Информационно-аналитические материалы

Проблемы и перспективы в миграционной сфере
21 марта 2018 года, 16:35

по материалам Ежегодного доклада Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации за 2017 год на тему «Евразийский вектор – интеграция будущего»

В России миграционная политика строится в соответствии с «Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной 13 июня 2012 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.

Одним из основных акцентов рассматриваемого вопроса является необходимость найти баланс в регулировании, связанный с созданием благоприятных условий для привлечения рабочей силы и с обеспечением безопасности и интересов местного населения.

В настоящее время в Правительство РФ внесен пакет документов, направленных на упорядочение трудовой миграции с целью привлечения иностранной рабочей силы более высокого уровня квалификации. Проблема заключается в отсутствии в стране внутренней трудовой миграции, что вызвано либо психологическими причинами, либо отсутствием экономической поддержки в момент переезда.

Внесен законопроект о предоставлении по упрощенной форме гражданства гражданам иностранных государств, которые с отличием окончили высшее учебное заведение, который будет мотивировать оставаться на территории нашей страны. В нем предлагается студентам на период их обучения предоставить право работать на территории РФ без каких-то особых дополнительных разрешающих документов.

Среди преимуществ, которые получают граждане стран – членов ЕАЭС, можно выделить отсутствие требования в постановке на миграционный учет – они могут пребывать в стране, в которой работают, на протяжении всего действия трудового договора. Возможна в скором времени отмена рабочей квоты и необходимость получения разрешительных документов, что исключит и требуемые экзамены. Способствовать этому будет признание образовательных документов, полученных в своей стране – исключение составят лишь дипломы, свидетельствующие о юридическом, педагогическом и медицинском образовании. Российский рынок труда по мере его выхода из кризиса будет все больше насыщаться гражданами ЕАЭС, которые заменят выходцев из Центральной Азии и других стран, с которыми сегодня пока действует безвизовое передвижение. Рабочая сила проявляет заинтересованность в российском рынке, что приведет к ее свободному передвижению между странами ЕАЭС.

На итоговый период лета 2017 года насчитывалось около 10 млн иностранных граждан. Абсолютное большинство из них – сезонные рабочие, прибывающие в города и села России. По сравнению с прошлым годом миграционный поток увеличился на 300 тысяч человек.

Изменение миграционной картины. Если рассматривать общую миграционную картину, закономерно, что самый большой по объему миграционный поток идет в столичный регион – Москву, Московскую область (около полутора млн в каждый).

Миграционная компонента населения в регионах имеет общие и особенные характеристики. Наиболее привлекательны для внешней миграции недотационные регионы, или регионы-доноры. Сокращение притока мигрантов из государств – участников СНГ наблюдалось в отношении значительной части государств СНГ (исключение – республики Армения и Молдова). Доминировала в приросте миграционной компоненты Украина (61,1% от внешней миграции). Лидерами миграционного донорства являются Таджикистан, Украина, Казахстан, Узбекистан. Приток из Украины мигрантов, которые относятся к категории соотечественников, проживающих за рубежом, вырос после воссоединения Крыма и России, а также в результате гражданской войны на территориях Донецкой и Луганской народных республик.

Говоря о межрегиональных потоках, следует отметить роль коммуникационной инфраструктуры и транспортных узлов, которые создают условия для оттока кадров как на сезонные, так и постоянные заработки, что негативно отражается на региональных экономиках. Например, снижается налоговая база бюджетов (подоходный налог уплачивается по месту извлечения прибыли).

Еще одна проблема связана с образовательной миграцией – специалисты с высшим образованием, которых готовят вузы за счет федерального бюджета, мигрируют в другие регионы, возникает нехватка в квалифицированных кадрах.

Распределение мигрантов по регионам неравномерно. Динамика привлечения иностранных работников на территории Российской Федерации в разрезе субъектов достаточно стабильна. Регионы РФ можно условно разбить на несколько групп по количеству иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на их территории: до 10 тыс. 21 регион РФ), от 10 до 50 тыс. (27 регионов), от 50 до 100 тыс. (18 регионов), выше 100 тыс. (19 регионов).

На региональном уровне принимаются решения о стоимости патента (размер налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа), о запрете допуска трудовых мигрантов к труду в отдельных сферах экономики и отдельным профессиям, о временном приостановлении выдачи патентов, об определении уполномоченной организации, которая участвует в предоставлении государственной услуги по выдаче патентов.

Среди регионов ЮФО наиболее привлекательными для мигрантов являются Ростовская область (378 274) и Краснодарский край (238 262). Меньшее количество иностранных граждан пребывают в республиках Адыгея, Калмыкия, Волгоградской и Астраханской областях. В то же время, при рассмотрении цели приезда иностранных граждан выявляются определенные особенности. Миграционная привлекательность Ростовской области во многом характерна для частных поездок мигрантов. В Краснодарском крае наряду с частной целью преобладает цель трудоустройства, как и в Республике Адыгея. В Волгоградской и Астраханской областях преобладающее количество иностранных граждан находятся с целью работы по найму и уже меньшее их количество – с частной целью.

С учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации Правительству РФ предоставлено право определять допустимую долю привлечения иностранной рабочей силы на территории государства, в отдельных ее частях, а также в различных отраслях экономики; высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) вправе устанавливать запрет на привлечение работодателями, осуществляющими деятельность на территории субъекта РФ, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов по отдельным видам экономической деятельности.

Санитарно-эпидемиологическая составляющая.

Подавляющее большинство организаций, в которых мигранты проходят медицинское освидетельствование – частные клиники. Комиссии, которые выдают медицинские освидетельствования на получение прав на вождение автомобилей, на оружие, – это чаще всего рыночные структуры. Там людей не обследуют ни лабораторно, ни клинически, а просто торгуют печатями. До тех пор, пока вопрос не будет отрегулирован законодательно, будут фиктивные права, справки на оружие и медицинские книжки.

В качестве одного из решений в этой сфере для всех категорий мигрантов предлагается использовать электронные медицинские книжки, основанные на единой базе данных.

Степень деструктивности мигрантов определяется исходя из общего количества преступлений, совершенных на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства, по которым материалы и уголовные дела направлены в суд либо разрешены в течение отчетного периода. Отчетность Министерства внутренних дел РФ показывает, что за последние 2 года количество преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, демонстрирует тенденцию к снижению в пределах 10 %.

 Анализ преступности иностранных граждан и лиц без гражданства по регионам показал, что в период с 2012 по 2016 год лидировал Центральный федеральный округ, последним и предпоследним стали Дальневосточный и Северо-Кавказский федеральные округа.

Структура миграционного потока, направленного в РФ, свидетельствует о том, что большинство мигрантов приезжает в частных целях, однако в последние годы постоянно возрастает доля граждан, имеющих целью трудоустройство в России. Этот процесс во многом связан с системным совершенствованием порядка осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, повышением требований к трудовым мигрантам и ответственности работодателей. Дифференцированная система легализации трудовых отношений предлагает отдельным категориям трудовых мигрантов (в зависимости от квалификации и востребованности на рынке труда) благоприятные условия для занятия трудовой деятельностью, а работодателям – удобное и беспрепятственное использование иностранных работников. Переселение мигрантов на постоянное место жительства в РФ становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями российской экономики является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития.

В условиях высокой миграционной привлекательности Российской Федерации важным элементом соблюдения прав человека и обеспечения безопасности стало предотвращение рисков возникновения межэтнических, межнациональных и межрелигиозных конфликтов, связанных со значительными миграционными потоками.

Снижение миграционных рисков и связанных с ними национальных угроз органам государственной власти и управления Российской Федерации возможно при совместной работе государства и институтов гражданского общества по ряду направлений.

Взаимодействие с национальными и религиозными организациями по адаптации и интеграции мигрантов в правотворческий процесс, социокультурную, экономическую, финансовую среду России в целях превентивизации конфессиональных конфликтов посредством:

- расширения сети центров и социально ориентированных некоммерческих организаций по адаптации мигрантов (правовой, образовательно-воспитательной и социокультурной поддержки, толерантности, межконфессионального и межкультурного сотрудничества);

- мероприятий (встреч, семинаров, «круглых столов», консультаций) с представителями диаспоральных институтов по вопросам межнационального сотрудничества, осуществления трудовой и инвестиционной деятельности в Российской Федерации, предупреждению межнациональных, межэтнических и межконфессиональных конфликтов, незаконной миграции;

Создание государственной системы адаптации мигрантов в российское общество при комплексном взаимодействии следующих составляющих:

- подготовка нормативных правовых актов для реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года;

- разработка программ адаптации и интеграции мигрантов (например, Федеральной целевой программы, региональных подпрограмм);

- создание адаптационно-интеграционной инфраструктуры.

Применение в рамках региональных переселенческих программ механизма целевого приема на обучение по федеральным программам высшего образования за счет региональных и местных бюджетов с учетом специальностей и направлений подготовки специалистов, наиболее востребованных в отраслях экономики субъектов РФ.

Также очевидна целесообразность подготовки модельного миграционного кодекса государств – участников Содружества Независимых Государств, которая инициирована Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ: разработка единой методологии статистического учета мигрантов в СНГ; изучение модельных законодательных актов и перспектив совершенствования законодательства в сфере миграции государств – участников СНГ; выработка единых подходов для гармонизации национальных концепций миграционной политики в СНГ; анализ механизмов обеспечения защиты прав и законных интересов мигрантов и противодействия незаконной миграции; интеграция банков данных государств СНГ по учету иностранных граждан и лиц без гражданства.


21 марта 2018 года, 16:35

© 2000 - 2018 Официальный интернет-сайт Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея. При перепечатке материала ссылка на сайт обязательна.
http://www.gshra.ru
Ваш IP: 54.159.51.118,