Забыли пароль?
Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск | Войти
Республика Адыгея
О Госсовете
Структура
Заседания
Деятельность
Документы
Пресс-служба
Аналитические материалы
ЮРПА
Молодежный парламент
Комиссия Аппарата
Прокуратура РА
Главная

 

Новости

Комментарий председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, сопредседателя Рабочей группы по обсуждению предложений по поправкам в Конституцию РФ Андрея Клишаса

Комментарий председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, сопредседателя Рабочей группы по обсуждению предложений по поправкам в Конституцию РФ Андрея Клишаса
21 января 2020 года 14:12

20 января 2020 года в Государственную Думу внесен проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти».

Указанный проект поправок подготовлен в целях реализации положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию по итогам встречи с Президентом РФ сопредседатели рабочей группы и текстуальной проработке с Государственно-правовым управлением Президента РФ.

Поправки направлены на развитие положений, закрепляющих основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина. Изменения в главы 1, 2 и 9 Конституции РФ не вносятся.

В Послании говорилось о необходимости закрепления в Конституции РФ статуса и роли Государственного Совета. Согласно поправкам основными целями формирования Государственного Совета являются обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики и приоритетных направлений социально-экономического развития государства. Статус Государственного Совета определяется федеральным законом.

В целях реализации положений Послания о необходимости закрепления более жёстких требований к лицам, претендующим на должность Президента Российской Федерации, предусматриваются изменения, согласно которым Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. При этом требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него иностранного гражданства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства. Уточняется норма о количестве сроков. Согласно новой редакции одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков.

Запрещается лицам, обозначенным в Послании Президента РФ Федеральному Собранию, иметь гражданство иностранного государства, вид на жительство, иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Поправки предполагают усиление демократических начал публичной власти, закрепление дополнительных гарантий реализации прав граждан, расширение социальных обязательств государства.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» предлагается вынести на общероссийское голосование.

В целях повышения прозрачности работы силовых ведомств, правоохранительных органов, независимости органов региональной прокуратуры назначение на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности, прокуроров субъектов РФ предлагается осуществлять после консультаций с Советом Федерации.

Совет Федерации также наделяется полномочиями по прекращению полномочий судей Конституционного Суда, Верховного Суда, судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими проступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом. Также вводится новое понятие – сенатор Российской Федерации. В целях повышения эффективности взаимодействия между представительной и исполнительной ветвями власти предлагается наделить Государственную Думу полномочиями по утверждению по представлению Президента РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ, его заместителей и ряда министров. 

Один из ключевых вопросов, затронутых в Послании, касался необходимости обеспечения суверенитета при  условии последовательного выполнения Россией международно-правовых обязательств. Как следует из Послания, решения международных органов могут действовать на территории России только в той части, в которой они не влекут за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина, не противоречат нашей Конституции. Согласно поправкам, вносимым в статью 79 Конституции РФ, истолкование международных договоров, противоречащее Конституции РФ, не подлежит исполнению в Российской Федерации. Предлагаемая редакция позволяет решить задачу, поставленную в Послании, и обеспечить  согласованное применение положениями статей 4 (часть 2), 15 (часть 4) и 79 Конституции РФ. При этом статья 15 Конституции остаётся неизменной.

Верховенство и высшая юридическая сила Конституции на всей территории Российской Федерации будет обеспечена правовыми механизмами с помощью национальных правовых институтов. На уровне конституционных норм закрепляется компетенция Конституционного Суда в части права разрешения вопроса о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ. Обозначенные полномочия Конституционного Суда призваны обеспечить суверенитет.

Повышается роль Конституционного Суда как органа конституционного контроля, в том числе и превентивного контроля.

Конституционный Суд получит дополнительные механизмы для обеспечения конституционного правопорядка на территории нашей Страны и сохранения конституционной идентичности России. Так, предлагается закрепить право Президента РФ в определенных случаях обратится в Конституционный Суд  с запросом о проверке конституционности закона. Срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом. До 11 судей сокращается  количество судей Конституционного Суда.

На уровне конституционных норм закрепляется компетенция Конституционного Суда в части права разрешения вопроса о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ. Обозначенные полномочия Конституционного Суда призваны обеспечить суверенитет.

В целях закрепления социальных обязательств государства предлагается установить нормы, согласно которым гарантируется МРОТ не ниже величины прожиточного минимума, индексация пенсий.  На конституционном уровне закрепляются нормы о формировании системы пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддержании ее эффективного функционирования.

Поправки призваны повысить эффективность взаимодействия между государственными и муниципальными органами с учетом единства правовой природы органов публичной власти, как государственных, так и органов местного самоуправления. Местное самоуправление остается самостоятельным в пределах собственных полномочий. Изменения не коснутся статьи 12 Конституции РФ, закрепляющий принцип самостоятельности местного самоуправления. Согласно правовым позициям Конституционного Суда самостоятельность местное самоуправление не является абсолютной, она не предполагает отрицания взаимодействия органов местное самоуправление и органов государственной власти. Гарантии местного самоуправления дополняются правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций и полномочий, имеющих государственное значение.

Статью 132 Конституции РФ предлагается дополнить новой частью, согласно которой органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

Поправки предполагают усиление демократических начал публичной власти, закрепление дополнительных гарантий реализации прав граждан, расширение социальных обязательств государства.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» предлагается вынести на общероссийское голосование.

Андрей Клишас указал, что общероссийское голосование, предусмотренное статьей 2 внесенного Президентом закона о поправке к Конституции РФ пройдет, когда закон уже будет принят Парламентом, причем голосование будет проходить по закону в целом, а не по отдельным его положениям. Рабочая группа в ближайшее время обсудит процедуру голосования и принципы его организации. «Мы будем исходить из того, что в основе процедуры голосования должны лежать те же базовые подходы, что и при проведении президентских выборов 2018 года. Это прозрачность, понятность и доступность голосования для граждан, доверие к результатам общероссийского голосования со стороны граждан страны».

554 просмотра
1000


В честь защитников Отечества

21 февраля 2020 года 14:36

Полководцы Победы

20 февраля 2020 года 15:58

Встреча с депутатом

20 февраля 2020 года 15:56

О ценах уличного освещения

19 февраля 2020 года 14:15