Забыли пароль?
Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск | Войти
Республика Адыгея
О Госсовете
Структура
Заседания
Деятельность
Документы
Пресс-служба
Аналитические материалы
ЮРПА
Молодежный парламент
Комиссия Аппарата
Прокуратура РА
Главная

 

О практике применения миграционного законодательства в Республике Адыгея в части противодействия незаконной миграции и повышения эффективности культурной адаптации и интеграции мигрантов (2017 - 2019 гг. и январь – февраль 2020 года)

О практике применения миграционного законодательства в Республике Адыгея в части противодействия незаконной миграции и повышения эффективности культурной адаптации и интеграции мигрантов (2017 - 2019 гг. и январь – февраль 2020 года)
16 марта 2020 года, 16:56

Численность постоянного населения Республики Адыгея на 1 января 2020 года составила 463 453 человека (на 1 января 2019 года - 454 744 человека, на 1 января 2018 года – 453 376 человек). Рост численности населения в республике в последние годы обусловлен стабильным миграционным приростом, который по состоянию на 01.01.2020 года составляет 9 814 человек (на 01.01.2019 - 2 472, на 01.01.2018 – 944).

В настоящее время миграционная привлекательность Республики Адыгея остается на уровне последних десяти лет и распространяется преимущественно на граждан государств – участников Содружества Независимых Государств.

В 2019 году на территорию Республики Адыгея прибыло 18 484 иностранных гражданина и лица без гражданства (в 2018 году - 15 691, в 2017 году – 15 720). Основные миграционные потоки формируют граждане Узбекистана (20,5%, или 3 798 человек), Туркменистана (15,8%, или 2 912 человек), Таджикистана (8,9%, или 1 649 человек), Украины (8,0%, или 1 479 человек), Армении (8,2%, или 1 509 человек) и Азербайджана (6,8%, или 1 253 человека), что отражает тенденцию последних лет.

За январь – февраль 2020 года на территорию Республики Адыгея прибыло 2 929 иностранных граждан и лиц без гражданства (+15,7%; 2 531).

Основными целями въезда иностранных граждан в 2019 году, как и на протяжении последних трех лет, являются осуществление трудовой деятельности (5 998 человек, или 32,4%), частная (4 927 человек, или 26,7%) и учеба (4 534 человека, или 24,5%).

В 2019 году оформлено 2 387 приглашений на въезд в Российскую Федерацию (2018 - 3 160; 2017 – 2 672), 4 032 визы (2018 - 3 648; 2017 – 2 660).

За январь – февраль 2020 года оформлено 245 приглашений на въезд в Российскую Федерацию (-34,3%; 373), 271 виза (-19,1%; 335).

Наибольшее количество виз в 2019 году оформлено в отношении граждан Туркменистана – 2 824 (70,0%), Сирии – 328 (8,1%), Египта – 122 (3,0%); приглашений – в отношении граждан Туркменистана – 648 (27,1%), Сирии – 507 (21,2%), Египта – 202 (8,5%).

С 2013 года сохраняется тенденция роста приема иностранных граждан и лиц без гражданства в российское гражданство. В 2019 году в гражданство Российской Федерации принято 1 453 иностранных гражданина и лица без гражданства (2018 - 534; 2017 - 477). Значительный рост приема в гражданство Российской Федерации в 2019 году иностранных граждан по отдельным нормам Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» обусловлен принятыми изменениями, направленными на упрощение порядка приобретения российского гражданства.

За январь – февраль 2020 года в гражданство Российской Федерации принято 147 иностранных граждан и лиц без гражданства (+104,2%; 72).

Основная часть тех, кто приобрел (приняты, восстановлены, признаны) гражданство Российской Федерации, приходится на граждан стран СНГ, в числе которых жители Украины (67,7%), Армении (7,0%), Казахстана (2,8%). Сократилось число оформленных разрешений на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства (2019 - 809; 2018 – 1 027; 2017 – 1 053), увеличилось количество оформленных видов на жительство (2019 – 1 096; 2018 – 1 001; 2017 - 988).

За январь – февраль 2020 года оформлено 45 разрешений на временное проживание иностранным гражданам (-53,1%; 96), 184 – видов на жительство
(- 3,7%; 191).

В последние три года сохраняется тенденция снижения численности вынужденных мигрантов. Численность лиц, получивших временное убежище и состоящих на учете, по состоянию на 31 декабря 2019 года, составляет 49 человек (на 31.12.2018 – 254; на 31.12.2017 - 537), вынужденных переселенцев – 2 человека (на 31.12.2018 – 8; на 31.12.2017 - 14).

По состоянию на 29.02.2020 численность лиц, получивших временное убежище и состоящих на учете, составляет 37 человек (-81,0%; 195), вынужденных переселенцев – 2 человека (-75%; 8).

Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 12 марта 2019 г. № 61 утверждена государственная программа Республики Адыгея «Оказание содействия добровольному переселению в Республику Адыгея соотечественников, проживающих за рубежом» на 2019-2021 годы (далее – Программа).

Уполномоченным органом исполнительной власти Республики Адыгея, ответственным за реализацию Программы является Комитет Республики Адыгея по делам национальностей, связям с соотечественниками и средствам массовой информации. Исполнители основных мероприятий Программы: Министерство здравоохранения Республики Адыгея; Министерство образования и науки Республики Адыгея, Министерство труда и социального развития Республики Адыгея, Управление государственной службы занятости населения Республики Адыгея, Муниципальные образования Республики Адыгея.

В рамках реализации Программы за 12 месяцев 2019 года в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Адыгея от иностранных граждан поступали 6 заявлений об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Двое участников Программы выразили желание переселиться с членами семьи (5 членов их семей).

В отношении 6 иностранных граждан приняты Решения о выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

За январь – февраль 2020 года принято 6 заявлений об участии в Государственной программе, из них рассмотрено – 2, в том числе отказано в выдаче свидетельства участника Государственной программы – 2.

Анализ заявленных мигрантами целей прибытия в Республику Адыгея позволяет прийти к выводу, что основная масса прибывших являются трудовыми мигрантами.

В 2019 году оформлено 3 127 патентов иностранным гражданам и лицам без гражданства (2018 - 2 801; 2017 – 3 079), 62 разрешения на работу (2018 – 26; 2017 - 47).

За январь – февраль 2020 года оформлено 312 патентов иностранным гражданам (-5,7%; 331), 3 разрешения на работу (0%; 3).

Основной поток иностранной рабочей силы прибывает в Республику Адыгея из стран – участниц Содружества Независимых Государств, чему способствует территориальная близость и безвизовый режим въезда на территорию Российской Федерации.

Наибольшее количество патентов оформлено гражданам Узбекистана – 2 375 (76,0%), Таджикистана – 594 (19,0%), Азербайджана – 66 (2,1%), Украины – 32 (1,0%), Молдовы – 60 (1,9%), что отражает тенденцию последних лет.

В бюджет Республики Адыгея за 12 месяцев 2019 года путем уплаты налога за использование патента поступило 81 115 тыс. рублей (2018 - 82 097 тыс. руб.; 2017 – 73 340 тыс. руб.).

В бюджет Республики Адыгея за 2 месяца 2020 года путем уплаты налога за использование патента поступило 9 532 тыс. рублей (+12,7%; 8 455 тыс. руб.).

В целях выявления, пресечения и предупреждения правонарушений в сфере миграции на территории республики в 2019 году проведено 30 оперативно-профилактических мероприятий (в 2018 – 35, в 2017 - 28), по результатам которых выявлено 3 092 административных правонарушения (в 2018 - 2 645; в 2017 - 2 236).

За январь – февраль 2020 года проведены 2 оперативно-профилактических мероприятия (-66,7%; 6), по результатам которых сотрудниками УВМ МВД по Республике Адыгея и подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на районном уровне, подчиненных МВД по Республике Адыгея, выявлено 197 административных правонарушений (-30,1%; 282).

Выдворены за пределы Российской Федерации 144 иностранных гражданина и лица без гражданства (в 2018 – 79; в 2017 - 91). В отношении 43 иностранных граждан и лиц без гражданства принято решение о депортации (в 2018 – 22; в 2017 - 13), 20 решений о депортации исполнены (в 2018 – 8; в 2017 - 13). Въезд на территорию страны закрыт 353 иностранным гражданам, нарушившим миграционное законодательство (в 2018 – 162; в 2017 - 131), в отношении 65 иностранных граждан принято решение о сокращении срока пребывания на территории Российской Федерации (в 2018 – 32; в 2017 - 29).

Выдворен за пределы Российской Федерации 1 иностранный гражданин
(-50%; 2). В отношении 10 иностранных граждан и лиц без гражданства принято решение о депортации (+66,7%; 6), 2 решения о депортации исполнены (-33,3%; 3). Въезд на территорию Российской Федерации закрыт 21 иностранному гражданину, нарушившему миграционное законодательство (+133,3%; 9), в отношении 14 иностранных граждан принято решение о сокращении срока пребывания на территории Российской Федерации (+133,3%; 6).

По фактам нарушений миграционного законодательства возбуждено 98 уголовных дел (в 2018 – 40; в 2017 - 35), в том числе предусмотренных ст. 322.2 УК РФ – 44 (в 2018 – 4; в 2017 - 0), ст. 322.3 УК РФ – 54 (в 2018 – 36; в 2017 - 34).

В последние три года фиксируется снижение общего количества преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, за 12 месяцев 2019 года к уголовной ответственности привлечено 54 иностранных гражданина и лица без гражданства, в 2018 – 63, в 2017 - 67.

Количество преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства имеет тенденцию роста: в 2019 году совершено 39 преступлений, в 2018 – 24, в 2017 - 29.

Таким образом, миграционная ситуация в Республике Адыгея в настоящее время характеризуется относительной стабильностью, ежегодным планомерным миграционным приростом за счет иностранных граждан, интеграцией населения. Кроме того, миграция остается одним из основных факторов, оказывающих существенное влияние на демографические процессы в Республике Адыгея.

Мероприятия, направленные на выявление каналов нелегальной миграции, пресечение нарушений миграционного законодательства, недопущение проникновения на территорию оперативной ответственности представителей международных религиозно-экстремистских групп, осуществляются во взаимодействии с УФСБ России по Республике Адыгея  в соответствии с совместными планами, а также исходя из складывающейся оперативной обстановки. В целях выявления и нейтрализации угроз, связанных с вербовочной и иной пособнической деятельностью, в интересах МТО «ИГ» и солидаризирующихся с ней структур,  во взаимодействии с УФСБ России по Республике Адыгея на системной основе осуществляются комплексные мероприятия  по проверке мест компактного расселения и притяжения иностранных граждан, прибывающих для проживания и трудоустройства из регионов Центральной и Средней Азии с высокой активностью религиозно-экстремистских сообществ, осуществляющих рекрутинг в интересах международных террористических организаций.    

В отношении проверяемых лиц осуществляются сверки по спискам участников религиозно-экстремистских сообществ и террористических организаций, состоящих, по данным правоохранительных органов  Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана, на специализированных учетах, разыскиваемых в рамках Межгосударственного взаимодействия по противодействию терроризму и экстремистской деятельности.     

Статистика нарушений миграционного законодательства, выявленных  на территории Республики Адыгея в период с 2017 по 2019 годы:

В 2017 году к административной ответственности привлечено 1 816 лиц  в том числе:

- за нарушение правил въезда либо режима пребывания (проживания) на территории Российской Федерации (ст. 18.8 КоАП РФ) привлечено 527 иностранных граждан и лиц без гражданства; 

- за нарушение правил пребывания в Российской Федерации (ст. 18.9 КоАП РФ) - 674 лица; 

- за незаконное осуществление трудовой деятельности (ст. 18.10 КоАП РФ) - 257 иностранных граждан и лиц без гражданства; 

- за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 18.15 КоАП РФ) – 277 лиц; 

 - за  несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности (ст. 18.17 КоАП РФ) – 18; 

- за нарушение иностранными гражданами или лицами без гражданства срока обращения за выдачей патента (ст. 18.20 КоАП РФ) – 45; 

- за предоставление ложных сведений при осуществлении миграционного учета (ст. 19.27 КоАП РФ) – 18; 

По фактам нарушений миграционного законодательства возбуждено 33 уголовных дела. Выдворено за пределы Российской Федерации – 77 иностранных граждан и лиц без гражданства. В отношении 163 иностранных граждан и лиц без гражданства принято решение о депортации. Въезд на территорию Российской Федерации закрыт 105 иностранным гражданам, нарушающим миграционное законодательство. В отношении 21 иностранного гражданина принято решение о сокращении срока пребывания на территории Российской Федерации. 

В 2018 году выявлено  867 нарушений миграционного законодательства:

- задержано   иностранных граждан с целью выдворения в страны исхода – 153;

- фактически  выдворено за пределы Российской Федерации – 35 иностранных граждан.

В 2019 году в результате проведенных контрольно-надзорных мероприятий выявлено и документировано нарушений миграционного законодательства иностранными гражданами  и лицами без гражданства – 1 559:

- задержано иностранных граждан с целью выдворения (принято решений о выдворении) в страны исхода – 255;

- фактически выдворено за пределы Российской Федерации – 115 иностранных граждан.

- аннулировано РВП – 7, ВНЖ – 11.  

Выявлено 111 фактов фиктивной постановки на учет иностранных граждан,  возбуждены уголовные дела по  ст. 322.2, 322.3 УК РФ. 

В истекшем периоде 2020 года комплекс мероприятий по выявлению фактов нарушения миграционного законодательства, в том числе с целью использования среды трудовых мигрантов в качестве маскировки для проникновения на территорию ответственности участников религиозно-экстремистских сообществ и международных террористических организаций, осуществлялся во взаимодействии заинтересованных ведомств.

В настоящее время в производстве ЦПЭ МВД по Республике Адыгея находятся материалы доследственной проверки в отношении иностранных граждан:

- 2 факта фиктивной постановки на миграционный учет иностранного гражданина;

- 2 факта заключения фиктивного брака иностранным гражданином с гражданином РФ, с целью получения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.

Вопросам повышения эффективности культурной адаптации и интеграции мигрантов в Республике Адыгея уделяется особое внимание.

Состояние межнациональных отношений в регионе характеризуется стабильностью, не отмечается проявлений межэтнического антагонизма, сопряженного с радикальными пронационалистическими настроениями.  

Сбалансированность межнациональных отношений связана с объективными историческими предпосылками, включающими в себя культурную и духовную общность традиционно  проживающих на территории республики народностей. В их этнопсихологическом типе отсутствуют явные задатки  радикальной мобилизации, порождающей этноцентристские притязания.

В 2017-2019 годах конфликтов на межнациональной и межконфессиональной почве  в республике не зарегистрировано. Замкнутых этнических анклавов на территории Республики Адыгея нет.

Зафиксирован увеличивающийся приток мигрантов курдской национальности, которые компактно располагаются в Красногвардейском районе Республики Адыгея, где  численность данной народности превышает 12% от общей численности населения района.  

Сложная психологическая адаптация курдского населения к местным социальным укладам связана с наличием у курдов  чрезвычайно сильных этнических традиций, играющих важную, во многом доминирующую роль в жизни всей курдской общины. Обособленный образ жизни, устойчивое нежелание считаться с местными традициями порождает обстановку нетерпимости между переселенцами и местным населением, провоцирует  возникновение конфликтных ситуаций на бытовой и хозяйственной почве.

В этой связи проделывается работа по социализации и интеграции курдской общины в российское общество, в том числе с активным участием  лидеров и активистов адыгских и славянских общественных организаций, которые  находят точки соприкосновения по вопросам взаимодействия с лидерами курдской общины.

В целях профилактики конфликтов в сфере межнациональных отношений проводятся беседы, «круглые столы», культурно-массовые мероприятия, сходы граждан, направленные на воспитание уважения к истории, культуре и традициям представителей разных национальностей, проживающих на территории Республики Адыгея.

Важная роль в повышении эффективности работы по социальной и культурной адаптации иностранных граждан, укреплении межнациональных отношений отводится СМИ, через которые до жителей региона доводятся все изменения действующего законодательства в сфере миграции, ведется пропаганда идей толерантности и взаимопонимания в современном обществе. Все значимые мероприятия, проводимые на территории республики, направленные на создание условий для мирных межнациональных и межконфессиональных отношений, противодействие проникновению в общественное сознание идей ксенофобии, экстремизма, этнической нетерпимости, освещаются в республиканских и муниципальных средствах массовой информации.

В двух высших учебных заведениях республики, Адыгейском государственном университете и Майкопском государственном  технологическом университете,  где  в соответствии с международными договорами обучаются студенты из стран Центральной и Средней Азии, Африки и Ближнего Востока, большое внимание уделяется формированию толерантного сознания молодежи посредством проведения разного формата мероприятий.

Ежегодно  в указанных образовательных организациях, а также среди старшеклассников республики Комитетом Республики Адыгея по делам национальностей, связям с соотечественниками и средствам массовой информации проводятся тематические лекции.

Усилена работа педагогов-психологов и социальных педагогов общеобразовательных организаций, направленная на выявление девиантного поведения обучающихся. Руководство Вузов ориентировано на активное привлечение иностранных студентов для участия в культурно-массовых, спортивных мероприятиях, различных молодежных проектах. Кроме этого, руководителям образовательных организаций рекомендовано уделять особое внимание выявлению признаков радикализации обучающихся и наладить тесное взаимодействие с сотрудниками правоохранительных органов по адресной работе с несовершеннолетними, попавшими под влияние экстремистской идеологии.

С целью обеспечения интеграции мигрантов ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» включен в перечень образовательных учреждений (организаций), уполномоченных на проведение государственного тестирования по русскому языку как иностранному для выдачи сертификата о знании русского языка. Вуз заключил договор с Центром тестирования иностранных граждан в ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», на основании которого проводит тестирование. Для проведения тестирования преподаватели Адыгейского госуниверситета прошли обучение.  

Центром тестирования на базе международного факультета Адыгейского госуниверситета проводятся курсы русского языка, истории, культуры России, основ законодательства Российской Федерации  для граждан иностранных государств, не владеющих и слабо владеющих русским языком или не уверенных в успешной сдаче экзамена и желающих пройти подготовку к экзамену для получения Сертификата по русскому языку. В настоящее время  мигрантов обучают русскому языку в г. Майкопе в 4 группах 2 учителя русского языка. Количество обучающихся по группам составляет более 70 человек. Курсы по изучению русского языка для данной категории мигрантов  работают  и  в  Тахтамукайском  районе.

Государственным бюджетным учреждением Республики Адыгея «Редакция республиканской газеты «Советская Адыгея» обеспечено функционирование англоязычного интернет-сайта,  Государственным бюджетным учреждением Республики Адыгея «Редакция республиканской газеты «Адыгэ макъ» обеспечено функционирование интернет-сайта на арабском и турецком языках, на которых размещаются материалы, опубликованные на страницах газет.

Для  организации международных связей в сфере культурного и образовательного сотрудничества  Комитет Республики Адыгея по делам национальностей, связям с соотечественниками и средствам массовой информации заключил контракт с филиалом Всероссийской Государственной Телевизионной и Радиовещательной Компании в республике Адыгея на производство и распространение  в объеме 110 часов на территории Турции и стран Ближнего Востока тематических радиопрограмм,  направленных на информирование соотечественников, проживающих за рубежом, о культурных, исторических и социально-значимых событиях в Российской Федерации и Республике Адыгея, о жизни соотечественников, вернувшихся на историческую Родину.

С целью создания положительного имиджа Российской Федерации, а также лучшей социальной адаптации мигрантов обеспечено их участие в общественно-значимых и культурных  мероприятиях, в том числе: День защитника Отечества, Международный женский день, День Государственного флага Республики Адыгея, День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., День памяти о боевом содружестве горцев Адыгеи и казаков Кубани в годы Первой мировой войны, День образования Республики Адыгея, День национального адыгского (черкесского) костюма, День народного единства и др.

С целью обеспечения интеграции мигрантов ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» включен в перечень образовательных учреждений (организаций), уполномоченных на проведение государственного тестирования по русскому языку как иностранному для выдачи сертификата о знании русского языка. Вуз заключил договор с Центром тестирования иностранных граждан в ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», на основании которого проводит тестирование. Для проведения тестирования преподаватели Адыгейского госуниверситета прошли обучение.  

Центром тестирования на базе международного факультета Адыгейского госуниверситета проводятся курсы русского языка, истории, культуры России, основ законодательства Российской Федерации  для граждан иностранных государств, не владеющих и слабо владеющих русским языком или не уверенных в успешной сдаче экзамена и желающих пройти подготовку к экзамену для получения Сертификата по русскому языку. В настоящее время  мигрантов обучают русскому языку в г. Майкопе в 4 группах 2 учителя русского языка. Количество обучающихся по группам составляет более 70 человек. Курсы по изучению русского языка для данной категории мигрантов  работают  и  в  Тахтамукайском  районе.

Государственным бюджетным учреждением Республики Адыгея «Редакция республиканской газеты «Советская Адыгея» обеспечено функционирование англоязычного интернет-сайта,  Государственным бюджетным учреждением Республики Адыгея «Редакция республиканской газеты «Адыгэ макъ» обеспечено функционирование интернет-сайта на арабском и турецком языках, на которых размещаются материалы, опубликованные на страницах газет.

Для  организации международных связей в сфере культурного и образовательного сотрудничества  Комитет Республики Адыгея по делам национальностей, связям с соотечественниками и средствам массовой информации заключил контракт Государственной телерадиокомпанией с филиалом Всероссийской Государственной Телевизионной и Радиовещательной Компании в республике Адыгея на производство и распространение  в объеме 110 часов на территории Турции и стран Ближнего Востока тематических радиопрограмм,  направленных на информирование соотечественников, проживающих за рубежом, о культурных, исторических и социально-значимых событиях в Российской Федерации и Республике Адыгея, о жизни соотечественников, вернувшихся на историческую Родину.

 С целью создания положительного имиджа Российской Федерации, а также лучшей социальной адаптации мигрантов обеспечено их участие в общественно-значимых и культурных  мероприятиях, в том числе: День защитника Отечества, Международный женский день, День Государственного флага Республики Адыгея, День Победы в ВОВ 1941-1945 гг., День памяти о боевом содружестве горцев Адыгеи и казаков Кубани в годы Первой мировой войны, День образования Республики Адыгея, День национального адыгского (черкесского) костюма, День народного единства и др.


16 марта 2020 года, 16:56
комментарии: 0