Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск | Войти
путь на сайтеГлавная / /

 

Об опыте деятельности органов государственной власти Республики Адыгея по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации

Об опыте деятельности органов государственной власти Республики Адыгея по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации
12 мая 2016 года, 10:16

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года реализуется на территории республики прежде всего через государственную программу Республики Адыгея "Укрепление межнациональных отношений и патриотическое воспитание" на 2014 – 2018 годы и принятые в ее рамках подпрограммы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Республики Адыгея" и "Патриотическое воспитание жителей Республики Адыгея".

Общественно-политическая стабильность и взаимопонимание между представителями всех народов, проживающих в регионе, является результатом многолетней планомерной работы органов государственной власти с активным участием общественных организаций республики.

С 2011 года в Адыгее создана постоянно действующая рабочая группа по гармонизации межэтнических отношений, деятельность которой осуществляется с участием всех заинтересованных органов государственной власти и общественных организаций.

Исторически сложилось, что Северный Кавказ представляет собой многоцветие национальных культур – в Республике Адыгея проживают представители более 100 национальностей. В таком полиэтничном обществе межнациональное согласие достигается через взаимодействие и взаимопроникновение различных культур. Первый знак уважения к другому народу в проявлении интереса к его языку, искусству, культуре и традициям.

Эффективная языковая политика является в России одним из приоритетных направлений. В соответствии со статьей 5 Конституции Республики Адыгея равноправными государственными языками в Республике Адыгея являются русский и адыгейский языки. Парламентом Республики Адыгея в первые годы становления республики создана законодательная база, обеспечивающая реализацию данного конституционного права. Законами Республики Адыгея "О языках народов Республики Адыгея", "Об образовании в Республике Адыгея", "О примерных учебных программах и республиканском комплекте учебников для образовательных организаций" в образовательных организациях республики созданы условия для реализации языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся: преподаются адыгейский язык и адыгейская литература, адыгский этикет, история Адыгеи, география Республики Адыгея, армянский язык и армянская литература, славянская культура, этнокультура греков, культура народов Республики Адыгея, русская художественная культура.

Для решения вопросов сохранения межнациональной и межконфессиональной стабильности в республике действует ряд коллегиальных структур с участием органов государственной власти, представителей общественных организаций и правоохранительных органов республики. Среди них Общественная палата Республики Адыгея, Совет старейшин при Главе Республики Адыгея, Совет общественных объединений при Главе Республики Адыгея, Координационный совет по обеспечению правопорядка в Республике Адыгея и Совет безопасности при Главе Республики Адыгея.

Деятельность данных структур, а также систематический диалог руководства республики с наиболее активными представителями общественных национальных организаций, совместное обсуждение основных проблем способствуют снятию потенциально протестных вопросов на стадии их возникновения и позволяют нейтрализовать негативные настроения, а также прогнозировать и контролировать общественно-политическую ситуацию в регионе.

В республике осуществляют свою деятельность около 500 общественных объединений, из них наиболее активны на сегодняшний день 7 национально-культурных организаций. Представители всех активно действующих национальных общественных объединений вошли в состав Адыгейской республиканской общественной организации "Лига Мира".

Органы государственной власти последовательно ориентируют руководство общественных и религиозных объединений Адыгеи на проведение воспитательных, пропагандистских массовых мероприятий, направленных на предупреждение межэтнических конфликтов. На постоянной основе организована публикация и выход в эфир соответствующих тематических материалов с участием руководителей общественных организаций. Особый упор делается на популяризации в обществе идей гуманизма, толерантности, веротерпимости, взаимоуважения между народами, проживающими на территории республики.

Государственная поддержка некоммерческих организаций, содействующих сохранению межнационального и межконфессионального согласия в республике, осуществляется посредством предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Адыгея.

Республиканские и муниципальные СМИ ориентированы на создание безопасного информационного пространства, способствующего позитивной межэтнической коммуникации и формированию толерантных установок.

На местных телеканалах выходят в эфир специальные передачи ("Азан", "Миряне") на русском и на адыгейском языках, рассказывающие об основах мусульманства и православия, религиозных праздниках с участием представителей традиционных конфессий.

Ежегодно в средствах массовой информации объявляется республиканский смотр-конкурс "Адыгея – наш общий дом" на определение лучших журналистских работ по этнокультурной проблематике, целью которого также является популяризация в обществе идей гуманизма и толерантности.

В рамках реализации государственной программы Республики Адыгея "Развитие муниципальной службы в Республике Адыгея" на 2014 – 2015 годы организовывается подготовка и переподготовка государственных служащих, курирующих вопросы межнационального согласия и профилактики экстремизма.

Одной из задач по противодействию возможным проявлениям национальной нетерпимости является формирование толерантного мировоззрения в молодежной среде. С 2008 года органами исполнительной власти республики организуются лекторские группы в средних и высших учебных заведениях по данной тематике.

Аппаратом Антитеррористической комиссии Республики Адыгея проводится мониторинг печатных изданий республиканского и муниципального уровней и контроль контента интернет-пространства в целях установления источников пропаганды экстремизма.

С целью выработки стратегии формирования и реализации политики регулирования этнополитических процессов в Республике Адыгея систематически осуществляется мониторинг состояния межнациональных отношений посредством проведения социологических исследований в сфере государственной национальной политики. Проведены исследования по следующим направлениям: "Тенденции развития межнациональных отношений на территории Республики Адыгея в связи с проведением зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году", "Анализ социально-экономического положения молодежи Республики Адыгея как фактора прогнозирования и корректирования социальной напряженности", "О роли СМИ в формировании мировоззренческих установок, ценностных ориентаций убеждений граждан". В апреле – мае 2015 года среди студентов федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений высшего образования "Майкопский государственный технологический университет", "Адыгейский государственный университет" проведен социологический опрос "О состоянии и проблемах межнациональных, межконфессиональных отношений в Республике Адыгея", анализ основных результатов которого также свидетельствует о благоприятной межнациональной ситуации в республике, толерантности в обществе и отсутствии явных причин для возникновения конфликтов на межнациональной почве.

В рамках организации межведомственного информационного взаимодействия аналитические справки по результатам исследований направляются заинтересованным органам исполнительной власти и правоохранительным органам для использования в работе. Ежегодно актуальность исследуемых направлений определяется совместно с правоохранительными органами республики.

Безусловно, в сфере межнациональных отношений республики присутствуют и проблемы, идентичные общероссийским. Это и увеличение численности отдельных миграционных групп (речь идет о притоке мигрантов курдской национальности, создающих замкнутые этнические общности), и вопросы социально-культурной адаптации соотечественников, прибывающих из зон вооруженных конфликтов – Сирии и Украины. Многие аспекты миграционной политики требуют существенной доработки с учетом потребностей в трудовых ресурсах, социальных особенностей населения и его отношения к мигрантам. В их числе необходимость дальнейшего совершенствования законодательства, направленного на упорядочение миграционных процессов, повышение их прозрачности, противодействие нелегальной миграции и связанным с ней явлениям.

Поддержание этнополитической стабильности в республике достигается путем сохранения и развития культуры народов, проживающих в регионе; тесным взаимодействием и оказанием финансовой поддержки национальным общественным объединениям, ориентированным на сохранение межэтнической стабильности; содействием популяризации в обществе идей гуманизма, толерантности, взаимоуважения между народами.

В Адыгее за последние годы произошла существенная деполитизация межнациональной сферы, давшая возможность последней развиваться в направлении сугубо культурного взаимодействия. В целом внутренние предпосылки политического, этноконфессионального характера, способные вызвать ухудшение межнациональных отношений в республике, отсутствуют. Национальный вопрос стал приобретать несколько иные параметры, включающие осознание каждой этнической общностью важности сохранения духовности, культуры и языка народа, а также приобщения к культуре других этносов, проживающих в республике.


12 мая 2016 года, 10:16