях.

В рассматриваемый период за помощью к депутатам в ходе личного приема обратились 3 126 граждан. В Государственный Совет – Хасэ Республики Адыгея поступило 1 228  обращений избирателей. Это жалобы на нарушения прав и свобод граждан, на безответственные действия или бездействие должностных лиц, нарушение жилищных прав, права на благоприятную окружающую среду и условия проживания.

Много внимания уделено  защите интересов социально незащищенных граждан – помощь в решении вопросов  трудоустройства, получения жилья, материальной помощи, места в детском дошкольном учреждении, дорогостоящих лекарств и другие.

За период работы республиканского парламента пятого созыва (по состоянию на 1 июля  2016 года) проведено 60 заседаний Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея, на которых рассмотрено 1 504  вопроса, принято 566  законов Республики Адыгея, из них 89  "базовых" и 458  законов  республики по внесению изменений в действующие законы, в том числе внесены 8 поправок в Конституцию Республики Адыгея; 18 законов – по признанию утратившими силу законов и статей законов Республики Адыгея, ,отклонен 1 законопроект, принято 1 564   постановления.  

Распределение законов, принятых за созыв,
по сферам регулирования

- Государственная власть и местное самоуправление – 33 %;

- Бюджетно-финансовые отношения и вопросы экономики – 29 %;

- Социальные отношения – 13,2 %;

- Культура и спорт – 3,8 %;

- Образование – 9 %;

- Экология – 5 %;

- Вопросы земельных, имущественных и аграрных отношений – 7 %.

Как видно,  за период работы V созыва наибольшее количество законов принято в таких сферах правового регулирования, как:

- основы государственного управления, что обусловлено необходимостью правового обеспечения полномочий Республики Адыгея как субъекта Российской Федерации во исполнение федеральных законов о перераспределении полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, изменениями федерального законодательства о выборах, наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;

- финансы и вопросы экономики, при этом стабильно высокое количество принимаемых нормативных правовых актов обусловлено не только множественными изменениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и федеральных законов о распределении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами по предметам совместного ведения, но и предоставлением из республиканского бюджета Республики Адыгея дотаций бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления; необходимостью сохранения стабильности работы систем жизнеобеспечения и социальной инфраструктуры, поддержки и развития инвестиционных процессов, предпринимательской активности, развития налогового потенциала и повышения эффективности использования бюджетных ресурсов.

Важным политическим решением Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея пятого созыва явилось наделение 12 декабря 2011 года полномочиями Главы Республики Адыгея А.К. Тхакушинова на второй срок;  13 января 2012 года состоялась инаугурация.

Созданы институты  Уполномоченного по правам ребенка, задачей которого  является обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод ребенка, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими вне зависимости от ранга и положения; и Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Необходимость создания данного института обусловлена тем, что нередко субъекты предпринимательской деятельности не в силах самостоятельно разрешить ситуации, связанные с нарушением их прав и законных интересов, особенно в тех случаях, когда имеют место административные барьеры, бюрократическое давление, коррупционные проявления со стороны органов государственной власти и их должностных лиц.

Парламент осуществлял системный контроль за соблюдением и исполнением принятых нормативных правовых актов, за исполнением республиканского бюджета, реализацией республиканских целевых программ, соблюдением установленного порядка распоряжения государственной собственностью Республики Адыгея. На заседаниях Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея в рамках "правительственного часа" обсуждались процессы, негативно влияющие на развитие системы образования, малого и среднего бизнеса, а также проблемы жилищно-коммунальной сферы, вопросы социального развития и здравоохранения и многое другое. В данном формате заслушано 37  отчетов органов исполнительной власти республики.

Продолжилась практика участия депутатов в работе совещаний и семинаров в режиме видеоконференции, заседаниях "круглых столов"; в мероприятиях, посвященных Дню российского парламентаризма и ставших традиционными "парламентских уроках"; в межрегиональных научно-практических конференциях, в числе которых реализация общефедерального проекта "России важен каждый ребенок"; "Просветительство как фактор формирования межэтнической и межконфессиональной толерантности"; "О проблемах развития туризма и сохранения природного и культурно-исторического наследия в Республике Адыгея"; "Вклад медицинских работников в Победу в Великой Отечественной войне"; "О мерах по обеспечению доступности реабилитационной помощи в Российской Федерации" и другие. В ходе выездных заседаний межведомственных комиссий неоднократно поднимались проблемные вопросы, в том числе касающиеся негативных последствий функционирования Краснодарского водохранилища.

25 – 27 апреля  2016 года в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации прошли Дни Республики Адыгея, в которых приняли участие Глава Республики Адыгея А.К. Тхакушинов, Председатель Государственного Совета – Хасэ  Республики Адыгея В.И. Нарожный, члены Совета Федерации от Адыгеи – М.К.-Г.  Хапсироков, В.Н. Шверикас,  Премьер-министр Республики Адыгея М.К. Кумпилов, депутаты  республиканского парламента Р.Х. Бричев, Д.Р. Мирза, А.А. Керашев, члены Кабинета Министров Республики Адыгея, руководители ведущих предприятий Адыгеи.

Расширялись межпарламентские связи с Советом Федерации и Государственной Думой, законодательными органами субъектов Российской Федерации, Советом законодателей России. Одной из важных форм участия парламента в федеральном законодательном процессе является реализация права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.  В течение 2011 – 2016 годов направлено 35  инициатив,  касающихся  внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях, Налоговый, Уголовный и Трудовой кодексы Российской Федерации, ряд федеральных законов.

Наряду с законопроектами парламентариями направлялись предложения и на заседания Совета законодателей по различным проблемам, требующим правового обеспечения в современных условиях. В их числе совершенствование правового регулирования использования водных ресурсов, гидротехнических сооружений и систем мелиорации в Российской Федерации; законодательное обеспечение организации системы сбора и утилизации отходов в Российской Федерации; ситуация с полезащитными насаждениями в Российской Федерации; устойчивое развитие сельских территорий и  др. 

Отдельно следует остановиться на деятельности Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея в рамках Южно-Российской Парламентской Ассоциации: республиканские парламентарии активно участвовали в работе по важнейшим направлениям законотворчества. В течение анализируемого периода делегатами конференций ЮРПА поддержано 39 предложений парламента по приоритетным социально-экономическим вопросам.

Действовали рабочие депутатские комиссии и группы по вопросам финансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, рационального использования природных ресурсов, создания благоприятной окружающей среды, развития законодательства в социальной сфере в части предоставления дополнительных льгот многодетным семьям и другим вопросам.

 Залогом плодотворной деятельности парламента стал конституционно выверенный баланс властей. Государственный Совет – Хасэ Республики Адыгея развивает и самое тесное взаимодействие с органами исполнительной власти республики, субъектами права законодательной инициативы: по законодательной инициативе Главы Республики Адыгея принят  51   закон  Республики Адыгея, по законодательной инициативе Кабинета Министров Республики Адыгея – 222.    

 Представители различных министерств и ведомств регулярно участвовали  в заседаниях парламента, обсуждая актуальные вопросы и плодотворного взаимодействуя в процессе законотворчества. Только за прошедший год было заслушано 15 информаций Кабинета Министров Республики Адыгея и иных органов государственной власти, в т.ч. в рамках "правительственного часа".  

 Безусловно, совместные усилия всех ветвей власти республики дали свои результаты: снизилась дотационность республики с 50.2 % в 2010 году до 38.2% в 2015 году, что, в первую очередь, обусловлено темпами роста собственных поступлений: налоговые и неналоговые доходы в 2010 году составляли 5 372.9 млн руб., в 2015 году – 9 891.8 млн руб. (184 % к 2010 г.).  

 По результатам мониторинга уровня открытости бюджетных данных Республика Адыгея второй год подряд занимает 2-ое место среди субъектов Южного федерального округа и входит в десятку лидеров субъектов Федерации.

 Заметные изменения произошли в развитии предпринимательства. Сегодня малый и средний бизнес Республики Адыгея – это 4 000 предприятий и около 16 800 индивидуальных предпринимателей. Немаловажно, что в секторе малого и среднего предпринимательства занято более 46 тысяч человек: наибольшая часть из них занимается производственной деятельностью, заняты в сфере услуг и оптовой, розничной торговли.

Вопросы поддержки бизнеса регулярно оказываются в центре внимания республиканских парламентариев.  В данной сфере функционируют республиканские законы "О патентной системе налогообложения" (2012  год), "О налоговых ставках при применении упрощенной и патентной систем налогообложения отдельными категориями налогоплательщиков" (2015 год).

Наряду с принятыми законами целый комплекс мер способствует реализации новых проектов, в том числе в производственной сфере. Ежегодно  реализуются программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, в рамках которых субъектам предпринимательства предоставляется финансовая поддержка на создание бизнеса и модернизацию производства, обновление производственных машин и оборудования. В течение последних 5 лет сформирована инфраструктура поддержки предпринимательства, в которую входят: "Фонд поддержки предпринимательства Республики Адыгея", автономное учреждение Республики Адыгея "Бизнес-инкубатор Республики Адыгея", 9 муниципальных бизнес-центров. В настоящее время ведется работа по созданию АгроБизнесИнкубатора. Создан гарантийный фонд, обеспечивающий доступ предпринимателей при недостаточности залоговой базы к получению банковского кредита.

Однако сохраняется актуальность дальнейшего совершенствования вопросов финансово-кредитного и налогового стимулирования, повышения эффективности государственной поддержки сектора малого и среднего предпринимательства.

Качественным образом изменился инвестиционный климат. В течение 2011 – 2015 годов приняты нормативные правовые акты, направленные на повышение инвестиционной привлекательности региона, в том числе, позволяющие без разрешения на строительство строить и реконструировать линии электропередач классом напряжения до 35 кВт, газопроводы низкого и среднего давления. Республиканским законом "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов" (2015 год) инвесторам предоставляются в аренду земельные участки без торгов при условии реализации инвестиционного предложения на сумму более 100 млн руб. или создания более 30 новых рабочих мест. В республике внедрены все элементы Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата.

С  2011 по 2014 годы в экономику республики вложено около 70  млрд  руб. инвестиций, что в 1.2 раза больше, чем за предыдущие 5 лет (58.2 млрд руб.). В Адыгее сегодня реализуются более 60 проектов с общим объемом заявленных инвестиций 70 млрд руб.

Рациональное использование земельных ресурсов, полноценное вовлечение земель сельскохозяйственного назначения в гражданско-правовой оборот, устойчивое развитие сельских территорий сохраняют свою актуальность и остаются приоритетными в работе депутатского корпуса. В рамках правового регулирования аграрной политики осуществлялась деятельность по совершенствованию земельных отношений; созданию социальных условий для жизни и работы на селе, получению прибыли производителями сельскохозяйственной продукции и многое другое. Так, парламентариями приняты законы "О государственной поддержке производителей производственного зерна, хлеба и хлебобулочных изделий" (2012 год), "О пчеловодстве" (2015 год).

Говоря о достижениях в сельском хозяйстве, нельзя не отметить высокий уровень урожайности –  средняя урожайность за 5 лет по республике составила более 39 центнеров с гектара, данный показатель позволяет Адыгее  оставаться на второй позиции в Российской Федерации. В республике идет возрождение рисоводства, за счет увеличения государственного финансирования поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей развивается садоводство, овощеводство, строятся теплицы. Многое сделано для развития  социальной инфраструктуры села: в 2011 – 2015 годах построено 22 фельдшерско-акушерских пункта, 215 км газораспределительных сетей, 186 км водопроводных сетей, выдано 128 свидетельств на приобретение жилья для молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности.

На заседаниях неоднократно поднимались вопросы содействия замещению импортных товаров местной продукцией. Речь шла о мерах государственной поддержки по стимулированию развития садоводства, овощеводства, селекционно-генетических центров и т.д. За период с 2011 по 2015 годы в республике заложено 1 101 га многолетних насаждений, из них 727 га садов интенсивного типа.

Парламентариями принят целый блок законов, направленных на совершенствование жилищного законодательства; установление дополнительных мер по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Адыгея, пострадавших в результате неисполнения застройщиками своих обязательств; содействие развитию жилищного строительства; осуществление  государственной социальной поддержки граждан при ипотечном жилищном кредитовании.

Состояние социальной сферы региона, ее проблемы и пути развития находятся в фокусе внимания обеих ветвей власти. Республиканскими парламентариями принято более 52 нормативных правовых актов, направленных на обеспечение доступности и адресности предоставления гражданам социальных услуг; соблюдение трудовых прав инвалидов; повышение ответственности органов государственной власти, должностных лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья. В их числе "О реализации права граждан, имеющих трех и более детей, на бесплатное приобретение в собственность земельных участков" (2011 год); "О предоставлении компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Адыгея"; "Об определении муниципальных образований и специальностей в целях предоставления в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства" (2015 год); "О квотировании рабочих мест и минимальном количестве специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов" (2014 год), "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур" (2014 год); "О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан" (2014 год); "О Перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг" (2014 год).

Социальная сфера регулирует вопросы, с которыми наши граждане сталкиваются ежедневно. В этой связи важна ориентированность финансовых ресурсов на обеспечение социальных расходов и выполнение принятых социальных обязательств перед населением республики. В республике ликвидирована очередь в детские сады для детей от 3 до 7 лет. На реализацию программы "Доступная среда" выделено почти 54 млн руб. За счет государственных капитальных вложений с 2011 года введено в строй 207 объектов, из них 95 % – социальной направленности.

Безусловно, проблем и нерешенных вопросов в социальной сфере остается немало. Над этим необходимо работать консолидировано всем ветвям власти республики. Речь идет о необходимости развития мер государственной социальной поддержки многодетных семей, реализации уже существующих; поддержания качества жизни населения; совершенствования трудового и пенсионного законодательства; защиты прав малообеспеченных слоев населения.

 Формирование современной модели системы образования является одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Адыгея. В республике для этого создаются все условия: обеспечиваются государственные гарантии прав граждан на получение дошкольного, основного, среднего, среднего профессионального и высшего профессионального образования на конкурсной основе; первостепенное внимание уделяется строительству зданий учреждений образования, модернизации образовательной инфраструктуры, поддержке одаренных детей, развитию учительского потенциала, здоровью подрастающего поколения (здоровьесберегающим технологиям). Депутатами проведена активная работа по совершенствованию законодательства в сфере профилактики социального сиротства, улучшения положения детей-сирот путем предоставления им дополнительных гарантий, а также в области государственной поддержки молодежи. В рассматриваемый период принято 53 республиканских закона, регулирующих систему образования.

Особое место в законодательном процессе отведено вопросам патриотизма, нравственности и морали, сохранения культурного наследия. Республиканским законом "О патриотическом воспитании" (2015 год) установлены основные направления деятельности и полномочий органов государственной власти республики в сфере патриотического воспитания, создания правовых основ для патриотического воспитания, деятельности по формированию у граждан патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей, которые успешно реализуются.

В 2014 году принят республиканский закон "О государственном содействии деятельности общественных объединений ветеранов". И это закономерно. В Республике Адыгея на сегодняшний день действует 14 общественных объединений ветеранов, в их состав входит более 100 тыс. человек. Улучшение социального положения ветеранов и участников боевых действий, привлечение их к активному участию в жизни республики с целью передачи опыта молодежи и воспитания у подрастающего поколения гражданской позиции являются основными направлениями деятельности данных объединений.

 Сохраняется преемственность в работе парламента всех созывов и по вопросам работы с молодежью: проводником молодежной политики в республике является Молодежный парламент при Государственном Совете –Хасэ Республики Адыгея. Его члены принимают активное участие в реализации социально значимых проектов, проведении мероприятий, имеющих общественно-политическую значимость, в рамках заседаний Палаты молодых законодателей при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации неоднократно выдвигали законодательные инициативы.

 Отдельного анализа требует деятельность республиканского парламента по совершенствованию и укреплению демократических институтов на региональном уровне, улучшению качества народного представительства. В рассматриваемый период получили дальнейшее развитие республиканские законы о местном самоуправлении, муниципальной службе, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Депутатами велась активная деятельность по совершенствованию территориальных основ местного самоуправления, уточнению границ, статуса муниципальных образований. Приняты законы, регламентирующие вопросы сдачи квалификационного экзамена для присвоения классных чинов некоторым категориям гражданских служащих, проведена работа по совершенствованию региональной базы административного законодательства. Парламентом принято более 30 законов в указанной сфере  правового регулирования.

Следует акцентировать внимание на принятии нормативных правовых актов, направленных на видоизменение порядка избрания Главы Республики Адыгея, выборных органов местного самоуправления, состава высшего законодательного (представительного) органа республики. В соответствии с Конституционным законом от 29 июля 2011 года № 20 "О поправке в Конституцию Республики Адыгея" внесены изменения в статью 64 Основного Закона республики. Согласно требованиям федерального законодательства введены единые критерии для установления численности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В связи с этим численность депутатского корпуса высшего законодательного органа Республики Адыгея нового созыва составит пятьдесят человек.

Республиканский закон "О порядке избрания Главы Республики Адыгея депутатами Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея" (от 1 апреля 2016 года № 518) регламентирует избрание Главы субъекта: кандидаты, представленные Президентом Российской Федерации для избрания на должность Главы Республики Адыгея, рассматриваются и избираются депутатами Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея на заседании Парламента.

 Законом Республики Адыгея от 2 марта 2015 года № 389 "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О местном самоуправлении", предусмотрены изменения порядка избрания главы муниципального района, городского округа, городского поселения, сельского поселения, административный центр которого является административным центром муниципального района.

Депутатами пятого созыва в 2011 году принято постановление об учреждении Памятного знака "Государственный Совет – Хасэ Республики Адыгея. XX лет" в честь 20-летия Парламента Республики Адыгея в целях поощрения за результативное участие в законотворческой работе, деятельное служение интересам избирателей, личные заслуги граждан в парламентском строительстве, научных исследованиях по истории, теории и практике парламентаризма, а также за многолетнее и эффективное взаимодействие с Государственным Советом – Хасэ Республики Адыгея. Памятным знаком могут награждаться Глава Республики Адыгея, экс-Президенты Республики Адыгея, депутаты Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея настоящего и предыдущих созывов и сотрудники Аппарата Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея.

Следует констатировать, что законодательная ветвь власти республики является важным фактором стабильности, общественного согласия, гражданского мира, консолидации всех созидательных сил.

Многое достигнуто за эти годы и в дальнейшем  результаты эти необходимо сохранить,  создавая правовые условия для поступательного развития экономики и повышения инвестиционной привлекательности региона, акцентируя внимание на анализе правоприменительной практики и осуществлении контрольных функций парламента. Также актуальными на  сегодняшний день остаются вопросы  эффективного  решения  задач в сфере охраны и рационального использования земельных, водных, лесных и иных природных ресурсов, создания экологически благоприятной окружающей среды.  

Информационно-аналитическое управление
Аппарата Государственного Совета – Хасэ республики Адыгея


27 июля 2016 года, 16:48