Забыли пароль?
Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск | Войти
Республика Адыгея
О Госсовете
Структура
Заседания
Деятельность
Документы
Пресс-служба
Аналитические материалы
ЮРПА
Молодежный парламент
Комиссия Аппарата
Прокуратура РА
Главная

 

Участие прокуроров по делам об оспаривании нормативных правовых актов

Участие прокуроров по делам об оспаривании нормативных правовых актов
18 марта 2019 года 14:25

Полномочия прокурора в административном процессе регламентированы  статьей 39  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации 

Прокурор может участвовать в деле путем подачи административного иска в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В том числе, прокурор может подать административный иск о признании нормативного правового акта недействующим (ст. 208 КАС РФ).

Согласно части 7 статьи 39 КАС РФ одной из форм участия прокурора в административном судопроизводстве является вступление в процесс для дачи заключения по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов (ст. 213 КАС РФ);

Участвуя в рассмотрении судом дел названной категории, прокурор одновременно выполняет несколько функций: является представителем государства, представителем публичного интереса, защитником граждан и организаций.

Оспаривание прокурором нормативных правовых актов представляет собой правовой механизм участия прокурора в судебном нормоконтроле, основными элементами которого являются: предмет публично-правового спора; форма участия прокурора в рассмотрении судами административных дел этой категории, а также правовое положение прокурора в административном судопроизводстве; процессуальный порядок участия прокурора в рассмотрении судами административных дел об оспаривании нормативных правовых актов.

Предметом публично-правового спора или предметом оспаривания выступает нормативный правовой акт (полностью или в части), подлежащий судебной проверке.

Так, в ч. 8 ст. 213 КАС РФ установлен перечень обстоятельств, подлежащих выяснению судом при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта.

В частности, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация этих нормативных правовых актов предусмотрена законодательством РФ) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В пунктах 2 и 3 части 8 названной статьи КАС РФ перечислены предъявляемые к нормативным правовым актам правовые требования как внешнего (формально-процессуального), так и внутреннего (содержательного) характера. Соответственно, соблюдение органом, издавшим нормативный правовой акт, названных требований является объектом проверки при решении вопроса о законности нормативного правового акта и принятии мер прокурорского реагирования.

Именно эти нормы раскрывают содержание ст. 213 КАС РФ, в соответствии с которой с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого на референдуме субъекта Федерации или на местном референдуме, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор.

1477 просмотров
1000
комментарии: 0