Выступления
Беседа с Председателем Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея
24 октября 2007 года, 10:41
Вопрос: Руслан Гиссович! Депутатский корпус сегодня встретился после парламентских каникул, как Вы могли бы прокомментировать его деятельность? Впервые после летних парламентских каникул состоялось заседание Госсовета. Хотелось бы остановиться на перспективах работы депутатского корпуса. Перед нами - период, насыщенный в политическом плане и интересный с точки зрения актуальности решаемых экономических вопросов.Надо быть реалистами. Не существует идеальных законов, а значит и идеальной практики их применения. Необходимо помнить, что закон — это юридический путь решения существующих в реальной жизни проблем.
Сегодня одной из задач депутатского корпуса является повышение результативности применения уже существующих законов. Она решается путем внесения в них необходимых дополнений и изменений, контроля за их исполнением.
Депутаты нынешнего созыва – это люди дела, хорошо знающие реалии сегодняшнего дня, конструктивно решающие любые вопросы. В депутатском корпусе есть и бывшие министры, главы муниципальных образований, ученые и бизнесмены. Эти люди обладают огромным потенциалом, который необходимо использовать с максимальной отдачей. У нас сложилась деловая атмосфера и на заседаниях, и во время подготовительной работы в комитетах по принимаемым законопроектам.
С удовлетворением могу сказать, что сегодня депутатский корпус и Аппарат Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея представляют собой единый коллектив, объединенный общими целями и задачами.
Считаю, что при всей важности вопросов организации и функционирования органов власти и финансово-экономической деятельности, важно, чтобы возросла социальная ориентированность законотворческой работы и на первое место вышли вопросы реальной заботы о жизни и благосостоянии людей.
Основными направлениями оздоровления экономики республики должны быть привлечение и эффективное использование широкомасштабных инвестиций, в первую очередь, в агропромышленный комплекс, промышленность, создание инфраструктуры, развитие туризма, при этом значительную роль следует отвести малому бизнесу, как наиболее гибкому сектору. Это будет влиять на темпы экономического роста республики, структуру и качество валового продукта, способствовать развитию конкуренции, созданию новых рабочих мест и в конечном итоге – формированию среднего класса.
Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея поддержал инициативы Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина по реализации приоритетных национальных проектов, сохранению самобытных культурных ценностей народов России, их языковых традиций, решению демографической проблемы и т.д. Государство, не заботящееся о сохранении и умножении человеческого капитала, не думает о своем будущем.
Необходимо стремиться к тому, чтобы законодательная ветвь власти Республики Адыгея стала важнейшим фактором стабильности, общественного согласия, гражданского мира, консолидации всех созидательных сил.
Хотелось бы отметить, что накоплен значительный опыт сотрудничества с высшими органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, исполнительной властью Республики Адыгея, органами местного самоуправления, общественными и политическими организациями, профсоюзами. Его необходимо использовать и развивать в дальнейшей работе.
Ещё во времена античности Платон утверждал:
«Порядок в государстве бывает троякого рода.
Во-первых, если законы хороши.
Во-вторых, если граждане подчиняются тем законам, какие есть.
В-третьих, если и без законов государственная жизнь идет хорошо, следуя нравам и обычаям».
Важно не забывать вековую мудрость человечества, ценить наши традиции и обычаи, создавать такие законы, которые были бы востребованы обществом и отвечали его интересам.
24 октября 2007 года состоялось XVIII заседание Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, на котором было рассмотрено 47 вопросов. В ходе конструктивной работы и оживленной дискуссии депутаты приняли целый перечень законов Республики Адыгея и постановлений, регулирующих нормативную базу различных сфер и областей общественной жизни нашей республики. В работе заседания принимал участие Президент Республики Адыгея А.К. Тхакушинов, Федеральный инспектор Аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в ЮФО по Республике Адыгея В.Н. Алтунин, Премьер-министр республики В.М. Саможенков, заместитель Генерального прокурора Российской Федерации в ЮФО И.И. Сыдорук, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Н.В. Демчук, член Общественной палаты Российской Федерации, народный писатель Адыгеи И.Ш. Машбаш, члены Кабинета Министров республики, главы муниципальных образований.
Депутаты дали согласие на назначение С.А. Охлопкова на должность Прокурора Республики Адыгея. Постановлением парламента Председателем Конституционного Суда Республики Адыгея назначена Н.А. Хазешук, также приняты постановления о назначении Н.Г. Лазаренко, С.Г. Дзыбовой и З.А. Жаде членами квалификационной коллегии судей Республики Адыгея.
Одним из первых принят Закон Республики Адыгея «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея». На протяжении долгого времени не удавалось принять закон, определяющий правовую основу, порядок деятельности исполнительных органов власти республики. Сегодняшнему составу депутатского корпуса удалось принять данный закон благодаря достигнутому взаимопониманию двух ветвей власти.
Особое внимание депутатов было сосредоточено на блоке законодательных и нормативных правовых актов по вопросам бюджетной, финансовой, налоговой политики. В ходе сессии принят Закон Республики Адыгея «Об исполнении республиканского бюджета Республики Адыгея за 2006 год», которым утвержден отчет об исполнении республиканского бюджета Республики Адыгея за 2006 год по доходам в сумме 4787542,5 тыс. руб., по расходам в сумме 4628946,2 тыс. руб. с превышением доходов над расходами в сумме 158596,3 тыс. руб. Собственные доходы республиканского бюджета составили 1375643,7 тыс. руб., что на 30,7 % больше, чем за 2005 год. Финансирование расходов республиканского бюджета в 2006 году осуществлялось по приоритетным социально-значимым направлениям государственной политики. Как и в предыдущие годы, особое внимание уделялось обеспечению своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, финансирование медицинских расходов, обеспечение медикаментами и продуктами питания, оплата за потребленные коммунальные услуги, реализация норм социальных законов и переданных полномочий органам местного самоуправления.
Принят Закон Республики Адыгея «Об исполнении бюджета Адыгейского республиканского фонда обязательного медицинского страхования за 2006 год», в соответствии с которым доходы Фонда за 2006 год исполнены в сумме 998805,7 тыс. руб. или 105,2 % к утвержденному показателю, расходы - в сумме 986743,8 тыс. руб. или 103,9 % к уточненному плану. Превышение доходов над расходами сложилось в сумме 12161,9 тыс. руб.
Рассмотрена информация Кабинета Министров Республики Адыгея «Об исполнении республиканского бюджета Республики Адыгея за первое полугодие 2007 года», согласно которой исполнение по доходам составило 2874393,2 тыс. руб. или 119,6 % к утвержденному бюджетному назначению. Расходы исполнены в сумме 2367252,2 тыс. руб. или на 88,0 % от утвержденного на 1 полугодие бюджетного назначения, превышение доходов над расходами составило 507141,0 тыс. руб.
Депутаты также заслушали информацию «Об исполнении бюджета Адыгейского республиканского фонда обязательного медицинского страхования за первое полугодие 2007 года». Общая сумма фактически полученных доходов составила 540547,7 тыс. руб., собственные доходы в общей сумме доходов составили 64,2 %, безвозмездные поступления – 35,8%. Расходная часть бюджета составила 450429,2 тыс. руб., за счет полученных средств осуществлялось финансирование Территориальной программы обязательного медицинского страхования.
В процессе исполнения республиканского бюджета Республики Адыгея на 2007 год возникла необходимость корректировки отдельных параметров, в связи с чем инициировано принятие Закона Республики Адыгея «О внесении изменений в Закон Республики Адыгея «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2007 год». В законе предусмотрено увеличение общей суммы доходной и расходной частей республиканского бюджета Республики Адыгея за счет увеличения безвозмездных поступлений из федерального бюджета на 199820,5 тыс. руб. Часть средств в размере 52874,4 тыс. руб. получена на возмещение затрат республиканского бюджета Республики Адыгея на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам. Кроме того, в законопроекте произведены перемещения между разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов получателей средств республиканского бюджета в общей сумме 48067,0 тыс. руб. Увеличена финансовая помощь бюджетам других уровней на 140384,3 тыс. руб.
Бюджетная политика, проводимая в Республике Адыгея, направлена на обеспечение более полного и стабильного выполнения финансовых обязательств перед бюджетными организациями республики, повышения уровня жизни населения, оказания социальной поддержки, эффективного использования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов.
К блоку законов, регулирующих вопросы социальной защиты населения Республики Адыгея, следует отнести Закон Республики Адыгея «О внесении изменений в Закон Республики Адыгея «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Республики Адыгея». Данный закон расширяет круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки и ежемесячную денежную выплату за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея. К данной категории отнесены лица, награжденные медалью «Слава Адыгеи», Почетным знаком Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея «Закон. Долг. Честь» при наличии трудового стажа 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин, а также лиц, имеющих трудовой стаж для женщин не менее 40 лет и для мужчин 45 лет. Его реализация повлечет увеличение расходов республиканского бюджета Республики Адыгея с 1 января 2008 года на 7,8 млн. рублей.
Принят в первом чтении проект закона «О ежегодной денежной выплате отдельным категориям жителей Республики Адыгея, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и их семьям», который направлен на повышение социальной защищенности участников ликвидаторов последствий этой страшной катастрофы.
Принят Закон Республики Адыгея «О внесении изменения в Закон Республики Адыгея «О транспортном налоге», в результате внесенного льгота по уплате транспортного налога предоставлена ветеранов боевых действий всех категорий с 1 января 2008 года.
Во исполнение решения Верховного суда Республики Адыгея принят Закон Республики Адыгея «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Адыгея «О предоставлении компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Адыгея», которым признан утратившим силу подпункт 1 статьи 1 как не обеспечивающий в полной мере соблюдение прав педагогических работников, работающих в сельской местности, на возмещение в полном объеме затрат на оплату жилья и коммунальных услуг.
Наличие беспризорных детей и проблем их устройства – тревожный симптом, свидетельствующий о нездоровье общества, упадке как экономики, так и морали, нравственности. Абсолютно нереалистично говорить о таких понятиях, как «образование», «здравоохранение», «благосостояние» в условиях, когда в обществе не решена судьба тысяч детей. Этим и объясняется постоянное внимание республиканского парламента к этой насущной проблеме. Депутатами принят в первом чтении проект закона «О размере и порядке ежемесячных выплат денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)», внесенный в порядке законодательной инициативы Кабинетом Министров Республики Адыгея. Законопроект предусматривает расширение социальных гарантий по выплате средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемную семью. В нем определен размер ежемесячных выплат денежных средств на содержание детей, переданных в приемную семью.
Прогнозный расчет по размерам субвенций, направленных из республиканского бюджета Республики Адыгея муниципальным образованиям по расходам на содержание детей, находящихся под опекой и воспитывающихся в приемных семьях, в соответствии с законодательством Республики Адыгея предусмотрен в проекте бюджета на 2008 год исходя из расчета 4 тысячи рублей с учетом увеличения количества детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых под опеку (попечительство) и в приемную семью, в сумме 44 448 тыс. рублей, в том числе на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) 37 488 тыс. рублей, на содержание детей, воспитывающихся в приемных семьях 6 960 тыс. рублей.
Законодатели приняли в первом чтении проект закона Республики Адыгея «О внесении изменения в статью 2 Закона Республики Адыгея «Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Адыгея», внесенный в порядке законодательной инициативы Кабинетом Министров Республики Адыгея. Необходимость его разработки и принятия вызвана изменениями федерального законодательства в данной сфере правового регулирования. В частности, с 1 сентября 2007 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) увеличен до 2300 рублей в месяц. Упразднена норма, устанавливающая соотношение между тарифными ставками (окладами) первого и восемнадцатого разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений в целях обеспечения перехода на отраслевую систему оплаты труда в субъектах Российской Федерации. Работникам, месячная заработная плата которых ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством, производится доплата в размере разницы между МРОТ и заработной платой работника.
Принят Закон Республики Адыгея «О внесении изменения в Закон Республики Адыгея «О Программе приватизации государственного имущества Республики Адыгея на 2007 год», которым из Перечня хозяйственных обществ с участием Республики Адыгея, акции (доли) которых планируется приватизировать в 2007 году, исключены открытое акционерное общество «Энемский кирпичный завод» и Государственное унитарное предприятие Республики Адыгея «Адыгжилкоммунпроект». Эти меры предприняты с целью дальнейшего развития базы стройиндустрии, создания условий для активизации жилищного строительства и успешной реализации в Адыгее национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», а также для решения задач в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, в целях привлечения инвестиций в восстановление и развитие авиационных линий Адыгеи должно быть приватизировано 100 % акций ОАО «Авиационные линии Адыгеи» вместо 74% ранее предусмотренных.
В первом чтении принят проект закона «О внесении изменений в Закон Республики Адыгея «Об административных правонарушениях», которым установлено, что административный штраф является денежным взысканием, безотносительно к минимальному размеру оплаты труда. Для граждан штраф не должен превышать пяти тысяч рублей, для должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц – одного миллиона рублей.
Обращения Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея
Депутаты республиканского парламента выступили с обращениями к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Председателю Совета Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову, Председателю Правительства Российской Федерации В.А. Зубкову и другим федеральным органам государственной власти Российской Федерации.
Первое обращение Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея к высшему руководству страны посвящено проблеме «выхолащивания» федеральных структур, деятельность которых имеет важное значение для экономики Адыгея, в частности, ликвидации Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Адыгея. Его обсуждение вызвало оживленную дискуссию о необходимости восстановления деятельности и сохранения на территории Республики Адыгея территориальных органов исполнительной власти, выработки на федеральном уровне единых и равных для всех субъектов Российской Федерации подходов к установлению их перечня с применением соответствующих согласительных процедур.
Во втором обращении законодатели выражают серьезную обеспокоенность снижением уровня жизни ветеранов боевых действий, инвалидов и членов семей погибших ветеранов. Многие их них стали инвалидами вследствие общего заболевания, не могут трудоустроиться и обеспечить необходимые жизненные условия своим семьям. При этом размер оказываемой государственной помощи этой категории граждан не является достаточным для обеспечения минимального социального уровня жизни.
По мнению депутатов, необходимо пересмотреть подходы к социальному обеспечению вышеуказанной категории граждан, поскольку новая система социальной защиты населения по оказанию дополнительной социальной помощи ставит их в зависимость от финансово-экономических возможностей субъектов.
На основании изложенного депутаты Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея отметили необходимость совершенствования действующего федерального законодательства в части увеличения размера оказываемой государственной помощи этим категориям граждан, а также приравнивания в вопросах социального обеспечения ветеранов боевых действий к участникам Великой Отечественной войны.
Республиканские целевые программы
Утверждена Республиканская целевая программа «Стабилизация социально-экономического положения города Адыгейска» на 2008-2012 годы. Основной целью Программы является повышение жизненного уровня населения города, создание новых рабочих мест. Программа позволит создать условия для развития реального сектора экономики, предпринимательской деятельности и благоприятного инвестиционного климата. На реализацию программных мероприятий до 2012 года планируется направить финансовые средства республиканского бюджета Республики Адыгея в размере 269,4 млн. рублей. Кроме того, планируемый объем инвестиций промышленных предприятий города составит 756,3 млн. рублей.
В результате реализации коммерческих проектов предполагается, что объемы промышленной продукции возрастут в 1,6 раза (в сопоставимых ценах), будет создано 465 новых рабочих мест, будет увеличена налогооблагаемая база, обеспечивающая рост налоговых поступлений в 1,5 раза. Это позволит снизить дотационность местного бюджета с 79,5% до 68,3%. Наряду с бюджетной эффективностью важнейшим результатом осуществления Программы будет являться высокий социальный эффект.
Кроме того, на решение проблем в социальной сфере г.Адыгейска в рамках федеральной целевой программы «Юг России» поступления из федерального бюджета предположительно за пять лет составят 707,9 млн. рублей.
Внесены изменения в Республиканскую целевую программу государственной поддержки малого предпринимательства на 2006-2008 годы. Эти изменения касаются объема финансирования мероприятий из средств республиканского бюджета Республики Адыгея в 2007 году. Данные изменения вносятся с целью использования средств федерального бюджета на создание в Республике Адыгея муниципальных центров поддержки малого предпринимательства.
В системе мер по созданию условий для развития малого предпринимательства в городе предусматривается устранение административных барьеров, стимулирование предпринимательства в инновационной сфере деятельности.
Утверждена Республиканская целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Республике Адыгея» на 2008-2012 годы. Целью Программы является создание оптимальных условий для увеличения количества занимающихся физической культурой и спортом среди населения республики. Предлагается направить на реализацию программы из республиканского бюджета Республики Адыгея 57,2 млн. рублей, при этом на реализацию мероприятий по направлению «Спорт высших достижений» планируется израсходовать 41,4 млн. рублей, на направление «Массовый спорт и физическая культура» - 15,8 млн. рублей.
Принято Постановление Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея «Об изменениях Республиканской целевой программы «Дети Адыгеи» на 2006 -2008 годы», согласно которому вводится новое программное мероприятие по подпрограмме «Одаренные дети» - выплата премий талантливой молодежи Республики Адыгея. По программным мероприятиям подпрограммы «Одаренные дети» на 2007 и 2008 годы происходит перераспределение средств республиканского бюджета Республики Адыгея (без изменения общей суммы расходов в 2007 году), увеличивается общий объем финансирования программы в 2008 году на сумму 278,0 тыс. рублей.
24 октября 2007 года, 10:41