Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск | Войти
путь на сайтеГлавная / /

 

Краткий обзор результатов социологического исследования на тему «Безопасность дорожного движения в Республике Адыгея»

Краткий обзор результатов социологического исследования на тему «Безопасность дорожного движения в Республике Адыгея»
15 февраля 2016 года, 15:43

Эффективная организация и безопасность дорожного движения – обязательное условие благополучия граждан и одна из значимых социально-экономических и демографических задач государства – необходимое условие для обеспечения качественной жизни населения.

Информационно-аналитическим управлением Аппарата Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея проведено социологическое исследование на тему «Безопасность дорожного движения в Республике Адыгея». В основу работы легли наиболее значимые проблемы и актуальные вопросы в сфере безопасности дорожного движения, которые были определены в ходе интервью с экспертами – представителями Управления ГИБДД МВД по Республике Адыгея, преподавателями автошкол республики, водителями с различным стажем управления транспортным средством.  На основе анализа полученных данных были сформированы анкеты, проведен опрос 400 жителей республики, 187 из которых профессиональные водители – сотрудники автопредприятий республики. Результаты анкетирования рассмотрены во взаимосвязи с  фактологической информацией – основными показателями по соответствующим позициям.

Цель исследования: выявить уровень ощущения безопасности дорожного движения у жителей региона, факторы, способствующие возникновению ДТП (по мнению опрошенных), способы улучшения обстановки на дорогах республики; а также оценить уровень дисциплинированности и транспортной культуры участников дорожного движения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА

В целом ситуацию по безопасности дорожного движения в республике положительно оценивают 77,8 % опрошенных, из них 3 % на «Отлично», 19,4 % на «Хорошо», 55,4 % - «Удовлетворительно». Оставшиеся 22,2 % считают уровень безопасности низким: 12,6 % «Неудовлетворительно», 9,6% «Плохо».

Динамику состояния безопасности дорожного движения респонденты фиксируют не столь единообразно – абсолютно преобладающей точки зрения не наблюдается. С небольшой разницей мнения  разделились на 4 четверти: 29,3% полагают, что состояние безопасности дорожного движения изменилось в лучшую сторону, 22,6 % - в худшую сторону, еще четверть опрошенных (25,7%) не видят никаких изменений, 22,4 % участников   затруднились ответить на данный вопрос.  

Одной из  важных составляющих безопасности дорожного движения является  состояние дорог. 68 % участников опроса в разной степени удовлетворены состоянием улиц и дорог:  из них 2,1 % считают, что наши дороги в отличном состоянии, 14,4 % - в хорошем, 51,5 % - в удовлетворительном. Около трети опрошенных (32 %) придерживаются иного  мнения: «Неудовлетворительно» (18,9 %) и «Плохо» (13,1%).

Состояние дорог зачастую выступает сопутствующим фактором возникновения дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП).  При этом речь идет не только о качестве дорожного полотна, учитывается ряд других неудовлетворительных дорожных условий: недостатки по разметке, по освещенности, качеству дорожного покрытия,  видимость дороги, средств организации движения (дорожных знаков) – например, из-за распустившихся крон деревьев и т.п. Данные недостатки, как правило, совмещены с конкретными нарушениями, допущенными водителем на месте ДТП (такими как нарушение скоростного режима, несоблюдение дистанции и др.).

На  автомобильных дорогах, находящихся в оперативном управлении ГКУ «УАД РА «Адыгеяавтодор», за 2015 год произошло  165 ДТП,  из них по сопутствующим дорожным условиям –  29  ДТП (18 %):  проблемы с освещением  (более  8 происшествий), отсутствие, плохая различимость горизонтальной разметки проезжей части (7), отсутствие тротуаров (6), дефекты покрытия (2),  недостатки зимнего содержания (2),  отсутствие, плохая различимость вертикальной разметки (1).  

Качество подготовки водителей рассматривается как одна из не менее важных составляющих безопасности дорожного движения – на недостаточный уровень подготовки данной категории участников дорожного движения как на основной фактор ДТП указывают более 12,6 % опрошенных. Если оценивать уровень  подготовки кандидатов в автошколах количеством сдавших экзамен с 1-го раза, за  12  месяцев 2015 года данный показатель по Адыгее составил около 4 % (2013 год – 10,6%, 2014 год – 8,9%).

Нехватка «объема вождения» (по мнению экспертов) – одна из основных причин  низкого уровня подготовки водителей. Не все автошколы располагают собственными автодромами, многие пользуются таковыми на правах аренды. В данном контексте справедливо возникает вопрос о доступности для каждого обучающегося имеющейся в собственности или в аренде автошколы материально-технической базы.

В ходе опроса участникам был предложен блок вопросов для выявления основных (на их взгляд)  факторов ДТП, при  анализе  которого видно, что большинство  респондентов (74,9%) связывают причины  возникновения ДТП с недисциплинированностью участников дорожного движения: водителей 64,9 % и  пешеходов (10%). Четверть опрошенных (25,1%) связали возникновение ДТП с внешними факторами (содержание дорог, неудовлетворительное техническое состояние автомобилей, и недостаточность технических средств и др.).  

Одним из маркеров сознательного участника дорожного движения является его отношение к таким элементам пассивной защиты,  как ремень безопасности – положительный ответ на вопрос «Пристегиваете ли Вы ремень безопасности в автомобиле?» дали 75,3 % опрошенных, из них 52,6% отметили, что делают это обязательно, 22,7 % чаще пристегивают, чем нет. Четверть опрошенных (24,7) признаются, что пренебрегают данным средством пассивной защиты – интересно, что для 5,9 % из них поводом пристегнуть ремень является не забота о собственной безопасности, а вероятность наказания – эти респонденты указали вариант «Только когда вижу людей в форме», 14 % чаще не пристегивают чем да, 4,8 % не пристегивают ремень никогда. По данным ГИБДД удельный вес по данному виду нарушения на фоне общего количества нарушений за  2015   год  составил 1,4 % (3756 из 264939).  

Показательно, что перечень нарушений, систематически допускаемых респондентами в процессе вождения транспортного средства или передвижения в качестве пешехода  (по их признанию),  в значительной мере совпадает с перечнем нарушений, фигурирующих в числе основных причин ДТП (по данным ГИБДД):  несоблюдение очередности проезда перекрестков, выезд на полосу встречного движения, переход проезжей части в неустановленном месте или вне пешеходного перехода, а также управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.

Нарушение скоростного режима, отмеченное третью респондентов (28,9 %) как допускаемое ими в процессе транспортного движения,  является в большинстве случаев причиной ДТП. Данный вид нарушения также преобладает с наибольшим удельным весом на фоне общего количества нарушений.  

Тема вождения автотранспортного средства в состоянии алкогольного опьянения не теряет свою актуальность в контексте дискурса безопасности дорожного движения, несмотря на июльское нововведение – речь идет о новой редакции УК, в соответствии с которой повторное управление автомобилем в алкогольном опьянении или повторный отказ от медосвидетельствования теперь считаются уголовным преступлением. Соответственно, суд может назначить 200 - 300 тыс. рублей штрафа, обязательные работы на срок до 480 ч. или срок лишения свободы до 2 лет. Ранее подобных нарушителей привлекали к административной ответственности (лишение прав на 3 года  максимум).

Примечательно, что с момента его  вступления в силу с июля по декабрь  2015 года выявлено 214  таких нарушений (за 6 месяцев) против 150 за весь прошлый год. По этим случаям на данный момент возбуждено порядка 197  уголовных дел, имеется 9 приговоров суда, связанных с реальным лишением свободы.

Тема дисциплинированности пешеходов активно дискутируется, в особенности после нововведения в КоАП по увеличению размера штрафа за непредоставление преимущества пешеходу. Достаточно закономерным выглядит результат по вопросу об улучшении дисциплинированности водителей – 59,8 % респондентов заметили изменения в лучшую сторону в поведении водителей по отношению к пешеходам.  

С пешеходами дело обстоит несколько иначе – многие  водители указывают на недопустимо «небрежное» поведение пешеходов, что также коррелирует с данными ГИБДД: из 154  ДТП с участием пешеходов, произошедших на территории республики за 12  мес. 2015 года, 74  (около  половины!) произошли по вине пешеходов (аналогичная ситуация наблюдалась и в 2013 и 2014 годы: 64 из 127, 67 из 135). Каждое третье ДТП в республике произошло с участием пешеходов и каждый третий погибший в ДТП был пешеходом.

Почти половина опрошенных (45,4 %) признаются, что переходят улицу в неположенном месте:   39,2 % из них утверждают, что это происходит редко, 6,2 % переходят там, где им удобно, независимо от разметки. Немногим больше половины опрошенных (54,6 %) переходят улицу только там, где нанесена разметка пешеходного перехода.

Профилактика, рекомендации

Наиболее действенным методом профилактики ДТП, по результатам экспертных интервью и анкетирования, представляются  камеры наружного наблюдения (стационарные комплексы автоматизированной фиксации правонарушений). Данный вид профилактики ДТП указан абсолютным большинством опрошенных как самый эффективный: на вопрос «Какое влияние оказывают камеры наблюдения на безопасность движения на дорогах?» 84,8 %  опрошенных посчитали, что камеры оказывают «положительное влияние, делают движение более безопасным, водителей более дисциплинированными».

Среди  всевозможных способов улучшения дисциплины на дорогах 36,8 % посчитали, что такую задачу могут выполнить камеры наружного наблюдения. Показательно, что  четверть опрошенных (24,1%) полагают, что проблемы безопасности дорожного движения невозможно решить и укореняют их в менталитете. Другая четверть респондентов (24,9%) связывают перспективы улучшения дисциплинированности участников дорожного движения с усилением работы с населением.

В республике функционирует Центр автоматизированной фиксации нарушений, состоящий из 26 стационарных комплексов, работающих в автоматическом режиме  на территории 5 МО республики. Особенно эффективным данный вид профилактики является в вопросах выявления нарушений скоростного режима, которое является одной из основных факторов возникновения ДТП. Кроме того, комплексы используются  только в автоматическом режиме, без участия человека, что так же является безусловным преимуществом.   

В пользу комплексов также говорят данные по их результативности – за 12 мес. 2015 года выявлено 107178  нарушений, что на 44,6 % (едва ли не в  2 раза) превышает количество таковых за аналогичный период прошлого года – 74090.   

Воспитание грамотного участника дорожного движения

Культура дорожного движения формируется годами, и начинать воспитывать законопослушного участника дорожного движения необходимо  с детства.  Воспитание грамотного участника дорожного движения – обязательная составляющая воспитания человека, а  соблюдение правил дорожного движения – это не просто требование законодательства, но прежде всего норма поведения в обществе.

В ходе анкетирования выявлено, что абсолютное большинство участников (97,1 %) считают необходимым обучение основам безопасности дорожного движения в дошкольных и  общеобразовательных организациях для приобретения навыков правильного поведения детей и подростков на дороге; 0,8 % не считают это необходимым, 2,1 % затруднились ответить на вопрос.  

Результаты  исследования по теме «Безопасность дорожного движения в Республике Адыгея»  позволяют сделать следующие ВЫВОДЫ  по основным позициям:

  1. Качество подготовки водителей в автошколах республики оказалось  неудовлетворительным, если оценивать его по количеству сдавших экзамен с первого раза, а также по количеству ДТП с участием молодых водителей. Данная позиция в полной мере  подтверждается результатами опроса. Очевидна необходимость усиления контроля качества подготовки водителей в автошколах республики.
  2. Состояние дорог в республике оценивается жителями Адыгеи в целом  как удовлетворительное. Вместе с тем, нельзя игнорировать тот факт, что на месте каждого пятого ДТП на дорогах республики зафиксированы неблагоприятные  дорожные условия, которые рассматриваются как   сопутствующие  факторы  ДТП – это  проблемы освещения, изношенность разметки, ненадлежащее качество дорожного покрытия, видимость дороги, средств организации движения и др. Вышеописанное  указывает на необходимость принятия мер по своевременной реконструкции дорог, в том  числе  по ликвидации сопутствующих дорожных условий.     
  3. Средства профилактики  ДТП – анализ результатов опроса с одной стороны, и показателей по результативности с другой стороны, указывает на комплексы автоматизированной фиксации правонарушений как на наиболее действенный метод профилактики ДТП.  С учетом изложенного видится целесообразность дальнейшего  развития сети автоматизированной фиксации правонарушений на территории Республики Адыгея.
  4. Уровень дисциплинированности и транспортной культуры  участников дорожного движения в Адыгее  является достаточно низким – на  это указывают  результаты опроса по соответствующим позициям, с одной стороны,  и статистические данные, с другой.  Такие результаты   дают основание рассматривать данный  феномен как актуальную социокультурную проблему¹, для решения которой необходимы конкретные меры.   

Усиление административно-правового принуждения как привычная реакция государства на низкий уровень правовой культуры участников дорожного движения, о котором свидетельствует  большое число нарушений, – действенная, но  недостаточная мера. Невозможно добиться  продвижения культуры на дорогах одними штрафами.

Необходимо  отдельное  пристальное внимание  к вопросу воспитания у населения культуры поведения на дороге, формирования грамотного, ответственного и дружелюбного транспортного поведения всех участников дорожного движения. Первая составляющая для успешной реализации данного условия  – работа в образовательных организациях  в указанном  направлении, воспитание грамотного участника дорожного движения со школьной скамьи.  Вторая – информационно-пропагандистская работа с населением, для реализации которой   необходимы коммуникационные инструменты, одним из которых  могут стать средства массовой информации: телевидение и радио.


15 февраля 2016 года, 15:43