Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск | Войти
путь на сайтеГлавная / /

 

Процедура медицинского освидетельствования и установления инвалидности: проблемы и пути их решения

Процедура медицинского освидетельствования и установления инвалидности: проблемы и пути их решения
10 ноября 2015 года, 15:31

На 51  заседании   Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея  была заслушана информация   о деятельности федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Адыгея (Адыгея)   Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации", представленная  руководителем  Бюро Г.А. Хакуриновой. В ходе выступления были изложены  положения о порядке освидетельствования граждан, сведения о структуре учреждения и информационной доступности системы медико-социальной экспертизы   в Республике Адыгея.

Право граждан на медико-социальную экспертизу закреплено в статье 60 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В соответствии с данной статьей медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функции организма в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 

В настоящее время порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу регламентирован «Правилами признания лица инвалидом», утвержденными постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95.   

Лечебно-профилактическое учреждение направляет гражданина на медико-социальную экспертизу, заполняя форму 088/у-06, утвержденную приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 января 2007 года  №77 "Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь" и несет ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу.

Также   лечебно-профилактическое учреждение направляет документы в Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Адыгея (Адыгея)» - бюро, условно территориально закрепленное за данным лечебно-профилактическим учреждением. Гражданину в течение 5 дней по почте или электронным письмом   посылается приглашение на медико-социальную экспертизу с датой и временем прибытия, гражданин посещает службу медико-социальной экспертизы - бюро один раз для получения государственной услуги. 

В случае если гражданин  лично представляет документы,  ему  в течение 20 минут в этот же день выдается приглашение на медико-социальную экспертизу с датой и временем прибытия. Обращения граждан в электронном виде подаются с помощью государственного портала www.gosuslugi.ru; адрес электронной почты: info.mse@rosmintrud.ru.

По данным  за 2014 год  численность инвалидов в Республике Адыгея     составляет   35128 человек (с 2012  года имеет  тенденцию к снижению на 400 – 500 человек ежегодно),  из них категории  "ребенок-инвалид" - 1 376 человек.       

В ходе подготовки  к рассмотрению данного вопроса   Информационно-аналитическим управлением Аппарата Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея были осуществлены  прием и обработка устных и письменных обращений жителей республики по данной проблематике –  информация  была предварительно доведена до аудитории   через средства массовой информации  (региональное  телевидение, газеты, официальный  сайт республиканского парламента).   

На  объявление  откликнулось 73  жителя       региона. Из них  62  обращения   связаны непосредственно с  работой  Бюро медико-социальной экспертизы, 11  касаются работы  медицинских учреждений при оформлении документов для прохождения освидетельствования по установлению инвалидности.  25 человек    выразили свое   несогласие  с отказом в установлении инвалидности,   6 человек (из них 3 человека  по поводу детей)  не согласны   со снятием ранее установленной инвалидности;    13 человек  -  с установленной группой инвалидности.  

На основе анализа полученных обращений был выделен ряд проблем,     касающихся работы медицинских учреждений, с которыми жителям республики приходится сталкиваться при оформлении документов для прохождения освидетельствования по установлению инвалидности:  при выдаче  направления на прохождение необходимых профильных специалистов  для проведения предусмотренных  диагностических исследований, выписке  направления заданного образца на медико-социальную экспертную комиссию (МСЭК);  выдаче  справки,  необходимой  для проведения выездной комиссии  для нетранспортабельного больного.    Нередким явлением оказались   бюрократические проволочки, необходимость многократного посещения   лечебного учреждения   для сбора необходимой информации, что особенно проблематично  для иногородних.   

Существенная  доля сложностей при освидетельствовании связана также  с неподготовленностью медработников в вопросах правильного оформления документации, необходимой для прохождения МСЭ.     При этом важным условием проведения медико-социальной экспертизы и вынесения объективного экспертного решения является полнота, качество и своевременность заполнения направительных форм врачебными комиссиями лечебных учреждений.

Примечательно,  что многие   обращения были обусловлены   недостаточной информированностью населения о процедуре освидетельствования  –   требовалась консультативная помощь.    

Вышеописанное  позволяет сделать вывод о необходимости:   

улучшения информационной доступности системы медико-социальной экспертизы:   информирование граждан через  лечебно-профилактические учреждения и службу медико-социальной экспертизы, а также средства массовой информации  о процедуре освидетельствования;  разъяснение прав и порядка действий в случае несогласия с решением, вынесенным бюро медико-социальной экспертизы;  о новых законодательных актах по предоставлению государственной услуги по медико-социальной экспертизе;  разработка   и обеспечение  граждан информационно-методическими материалами (буклеты, брошюры); государственная услуга по проведению медико-социальной экспертизы должна быть индивидуальна для гражданина, получающего данную услугу, а так же достаточно   прозрачна и понятна,  с предоставлением всех необходимых документов по вынесенному решению;  

-    обеспечения   физической  доступности ее объектов, а именно оборудование зданий и помещений, в которых проводится медико-социальная экспертиза, соответствующими приспособлениями для инвалидов по зрению, по слуху, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;

- проведения  обучающих семинаров в лечебно-профилактических учреждениях по актуальной версии нормативно-правовой базы осуществления медико-социальной экспертизы; 

- повышения  ответственности лечебно-профилактических учреждений при формировании документов граждан для их направления на медико-социальную экспертизу.

В ходе  совместной  работы  депутатов  республиканского парламента   с представителями  Бюро медико-социальной  экспертизы и  Министерства здравоохранения Республики Адыгея в формате рабочих встреч  рассмотрены конкретные проблемы, в том числе в разрезе  медицинских  учреждений,   в соответствии с обращениями граждан.        

12 человек  побывали на приеме у депутатов,   7  жителям      Адыгеи   уже   оказано содействие в преодолении сложностей, возникших при прохождении освидетельствования;  многим  оказана      консультативная помощь.   

 Итогом проделанной работы стала     конструктивная дискуссия,  в ходе которой были  высказаны различные мнения и предложения. По результатам обсуждения  вынесено соответствующее постановление Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея,  которое носит рекомендательный характер для профильных структур по устранению недостатков, связанных с процедурой освидетельствования граждан для установления инвалидности. 

Информационно-аналитическое управление Аппарата
Государственного Совета – Хасэ  Республики Адыгея


10 ноября 2015 года, 15:31