Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск | Войти
путь на сайтеГлавная / /

 

Основные тезисы Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 3 декабря 2015 года (с информацией о состоянии дел в республике по соответствующим позициям)

Основные тезисы Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 3 декабря 2015 года (с информацией о состоянии дел в республике по соответствующим позициям)
14 января 2016 года, 14:50

Послание Президента России – системный и стратегический документ, определяющий ключевые направления развития страны, и отчасти даже идеологию, закладываемую в основу социально-экономической политики. По сути Послание является тем комплексным документом, который затрагивает многие, если не все стороны жизни общества и определяет опорные точки его развития, в том числе и основные направления законодательного регулирования общественных отношений.  

В посланиях анализируется в определенной степени деятельность государства, достижения прошедшего периода и излагается видение Президентом будущего страны.  Иными словами,  он декларирует стратегию государственного развития, направляет распоряжения в адрес компетентных органов государственной власти, указывает на недостатки тех или иных нормативных правовых актов из числа действующих.

В Послании не просто отмечается значимость законодательного обеспечения той или иной реформы, но еще и актуализируются задачи, которые на данном этапе имеют первостепенное значение. Оно определяет тактику и стратегию деятельности органов государственной власти всех уровней, образует вектор развития, систему координат, в соответствии с которыми происходит процесс законотворчества в субъектах.

Стоит отметить, что выступления главы Российского государства с посланиями стали традицией. Первое из них прозвучало в 1994 году. Третьего декабря текущего года В.В. Путин обратился к высшему представительному (законодательному) органу власти России и ее гражданам с очередным двадцать вторым Посланием.

Повышенное внимание нашей и зарубежной общественности к данному Посланию объясняется тем, что оно прозвучало на фоне крайне напряженной международной обстановки, активизации международного терроризма.

Несмотря на сложность и первостепенность вопросов внешней политики, большая часть Послания посвящена социально-экономическому развитию государства, определению его приоритетных векторов.  Провозглашенные в этом направлении идеи и предложения носят концептуальный характер, рассчитаны не на год и содержательно ориентированы на продолжение и усиление уже осваиваемых направлений.  

Стратегическая программа развития страны предусматривает, в первую очередь, создание богатой и благополучной России, защиту общегражданских интересов, повышение качества жизни людей. Очевидно, что реализация перечисленных задач невозможна без реального повышения эффективности социальной сферы, решения экономических проблем, вопросов образования, патриотического воспитания, сохранения своей национальной и духовной идентичности.

В этой связи важно определить приоритеты деятельности. Так, в сфере экономики – это улучшение делового климата, либерализация уголовно-процессуального кодекса в отношении предпринимательства, содействие внедрению регионального инвестиционного стандарта, обеспечение роста налоговых поступлений, стимулирование развития национальной финансовой системы, создание высокопроизводительных рабочих мест, улучшение условий труда и его охраны, создание условий для интеграции трудовых мигрантов в российское общество. В социальной сфере – улучшение демографической ситуации, поддержка материнства и детства, продолжение модернизации системы образования, реализация прав инвалидов.

Таким образом, независимо от конъюнктурных изменений в мировой политике необходимо сохранить высокие темпы развития российской экономики и достижения целей, поставленных для того, чтобы сделать жизнь граждан Российской Федерации лучше, важно

сохранение  политической стабильности, поступательного развития экономики.

Обратимся к основным положениям Послания:

Геополитика. Роль России в мире.

Позиция России в вопросах современного мироустройства остается неизменной – мир должен быть многополярным, основные положения международного права – незыблемыми.

Сегодня мы все одинаково уязвимы для международного терроризма. В этой связи необходимо устранить все политические разногласия и "создать единый антитеррористический фронт, который будет действовать на основе международного права и под эгидой Организации Объединенных Наций. Каждое цивилизованное государство сейчас обязано внести вклад в разгром террористов, подтвердить свою солидарность – и не декларациями, а конкретными действиями".

Другая принципиальная позиция Президента Российской Федерации – неприятие политики двойных стандартов и полумер по отношению к террористам: никакого убежища бандитам, никаких попыток использовать их в своих целях, никакого преступного, кровавого бизнеса с террористами. В своем выступлении он дал  оценку и действиям правительства Турции, назвав их предательством. По отношению к народу этой страны выражена иная позиция: "…турецкий народ – добрый, трудолюбивый и талантливый. В Турции у нас много давних и надежных друзей. И подчеркну: они должны знать, что мы не ставим знака равенства между ними и частью сегодняшней правящей верхушки, которая несет прямую ответственность за гибель наших военнослужащих в Сирии".

Чтобы быть сильными, необходимо единение. Этот принцип превалирует в обращении Владимира Путина. Действительно, в Российской Федерации, являющейся одним из крупнейших полиэтнических и поликонфессиональных государств мира, важно формирование единого духовно-культурного и этносоциального пространства в обществе, гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений, содействие популяризации в обществе идей признания и уважения равенства, отказа от доминирования и насилия, утверждения многомерности и многообразия человеческой культуры, верований, этических норм. Владимир Путин заявил о том, что сила России – в свободном развитии всех народов, гармонии культур, языков, традиций, во взаимном уважении, диалоге представителей всех конфессий.

Экономический блок Послания

Основными экономическими положениями Послания стали – изменение структуры экономики путем технологического обновления производств, создания высокопроизводительных рабочих мест и подготовки профессиональных кадров;  импортозамещение, поддержка экспорта, поддержка малого и среднего бизнеса, либерализация уголовно-процессуального кодекса в отношении предпринимателей.    

"Россия не имеет права быть уязвимой. Нам нужно быть сильными в экономике, технологиях, в профессиональных компетенциях, в полной мере использовать сегодняшние благоприятные возможности, которых завтра может уже не быть", – подчеркнул Президент России.

В первую очередь речь идет о создании и модернизации высокопроизводительных рабочих мест. По итогам 2014 года в Республике Адыгея количество высокопроизводительных рабочих мест составило 36 651 ед. Говоря об объемах промышленного производства в Адыгее, следует отметить, что итоги 10 месяцев текущего года свидетельствуют о стабильном росте объемов производства. По темпам роста промышленного производства Адыгея занимает 3 место среди субъектов Южного федерального округа. Индекс промышленного производства за указанный период составил 105 % к соответствующему периоду прошлого года. 

Важнейшим фактором решения задач модернизации российской экономики является подъем отечественной науки. Необходимо доработать программу долгосрочных фундаментальных исследований и целевую программу по развитию прикладных научных исследований, на основе которых станет возможным выпуск современного высокотехнологичного отечественного оборудования.

"Считаю свободу предпринимательства важнейшим экономическим и общественно значимым вопросом. Именно расширением свободы предпринимательства мы должны ответить на все ограничения, которые нам пытаются создать", - заявил Владимир Путин. Очевидно, что достижение устойчивого социально-экономического развития, совершенствование социальной сферы невозможны без создания благоприятных условий для развития предпринимательства. Это обусловлено тем, что от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства зависит насыщение рынка товарами и услугами, улучшение бизнес-среды и повышение инвестиционной привлекательности. Предприятия малого и среднего бизнеса призваны формировать новые возможности для поступательного экономического роста, способствовать решению проблем занятости.

Сегодня малый и средний бизнес Республики Адыгея – это более 3 800 предприятий и около 16 800 индивидуальных предпринимателей. Подавляющее большинство (37 %) малых и средних предприятий занимаются торговлей и общественным питанием, производственным бизнесом (14 %), строительством (12%), сельским хозяйством (5 %), более 32 % предприятий сосредоточено в сфере услуг.  7 896 (47 %) индивидуальных предпринимателей занимаются оптовой и розничной торговлей, сельским хозяйством – 2 016 (12 %), производственной деятельностью – 1 344 (8 %).

Следует отметить, что основная задача государственной политики в области поддержки малого предпринимательства заключается в создании для малых и средних предприятий равных с другими субъектами хозяйствования условий для осуществления хозяйственной деятельности. В 2014 году впервые разработана Инвестиционная стратегия Республики Адыгея до 2025 года. Она направлена на повышение инвестиционной привлекательности Республики Адыгея, формирование условий для мобилизации внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов и новых технологий в экономику региона. 

В республике создаются механизмы государственно-частного партнерства, реализация которых позволит привлекать дополнительные инвестиции в объекты общественной и жилищно-коммунальной инфраструктуры: целенаправленно поддерживать тех, кто готов создавать и развивать производство на территории республики. Так, принят республиканский закон
"О государственной политике Республики Адыгея в сфере государственно-частного партнерства", создающий правовые основы для взаимовыгодного сотрудничества Республики Адыгея и частных партнеров по реализации социально значимых инфраструктурных, инновационных проектов и программ, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений о государственно-частном партнерстве. 

На формирование дополнительных гарантий, обеспечивающих защиту и свободную реализацию права граждан на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности направлен республиканский закон "Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Адыгея".  Необходимость создания данного института обусловлена еще и тем, что нередко субъекты предпринимательской деятельности не в силах разрешить ситуации, связанные с нарушением их прав и законных интересов, особенно в тех случаях, когда имеют место административные барьеры, бюрократическое давление, коррупционные проявления со стороны органов государственной власти и их должностных лиц.

С целью обеспечения комплексного подхода к решению проблем малого и среднего бизнеса в республике сформирована инфраструктура поддержки предпринимательства, в которую входят: Некоммерческая организация "Фонд поддержки предпринимательства Республики Адыгея", Автономное учреждение Республики Адыгея "Республиканский бизнес-инкубатор", 9 муниципальных бизнес-центров поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.

На формирование благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности на селе направлено и создание АгроБизнесИнкубатора (общий объем финансирования – 168.9 млн руб.: республиканские средства – 33.8 млн руб., федеральные средства – 135.1 млн руб.). Его строительство осуществляется на территории муниципального образования "Гиагинский район" на площади 57 гектаров, где предполагается размещение не менее 30 производственных хозяйств: теплиц, мини-цехов по выращиванию птицы, крупного рогатого скота, овец, по производству овощей открытого грунта, молочных, мясо- и овощеперерабатывающих производств. Планируется образование эффективных мини-агро-бизнес хозяйств на основе комплексного подхода, предусматривающего обучение и подготовку кадров, создание материально-технической базы, научной и информационно-методической поддержки.

Реализация мероприятий поддержки малого и среднего бизнеса способствует улучшению инвестиционного климата и ориентирована, в первую очередь, на предприятия, которые уже осуществляют деятельность по переоснащению производства в целях увеличения объемов производства и повышения конкурентоспособности. Однако нельзя не отметить, что  сохраняется актуальность вопросов совершенствования законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, дальнейшую оптимизацию налогового режима для малого бизнеса, возможности улучшения условий для осуществления предпринимательской деятельности. Речь идет о вопросах финансово-кредитного и налогового стимулирования, повышения эффективности государственной поддержки данного сектора экономики.

В Послании отмечена значимость улучшения инвестиционного климата, привлечения широкомасштабных инвестиций в экономику страны. "Мы заинтересованы в широком деловом сотрудничестве с зарубежными партнерами, приветствуем инвесторов, которые нацелены на долгосрочную работу на российском рынке, даже несмотря на текущие, не всегда простые обстоятельства", – заявил Президент  Российской Федерации.  

Для Республики Адыгея вопросы повышения инвестиционной привлекательности имеют первостепенное значение в силу того, что инвестиции являются важнейшим инструментом динамичного социально-экономического развития Республики Адыгея.

Адыгея сегодня предлагает инвесторам широкое поле для сотрудничества в туристской отрасли, агропромышленном комплексе и промышленном производстве. Только за последние восемь лет инвестиции в экономику превысили 120 млрд рублей. По темпу роста инвестиций Адыгея на втором месте среди субъектов Южного федерального округа. На ее территории реализуется 60 инвестиционных проектов с общим объемом заявленных инвестиций на сумму 65 млрд рублей.

За  первое полугодие 2015 года объем инвестиций в основной капитал (по полному кругу) в Республике Адыгея составил 4 237.1 млн рублей, или 110.7 % процентов к уровню 2014 года. Объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям за отчетный период составил  2 433.7 млн рублей, или 99.6 % процентов к уровню 2014 года.

По источникам финансирования объем инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям составил: собственные средства предприятий – 1 429.3 млн рублей, или 58.7 % от общего объема инвестиций; привлеченные средства – 1 004.4 млн рублей, или 41.3% от общего объема инвестиций.

Важным направлением инвестиционной политики является оказание мер поддержки инвесторам, к которым относятся снижение и полная ликвидация существующих административных барьеров при прохождении разрешительных, регистрационных и контрольно-надзорных процедур; предоставление льгот по налогу на транспорт, на имущество, инвестиционного налогового кредита, субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам и части лизинговых платежей. С 2015 года предлагается еще один вид государственной поддержки: инвестор может взять в аренду земельный участок без торгов при условии реализации инвестиционного предложения на сумму более 100 млн рублей или создания более 30 новых рабочих мест.

В числе приоритетных экономических задач, определенных Владимиром Путиным, – обеспечение внутреннего рынка отечественным продовольствием, производство отечественных    здоровых, экологически чистых, качественных продуктов питания. Разумное импортозамещение – долгосрочный тренд для России, вне зависимости от внешней конъюнктуры. Реализация программ импортозамещения нацелена на создание массового слоя производственных компаний, способных быть конкурентными не только внутри страны, но и на международных рынках.   Инвесторам, готовым вкладывать средства в  проекты импортозамещения, гарантированы  стабильные налоговые и другие базовые условия. Помимо этого, предлагается предоставить субъектам Российской Федерации право снижать до 0 %  ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов, до момента, когда сумма экономии, образовавшаяся в результате применения данной льготы, становится равной объему капитальных вложений, осуществленных инвестором – участником специального инвестиционного контракта в рамках создания новых производств.

Республика Адыгея способна произвести импортозамещение таких продуктов, как мясо свинины, сыры и масло сливочное, овощи закрытого грунта и плоды. В соответствии с реализацией Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы в республике планируется увеличить:

- производство скота и птицы на убой до 60 тыс. т;

- производство молока до 132.7 тыс. т;

- поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесных животных до 7500 голов;

- маточное поголовье овец и коз до 5.5 тыс. голов.

В республике в последние годы создана устойчивая база для развития молочной, масложировой и мукомольно-крупяной отраслей. Так, проведена модернизация производств и приобретено высокопроизводительное оборудование почти на всех молокоперерабатывающих предприятиях, введены новые мощности по производству растительного масла, муки, возобновлено производство риса, наращиваются объемы производства консервов, кондитерских изделий.  Ввод новых мощностей в масложировой и мукомольно-крупяной отраслях позволит увеличить производство растительного масла в 2.5 и муки в 5.3 раза. Очевидно, что продукция наших товаропроизводителей должна занять твердую позицию и ассоциироваться с гарантированным качеством, а также  быть доступной.

Отдельного внимания требуют вопросы развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий, являющиеся важнейшими стратегическими целями государственной политики, достижение которой позволит обеспечить продовольственную безопасность, повысить конкурентоспособность экономики и благосостояние граждан. Об актуальности данного вопроса говорит тот факт, что из 17 млн  кв. км территории Российской Федерации 400 млн га (23.4 %) составляют земли сельскохозяйственного назначения. Нерациональное использование земель указанной категории недопустимо, в этой связи важно "ввести в оборот миллионы гектаров пашни, которые сейчас простаивают, изымать у недобросовестных владельцев сельхозземли, которые используются не по назначению, и продавать их на аукционе тем, кто хочет и может возделывать землю".

Данные положения Послания на 2015 год абсолютно идентичны проблемам, требующим незамедлительного решения в Республике Адыгея, являющейся аграрным регионом: на долю сельского хозяйства приходится более четверти валового регионального продукта и почти 21 % от занятых во всех отраслях экономики республики, удельный вес сельского населения составляет 47.4%.  Фонд земель сельскохозяйственного назначения   составляет 337.4 тыс. га, или 43 % от общей площади земельного фонда республики. Площадь сельскохозяйственных угодий в составе данной категории – 306.4 тыс. га. Из них большую часть сельскохозяйственных угодий занимает пашня – 240.5 тыс. га, или 78 % сельскохозяйственных угодий; 58.8 тыс. га (19 %) занимают пастбища, а остальную площадь – многолетние насаждения, сенокосы и залежь.

Площадь земель, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, преобладает в структуре земель почти всех муниципальных образований Республики Адыгея и занимает более 56 % от общих площадей районов и городов. Исключение составляет муниципальное образование "Майкопский район", где данная категория составила всего лишь 12%. 

Вышеперечисленное свидетельствует о важности рационального использования земельных ресурсов: речь идет о полноценном  вовлечении земель сельскохозяйственного назначения в гражданско-правовой оборот, что, в конечном итоге, обеспечит приток кредитов и прямых инвестиций в сельскохозяйственный сектор экономики, стимулируя его развитие.

Государственный Совет – Хасэ Республики Адыгея неоднократно выступал с инициативами по ограничению права арендаторов передавать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдавать арендные права земельного участка в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив.   Введение указанной нормы обеспечит более эффективное и целевое использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Законодательно должны быть урегулированы вопросы государственной поддержки по обеспечению деятельности опытных стаций системы ВИР для сохранения генофонда растений.  В этой связи необходима разработка и принятие Федерального закона о генетических ресурсах растений, направленного, в том числе, на экономическое стимулирование развития отрасли семеноводства, поддержку и стимулирование работы ученых семеноводов, оригинаторов сортов.

Актуальна разработка эффективных форм влияния на процесс организации сбыта продукции, выращенной на личных подворьях граждан, которая зачастую попадает в руки перекупщиков. Необходимы концентраторы в виде оптово-закупочных звеньев, обеспечивающих закупку у производителей сельхозпродукции – от крупного фермера до владельца дачного участка и личного подворья. Нужно предусмотреть порядок организации пунктов сбора сельскохозяйственной продукции и обеспечения оборудованными торговыми местами, а также информацией о потенциальных покупателях.

Первостепенную роль в решении обозначенных проблем, и об этом заявил Президент Российской Федерации, играет обеспеченность сельских территорий профессиональными кадрами.  Можно привести в пример опыт Республики Адыгея по подготовке рабочих кадров для села: образовательный процесс выстраивается на основе заключенных договоров с предприятиями и организациями на подготовку требующихся специалистов, трудоустройство выпускников, участие в оценке качества подготовки специалистов.

Сегодня достаточно  популярны такие специальности, как тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, мастер сельскохозяйственного производства, мастер по техническому обслуживанию и ремонту МТП, младший ветеринарный фельдшер, пчеловод, автомеханик,  мастер общестроительных работ, мастер отделочных строительных работ, механизация сельского хозяйства, ветеринария, технология деревообработки, строительство и эксплуатация зданий и сооружений, монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.

В настоящее время ведется работа над формированием более качественного и обновленного подхода к обучению студентов в профильных учебных заведениях, совершенствованием их материально-технической базы.

Это необходимо для подготовки высококвалифицированных специалистов для аграрного сектора республики.   Важно  уже на уровне школы целенаправленно готовить и мотивировать ребят на получение профессий, востребованных на рынке труда сельскохозяйственных производств.

Социальный блок. Демография и семья

Решение проблем глобального развития государства невозможно без реального повышения эффективности социальной сферы, решения проблем в системе образования, патриотического воспитания, сохранения своей национальной и духовной идентичности.

Могущество и будущее любой страны напрямую связаны со сбережением нации, достойным воспитанием и обучением подрастающего поколения. Сегодня необходимо постоянное внимание общественности к проблемам семьи. Важно совершенствовать и развивать меры государственной социальной поддержки многодетных семей, правомерно предусматривая дополнительные социальные гарантии и выполняя уже существующие: не секрет, что многие из них носят декларативный характер.  Многодетная семья должна стать важнейшей ценностью и предпочтительной социальной нормой, а повышение жизненного уровня многодетных семей, создание условий, необходимых для достижения семьей благополучия, защиты ее институциональных интересов, обеспечивающих социальную безопасность в процессе общественного развития, – приоритетным направлением государственной политики.

Нельзя не отметить, что в настоящее время наблюдаются положительные демографические процессы. "Три года подряд в России отмечается естественный прирост населения. Семьи хотят растить детей, верят в их будущее, верят в свою страну, рассчитывают на поддержку государства". Глава государства объявил о продлении программы материнского капитала еще на два года.  

Здоровье нации является безусловной общественной ценностью, приоритетом государственной политики, основой национального богатства и национальной безопасности России. Главным показателем улучшения состояния здоровья населения является зафиксированное увеличение продолжительности жизни (в текущем году она превысит 71 год). Не секрет, что в сфере здравоохранения отмечены значительные результаты: многократно увеличились объемы оказываемой высокотехнологичной медицинской помощи (с 60 тыс. операций в 2005 году до 715 тыс. в 2014 году), существенно переоснащена служба скорой помощи и многое другое.

Достигнутые результаты позитивны, однако сохраняется целый перечень нерешенных проблем: сегодня остро стоят вопросы обеспечения лекарственными препаратами и их ценообразования; качества и доступности гарантированной государством бесплатной медицинской помощи; обеспечения сельских медицинских учреждений высококвалифицированными специалистами. Вызывает озабоченность и процесс реструктуризации сети лечебных учреждений. По мнению Владимира Путина, в этом вопросе "нужно действовать очень аккуратно, и совсем не лучшим способом является закрытие фельдшерско-акушерских пунктов на селе".  

Образование – основа всех начинаний. Государство должно гарантировать своим гражданам возможность получения качественного образования, которое включает в себя и профессиональную мотивированную работу учителя, и прорывные новые обучающие технологии, возможности для творчества, занятий спортом, дополнительного образования. В Послании отмечена необходимость создания одинаковых условий для получения достойного образования для детей, проживающих как в сельской местности, так и в городской.

"Надо учитывать индивидуальные потребности людей с ограниченными возможностями, особое внимание уделить вопросам их профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов". Безусловно, доступная среда жизнедеятельности является основным условием интеграции инвалидов в общество. Способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала и, следовательно, способствует социальному и экономическому развитию государства.

По состоянию на 1 ноября 2015 года в Республике Адыгея проживает около 37 тыс. инвалидов, из которых 3.8% составляют дети-инвалиды, 3.0% – инвалиды войны и инвалиды вследствие военной травмы, 3.5% – инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, более 3.5% – инвалиды по зрению и 1.6% - инвалиды с утерей слуха.

Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Республике Адыгея осуществляется на основании государственной программы Республики Адыгея "Доступная среда" на 2014 – 2015 годы, и предусматривает  решение следующих задач: снизить, а в ближайшей перспективе и полностью ликвидировать все барьеры, которые мешают инвалидам пользоваться услугами транспорта, получать достойное образование, медицинскую помощь, осуществлять профессиональную деятельность, без проблем обращаться в любые учреждения, а наличие  эффективной нормативной правовой базы обеспечит права инвалидов на трудоустройство, медицинское обслуживание, образование, доступ к информации, связи и воспитание в обществе уважительного отношения к инвалидам.

Следует отметить, что конечная цель любых инициатив в сфере обеспечения трудовых прав инвалидов – создание для человека с ограничениями к трудовой деятельности  возможности вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, имея наравне с другими доступ к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения как в городских, так и в сельских районах. 


14 января 2016 года, 14:50