Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск | Войти
путь на сайтеГлавная / /

 

Проблемы развития экономического потенциала сельских территорий и социального развития села в Республике Адыгея

Проблемы развития экономического потенциала сельских территорий и социального развития села в Республике Адыгея
18 февраля 2019 года, 16:49

Задачами первостепенной важности на сегодняшний день являются: повышение эффективности сельской экономики, воспроизводство человеческих ресурсов, улучшение условий труда и жизни жителей села, развитие социальной инфраструктуры в сельской местности, создание в сельском хозяйстве равных с другими отраслями экономики условий получения денежных доходов, рациональное использование и воспроизводство природно-ресурсного потенциала сельских территорий.

От перечисленного зависят состояние и тенденции развития производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции, отечественного рынка продовольствия, изменение степени его зависимости от импорта, платежеспособности населения. Это огромный спектр деятельности, и важно выработать комплекс конкретных мер, направленных на рост качества и продолжительности жизни сельского населения, повышение его образовательного уровня. Следует понимать, что, реализуя стратегию развития села, решаются задачи и продовольственной безопасности.

Сельское хозяйство является приоритетным направлением развития экономики Республики Адыгея: на его долю приходится около 16 % валового регионального продукта и почти 21 % от занятых во всех отраслях экономики республики. По статическим данным численность постоянного населения Республики Адыгея на 1 января 2019 года составила 454 485 человек, из которых 214 180 человек (47.1 %) – городское население и 240 305 человек (52.9 %) – сельское. Анализ демографической ситуации в республике за последний год свидетельствует о незначительном росте постоянного сельского населения (на 1 января 2018 года этот показатель составлял 239 930 человек). Исследование миграционной ситуации в Адыгее не выявило существенного оттока населения из сельской местности.

Самая острая проблема – обеспечение занятости населения, содействие производству и реализации местных продуктов питания и потребительских товаров. Свыше 4 420 человек, проживающих в сельских населенных пунктах республики, в 2018 году обращались в органы службы занятости населения в поисках подходящей работы, на 1 января 2019 года состояло на учете 2 292 гражданина указанной категории. Необходимо при этом учитывать особенности рынка труда на селе, где возможности трудоустройства и выбор вакансий сильно ограничены. Специфической особенностью сельского хозяйства является также высокая трудоемкость и низкая доходность отраслей, что сопровождается оттоком ресурсов, в том числе рабочей силы, в другие сферы производства. 

В этой связи очень важно сегодня поддерживать и развивать наряду с традиционными формами хозяйствования и несельскохозяйственные виды занятости на селе в сфере экологического туризма, развития народных промыслов, местного гостиничного бизнеса. Речь идет об использовании имеющихся природно-климатических условий и сложившейся специализации рекреационного комплекса Республики Адыгея. Туристский комплекс республики представлен 236 единицами туристского рынка, из них 195 единиц – туристские комплексы (гостиницы, гостевые дома, базы отдыха, санатории), номерной фонд которых составляет более 6 тысяч мест. В основном развиваются такие виды туризма как спортивный туризм, экологический туризм, пешеходный туризм, водный туризм, горный туризм, автотуризм, этнотуризм, паломничество. Открываются новые точки обслуживания туристов: услуги конного проката, прокат квадроциклов; каньонинг, трекинг, рафтинг и джипинг.

Стабильно развиваются основные экскурсионные объекты Майкопского района. Туристские предприятия, обслуживающие "Водопады Руфабго", "Хаджохскую теснину", "Беловодье", "Хаджохский дольмен", "Сахрайские водопады", активно совершенствуют свою материальную базу, расширяют перечень предоставляемых услуг. К природным объектам показа добавляются палеонтологические и краеведческие музеи, живые уголки, внедряются новые маршруты показа. Очевидно, что развитие туристско-рекреационного комплекса способствует развитию транспорта, сферы услуг, агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности, и этот опыт республики может быть полезен.

Направления и механизмы диверсификации занятости сельского населения предполагают и содействие эффективной занятости в сфере малых форм хозяйствования посредством реализации мероприятий по поддержке начинающих фермеров; развитию семейных животноводческих ферм; созданию новых рабочих мест в сельскохозяйственных организациях, обеспечивающих переход АПК на модернизированные трудосберегающие технологии; сохранению, наращиванию рабочих мест в социальной сфере.

В 2018 году выданы гранты 48 начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и 3 хозяйствам на развитие семейных животноводческих ферм.

В рамках реализации мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий за последние четыре года введено более 129 км газопроводных сетей, более 162 км водопроводных сетей, выданы свидетельства на улучшение жилищных условий 84 молодым семьям и молодым специалистам, проживающим в сельской местности, построено 7 фельдшерско-акушерских пунктов и один офис врача общей практики. В настоящее время осуществляется строительство фельдшерско-акушерского пункта, общеобразовательной средней школы на 100 ученических мест и физкультурно-спортивного мини-парка площадью 4.3 тыс. м2. На указанные цели направлено 140.4 млн руб., из которых 104.1 млн руб. – средства федерального бюджета, 36.3 млн руб. – средства республиканского бюджета Республики Адыгея.

Наши усилия должны быть направлены на возрождение сельскохозяйственной потребительской кооперации, что укрепит конкурентоспособность и социальный статус сельскохозяйственных производителей, улучшит условия хозяйствования и создаст стимулы для роста товарной продукции. Ни для кого не секрет, что эта ниша на сегодняшний день заполнена недостаточно: мало перерабатывающих сельскохозяйственных кооперативов; не развита сбытовая, снабженческая кооперация, система сельскохозяйственных кооперативных рынков; фактически отсутствует инструмент управления рисками; не используется потенциал организаций потребительской кооперации в заготовительной деятельности. Указанные положения требуют комплексного решения.

В республике есть определенный опыт по созданию сельскохозяйственных потребительских кооперативов, реализуется проект "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Республике Адыгея в 2017 – 2020 годах", в рамках исполнения его положений создано 8 кооперативов указанной категории.

Земли сельскохозяйственного назначения – главное средство производства в сельском хозяйстве. Необходимо полноценное вовлечение земель указанной категории в гражданско-правовой оборот, что, в конечном итоге, обеспечит приток кредитов и прямых инвестиций в сельскохозяйственный сектор экономики, стимулируя его развитие. Республиканский парламент неоднократно выступал с законодательными предложениями по созданию условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения. В их числе:

- необходимость внесения изменений в федеральный закон "О землеустройстве", предусматривающих: упрощение и удешевление оформления прав на земли сельскохозяйственного назначения; исключающие возможность необоснованного приостановления выдела земельных долей в земельные участки;

- целесообразность лицам, реально хозяйствующим на земле сельскохозяйственного назначения, облегчить переоформление права собственности на участки, в частности, за счет установления предельного уровня выкупных цен, арендной платы и условий выкупа земли более льготных, чем ныне действующие;

- актуальность разработки законодательных норм, обеспечивающих собственникам земли защиту от захвата и ликвидации аграрных предприятий, а также гарантирующих собственникам при продаже земли полноценное возмещение ее рыночной стоимости.

Должны быть выработаны эффективные формы влияния на процесс организации сбыта продукции, выращенной на личных подворьях граждан, которая зачастую попадает в руки перекупщиков. Необходимы концентраторы в виде оптово-закупочных звеньев, обеспечивающих закупку у производителей сельхозпродукции – от крупного фермера до владельца дачного участка и личного подворья. Нужно предусмотреть порядок организации пунктов сбора сельскохозяйственной продукции и обеспечения оборудованными торговыми местами, а также информацией о потенциальных покупателях.

Первостепенную роль в решении обозначенных проблем играет обеспеченность сельских территорий профессиональными кадрами. Понимая это, в республике принято ряд нормативных правовых актов, направленных на перспективную подготовку рабочих кадров для села. Можно обратиться к опыту Республики Адыгея в данной сфере: образовательный процесс выстраивается на основе заключенных договоров с предприятиями и организациями на подготовку требующихся специалистов, трудоустройство выпускников, участие в оценке качества подготовки специалистов. Для каждой республиканской профессиональной образовательной организации определено четкое отраслевое позиционирование, с ориентацией всех образовательных программ, структуры профессий и специальностей на нужды соответствующих отраслей экономики или социальной сферы с прямым вовлечением в образовательный процесс ведущих предприятий и организаций республики.

Сегодня профессиональными образовательными организациями осуществляется подготовка рабочих кадров для сельского хозяйства и малых форм АПК республики по следующим профессиям и специальностям: тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, мастер сельскохозяйственного производства, мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка, младший ветеринарный фельдшер, пчеловод, автомеханик, лаборант-аналитик, повар-кондитер, технология молока и молочной продукции, ветеринария, механизация сельского хозяйства. В текущем учебном году более 1 700 человек обучаются по указанным специальностям и профессиям.

Таким образом, заключенные соглашения предполагают участие работодателей в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, в реализации основной профессиональной образовательной программы в форме организации учебной и производственной практики, проведения учебных занятий, совместной организации и проведения конкурсов профессионального мастерства. В реализации практико-ориентированного обучения принимают участие более 50 предприятий и организаций различной правовой формы.

Сельское население является по сути своей носителем духовности, хранителем традиций, нравственной системы нации. Это непреложная истина. В нашей стране должны быть созданы социальные условия для жизни и работы на селе, направленные на сокращение оттока населения, сохранение и развитие сельских культурных учреждений. Недофинансирование культурных программ тормозит развитие очагов культуры на селе, что, в конечном счете, сказывается на воспитании молодежи. В Республике Адыгея функционируют 134 учреждения культурно-досугового типа, из них 119 находятся на территории сельской местности. Каждое подобное учреждение является объектом социальной важности.

В настоящее время дискутируется вопрос создания в сельской местности социокультурных центров. Очевидно, что для этого необходимо разработать нормативно-правовую базу, включающую договоры о сотрудничестве между взаимодействующими учреждениями. Создание новых учреждений, оказывающих те же услуги, которые предоставляются действующими на сегодняшний день учреждениями, без принятия решений по реструктуризации сети последних, приведет к значительной финансовой нагрузке на бюджет.

Для развития экономического потенциала сельских территорий и социального развития села предлагаем акцентировать внимание на реализации следующих положений:

- создание социальных условий для жизни и работы на селе, направленных на сокращение оттока населения. В этой связи необходимо предусмотреть в федеральном бюджете целевое выделение средств субъектам Российской Федерации на реализацию политики повышения престижа работы на селе путем поддержки молодежных инициатив, направленных на улучшение проживания и работы в сельской местности, на развитие молодежной самозанятости на селе;

- преодоление ведомственной разобщенности в управлении сельской местностью и усиление координации в обеспечении сельского развития между органами государственной власти, общественными и коммерческими организациями, объектами бизнеса и населением;

- урегулирование системы сбыта сельскохозяйственной продукции (необходимо предусмотреть порядок организации пунктов ее сбора и обеспечения оборудованными торговыми местами, а также информацией о потенциальных покупателях);

- формирование более качественного и обновленного подхода к обучению студентов в профильных учебных заведениях, совершенствование их материально-технической базы. Необходимо на уровне школы целенаправленно готовить и мотивировать ребят на получение профессий, востребованных на рынке труда сельскохозяйственных производств.

Информационно-аналитическое управление
Аппарата Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея

Информация подготовлена на основе данных Управления Федеральной службы
государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея,
Министерства сельского хозяйства Республики Адыгея 


18 февраля 2019 года, 16:49