Некоторые аспекты правового регулирования аграрной политики, вопросов земельных и имущественных отношений, экологии и природопользования в 2021 году
Дальнейшее развитие нормативной правовой базы, регулирующей отношения в аграрном секторе – в числе ключевых направлений деятельности республиканского парламента. И это вполне закономерно: сельскохозяйственное производство – доминирующее направление экономики республики. На его долю приходится около 16 % валового регионального продукта и почти 21 % от занятых во всех отраслях экономики, 52.9 % населения – жители сельской местности.
На сегодняшний день задачами первостепенной важности остаются рациональное использование и воспроизводство природно-ресурсного потенциала сельских территорий, воспроизводство человеческих ресурсов, улучшение условий труда и жизни жителей села, развитие социальной инфраструктуры в сельской местности, создание в сельском хозяйстве равных с другими отраслями экономики условий получения денежных доходов.
Важнейшей задачей является полноценное вовлечение земель сельскохозяйственного назначения в гражданско-правовой оборот, что должно обеспечить приток кредитов и прямых инвестиций в сельскохозяйственный сектор экономики, стимулируя его развитие. Основным условием обеспечения стабильного развития агропромышленного комплекса и важнейшим источником расширения сельскохозяйственного производства является сохранение, воспроизводство и рациональное использование плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
На заседаниях парламента, его профильного комитета неоднократно поднимались обозначенные проблемы, в частности, вопросы повышения эффективности использования земель, постановка земельных участков на кадастровый учет и регистрация прав на землю, и, как результат, увеличение налоговых поступлений в региональный и местные бюджеты.
В 2021 году продолжена работа по совершенствованию регионального законодательства в сфере земельных отношений. Так, парламентариями поддержана законодательная инициатива депутата А.Х. Савва по внесению изменения в статью 3 республиканского закона "О регулировании земельных отношений", направленного на расширение полномочий Кабинета Министров Республики Адыгея в указанной сфере правового регулирования. Так, к его ведению отнесено установление порядка определения платы за использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для возведения гражданами гаражей, являющихся некапитальными сооружениями.
Кабинетом Министров Республики Адыгея инициировано внесение изменений в статью 3 республиканского закона "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов". На получение статуса масштабного инвестиционного проекта (земельные участки для реализации таковых предоставляются в аренду без проведения торгов) могут теперь рассчитывать одобренные координационным советом по экономической политике проекты стоимостью свыше 100 млн руб., отвечающие следующим требованиям одновременно (а не на выбор, как прежде):
– финансовое обеспечение реализации такого проекта в размере не менее 50 млн руб. (прежнее требование – в размере не менее 50 % от его стоимости);
– реализация проекта позволит увеличить количество рабочих мест минимум на 30 единиц.
В целях повышения эффективности управления государственной собственностью, пополнения доходной части республиканского бюджета Республики Адыгея принят Закон Республики Адыгея от 26 марта 2021 года № 443 "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О Прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Республики Адыгея на 2020 – 2022 годы" (законодательная инициатива Кабинета Министров Республики Адыгея). Расположенные в г. Майкопе и п. Совхозном два земельных участка (вместе с находящимися на них объектами недвижимого имущества – скважинами минеральных вод и др.) решено на продажу не выставлять. Это имущество будет оставлено в государственной собственности республики (исключено из программы приватизации). Прогнозируется, что передача в аренду данных объектов является наиболее рациональным способом использования имущества.
Изменено наименование одного из подлежащих приватизации объектов. Находящееся в аварийном состоянии здание бывшей бальнеологической лечебницы обозначено как нежилое.
В целях обеспечения единообразия подхода к приватизации государственного и муниципального имущества на федеральном уровне решено установить единый порядок разработки прогнозных планов (программ) приватизации, а также утвердить единые формы отчетов об итогах их исполнения. В этой связи Законом Республики Адыгея от 7 июля 2021 года № 465 "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "Об управлении государственной собственностью Республики Адыгея" уточнены полномочия органов исполнительной власти в названной сфере. К компетенции Кабинета Министров Республики Адыгея отнесено определение порядка планирования приватизации государственного имущества.
В поле зрения депутатов оставались вопросы законодательного регулирования отношений в области обращения с бездомными животными, установления общих принципов и норм гуманного обращения с ними, обеспечения санитарно-эпидемиологического и ветеринарного благополучия, защиты жизни и здоровья граждан. Безусловно, "отношение к животным – один из кусочков разбитого зеркала общей картины нравов".
Согласно региональному законодательству органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Республики Адыгея по осуществлению деятельности и организации мероприятий по обращению с животными без владельцев. Финансовое обеспечение указанных государственных полномочий производится за счет субвенций, предоставленных местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Адыгея и составляет 2.1 млн руб. ежегодно.
На основании вышеизложенного Законом Республики Адыгея от 21 июня 2021 года № 472 "О внесении изменения в приложение к Закону Республики Адыгея "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по осуществлению организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" (законодательная инициатива Кабинета Министров Республики Адыгея) предлагается увеличение размера субвенции местным бюджетам на организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Правовое регулирование процесса деятельности органов государственной власти республики, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций – важная составляющая деятельности республиканского парламента. На заседаниях парламента обсуждались вопросы уменьшения риска возникновения чрезвычайных ситуаций, сохранения здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Законом Республики Адыгея от 30 марта 2021 года № 449 "О внесении изменения в статью 16 Закона Республики Адыгея "О защите населения и территории Республики Адыгея от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (законодательная инициатива Кабинета Министров Республики Адыгея) Кабинету Министров Республики Адыгея поручается установить следующий порядок:
– осуществление на муниципальном уровне управления едиными дежурно-диспетчерскими службами системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– организация информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти региона, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в названной сфере, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия соответствующих решений.
Новой редакцией Закона от 2 ноября 2021 года № 10 определено, что к компетенции Кабинета Министров Республики Адыгея в области защиты населения и территории республики от чрезвычайных ситуаций, помимо прочего, отнесены такие вопросы, как: утверждение положения о региональном государственном надзоре в названной сфере; установление порядка за реализацией органами местного самоуправления полномочий в названной сфере (взамен прежнего полномочия по установлению порядка организации и обеспечению осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера).
Принят Закон Республики Адыгея от 30 марта 2021 года № 444 "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О пожарной безопасности в Республике Адыгея" (законодательная инициатива депутата И.М. Ческидова), направленный на приведение норм республиканского законодательства в указанной сфере правового регулирования в соответствие с федеральным. Так, вводится понятие "ландшафтный (природный) пожар".
Организация в регионе тушения таких пожаров силами и средствами территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации отнесена к компетенции Кабинета Министров Республики Адыгея.
Высшему исполнительному органу республики поручается также утвердить перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров.