Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск | Войти
путь на сайтеГлавная / /

 

Природные ресурсы и охрана окружающей среды

Природные ресурсы и охрана окружающей среды
08 октября 2018 года, 16:20

Обеспечение экологической безопасности является одной из основных составляющих национальной безопасности и оказывает все большее влияние на благополучие и здоровье населения. Государственная политика Республики Адыгея в сфере природопользования и природоохранной деятельности направлена на создание посредством законодательного регулирования системы эффективного использования природных ресурсов.

На реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды в Республике Адыгея направлен Закон Республики Адыгея от 3 июня 2009 года № 265 "О реализации полномочий органов государственной власти Республики Адыгея в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды". В Законе распределены полномочия органов государственной власти республики в области охраны окружающей среды, определены методы экономического регулирования в данной области,  такие как: разработка целевых программ в области охраны окружающей среды,  осуществление государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Республики Адыгея, осуществление государственного контроля в сфере охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Республики Адыгея, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, ведение Красной книги Республики Адыгея и другие.

В целях урегулирования отдельных правоотношений в сфере обращения с отходами производства и потребления в республике в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством органам государственной власти, принят Закон Республики Адыгея от 19 июля 1999  года №136 "Об отходах производства и потребления в Республике Адыгея". В настоящий Закон  включены положения, определяющие полномочия органов государственной власти Республики Адыгея в части установления лимита на размещение отходов, ведения кадастра, осуществления государственного контроля за деятельностью в сфере обращения с отходами и пр.

В Адыгее, как и в России в целом, проблема обращения с отходами стоит довольно остро. Масса отходов производства и потребления  постоянно увеличивается: их накоплено уже более 15 млн м3. На территории Республики Адыгея расположено 2 полигона для размещения и обезвреживания твердых коммунальных отходов: в городе Майкопе и городе Адыгейске. Площадь полигона, расположенного в северо-западной части города Майкопа для утилизации твердых коммунальных отходов, составляет 32 913 м2, коэффициент заполнения полигона – более 70%.

Коэффициент заполнения полигона площадью 130 000 м2, расположенного на территории бывшего МОП "Теучежское" г. Адыгейска,   составляет около 5 %. Мощность указанного полигона составляет 175 тыс. м3 в год.

Планово-регулярной системой очистки территорий охвачено 366 547 человек – 83.7 % от общего числа населения (на март 2017 года данный показатель составлял 63,9% - 285 626 человек).  Из 226 населенных пунктов республики службами коммунального хозяйства обслуживаются 139 населенных пунктов, или 61.5 % (на март 2017 года данный показатель составлял 49,3% - 111 населенных пунктов). На территориях поселений не организована рациональная система сбора, временного хранения и регулярного вывоза твердых коммунальных отходов.

Сохраняется и проблема несанкционированных свалок: на территории республики зафиксировано 4 действующие несанкционированные свалки (в 2017 году 12 аналогичных свалок были закрыты, но не ликвидированы).

Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов Российской Федерации" введен целый ряд новаций в области обращения с коммунальными отходами, реализация которых требует разработки и принятия значительного количества нормативных правовых актов как на федеральном, так и региональном уровнях. В их числе:

- новый порядок лицензирования деятельности;

- порядок создания региональных операторов по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;

- утверждение критериев разработки региональных программ в области обращения с отходами;

- ответственность производителей и импортеров за мусор, образующийся от их продукции;

- нормативы по утилизации отходов;

- порядок расчета и уплаты экологического сбора в бюджет и т.д.

В целях реализации указанных норм, нормативного регулирования обозначенных вопросов приняты:

- Закон Республики Адыгея от 1 декабря 2017 года № 101 "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "Об отходах производства и потребления в Республике Адыгея", которым, в частности, устанавливаются:

случаи, при которых потребители обязаны осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складировать сортированные твердые коммунальные отходы в отдельные контейнеры для соответствующих видов твердых коммунальных отходов; содержание и порядок заключения соглашения между уполномоченным органом государственной власти Республики Адыгея в области обращения с твердыми коммунальными отходами и региональным оператором;

- постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 19 мая 2017  года № 89 "О Правилах осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами";

- распоряжение Кабинета Министров Республики Адыгея от 27 июня 2017  года № 154-р "О рабочей группе по организации деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами";

- постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 18 января 2018 года № 5 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 28 октября 2016 года № 198 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов".

Необходимо отметить, что для республики сохраняется актуальность строительства мусороперерабатывающего завода и полигона для ТБО, а также полигона по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов.  

Российское законодательство о недрах состоит в значительной степени из правил, определяющих порядок предоставления недр в пользование в зависимости от целей использования, статуса пользователей, видов полезных ископаемых, правовых норм пользования недрами. Государство регулирует использование, находящихся в его собственности недр.

Структура минерально-сырьевого потенциала промышленных запасов полезных ископаемых Республики Адыгея в процентном отношении составляет:

- топливно-энергетические ресурсы – 22.70 %;

- подземные воды – 22.58 %;

- неметаллические полезные ископаемые – 54.72 %.

Ценными ресурсами являются пресные и минерализованные термальные подземные воды, выходящие на поверхность – йодо-бромные, хлоридно-натриевые, сульфатно-хлоридные, сероводородные и другие.

Территорию Адыгеи пересекает около 5 тысяч рек и речушек, берущих начало с Главного Кавказского хребта и его отрогов, принадлежащих бассейну Азовского моря. Около 95 % общего числа рек приходятся на долю малых водотоков, относящихся преимущественно к склонам Большого Кавказа. Все реки Адыгеи (кроме реки Кубань) относят к числу малых рек, поскольку все они имеют местное значение и отражают влияние местных физико-географических факторов.

Среднегодовой сток рек Адыгеи составляет около 10 км3. Горные реки Адыгеи характеризуются значительными гидроэнергетическими ресурсами. В настоящее время гидроэнергетические ресурсы р. Белой используются Майкопской ГЭС проектной мощностью 9.44 МВт и выработкой электроэнергии 48.4 млн кВт/ч. Реки и водохранилища Адыгеи имеют рыбохозяйственное значение.

 На равнинных реках Адыгеи расположено более 200 русловых прудов, служащих для орошения сельскохозяйственных угодий и рыборазведения.

В Адыгее созданы 5 водохранилищ: Краснодарское, Шапсугское, Тахтамукайское, Шенджийское, Майкопское. Краснодарское водохранилище – крупнейшее на Северном Кавказе, построено в 1973 году. После его заполнения водой оно слилось с Тщикским водохранилищем. Основным назначением крупнейшего искусственного водоема является: срезка пиков паводков и устранение угрозы разрушительных наводнений, обеспечение водой рисовых оросительных систем в Краснодарском крае и Республике Адыгея, осуществление ряда мероприятий по воспроизводству ценных пород рыбы Азовского моря, улучшению условий судоходства на реке Кубани. Береговая полоса водохранилища предназначена для использования в качестве зоны отдыха для жителей близлежащих населенных пунктов.

Площадь зеркала водохранилища – 40 тыс. га (402.0 км2), длина – 46 км, ширина – 9 км. Средняя глубина составляет 5 м, максимальная – 18 м у плотины. С его пуском было затоплено 25 тыс. га пахотных земель и более 20 населенных пунктов.

К числу положительных сторон Краснодарского водохранилища относят следующие: сбор и аккумуляция воды, многолетнее и внутригодовое распределение стока, предотвращение разрушений паводками и половодьем, улучшение судоходства. Отрицательными сторонами водохранилища являются: затопление земель и населенных пунктов, большие потери воды на испарение, деформация берегов, подтопление земель и их заболачивание за счет повышения уровня грунтовых вод, изменение микроклимата прилегающей местности, а конкретно, увеличение влажности воздуха и возможности образования туманов, уменьшение амплитуды колебания температуры воздуха в прибрежной полосе. Более того, Краснодарское водохранилище является накопителем тяжелых металлов, нефтепродуктов, СПАВ, фенолов, пестицидов и азотных соединений. Питьевая вода в колодцах населенных пунктов не отвечает санитарным нормам ГОСТа, что создает неблагоприятную ситуацию для здоровья населения. Согласно данным экспертиз, каждая третья проба воды из шахтных колодцев не отвечает гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, а каждая вторая проба воды не соответствует санитарно-химическим показателям, имеет завышенное содержание нитратов.  В большинстве населенных пунктов, расположенных в зоне влияния водохранилища, отсутствуют системы очистных сооружений.

На территории Адыгеи насчитывается более ста небольших озер. Природное разнообразие обусловило различный генезис озерных котловин. Наибольшее распространение получили в равнинной части пойменные, озера-старицы, антропогенные озера, в предгорной и горной частях – тектонические, ледниково-карстовые, суффозионные, карстово-суффозионные озера.

Озера оказывают регулирующее влияние на сток, уменьшают половодье, используются населением в мелиоративных, рекреационных и лечебно-оздоровительных целях, для рыбного хозяйства.

Озерные водоемы чутко реагируют на все изменения, происходящие в окружающей их среде. Распашка земель, вырубка лесов, нарезание дорог на крутых склонах, неумеренный выпас скота – все это приводит к интенсивному смыву и эрозии почвенного покрова, в конечном итоге, заилению озерных котловин продуктами смыва. Печальный тому пример – преждевременное уничтожение озер в районах Лесистого, Пастбищного, Скалистого хребтов. Озерные водоемы нуждаются в совершенствовании мероприятий по охране их вод от загрязнения.

Следует выделить состояние очистных сооружений республики. Слабый производственный контроль, использование устаревших канализационных и очистных сооружений, не соответствующих также по своей мощности объему сброса сточных вод, способствуют попаданию в водные объекты недостаточно очищенных сточных вод, что создает угрозу для здоровья населения.

Из 226 населенных пунктов, расположенных на территории Республики Адыгея, только 27 населенных пунктов (12.0 %) имеют центральную канализацию (23 очистных сооружения общей мощностью 150.476 тыс.м3/сут.) 

Медленными темпами решается проблема организации сброса хозяйственно-бытовых сточных вод от населения. Очистные сооружения Республики не могут обеспечить прием и эффективную очистку сточных вод. Особенно это актуально для таких населенных пунктов, как пгт. Яблоновский, пгт. Энем и п. Каменномостский.

Существенную роль в водохозяйственном балансе играют подземные воды. Территория Республики Адыгея относится к двум артезианским бассейнам: бассейну подземных вод Большого Кавказа и Азово-Кубанскому артезианскому бассейну (в северной части республики). Общий забор воды из подземных источников в республике превышает 50 млн м3 в год.

Закон Республики Адыгея от 7 июля 2008 года № 194 "О разграничении полномочий между органами государственной власти Республики Адыгея в сфере водных отношений, а также в сфере регулирования отношений недропользования" в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Водным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О недрах" определяет компетенцию органов государственной власти республики в указанных сферах.

Для Республики Адыгея лес объективно является одним из главных природных богатств, составляющих одно из основных перспективных направлений развития ее экономики. Действительно, в современных условиях лесной массив рассматривается не только как источник сырья для промышленного производства, но и как сложный природный комплекс, обеспечивающий жизненное равновесие окружающей природной среды. Все леса в границах земель лесного фонда республики отнесены по целевому назначению к защитным лесам и не обладают значительными сырьевыми ресурсами, а в большей степени выполняют средообразующие, водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции.

В настоящее время площадь земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых расположены леса в Республике Адыгея, составляет 337.1 тыс. га, из них:

– площадь лесов, расположенных на землях лесного фонда, – 239.5 тыс. га (71%);

– площадь лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, – 91.5 тыс. га (27%);

– площадь лесов, расположенных на землях обороны, – 6.1 тыс. га (2%).

Лесной фонд Республики Адыгея распределяется по ее территории весьма неравномерно. В северной, равнинной части республики занятая лесами территория незначительна, и лесистость административных районов колеблется от 1.4% (Гиагинский район) до 7.6% (Теучежский район), 71.4% составляет в МО "Майкопский район".

Осуществление рекреационной деятельности является одним
из наиболее перспективных и динамичных видов лесопользования, дающим наибольший доход от использования единицы площади земель лесного фонда.

На сегодняшний день 1 га арендованного лесного участка в Республике Адыгея дает в бюджетную систему Российской Федерации в среднем 67.4  тыс.  руб.

В рамках реализации Лесного плана Республики Адыгея проводятся необходимые мероприятия: лесопатологические обследования, профилактические мероприятия по защите лесов (изготовление и установка искусственных гнездовий для птиц), ликвидация очагов вредных организмов. Выполнение указанных работ обеспечивается специализированным автономным учреждением Республики Адыгея "Адыгейская лесопожарная охрана" согласно государственному заданию в соответствии с проектами освоения лесов. Указанным автономным учреждением совместно с арендаторами лесных участков осуществляются мероприятия по противопожарному обустройству лесов.

Закон Республики Адыгея от 28 декабря 2007 года №144 "О  регулировании отдельных лесных отношений" устанавливает исключительные случаи заготовки древесины и недревесных лесных ресурсов на основании договоров купли-продажи лесных насаждений на территории Республики Адыгея, устанавливает порядок и нормативы заготовки гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд, порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд, исключительные случаи заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников гражданами, юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков.

В лесной отрасли остается целый ряд нерешенных проблем: в первую очередь, не проведена окончательная ее сертификация. Лес – это не только заготовка древесины. Его назначение значительно шире. Он предполагает и экологический туризм, рекреацию, охоту, сбор лекарственного сырья, грибов. Четко организованная охрана и координация деятельности в этом направлении увеличат отдачу лесов. Без сертификации невозможен и сбыт древесины, сырья и всего, что произрастает в лесу.

На федеральном уровне необходимо разработать программу по охране лесов и дальнейшему развитию отрасли. Чтобы сохранить для будущих поколений наши леса, неповторимую природу, необходимо организовать более действенный контроль с привлечением широкой общественности, правоохранительных органов, наделив их дополнительными полномочиями, вести более строгий учет незаконных рубок.

Важно активизировать деятельность по сохранению и усилению средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов; вести активную пропаганду идей сохранения окружающей среды, устранения негативных факторов влияния на нее, сбережения лесных богатств от пожаров.

Изложенные проблемы стали темой для обсуждения участников парламентских слушаний "Значение лесов в экологической стабильности Республики Адыгея", состоявшихся в Государственном Совете – Хасэ Республики Адыгея 6 июня 2017 года.

Сеть особо охраняемых природных территорий – один из главных инструментов, позволяющих сохранить ценные лесные массивы.

К особо охраняемым природным территориям республиканского значения относятся следующие категории: природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты. В целом на территории республики 18 особо охраняемых природных территорий. Республика лидирует среди субъектов Южного федерального округа по относительной площади (14.76 % всей площади Адыгеи) особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Площадь ООПТ регионального значения составляет 26.012 тыс. га, площадь ООПТ федерального значения – 89 тыс. га. Осознавая важность дела по сохранению ООПТ для настоящих и будущих поколений, необходимо предпринимать все усилия по предотвращению негативного воздействия человека на них.

Законом определены следующие полномочия органов государственной власти Республики Адыгея: Государственный Совет – Хасэ Республики Адыгея осуществляет законодательное регулирование в сфере создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий.

Кабинет Министров Республики Адыгея осуществляет государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования  особо охраняемых природных территорий республиканского значения; принимает решения об образовании особо охраняемых природных территорий республиканского значения в соответствии с федеральным законодательством; разрабатывает, утверждает и реализует республиканские целевые программы в названной сфере; утверждает положения об особо охраняемых природных территориях, включая утверждение их границ и определение для них режима особой охраны в соответствии с федеральным законодательством; принимает решения о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями республиканского значения, и об ограничении на них хозяйственной деятельности; определяет подчиненность и порядок финансирования дирекций государственных природных заказников республиканского значения.

В Адыгее действует государственная программа "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов" на 2014 – 2020 годы, включающая в себя следующие мероприятия:

– Развитие природного парка Республики Адыгея "Большой Тхач";

– Обеспечение радиационной безопасности Республики Адыгея;

– Сохранение биологического разнообразия, обеспечение охраны и развития особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Необходимо отметить, что земли, занятые памятниками природы и объявленные органами государственной власти Республики Адыгея в качестве особо охраняемых природных территорий, входят в состав земель лесного и водного фондов, которые в соответствии с Лесным и Водным кодексами Российской Федерации находятся в федеральной собственности. Вместе с тем в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33- ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" аналогичные территории регионального значения находятся в собственности субъекта Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, осуществить процедуру постановки указанных территорий на государственный кадастр в Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Адыгея и включить их в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Адыгея  можно только после перевода земель лесного и водного фондов в категорию земель особо охраняемых природных территорий и объектов, а также после передачи земельных участков, на которых они расположены, из федеральной в республиканскую собственность. Нерешенность указанной проблемы отрицательно влияет на проведение заключительных работ по межеванию границ памятников природы регионального значения.

Информационно-аналитическое управление
Аппарата Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея


08 октября 2018 года, 16:20