Забыли пароль?
Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск | Войти
Республика Адыгея
О Госсовете
Структура
Заседания
Деятельность
Документы
Пресс-служба
Аналитические материалы
ЮРПА
Молодежный парламент
Комиссия Аппарата
Прокуратура РА
Главная

 

Правовое регулирование в сфере государственного строительства и местного самоуправления

Правовое регулирование в сфере государственного строительства и местного самоуправления
12 марта 2020 года, 17:06

В 2019 году продолжена работа по совершенствованию законодательства республики в сфере государственного строительства и местного самоуправления. С изменениями в федеральном законодательстве получили дальнейшее развитие республиканские законы о местном самоуправлении, муниципальной службе, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.  Депутатами велась активная деятельность по совершенствованию территориальных основ местного самоуправления, уточнению границ, статуса муниципальных образований. Приняты законы, регламентирующие вопросы сдачи квалификационного экзамена для присвоения классных чинов некоторым категориям гражданских служащих.

Для совершенствования механизмов обеспечения избирательных прав граждан внесены изменения в республиканские законы о выборах, проведена работа по совершенствованию региональной базы административного законодательства.

Принят Закон Республики Адыгея от 8 мая 2019 года № 234 "О внесении изменения в статью 3 Закона Республики Адыгея "О Главе Республики Адыгея" (законодательная инициатива Главы Республики Адыгея М.К.  Кумпилова), в соответствии с которым Уполномоченного по правам ребенка в Республике Адыгея назначает на должность Глава Республики Адыгея по согласованию с федеральным омбудсменом (прежде норма об обязательности такого согласования отсутствовала).

Депутатами поддержана законодательная инициатива Главы Республики Адыгея М.К. Кумпилова по принятию Конституционного закона Республики Адыгея от 31 июля 2019 года № 259 "О поправках к Конституции Республики Адыгея". В Республике Адыгея учреждена новая государственная должность – заместитель Премьер-министра Республики Адыгея – официальный представитель Республики Адыгея.

Занимающее ее должностное лицо входит в состав Кабинета Министров Республики Адыгея. На него распространяются ограничения, установленные антикоррупционным законодательством. Назначать на эту должность (освобождать от нее) будет высшее должностное лицо.

Согласно принятому Конституционному закону внесены аналогичные изменения в следующие республиканские законы: "О Кабинете Министров Республики Адыгея", "О Главе Республики Адыгея", "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея".

Законом Республики Адыгея от 13 ноября 2019 года № 277 "О внесении изменений в некоторые Законы Республики Адыгея" (законодательная инициатива депутатов В.Р. Аутлева, М.Д. Ашева, В.И. Нарожного, А.Х. Савва) внесены изменения в ряд республиканских законов, регулирующих правоотношения в сфере прохождения государственной гражданской службы.

Определено, что классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности гражданской службы в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.

Установлено соответствие классных чинов должностям государственной гражданской службы Республики Адыгея (закон дополнен соответствующими положениями).

По законодательной инициативе Прокурора Республики Адыгея И.С.  Шевченко внесены изменения в республиканский закон "О порядке предоставления Главе Республики Адыгея сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, лицами, замещающими муниципальные должности, и порядке проверки достоверности и полноты представляемых ими сведений". В соответствии с ними осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе депутаты представительных органов сельских поселений должны предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (своих и членов своих семей) в случае совершения в течение отчетного года сделок, превышающих общий доход депутата и его супруги за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

Если крупных сделок не было, сообщается об отсутствии таковых (утверждена форма такого сообщения). Определены сроки.

Может быть принято решение о проведении проверки достоверности и полноты представленных ими сведений.

Если в результате последней будут выявлены факты несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных антикоррупционным законодательством, решается вопрос о досрочном прекращении полномочий такого лица или о применении в отношении него иного дисциплинарного взыскания.

Принят Закон Республики Адыгея от 19 ноября 2019 года № 291 "О внесении изменения в статью 39 Закона Республики Адыгея "О нормативных и иных правовых актах" (законодательная инициатива Главы Республики Адыгея М.К. Кумпилова). Согласно поправкам тексты законов и иных нормативных правовых актов Республики Адыгея, размещенные в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, следует также признавать официальными.

Доступ к текстам законов и иных нормативных правовых актов Республики Адыгея, их учетным номерам, реквизитам и сведениям об источниках их официального опубликования, содержащимся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, теперь обеспечивается через портал Министерства юстиции Российской Федерации "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

По законодательной инициативе Главы Республики Адыгея М.К.  Кумпилова внесены изменения в республиканский закон "О государственных символах Республики Адыгея", согласно которому изображение Государственного герба Республики Адыгея может быть использовано в качестве элемента или геральдической основы геральдических знаков – эмблем и флагов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Кроме того, допускается использование изображения Государственного флага Республики Адыгея:

– на выпускаемой в Республике Адыгея продукции;

– на ярлыках, ценниках, упаковке, других средствах визуальной идентификации товаров, работ, услуг;

– на сувенирной и канцелярской продукции, изготавливаемой при осуществлении органами государственной власти и иными государственными органами региона закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;

– в иных случаях, если такое использование не является надругательством над Государственным флагом Республики Адыгея.

В соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании и с учетом положений Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут осуществлять организацию подготовки граждан для муниципальной службы на договорной основе. Исходя из данного положения и в целях установления единых правил регулирования правоотношений в сфере подготовки кадров внесены соответствующие изменения в республиканский закон "О муниципальной службе в Республике Адыгея". Так, устанавливается порядок заключения договора о целевом обучении, предусматривающий, в частности, обязательство гражданина по прохождению муниципальной службы. Право участвовать в конкурсе могут иметь граждане, впервые получающие среднее профессиональное или высшее образование по очной форме обучения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В договоре о целевом обучении, заключенном между органом местного самоуправления и гражданином, предусматривается обязательство гражданина по прохождению муниципальной службы в указанном органе местного самоуправления в течение установленного срока после окончания обучения.

Депутатами поддержана законодательная инициатива Кабинета Министров Республики Адыгея по внесению изменений в закон "О мировых судьях Республики Адыгея", касающихся штатной численности аппарата мирового судьи, его структуры, осуществления руководства, финансовых расходов, необходимых для обеспечения деятельности.

Принят Закон Республики Адыгея от 31 декабря 2019 года № 311 "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи" (законодательная инициатива Кабинета Министров Республики Адыгея), в соответствии с которым за получением бесплатной юридической помощи, помимо установленных ранее категорий граждан, вправе обращаться граждане, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, а также детей, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения (до окончания последними обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет).

Согласно отчетным данным Адвокатской палаты Республики Адыгея за 2019 год оказана бесплатная юридическая помощь 81 гражданину, в том числе 62 малоимущим гражданам, 17 инвалидам I и II групп, 1 гражданину, имеющему право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", 1 гражданину, признанному судом недееспособным.

Адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, проконсультировали в устной форме 41 человека; в письменной – 13; помогли в составлении документов правового характера – 16; представили интересы 11 граждан в судах и в других органах.

По законодательной инициативе депутата Т.М. Шовгенова принят Закон Республики Адыгея от 8 июля 2019 года № 251 "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О регулировании отдельных правоотношений в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности Конституционного Суда Республики Адыгея и мировых судей Республики Адыгея". Поправки носят в основном юридико-технический характер и направлены на приведение его текста в соответствие с изменившимся федеральным законодательством.

Уточнена, в частности, используемая терминология. Скорректирована отдельная отсылочная норма.

В рамках совершенствования республиканского законодательства по административным правонарушениям приняты:

– Закон Республики Адыгея от 3 апреля 2019 года № 228 "О внесении изменения в статью 22 Закона Республики Адыгея "Об административных правонарушениях" (законодательная инициатива Кабинета Министров Республики Адыгея), которым определено, что положения настоящего Закона,   в соответствии с которыми предусмотрены меры административной ответственности за совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан, не распространяются на действия, связанные с отправлением религиозных культов в рамках канонических требований соответствующих конфессий (колокольный звон и призыв к намазу не могут быть квалифицированы действиями, нарушающими тишину и покой граждан);

– Закон Республики Адыгея от 3 апреля 2019 года № 231 "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "Об административных правонарушениях" (законодательная инициатива Совета народных депутатов муниципального образования "Красногвардейский район"). Уточнена сфера действия Закона. Это урегулирование вопросов, связанных с установлением административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Республики Адыгея, муниципальных правовых актов.

Поскольку используемые для целей закона основные понятия (административное правонарушение; лицо, совершившее административное правонарушение), а также виды административных наказаний определены на федеральном уровне, в компетенцию регионального законодателя эти вопросы не входят (соответствующие нормы республиканского закона объявлены утратившими силу).

Закон Республики Адыгея от 8 августа 2019 года № 262 "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "Об административных правонарушениях" (законодательная инициатива Совета народных депутатов муниципального образования "Красногвардейский район"). Отменена административная ответственность за нарушение дополнительных требований пожарной безопасности (ввиду того, что последние республиканским законодательством не определены). Исключены некоторые дублирующие нормы.

– Закон Республики Адыгея от 8 августа 2019 года № 263 "О внесении изменения в статью 211 Закона Республики Адыгея "Об административных правонарушениях" (законодательная инициатива Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп"). Дополнен перечень деяний, квалифицируемых как нарушение правил благоустройства территорий муниципальных образований:

1) оставление строительных материалов, оборудования, техники по завершении ремонтных или отдельных видов строительных работ и грунта, образовавшегося при их выполнении, а также размещение необходимых при производстве названных работ временных строений и сооружений за пределами зоны их ведения (сроки выполнения указанных работ, в которые допускаются временное хранение материалов, оборудования, техники, вынутого грунта и размещение временных строений и сооружений, определяются муниципальными правовыми актами);

2) нарушение установленных органами местного самоуправления сроков восстановления элементов благоустройства и их отдельных частей, поврежденных при проведении ремонтных или отдельных видов строительных работ, связанных с благоустройством территорий.

Суммы штрафа составят: от 3 000 до 5 000 руб. – для граждан, от 10 000 до 15 000 руб. – для должностных лиц, от 20 000 до 40 000 руб. – для юридических лиц.

За повторное в течение года совершение таких административных правонарушений суммы штрафа существенно выше (от 5000 до 7000 руб., от 15 000 до 20 000 руб., от 40 000 до 60 000 руб. соответственно).

– Закон Республики Адыгея от 31 декабря 2019 года № 318 "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "Об административных правонарушениях" (законодательная инициатива депутата А.Х. Савва), в соответствии с которым розничная продажа несовершеннолетним лицам никотинсодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 руб., от 10 000 до 15 000 руб. – на должностных лиц, от 30 000 до 50 000 руб. – на юридических лиц.

– Закон Республики Адыгея от 31 декабря 2019 года № 309 "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "Об административных правонарушениях" (законодательная инициатива Прокурора Республики Адыгея И.С. Шевченко). Вводятся меры административной ответственности за неисполнение либо нарушение срока исполнения постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, принятого по вопросам, отнесенным к ее компетенции.

Сумма штрафа для должностных лиц составит от 2 000 до 3 000 руб.; для юридических лиц – от 5 000 до 7 000 руб.

Протоколы о таком административном правонарушении составляются членами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, вынесшими постановление. Рассматривать дела по ним будут мировые судьи.

Отметим, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимают постановления, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по отнесенным к их компетенции вопросам.

Прокурорские проверки показали, что физические и юридические лица, должностные лица органов системы профилактики, чувствуя свою безнаказанность в связи с отсутствием законодательного урегулирования административной ответственности за неисполнение постановлений комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, грубо игнорируют их требования, отчеты об исполнении данных ими поручений не представляют либо представляют с нарушением установленного срока, таким образом равнодушно относясь к проблемам семей и воспитывающихся в них детей.

Введение административной ответственности за неисполнение постановлений комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав послужит действенным способом защиты прав и свобод лиц, находящихся в социально опасном положении.

Законом рассмотрение административных дел указанной категории возлагается на мировых судей, возбуждение административных дел – на членов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Выборы – ключевой институт непосредственной демократии, легитимация публичной власти посредством выборов является необходимым условием стабильности общества и его успешного развития.

Депутатами принят целый блок законов, связанных с приведением избирательного законодательства республики в соответствие с нормами федерального законодательства.  Так, принят Закон Республики Адыгея от 3 апреля 2019 года № 223 "О внесении изменений в некоторые Законы Республики Адыгея" (законодательная инициатива депутатов А.П. Лободы, Р.Х. Бричева), предусматривающий внесение изменений в следующие республиканские законы: "О выборах главы муниципального образования", "О местном референдуме в Республике Адыгея", "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования", "О выборах депутатов Государственного Совета – Хасэ  Республики Адыгея".

Согласно новациям, на выборах главы сельского поселения и депутатов представительного органа сельского поселения в Республике Адыгея специальный избирательный счет для создания избирательного фонда кандидата не нужно открывать, если расходы на финансирование его избирательной кампании не превышают пятнадцати тыс. руб. (ранее эта сумма была ограничена пятью тыс. руб.). В этом случае избирательный фонд создается за счет собственных средств кандидата.

В обязанности участковой избирательной комиссии, помимо прочего, теперь входит обеспечение возможности участия в голосовании избирателям, участникам референдума, включенным в списки, но в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения, исключающая возможность посещения помещения для голосования. Согласно прежним редакциям соответствующих норм такая возможность в обязательном порядке обеспечивалась лишь для находящихся в местах содержания под стражей.

Принят Закон Республики Адыгея от 13 ноября 2019 года № 275 "О внесении изменений в некоторые Законы Республики Адыгея" (законодательная инициатива Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея), направленный на приведение норм республиканского законодательства в части определения порядка включения в списки избирателей и в списки участников референдума жителей республики, работающих вахтовым методом.

Согласно действующему законодательству проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности и добровольности. Граждане имеют право в рамках законодательства организовывать публичные мероприятия, мирно проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование и выражать свое мнение, выдвигать требования и рекомендации по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной направленности.

По законодательной инициативе депутата Т.М. Шовгенова внесены изменения в республиканский закон "О регулировании отдельных вопросов в сфере проведения публичных мероприятий". Утратившим силу объявлена норма республиканского закона, согласно которой запрещалось проводить публичные мероприятия (собрания, митинги, шествия, демонстрации) на территориях, прилегающих ближе чем на 20 метров к жилым домам, зданиям, занимаемым государственными и муниципальными учреждениями, остановкам транспорта общего пользования.

Законом Республики Адыгея от 8 июля 2019 года № 253 "О внесении изменения в статью 6 Закона Республики Адыгея "О регулировании отдельных вопросов в сфере проведения публичных мероприятий", принятом по законодательной инициативе Прокурора Республики Адыгея И.С. Шевченко, уточняется характер публичных мероприятий, которые запрещается проводить в вышеуказанных местах. Это собрания, митинги, шествия, демонстрации. На одиночные пикеты данный запрет не распространяется.

Важнейшее направление деятельности – реализация конституционных основ местного самоуправления.

На федеральном уровне введен такой общественный институт, как староста сельского населенного пункта. В связи с этим республиканский закон "О местном самоуправлении" дополнен положениями, определяющими правила выдвижения кандидатуры и назначения старосты сельского населенного пункта в Республике Адыгея, перечень вопросов, входящих в его компетенцию, его права, а также гарантии его деятельности.

При этом республиканским законом предусмотрено использование несколько иной формулировки – старший сельского населенного пункта.

Уточнены полномочия органов местного самоуправления в сфере обращения с животными. Данный вопрос входит в число не отнесенных законодательством к вопросам местного значения поселений, но которые органы местного самоуправления муниципальных образований вправе решать по своей инициативе за счет средств местных бюджетов. 

Новой редакцией настоящего Закона от 31 декабря 2019 года № 308 предусмотрены следующие изменения:

– в случае если в населенном пункте отсутствует возможность одновременного совместного присутствия на сходе граждан более половины обладающих избирательным правом жителей, последний разрешено проводить поэтапно. Срок ограничен одним месяцем со дня принятия решения о проведении схода. Принявших участие в предыдущих этапах голосования к последующим этапам допускать запрещено;

– предусмотрена возможность применения альтернативных мер ответственности (таких как предупреждение, освобождение от должности или от осуществления полномочий, запрет на занятие должности или исполнение полномочий) к депутату представительного органа муниципального образования, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившему заведомо недостоверные или неполные сведения о доходах, расходах и об имуществе (как своих, так и членов своей семьи). Такая мера применима, однако, лишь при условии несущественности искажений в представленных сведениях.

Внесены другие изменения. В частности, закреплены требования к наименованиям муниципальных образований.

Определен срок для внесения необходимых поправок в уставы муниципальных образований (до 1 января 2025 года).

Депутатами поддержана законодательная инициатива Совета народных депутатов муниципального образования "Красногвардейский район" по внесению изменений в статью 1 республиканского закона "О закреплении за сельскими поселениями вопросов местного значения", согласно которым скорректирован перечень вопросов местного значения, закрепляемых за сельскими поселениями Республики Адыгея. Речь идет о вопросах из числа относимых федеральным законом к полномочиям городских поселений, но которые регионы вправе делегировать сельским поселениям.

К числу таковых теперь отнесено также осуществление в ценовых зонах теплоснабжения муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения.

Уточнены формулировки отдельных вопросов из числа закрепленных ранее и касающихся деятельности по организации дорожного движения и обращения с твердыми коммунальными отходами.

Государственный и муниципальный контроль представляет собой сложную категорию, включающую в себя целый ряд направлений. Прежде всего, речь идет о соблюдении органами исполнительной власти всех уровней и их должностными лицами законодательства, обеспечении целесообразного и экономного расходования средств, поддержании стабильности государственного устройства, повышении эффективности государственного регулирования.

Следовательно, основополагающими принципами осуществления как государственного, так и муниципального контроля должны выступать законность, независимость, гласность, объективность, ответственность, сбалансированность, системность.

В числе существующих в указанной сфере проблем следует отметить отсутствие четкой иерархической структуры органов контроля, в частности, финансового; не установлены механизмы взаимодействия между ее элементами, существуют проблемы в определении компетенции данных органов и по разграничению их сфер деятельности, что ведет к нерациональному разделению обязанностей и перекладыванию ответственности.

Возникает ряд коллизий и при оценке эффективности контроля, что подразумевает выявление соотношения достигнутого конкретного результата (возмещенного ущерба) к затратам на его проведение. Эффективность любого вида контроля зависит от его результативности, действенности и экономичности. Исходя из этих положений, депутатами в ходе заседаний рассмотрены вопросы повышения эффективности муниципального контроля, муниципального финансового контроля и внесены соответствующие изменения в республиканские нормативные правовые акты.

Законом Республики Адыгея от 8 мая 2019 года № 233 "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О перечне должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных отдельными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при осуществлении муниципального контроля и муниципального финансового контроля" (законодательная инициатива Кабинета Министров Республики Адыгея) уточнены перечни должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Адыгея, уполномоченных при осуществлении муниципального контроля, муниципального финансового контроля составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных отдельными статьями КоАП РФ.

В соответствии с недавними поправками в федеральное законодательство в сфере проведения муниципального финансового контроля принят Закон Республики Адыгея  от 13 ноября  2019 года № 276 "О регулировании отдельных вопросов организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Республики Адыгея и о порядке заключения представительными органами муниципальных образований Республики Адыгея соглашений о передаче Контрольно-счетной палате Республики Адыгея полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля" (законодательная инициатива депутатов М.Д. Ашева, М.А. Болокова и А.Х.  Кулова), определяющий:

- порядок и срок представления информации, документов и материалов, необходимых для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

- порядок и форму уведомления председателя контрольно-счетного органа муниципального образования об опечатывании касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятии документов и материалов (в случае возникновения такой необходимости);

- срок представления пояснений и замечаний руководителей проверяемых органов и организаций.

Информационно-аналитическое управление
 Аппарата Государственного Совета –Хасэ
 Республики Адыгея


12 марта 2020 года, 17:06
комментарии: 0