Забыли пароль?
Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск | Войти
Республика Адыгея
О Госсовете
Структура
Заседания
Деятельность
Документы
Пресс-служба
Аналитические материалы
ЮРПА
Молодежный парламент
Комиссия Аппарата
Прокуратура РА
Главная

 

Подведение итогов законотворческой деятельности республиканского парламента за 2021 год в сфере бюджетно-финансовой, налоговой и экономической политики

Подведение итогов законотворческой деятельности республиканского парламента за 2021 год в сфере бюджетно-финансовой, налоговой и экономической политики
27 апреля 2022 года, 15:03

Сохранение эффективности, устойчивости и сбалансированности бюджетной системы, обеспечение роста собственных доходов и возможностей по выполнению социальных обязательств и развитию социальной и инфраструктурной сфер – основные направления деятельности парламентариев в указанной сфере правового регулирования. Безусловно, имели место объективные факторы, оказавшие негативное воздействие на социально-экономическое развитие республики. Это сложная санитарно-эпидемиологическая обстановка, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции COVID – 19. Несмотря на это, бюджетная политика не только сохранила свою социальную направленность, но и была ориентирована на достижение национальных целей развития, обозначенных в "майских" указах 2018 года.

Следует акцентировать внимание на ключевых параметрах, обозначенных в Законе Республики Адыгея от 10 декабря 2021 года № 22 "О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (законодательная инициатива Главы Республики Адыгея М.К. Кумпилова).

Окончательный проект главного финансового документа стал результатом совместной работы депутатского корпуса, Кабинета Министров Республики Адыгея и Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея. При подготовке проекта закона в комитет поступило 24 поправки, из них 4 – по предметам первого чтения; 20 – по предметам второго чтения. На расширенном заседании профильного комитета поддержаны все представленные поправки: по предметам первого и второго чтения на сумму 526 млн руб.  Указанные финансовые средства планируется направить на решение социальных вопросов: 80.7 млн руб. – на строительство детского сада со встроенными ясельными группами в х. Тихонове Шовгеновского района; 50.0 млн руб. на лекарственное обеспечение отдельных категорий жителей республики, в том числе лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями; 20.0 млн руб. – на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и многие другие.

С учетом принятых поправок основные характеристики республиканского бюджета Республики Адыгея на 2022 год составили:

– по общему объему доходов – 31 625.5 млн руб., в том числе: налоговые и неналоговые доходы в сумме 13 млрд 684.1 млн руб., безвозмездные поступления в размере 17 млрд 941.4 млн руб.;

– по расходам – 32 551.2 млн руб.;

– дефицит составит 925.7 млн руб.

Основной финансовый документ принят в соответствии с требованиями федерального и регионального бюджетного законодательства, исходя из приоритетов бюджетной и налоговой политики республики. Основными направлениями расходов по-прежнему являются расходы, предусмотренные на социальную политику, образование и национальную экономику – 60.3 %. 

Почти наполовину (47.3 %) бюджет сформирован за счет собственных (налоговых и неналоговых) доходов. По сравнению с 2021 годом доля налоговых и неналоговых доходов увеличилась на 9.6 % и составила 47.3 %. На реализацию 22 государственных и 16 ведомственных программ определены бюджетные назначения в сумме 29.1 млрд руб. Верхний предел государственного внутреннего долга Республики Адыгея на 1 января 2023 года установлен в сумме 4.7 млрд руб.

В течение года в процессе исполнения бюджета Республики Адыгея парламентариями велась деятельность по его корректировке. Результатом этой работы стало принятие четырех законов "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", инициированных Кабинетом Министров Республики Адыгея. Произведено перераспределение средств бюджета по направлениям расходования. Дополнительные средства выделены, в частности, на здравоохранение и образование. Скорректированы объемы межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований, утвержден объем дотаций на поддержку мер по обеспечению их сбалансированности.

Предусмотрены дополнительные основания предоставления бюджетных субсидий предприятиям хлебопекарной промышленности на компенсацию (возмещение) части затрат на реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий, организациям железнодорожного транспорта на возмещение убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении.

Важной строкой расходов явилось предоставление субсидий местным бюджетам Кошехабльского и Майкопского районов, предназначенных на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и многое другое.

В результате внесенных изменений бюджетные назначения по доходам увеличены на 8 539.9 млн руб. и составили 35 050.8 млн руб. Расходы возросли на 7 298.3 млн руб. и составили 34 334.8 млн руб. Бюджет исполнен с профицитом в сумме 716.0 млн руб.

Принят Закона Республики Адыгея от 16 декабря № 23"О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", инициированный Кабинетом Министров Республики Адыгея.  Определены следующие прогнозные показатели: бюджет Территориального фонда сбалансирован по доходам и расходам, спланирован без дефицита. Доходы и расходы прогнозируются в 2022 году в сумме 6.5 млрд руб.

Общий размер средств нормированного страхового запаса Фонда установлен в 2022 году в объеме 1.4 млрд руб.

Кабинетом Министров Республики Адыгея инициировано внесение двух законов "О  внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея на 2021 год и на плановый период2022 и 2023 годов". Предусмотрены дополнительные направления расходования средств бюджета фонда в рамках реализации Программы ОМС:

– на дополнительное финансовое обеспечение медицинских организаций в условиях пандемии;

– на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации переболевших ковидом;

– на дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи застрахованным, в том числе заболевшим (имеющим подозрение на заболевание) ковидом.

С учетом внесенных изменений основные характеристики бюджета Фонда на 2020 год составили: по доходам – 6 863.8 млн руб.  (с увеличением на 1 112.8 млн руб.); расходная часть увеличена на 1 121.8 млн руб. и составила 6 872.8. Размер дефицита бюджета Фонда определился в сумме 9.0 млн руб.

В рамках реализации своих полномочий по контролю за эффективным целевым использованием бюджетных средств депутатами рассмотрено исполнение республиканского бюджета Республики Адыгея за 2020 год, а также бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея за 2020 год и приняты соответствующие нормативные правовые акты:

– Законом Республики Адыгея от 21 июня 2021 года № 468 "Об исполнении республиканского бюджета Республики Адыгея за 2020 год" (законодательная инициатива Главы Республики Адыгея М.К.  Кумпилова) утвержден годовой отчет об исполнении республиканского бюджета Республики Адыгея за 2020 год по доходам в сумме 31 203.6 млн руб., по расходам – 31 903.8 млн руб. с превышением расходов над доходами в сумме 700.2 млн руб.

– Закон Республики Адыгея от 21 июня 2021 года № 470 "Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея за 2020 год" (законодательная инициатива Кабинета Министров Республики Адыгея) устанавливает следующие параметры: по итогам 2020 года бюджет Фонда исполнен по доходам в сумме 5 768.2 млн руб. Расходы бюджета Фонда за 2020 год составили 5 754.1 млн руб., по сравнению с 2019 годом доходы возросли на 14.1 млн руб.

Следует отметить, что парламентариями рассмотрено исполнение республиканского бюджета Республики Адыгея за I полугодие и за 9 месяцев 2021 года. В представленном Контрольно-счетной палатой Республики Адыгея докладе отмечено, что за 9 месяцев 2021 года бюджет республики исполнен с профицитом. Следовательно, реализованы все социальные обязательства, обеспечена финансовая устойчивость всей бюджетной системы.

Доходы составили 23.6 млрд руб., или 88.2 % к уточненному годовому бюджетному назначению. Отмечается рост доходов (в сравнении с аналогичным периодом 2020 года) в общей сумме 3.5 млрд руб. Наблюдается также темп роста доходов на 17.4 %.

Безвозмездные поступления в общей структуре доходов составили 60.3 %; фактическое поступление налоговых и неналоговых доходов – 39.7 %.

Расходы составили 21.9 млрд руб., или 66.3 % от утвержденного показателя, 67.8 % от уточненного бюджета.

Наибольший удельный вес в исполнении расходной части республиканского бюджета занимают расходы на содержание учреждений социальной сферы – 12.8 млрд руб., или 62.6 % к общему объему расходов.

Таким образом, республиканский бюджет за 9 месяцев 2021 года исполнен с профицитом в сумме 1.7 млрд руб. (при годовом прогнозе дефицита 266.6 млн руб.).

По данным Министерства финансов Республики Адыгея общий объем доходов консолидированного бюджета за 2021 год составил 40 278.2 млн руб., темп роста к 2020 году – 114.1 %. Налоговые и неналоговые доходы составили 18 889.4 млн руб., темп роста к 2020 году – 125.8 %. Безвозмездные поступления – 21 388.8 млн руб., темп роста к 2020 году – 105.4  %.

Расходы консолидированного бюджета по оперативным данным по состоянию на 1 января 2022 года составили 38 199.0 млн руб., темп роста к 2020 году – 105.8 %.

Профицит консолидированного бюджета на 1 января 2022 года составил 2 079.2 млн руб.

Очевидно, что устойчивость, оптимальное функционирование бюджетной системы во многом зависит от совершенствования самого бюджетного процесса. Это – важнейшее направление деятельности парламентариев. Так, приняты:

 – Закон Республики Адыгея от 7 июня 2021 года № 462 "О внесении изменения в статью 23 Закона Республики Адыгея "О бюджетном процессе в Республике Адыгея" (законодательная инициатива Кабинета Министров Республики Адыгея), устанавливающий (согласно новациям федерального законодательства) дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись республиканского бюджета Республики Адыгея.

Расширяется перечень конкретных случаев до 15 (было 8), при наступлении которых без внесения изменений в закон Республики Адыгея о республиканском бюджете Республики Адыгея на текущий финансовый год и плановый период могут быть внесены изменения в показатели сводной бюджетной росписи, в том числе по решению высшего исполнительного органа республики.

– Закон Республики Адыгея от 7 июня 2021 года № 465 "О внесении изменений в статью 5 Закона Республики Адыгея "О бюджетном процессе в республике Адыгея" (законодательная инициатива Кабинета Министров Республики Адыгея), закрепляет зачисление денежных взысканий, штрафов, налагаемых административными комиссиями и комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, в местные бюджеты по нормативу 100 %;

– Закон Республики Адыгея от 4 августа 2021 года № 479 "О признании утратившей силу части 2 статьи 21 Закона Республики Адыгея "О бюджетном процессе в Республике Адыгея" (законодательная инициатива Кабинета Министров Республики Адыгея) приведен в соответствие с нормами федерального законодательства, согласно которым признается утратившей силу норма, определявшая правила  принятия республиканских законов, приводящих к изменению доходов республиканского и местных бюджетов – законов о внесении изменений в региональное законодательство о налогах и сборах; законов, регулирующих бюджетные правоотношения;

– Закон Республики Адыгея от 27 октября 2021 года № 7 "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О бюджетном процессе в Республике Адыгея" (законодательная инициатива Кабинета Министров Республики Адыгея), в соответствии с которым к компетенции Кабинета Министров Республики Адыгея, помимо прочего, отнесен такой вопрос, как утверждение перечней главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Адыгея и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Адыгея.

Блок республиканских законов, регулирующих межбюджетные отношения дополнился новыми нормативными правовыми актами. 

Принят Закон Республики Адыгея от 2 ноября 2021 года № 13 "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О межбюджетных отношениях в Республике Адыгея" (законодательная инициатива Кабинета Министров Республики Адыгея), направленный на приведение отдельных его положений в соответствие с федеральным законодательством. Речь идет об отмене с 1 января 2021 года системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности: из приложений к Закону №1 и 3 данный вид налога исключается.

В соответствии с нормами федерального законодательства в части установления особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году приостановлены с 1 января 2022 года до 1 января 2023 года действие некоторых норм Бюджетного кодекса Российской Федерации. Так, до 1 января 2023 года приостанавливается требование нормы по соблюдению предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на реализацию вопросов местного значения только в соответствии с законодательно определенным перечнем. Также, временно снимается необходимость соблюдения ранее установленного ограничения по предоставлению иных межбюджетных трансфертов в размере 15 % и дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению бюджетной сбалансированности.

Указанные нормы нашли отражение в принятом парламентариями Законе Республики Адыгея от 29 декабря 2021 года № 40 "О приостановлении действия отдельных положений Закона Республики Адыгея "О межбюджетных отношениях в Республике Адыгея" (законодательная инициатива депутатов М.Д. Ашева, С.Г. Шеуджена).

Закон Республики Адыгея от 2 ноября 2021 года № 17 "Об утверждении дополнительного соглашения к Соглашению о предоставлении бюджету Республики Адыгея из федерального бюджета бюджетного кредита для погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации" (законодательная инициатива Кабинета Министров Республики Адыгея) принят в соответствии с федеральным законодательством и законодательством республики в целях выполнения условий проведения реструктуризации обязательств (задолженности) Республики Адыгея перед Российской Федерацией.

Ранее для этих же целей был принят Закон Республики Адыгея от 7 июня 2021 года № 464 "Об утверждении дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении бюджету Республики Адыгея из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Адыгея" (внесен Кабинетом Министров Республики Адыгея).

Изменился порядок назначения Председателя Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея. Ранее он назначался Государственным Советом – Хасэ Республики Адыгея. Согласно Закону Республики Адыгея от 4 августа 2021 года № 481 "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О Контрольно-счетной палате Республики Адыгея" (законодательная инициатива депутатов М.Д. Ашева, К.М. Панеша и С.Г. Шеуджена) республиканский парламент обращается в Счетную палату Российской Федерации за заключением о соответствии кандидатур на должность Председателя Контрольно-счетной палаты квалификационным требованиям, установленным федеральным законодательством.

Кроме того, редакцией от 29 декабря 2021 года №33 республиканского закона "О Контрольно-счетной палате Республики Адыгея" определены соответствующие изменения по срокам внесения кандидатур на должность ее Председателя: срок не позднее чем за три месяца до истечения полномочий предыдущего Председателя.

Эффективность любого вида контроля зависит от его результативности, действенности и экономичности. Немаловажный фактор – совершенствование деятельности по осуществлению контроля за переданными государственными полномочиями. Так, вносимыми изменениями в республиканский закон "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов государственными полномочиями Республики Адыгея по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений" уточняются полномочия исполнительного органа государственной власти республики, осуществляющего внутренний государственный финансовый контроль.

Одна из основополагающих задач налогообложения – обеспечение доходов бюджетной системы с целью создания условий для социально-экономической стабильности. Сегодня налоговая служба внедряет новые методы и подходы в процесс администрирования, соблюдая баланс финансовых интересов государства, бизнеса и граждан. Вполне закономерно, что совершенствование налогового законодательства в числе важнейших направлений деятельности депутатов.

В соответствии с Законом Республики Адыгея от 24 февраля 2021 года № 434 "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "О патентной системе налогообложения" (законодательная инициатива Кабинета Министров Республики Адыгея) обновлен перечень видов предпринимательской деятельности, при осуществлении которой предприниматели имеют возможность использовать упрощенную систему налогообложения на основе патента. Вновь включенными стали, в частности, деятельность автостоянок и услуги по уходу за домашними животными. Для некоторых прежних видов деятельности унифицированы наименования.

В новых значениях установлен размер потенциально возможного к получению годового дохода. Для каждого вида деятельности конкретные его суммы варьируются в зависимости от условий осуществления последней (без привлечения наемных работников или с привлечением). В отношении сдаваемой в аренду недвижимости последний установлен на единицу площади; для перевозчиков – на единицу транспортного средства; в отношении развозной и разносной розничной торговли – на один нестационарный торговый объект.

Как и ранее, предусмотрена дополнительная градация в зависимости от территории применения патента (городской округ или городское поселение; поселение, являющееся административным центром муниципального района; сельское поселение). В отношении сдаваемых в аренду (наем) собственных или арендованных жилых, или нежилых помещений введены определенные ограничения: общая их площадь не должна превышать 500 м2.

По законодательной инициативе Кабинета Министров Республики Адыгея принят Закон Республики Адыгея от 30 апреля 2021 года № 455 "О внесении изменения в статью 4 Закона Республики Адыгея "О транспортном налоге". Действующим законодательством с 2020 года предусмотрен беззаявительный порядок предоставления льгот по транспортному налогу гражданам льготных категорий. 

Следует отметить, что льгота по транспортному налогу в отношении всех имеющихся транспортных средств полагается только Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы. Остальные налогоплательщики льготу могут получить лишь в отношении одного из транспортных средств (на выбор получателя). Процедура носит заявительный характер. В противном случае (налогоплательщик не представил заявление о предоставлении льготы или не сообщил об отказе от нее) льгота предоставляется на основании сведений, которые налоговые органы получат сами (применяется начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика указанное право возникло).

Обращено внимание, что льгота при этом будет предоставлена в отношении одного транспортного средства с наибольшей исчисленной суммой налога.

Кабинет Министров Республики Адыгея инициировал внесение изменений и в статью 4 республиканского закона "О транспортном налоге". Согласно новой редакции Закона от 27 октября 2021 года № 8 один из родителей (законных представителей) ребенка-инвалида, имеющего заключение о наличии медицинских показаний для приобретения транспортного средства в соответствии с индивидуальной программой реабилитации/абилитации, освобождается от уплаты налога в отношении одной единицы транспортного средства. Установлено ограничение по мощности его двигателя, в отношении которого гражданам указанных льготных категорий полагаются льготы (в том числе освобождение от уплаты налога): легковые авто – до 150 л. с. включительно, моторные лодки – до 20 л. с. включительно, мотоциклы/мотороллеры – до 35 л. с. включительно. Это ограничение, как и другие, не распространяется на Героев Советского Союза и Героев России, а также полных кавалеров ордена Славы.

Вносились изменения и в республиканский закон "О налоге на имущество организаций". Так, редакцией настоящего Закона от 19 ноября 2021 года № 20 от уплаты налога на имущество организаций (в части собственного имущества, используемого для нужд здравоохранения) решено освободить организации здравоохранения, учредителями которых являются общественные организации и фонды.

Порядок и сроки внесения платежей по налогу на имущество организаций республиканским законом теперь не конкретизируются (этот вопрос урегулирован на федеральном уровне).

Законом Республики Адыгея от 2 ноября 2021 года № 11 "О внесении изменений в статью 1 Закона Республики Адыгея "Об установлении дополнительных оснований признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам" (законодательная инициатива Кабинета Министров Республики Адыгея) расширен перечень дополнительных оснований признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам. К ним причислено также наличие у физических лиц задолженности по пеням, начисленным на недоимку по транспортному налогу. Скорректирован перечень подтвердительных документов по установленным ранее основаниям.

Следует отметить, что установленные, но не востребованные инвесторами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, основным видом деятельности которых является обрабатывающее производство, за исключением производства подакцизных товаров) льготы по транспортному налогу и налогу на имущество организаций, решено отменить.

В целях приведения норм республиканского законодательства в соответствие с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и закрепления дополнительных прав инвесторов принят Закон Республики Адыгея от 24 февраля 2021 года № 436 "О внесении изменений в Закон Республики Адыгея "Об инвестиционной деятельности в Республике Адыгея" (законодательная инициатива Кабинета Министров Республики Адыгея).

Закон предусматривает внесение изменений в части уточнения используемых основных понятий, таких как субъекты инвестиционной деятельности, инвесторы, объекты инвестиционной деятельности, установление дополнительных гарантий прав инвесторов.

Кроме того, к полномочиям Главы Республики Адыгея отнесено определение порядка создания и функционирования парковых зон.


27 апреля 2022 года, 15:03
комментарии: 0