Доступ ограничен.
Поиск | Войти
Республика Адыгея
О Госсовете
Структура
Заседания
Деятельность
Документы
Пресс-служба
Аналитические материалы
ЮРПА
Молодежный парламент
Комиссия Аппарата
Прокуратура РА

Исторический очерк

Главная

 


Обретение адыгейским народом государственности стало возможным после коренных политических преобразований 1917 года. В результате практической реализации права народов на самоопределение адыги, как и другие народы Северного Кавказа, получили автономию.

27 июля 1922 года Президиум ВЦИК принял решение об образовании Черкесской (Адыгейской) автономной области (24 августа 1922 года она была переименована в Адыгейскую (Черкесскую) автономную область). На момент своего образования Адыгейская автономная область состояла из трех округов, объединивших 45 населенных пунктов.

7 – 10 декабря 1922 года в ауле Хакуринохабле состоялся I съезд Советов области. Съезд обсудил важнейшие вопросы политического, административного, экономического и культурного строительства, избрал областной исполнительный комитет во главе с известным политическим и государственным деятелем Шахан-Гиреем Умаровичем Хакурате.

Образование автономии явилось крупным историческим событием в жизни адыгейского народа. Оно сыграло большую роль в укреплении местных органов власти. Образование автономии дало адыгам «равенство во всем, в том числе и в государственном строительстве».

Вот имена тех, кто стоял у колыбели государственности Адыгеи: Мос Шовгенов, Шахан-Гирей Хакурате, Даут Гутекулов, Дмитрий Швец, Казимир Голодович, Казбек Мишуриев, Петр Заема.

Создание Адыгейской автономной области обеспечило благоприятные условия для экономического и культурного развития молодой области. Благодаря обретению автономии, адыги сохранили свою национальную самобытность, создали письменность, литературу, профессиональное искусство. Следует отметить имена писателей – основоположников национальной литературы Тембота Керашева, Ахмеда Хаткова, Ибрагима Цея, первого адыгейского ученого лингвиста Даута Ашхамахова, одного их первых организаторов народного образования Сафербия Сиюхова, народного ашуга Цуга Теучежа.

За короткий срок на территории области была открыта широкая сеть школ, культурно-просветительских и медицинских учреждений. Так, в апреле 1926 года в Адыгее было 46 школ (12 школ в 1917 году), то есть количество школ по сравнению с дооктябрьским периодом увеличилось в четыре раза, а количество учащихся – в шесть раз – с 400 до 2455 человек.
В 1930 – 1931 учебном году по всей области было введено обязательное начальное, а в 1933 году – семилетнее обучение детей. В 1935 – 1936 учебном году дети были охвачены семилетним обучением, действовали 219 школ, в которых обучалось 45 024 учащихся.

В Адыгее были открыты техникумы, Учительский институт, научно-исследовательский институт, создано Адыгейское отделение Союза советских писателей, стали издаваться первые газеты: с октября 1922 года – «Черкесская правда», с марта 1923 года «Адыгэ макъ» («Голос адыга»).

Адыгейская автономная область до 1924 года напрямую входила в Российскую Федерацию. С 1924 по 1934 годы – в Северо-Кавказский край, объединивший все автономии региона, территории нынешних Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев, в 1934-1937 годы – в состав Азово-Черноморского края, а с 1937 по 1991 годы – в течение 54 лет являлась составной частью Краснодарского края.

Трагической страницей истории всех народов бывшего Советского Союза явилась Великая Отечественная война. На фронтах войны сражались 80 тысяч выходцев из Адыгеи, 36 из них стали Героями Советского Союза. Более 33 тысяч отдали свои жизни за благополучие и свободу будущих поколений.

В годы мирного строительства за короткий срок были построены и реконструированы крупные предприятия, объекты сельского хозяйства и культуры. Среди них орденоносное производственное мебельное-деревообрабатывающее объединение «Дружба», Адыгейский консервный комбинат, совхоз-завод «Элит», заводы имени Фрунзе, «Промсвязь», «Станконормаль», «Точрадиомаш» и другие. В 1957 году Указом Президиума Верховного Совета СССР Адыгея была награждена орденом Ленина.

Руководителями автономной области разных лет были Зульхадже Баракаев, Андрей Мовчан, Михаил Ермаков, Михаил Давыдов, Халид Каде, Ибрагим Чундоков, Нух Теучеж, Асланчерий Чамоков, Сагид Непшекуев, Нух Берзегов, Малич Хут, Аслан Джаримов.

В условиях возросшего уровня экономики, культуры, наличия квалифицированных кадров во всех отраслях народного хозяйства сложившаяся многоступенчатость в подчиненности автономного образования выступала своеобразным тормозящим фактором решения всех проблем этнополитической и социально-экономической жизни. Республика не могла распоряжаться своими природными богатствами. К середине 60-х годов практически были упразднены функционировавшие на адыгейском языке школы. Не было телевидения, книжному издательству был придан статус отделения. Из 445 предприятий, занимавшихся хозяйственной деятельностью, только 18% находилось непосредственно в подчинении области. По многим параметрам, характеризующим социальное благополучие населения, область занимала 70-е место в списке регионов, то есть фактически в конце списка. Все вышеизложенное требовало повышения государственно-правового статуса Адыгеи.

В середине 80-х годов в Советском Союзе начались демократические процессы, которые вызвали бурный рост национального самосознания. Конкретным проявлением этих процессов стало преобразование бывших автономных областей в республики.

5 октября 1990 года внеочередная сессия Адыгейского областного Совета народных депутатов XXI созыва провозгласила образование Адыгейской Советской Социалистической Республики в составе РСФСР. 28 июня 1991 года V сессия областного Совета народных депутатов приняла Декларацию о государственном суверенитете Советской Социалистической Республики Адыгея, в которой нашла отражение воля народов, было подтверждено уважение достоинства и прав людей всех национальностей, проживающих в республике, ответственность за судьбы адыгской нации, всех других народов. Декларация провозглашала народ Адыгеи носителем суверенитета и источником государственной власти, устанавливала верховенство законов   на всей территории республики при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, признавала право возвращения на историческую родину представителей адыгского народа, проживающих за рубежом.   

С принятием 3 июля 1991 года Верховным Советом РСФСР Закона «О преобразовании Адыгейской автономной области в Советскую Социалистическую Республику Адыгея в составе РСФСР» и 23 сентября 1991 года постановления Президиума Верховного Совета РСФСР «О порядке и сроках проведения выборов народных депутатов в Советской Социалистической Республике Адыгея в составе РСФСР» произошло окончательное оформление статуса Адыгеи в качестве самостоятельного и полноправного субъекта Российской Федерации.  На основе осуществления адыгской нацией и исторически сложившейся общности людей, проживающих на этой территории, неотъемлемого права на самоопределение была провозглашена суверенная республика. По истечении многих лет можно с уверенностью заявить, что в тех сложных политических реалиях, – это был единственно верный выбор.

22 декабря 1991 года состоялись выборы депутатов Верховного Совета и Президента ССР Адыгея. 5 января 1992 года первым Президентом Советской Социалистической Республики Адыгея был избран Аслан Джаримов.

На I сессии Верховного Совета (17-24 марта 1992 года), ставшей теперь уже исторической, был принят закон об изменении наименования республики: вместо Советской Социалистической Республики Адыгея теперь значилась Республика Адыгея; утверждена государственная символика – гимн, герб и флаг Республики Адыгея.  

Адыгея явилась первой республикой, принявшей свою Конституцию (10 марта 1995 года) после повышения государственно-правового статуса четырех автономных областей. Принятие Конституции – завершающий этап юридического оформления государственности Адыгеи. Сильной стороной Конституции Республики Адыгея явилось разрешение вопроса о соотношении ветвей власти. В республике удалось сформировать сильный Парламент, который участвует в формировании Кабинета Министров, имея возможность выражать недоверие Премьер-министру, членам кабинета.

Выход из Краснодарского края и образование самостоятельной республики не повлияло на добрососедские и деловые отношения между двумя, теперь уже равноправными, субъектами Российской Федерации. К сфере совместной компетенции края и республики отнесены: сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства; управление системами энергетики, транспорта и связи; сотрудничество и оказание помощи при чрезвычайных ситуациях; вопросы миграционной политики.

13 января 2002 года Президентом Республики Адыгея был избран Хазрет Совмен.

13 декабря 2006 года Аслан Тхакушинов был наделен полномочиями Президента Республики Адыгея и вступил в должность 13 января 2007 года.

7 декабря 2011 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев в соответствии с конституционными полномочиями одобрил кандидатуру Аслана Тхакушинова на переназначение в должности Главы Республики Адыгея. Ранее список из трех кандидатов от Всероссийской политической партии «Единая Россия», в который вошли действующий Глава Республики Адыгея Аслан Тхакушинов, Премьер-министр Республики Адыгея Мурат Кумпилов и член Совета Федерации Российской Федерации Вячеслав Шверикас, был внесен на рассмотрение главе государства.

На внеочередном заседании парламента республики, состоявшемся 12 декабря 2011 года, А.К. Тхакушинов наделен полномочиями Главы Республики Адыгея на второй срок.

Республика Адыгея состоялась как самостоятельный субъект Федерации. С 1991 года Адыгея сделала серьезные шаги в культурном и экономическом развитии. На основе взаимопонимания сотрудничества, поиска разумных компромиссов удалось обеспечить политическую стабильность, мир и межнациональное согласие в республике. Удалось добиться положительной динамики в ежегодном росте валового регионального продукта, доходах консолидированного бюджета.  

Итогом многолетней работы республиканского парламента стала современная система законодательства, обеспечивающая регулирование различных сфер государственной, хозяйственной и социальной жизни жителей Республики Адыгея. Парламентариями республики одними из первых в Российской Федерации были приняты законы «Об инвестиционной деятельности», «Об инновационной деятельности», «О промышленной политике», предусматривающие ряд преференций инвесторам. В свете новой политической стратегии – модернизации страны, указанные законы имеют первостепенное значение. На создание условий для сохранения, равноправного и самобытного развития языков народов Республики Адыгея направлен закон «О языках народов Республики Адыгея».

Важнейшей задачей государственной политики в сфере национальных отношений выступает поддержание баланса интересов народов, проживающих на территории Адыгеи, укрепление исторической общности и связей с адыгской диаспорой. В Конституции Республики Адыгея, в статье 10 провозглашено, что «Республика Адыгея признает право возвращения на историческую Родину проживающих за пределами Российской Федерации соотечественников: адыгской диаспоры, уроженцев и их потомков, выходцев, независимо от их национальной принадлежности».

Исторически сложилось так, что соотечественники, связанные с Адыгеей кровно – родственными узами, проживают более чем в 50 странах мира. Адыгская диаспора, являющаяся по своей численности второй после русской, занимает стабильную и уверенную позицию в социально-экономической и общественно-политической жизни стран проживания.  Адыги смогли сохранить национальную культуру, язык, не утратили чувства принадлежности к родной земле.

1 августа 1998 года наша республика приняла первую группу адыгских соотечественников, выехавших из зоны вооруженного конфликта в Автономном крае Косово Союзной Республики Югославия. Тогда на историческую Родину вернулись 169 косовских адыгов. Через некоторое время на карте республики появился и специально отстроенный для репатриантов аул Мафэхабль. По данным ГУ «Центр адаптации репатриантов» сегодня на территории Адыгеи постоянно проживают около 700 репатриантов.

В 2016 году депутаты вернулись к правовым нормам, регламентирующим порядок избрания высшего должностного лица республики. Исходя из предоставленных субъекту полномочий, внесены поправки в Конституцию Республики Адыгея, которыми закреплена норма избрания Главы Республики Адыгея депутатами Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея.

12 января 2017 года в связи с истечением срока полномочий Аслана Тхакушинова в качестве высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, временно исполняющим обязанности Главы Республики Адыгея назначен М.К. Кумпилов, ранее занимавший должность Председателя Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея.

10 сентября 2017 года М.К. Кумпилов избран депутатами республиканского парламента на должность Главы Республики Адыгея. Данному событию предшествовало внесение 19 августа 2017 года на рассмотрение депутатов Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея Президентом Российской Федерации В.В.  Путиным трех кандидатур для избрания на эту должность: временно исполняющий обязанности Главы Республики Адыгея М.К. Кумпилов, председатель парламентского комитета по законодательству, законности и вопросам местного самоуправления А.П. Лобода и генеральный директор ОАО "Зарем" Ш.П. Пшизов. Каждый из кандидатов представил программу деятельности, содержащую пути решения проблемных задач. По итогам тайного голосования единогласно Главой Республики Адыгея избран М.К.  Кумпилов.

11 сентября 2022 года состоялось избрание депутатами регионального парламента М.К. Кумпилова Главой Республики Адыгея на второй срок. Накануне, 19 августа 2022 года, Президент Российской Федерации в соответствии с частью 7 статьи 23 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» представил следующих кандидатов для избрания на указанную должность: Е.А. Грунин – депутат Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея, юрисконсульт общества с ограниченной ответственностью «ЖилМонтажСервис»; М.К. Кумпилов – Глава Республики Адыгея; А.П. Лобода – председатель комитета Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея по законодательству, законности и вопросам местного самоуправления. За действующего руководителя региона парламентарии проголосовали единогласно.

В 2022 году республика отметила 100-летие государственности. Юбилейный год республика отметила множеством спортивных, общественных, культурных мероприятий, выставок и фестивалей республиканского, межрегионального и международного уровней, а также реализацией значимых для региона культурных, социальных, инфраструктурных проектов при поддержке федерального центра.

В Совете Федерации Федерального Собрания России прошли Дни Республики Адыгея. В ходе работы профильных комитетов сенаторы поддержали все предложения региона в сфере культуры, АПК, энергетики.

В Государственном Кремлевском Дворце состоялся совместный юбилейный концерт с братскими республиками Кабардино-Балкарией и Карачаево-Черкессией, которые также отмечали столетие своей государственности. Жителей трех регионов поздравил Президент Владимир Владимирович Путин, лично посетивший концерт.

В качестве приоритетных провозглашены следующие направления: интенсивное развитие агропромышленного комплекса с учетом особенностей региона, использование передовых технологий в садоводстве, огородничестве; дальнейшее продвижение бренда «Адыгейский сыр», реализация конкурентных преимуществ таких отраслей, как производство растительных масел и молочная; использование рекреационных возможностей, продвижение разнообразных форм туризма. Это, в том числе, познавательный, гастрономический и экологический туризм.

Наряду с этим активно реализуются проекты по устойчивому развитию сельских территорий, благоустройству населенных пунктов, строительству и ремонту автомобильных дорог. Так, в республике воплощаются в жизнь стратегически важные проекты, направленные на улучшение транспортного сообщения в горной части республики, повышение качества и безопасности дорог: завершена реконструкция участка автомобильной дороги Даховская – Лаго-Наки общей стоимостью 474 млн руб. Завершено строительство второй очереди участка автомобильной дороги в обход г.  Майкопа протяженностью 10.5 км с финансированием 2 млрд руб.

Следует отметить, что в Адыгее реализуются 23 государственные программы Республики Адыгея, предусматривающие комплексное развитие всех основополагающих сфер экономики (на 2023 год предусмотрено 29.7 млрд руб.). Также запланированы расходы на 14 ведомственных целевых программ в объеме 711.3 млн руб. Средства направлены на строительство и реконструкцию образовательных учреждений, благоустройство населенных пунктов, улучшение жилищных условий нуждающихся граждан, решение вопросов социальной направленности и многое другое.

Наращивание экспортного потенциала продукции агропромышленного комплекса региона, загрузка мощностей пищевой и перерабатывающей промышленности сырьем местного производства, в том числе за счет эффективной реализации регионального проекта «Экспорт продукции агропромышленного комплекса в Республике Адыгея» – одно из важнейших направлений государственной политики республики.  

Большой прорыв сделан в жилищном строительстве, в республике набраны хорошие темпы по вводу жилья. В течение последнего года общий объем выполненных работ по виду деятельности «Строительство» составил 20 млрд 300 млн руб., введено 307 тыс. м2.  

Приоритетное направление – вопросы социальной направленности: социальная защита людей, поддержка материнства и детства, пенсионное обеспечение, охрана здоровья граждан. Открываются новые школы с современным оснащением, ведется реконструкция и переоснащение старых учебных заведений.  Создаются детские технические, инженерные кружки и центры, направленные на поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи. Строятся новые детские сады с современным техническим оснащением.  

Государственная политика Республики Адыгея в сфере природопользования и природоохранной деятельности направлена на создание посредством законодательного регулирования системы эффективного использования природных ресурсов, что вполне закономерно. На территории республики находится значительная часть кавказского биосферного заповедника, который включен ЮНЕСКО в число объектов всемирного природного наследия. Республика лидирует среди субъектов Южного федерального округа по относительной площади (14.76 % всей площади Адыгеи) особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Площадь ООПТ регионального значения составляет 26 012 тыс. га, площадь ООПТ федерального значения – 89 тыс. га (в целом в республике 18 особо охраняемых природных территорий).

Уникальные природно-климатические условия Адыгеи и специализация рекреационного комплекса определяют туризм как важнейшее перспективное направление экономического развития. Якорным инвестиционным проектом в данной сфере является создание горнолыжного экокурорта «Лагонаки» на 2 500 гостиничных номеров. Инвестиции на строительство курорта составят свыше 60 млрд руб. Планируется создание 2 000 новых рабочих мест. Отрадно, что интерес к Адыгее неуклонно растет: республику посещает около полумиллиона туристов в год.

Республика занимает 13 строчку в Национальном рейтинге инвестиционного климата. Всего за 5 лет объем инвестиций составил более 210 млрд руб., в настоящее время реализуются 40 инвестиционных проектов с общим объемом заявленных инвестиций 82 млрд руб.

Сохранение межнационального и межконфессионального мира и согласия – неотъемлемая часть стабильного и динамичного развития региона. В Адыгее сформирована правовая основа, содействующая добровольному переселению соотечественников на историческую родину Республика выступает и за тесное взаимодействие с адыгской диаспорой, для которой Адыгея остается символом национальной самобытности, культуры и языка.

Накоплен существенный опыт по созданию собственной полноценной и эффективной правовой системы, составляющей неотъемлемую часть российского правового пространства: сформирована правовая основа деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в республике; приняты законы по вопросам реализации бюджетной политики; регулирования земельных отношений; важные нормативные правовые акты в сфере социальной защиты детей, молодежи и старшего поколения Республики Адыгея; поддержки семей, принявших на воспитание детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации и многое другое.

Приоритетные направления и содержание законотворческой деятельности определяются в соответствии с актуальными задачами дальнейшего социально-экономического развития Республики Адыгея. Этим и объясняется активное обсуждение депутатами вопросов развития бюджетной и налоговой политики, законодательного обеспечения преобразований в социальной сфере, а также вопросов экологии, жилищно-коммунального хозяйства, градостроительной деятельности и благоустройства.

  Информационно-аналитическое управление Аппарата Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея

Информация подготовлена на основе данных
исполнительных органов власти республики,
официальных печатных изданий


Видеотрансляции

Сервер видеотрансляции заседаний
В настоящее время прямая трансляция не ведется

Посмотреть видеоархив заседаний


Новости

В Майкопе чествовали работников сферы социального обслуживания
8 июня 2023 года 16:21

Ваше мнение

выразить свое мнение
С какими проблемами Вы сталкивались, пользуясь услугами Почты России?
 Проголосовало: 72