Забыли пароль?
Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск | Войти
Республика Адыгея
О Госсовете
Структура
Заседания
Деятельность
Документы
Пресс-служба
Аналитические материалы
ЮРПА
Молодежный парламент
Комиссия Аппарата
Прокуратура РА
Главная

 

Новости

К 15-летию Федерального Собрания Российской Федерации

К 15-летию Федерального Собрания Российской Федерации
17 декабря 2008 года 10:41

Парламентаризм. Истоки и современность На вопросы пресс-службы Госсовета-Хасэ Республики Адыгея отвечает Председатель Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея А.Г. Иванов.




За сторокой закона – судьбы наших граждан

- Анатолий Георгиевич, в конце текущего года в нашей стране будет торжественно отмечаться 15-летие Федерального Собрания Российской Федерации. Давайте напомним читателям основные вехи зарождения и становления парламентаризма в России. Это же интереснейший экскурс…
- Действительно, вопрос об истории парламентаризма, я бы сказал очень уместный, поскольку проблемам становления парламентаризма средства массовой информации уделяют не так уж много места и времени.
Элементы народного самоуправления известны с глубоких веков нашего государства. Вспомним, например, вече Новгородской республики. Византийский историк писал об устройстве общественной жизни славян: «Эти племена не управляются одним человеком, но издревле живут в демократии, и поэтому счастье и несчастье считаются общим делом».
Очевидно, что в России представительные органы власти работали давно, но когда появился парламент по европейскому образу? Идея парламента как регулярно действующего представительного органа власти появилась в России только в начале XIX века. Так, помощник Александра I М.Сперанский первым предложил императору созвать выборную Государственную Думу, которой представлялось бы исключительное право принятия основных гражданских, уголовных и остальных законов. К сожалению, проект М. Сперанского не был реализован. И только спустя 100 лет, в ходе первой российской революции, император Николай II 17 октября 1905 года подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка …» по которому даровал народу гражданские права и свободы и Государственную Думу, наделив ее законодательными полномочиями.
Это историческое событие непосредственно было предопределено великими реформами Александра II и мощным экономическим и культурным подъемом России в конце XIX века. Русское общество достигло того уровня зрелости и самосознания, на котором оно не могло более мириться со своей отстраненностью от власти. Требование создания в России общегосударственного представительного и законодательного органа стало всеобщим.
Становление институтов современного российского парламентаризма происходило в крайне сложной обстановке жесткого политического противостояния, социально-экономического кризиса и ослабления центральной власти. Поэтому они так не просто «прижились» на нашей политической почве. Тем не менее сегодня с уверенностью можно сказать, что важнейшим итогом последних пятнадцати лет является прочное укоренение парламента как политического института и парламентаризма как механизма разрешения сложных проблем государственного развития.
Сегодня в России создана устойчивая система органов представительной власти всех уровней, сформированы фундаментальные основы парламентского права. Широкое воплощение в этой системе получила и идея двухпалатности. Это относится не только к Федеральному Собранию – Парламенту России, но и к парламентам некоторых субъектов Российской Федерации.
Если обратиться к истории нашего региона, то адыги также имели свой традиционный институт народного представительства – Хасэ (народное собрание). Наиболее важные для здешних племен и родов вопросы решались именно на них. Недаром слово «Хасэ» присутствует в названии нынешнего законодательного органа Республики Адыгея. Важную роль в жизни народа имел и совет аксакалов – старейшин. Существовали и народные суды. Все эти органы работали до революции 1917 года и даже некоторое время после нее.
- Почему на ваш взгляд, так долго и трудно идеи парламентаризма приживались в России?
- Парламентаризм, выстраданный и совершенствующийся самим народом, надо рассматривать как тонкий и точный инструмент, которым должны владеть люди с ясным умом и чистыми руками.
Важнейшая особенность российского общества состояла в том, что его представительная власть всегда была инкорпорирована в государственный аппарат. В отличие от европейской традиции, общество у нас всегда было придатком государства, а следовательно, не имело (вплоть, пожалуй, до земской реформы Александра II) внегосударственных форм политической и сословной самоорганизации.
Идеи парламентаризма – это, по своему генезису, идеи чисто западного происхождения. Все европейские парламенты «выросли» из феодальных сословно-цеховых традиций. Именно феодализм породил парламентаризм и дал в средневековом европейском обществе толчок к самоорганизации путем создания представительных институтов.
В России все было наоборот. Вместо всего этого у нас главенствовал этатизм – общественная мысль рассматривала государство как высший результат и цель общественного развития. Этим и объясняется тернистость процесса возникновения парламентаризма, а также формирования гражданского общества.
Как известно, парламентаризм следует рассматривать не как всевластие парламента, а как один из путей осуществления государственной власти, в системе разделения властей, их сдержек и противовесов. Не миновала решения соответствующих вопросов и Россия. Специфика нашей страны выразилась в том, что от отсутствия парламента она на первом этапе получила парламент с очень сильными позициями. И довольно быстро стало ясно, что парламентарии не прочь перейти к всевластию, когда парламент решал бы и текущие вопросы государственной политики, формировал правительство, изо дня в день выполнял задачи контроля. Однако парламент не в состоянии решать дела повседневного управления страной.
Требовался орган, способный на решение оперативных вопросов. Во многих странах это делают правительства, однако еще большее число государств пошло на введение поста президента. В России в этом была необходимость в силу не только того, что население психологически всегда было настроено на то, что есть «хозяин» страны. Люди осознали, что депутаты нужны для выражения их настроений, для осуществления подходов политических сил, в том числе и партий; но было очевидно, что это не орган практического руководства страной. Избираемый населением президент импонировал больше; естественно в его руках должно было находиться не только решение ключевых вопросов государственной политики и формирование главного звена исполнительной власти, но и сдержки в отношении парламента. Кроме того, достаточно скоро стало ясно, что парламент состоит из двух органов (Съезд народных депутатов и Верховный Совет) тоже себя исчерпал. Им на мену пришло двухпалатное Федеральное Собрание.
В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию затронуто много очень важных для нашей страны проблем, в том числе касающиеся и законодательной власти. В, частности, он предложил расширить конституционные права Федерального Собрания, отнести к предметам ведения Государственной Думы (статья 103) контрольные функции в отношении исполнительной власти, установив конституционную норму, обязывающую Правительство России ежегодно отчитываться в Государственной Думе по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом.
- Как проходило формирование законодательной структуры в республике?
- Практика деятельности законодательного органа Адыгеи подтвердила правильность подходов к формированию высшего представительного и законодательного органа республики. Парламент республики органично вписался в структуру республиканских институтов власти, внес существенный вклад в создание системы законодательства Адыгеи, гармонично вошедший в ткань общероссийского правового поля, и накопил ценный опыт законотворческой работы в новых условиях.
Родоначальником Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея является областной Совет народных депутатов, образованный в 1922 году. Он работал до 1990 года. Депутаты областного Совета работали не на постоянной основе, и законодательной деятельностью они не занимались. Нормативные акты в стране выходили в виде указов Президиумов Верховных Советов СССР и союзных республик.
Возникновение высшего законодательного и представительного органа государственной власти Адыгеи было связано с повышением статуса автономной области до республики. Дата 17 марта 1992 года вошла в летопись современной политической жизни Адыгеи как начало деятельности первого республиканского парламента под представительством Адама Хусейновича Тлеуж. 10 марта 1995 года Законодательное Собрание (Хасэ) – Парламента Республики Адыгея приняло Конституцию республики, предопределившее реальное воплощение в жизнь парламентских отношений, соответствующих велению и требованию современной демократии.
Подписание Федеративного договора, всенародное избрание первого президента республики, выборы первого в истории Адыгеи парламента, принятие Конституции республики стали основой преодоления кризиса власти, становления государственности, обеспечение общественного согласия правовыми средствами.
На протяжении почти всех 16 лет своей работы Парламент Адыгеи пребывал в состоянии перманентного т.е. непрерывного реформирования. Верховный Совет, Законодательное Собрание, Государственный Совет – Хасэ Республики Адыгея – сначала однопалатный, затем двухпалатный. И снова законодательное возвращение к одномандатной модели. Но уже при смешанном способе формирования: путем выборов половины состава от одномандатных округов, а другой – от политических партий. Последние выборы в Госсовет как раз прошли по этой модели. Жизнь показала, что наличие двухпалатного Парламента в небольшой республике нецелесообразно, так как усложняется процесс принятия законопроектов. Что касается выборов в Парламент по партийным спискам, то такая практика имеет место почти во всех цивилизованных странах, что свидетельствует о его демократичности.
Важным событием политической жизни республики стало X заседание Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея, наделившее полномочиями Президента Республики Адыгея Тхакушинова Аслана Китовича, кандидатура которого была внесена Президентом Российской Федерации. А.К.Тхакушинов является принципиальным сторонником развития подлинного федерализма, регионального конституциолизма, реального укрепления конституционно-правового статуса Адыгеи. В 2007 году впервые в истории республиканского законодательного органа при нем образован Молодежный парламент. Основная цель его создания – содействие деятельности Госсовета в законодательном регулировании и реализации прав и законных интересов молодежи, а также подготовка кадрового резерва для государственной и политической деятельности республики.
- Какие из законов, принимаемых в Госсовете, становятся определяющим вектором развития республики?
- Ключевыми направлениями в работе парламента были и остаются вопросы укрепления правовых основ государственного строительства и местного самоуправления, совершенствование процесса законодательной деятельности. В период с 1995 года по настоящее время парламентом республики принято более 20 законов, устанавливающих правовые, финансовые и экономические основы осуществления местного самоуправления в Адыгее. Многие из них были очень своевременными, и оказались достаточно жизнеспособными, поскольку максимально учитывали исторические и национальные традиции, специфику республики.
Экономика – безусловно в числе приоритетов работы парламентариев. С целью создания благоприятного инвестиционного климата внесены изменения в базовый Закон Республики Адыгея «Об инвестиционной деятельности». Также принят закон «Об инновационной деятельности в Республики Адыгея», осуществляющий основные направления инновационной политики и регулирующий правовые отношения органов государственной власти республики и субъектов инновационной деятельности в данной сфере. В связи с тем, что инновационная политика осуществляется только на уровне субъектов Российской Федерации, Госсовет принял Обращение к депутатам Государственной Думы о необходимости принятия Федерального Закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации».
Важно отметить, что парламент Адыгеи уделяет особое внимание развитию малого и среднего бизнеса, призванного стать определяющим фактором в росте благосостояния значительной части населения. Разработана и утверждена «Республиканская программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009-2011 годы». Принят Закон Республики Адыгея «Об установлении предельного значения площади и срока рассрочки оплаты при возмездном отчуждении недвижимого имущества, находящегося в собственности Республики Адыгея или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства». Данным законопроектом субъектам малого и среднего бизнеса предоставляется преимущественное, внеконкурсное право выкупа арендуемой недвижимости и устанавливаются нормы: предельное значение выкупаемой площади – 2500 кв.м. и срок рассрочки оплаты – 5 лет.
Республика Адыгея обладает уникальным сочетанием природно-климатических условий, благоприятных для развития туризма и массового отдыха. Утверждена Республиканская целевая программа «Развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Адыгея на 2007-2011 годы». Она направлена на создание экономически эффективного, социально-ориентированного и экологически устойчивого туристско-рекреационного комплекса.
Кроме того, сформирована законодательная база для развития агропромышленного комплекса, регулирования земельных отношений, сохранения экологического равновесия и рационального использования природных ресурсов. Утверждена и реализуется целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», приняты республиканские законы «Об экологической безопасности Республики Адыгея», «Об отходах производства и потребления в Республики Адыгея», «О защите населения и территории Республики Адыгея от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О реализации полномочий органов государственной власти Республики Адыгея в сфере создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий в Республики Адыгея» и т. д.
Одним из наиболее проработанных направлений деятельности нашего парламента является социальные вопросы. К слову сказать, они всегда были в центре внимания всех ветвей власти республики. В своей деятельности мы учитываем необходимость законодательного закрепления приоритета социальной помощи семей с низким доходом на получение пособий для детей, повышение уровня социальных гарантий для многодетных семей, инвалидов и других, слабо защищенных категорий населения. Поэтому депутатами Парламента принято достаточно большое количество законодательных актов, направленных на достижение социального благополучия наших граждан.
Одним из первых был принят Закон Республики Адыгея "О социальной защите инвалидов в Республике Адыгея", заложивший основы государственной социальной поддержки инвалидов, проживающих на территории Республики Адыгея. Если учесть тот факт, что данный закон был принят в 1992 году, когда на федеральном уровне отсутствовало законодательство в этой сфере правового регулирования, то можно понять какую социальную значимость для населения, и особенно для вышеназванной категории граждан имело его принятие.
В целях установления государственной политики Республики Адыгея в области охраны семьи в 1994 году был принят Закон Республики Адыгея "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства". Данный закон установил пособия, выплачиваемые за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея. Это дополнительное единовременное пособие при рождении детей: на первого ребенка – 1000 рублей; на второго ребенка – 1600 рублей; на третьего ребенка – 2200 рублей. А также дополнительное ежемесячное пособие по уходу за ребенком-инвалидом.
- Анатолий Георгиевич, в текущем году Вы возглавляли Южно-Российскую Парламентскую Ассоциацию. Что Вы можете сказать читателям о межпарламентской работе Госсовета.
- Парламент Республики Адыгея ведет активную деятельность по установлению и расширению межпарламентских связей с другими законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Это способствует более эффективной организации работы и росту профессионализма депутатов. Особые дружеские отношения связывают Государственный Совет – Хасэ Республики Адыгея и Законодательное Собрание Краснодарского края. В ходе периодических встреч представителей обеих сторон обсуждаются вопросы сотрудничества двух парламентов как в сфере законотворчества, так и в решении актуальных социально-экономических проблем, обмениваются опытом работы парламентских комитетов. Проводились совместные заседания Госсовета Адыгеи и ЗСК Краснодарского края, депутаты двух субъектов внесли в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы проект федерального закона «О миграции в Российской Федерации», а также предложение о внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и религиозных отношениях» и т. д.
Первой попыткой консолидации парламентариев Юга России было создание в 1997 году Межпарламентского Совета из представителей Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, сыгравшее важную роль в выработке согласованных подходов по осуществлению конституционной и экономической реформ, обеспечению прав и законных интересов граждан.
Новый импульс эта работа приобрела в связи с образованием Южного федерального округа. В 2008 году в городе Майкопе прошли X и XI Конференции ЮРПА в ходе которых были выработаны согласованные подходы к решению ряда политических, экономических и социальных проблем. Также принимаем активное участие в работе Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации ЮФО «Северный Кавказ».
- А какие задачи в работе парламента Вы, Анатолий Георгиевич, видите в перспективе?
- Перед парламентом на ближайшие годы стоит задача законодательно обеспечить реализацию разрабатываемой по инициативе Президента республики Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года. Этот основополагающий документ призван определить направления и механизмы перехода республики к устойчивому социально-экономическому развитию, предполагающему сочетание динамичного экономического роста с гармоничным развитием социальной сферы, эффективным и бережным использованием уникального природно-ресурсного региона в интересах настоящих и будущих поколений. Среди первоочередных задач – реформирование земельных отношений, развитие инвестиционной деятельности, обеспечение роста малого и среднего бизнеса, реализация приоритетных национальных проектов. При этом мы не должны забывать об интересах малоимущих и многодетных семей, о репрессированных, инвалидах, ветеранах войны и труда. Во всем этом мы будем конструктивно сотрудничать с Президентом и оказывать ему поддержку.
В заключение хотелось бы отметить, что бурные события 90-х годов – распад Советского Союза, междоусобицы, охватившие Кавказ – не могли не затронуть республику. Национальный мир, надежда на достойное будущее ее граждан подверглись тяжелому испытанию. Народы и руководство Республики Адыгея выдержали его с честью.
Сегодня эта земля является островком мира, спокойствия, согласия и добрососедства. Как и прежде, здесь живут и трудятся представители более 80 национальностей, и в этом, как и во всей жизни и деятельности Адыгеи, значительная заслуга ее высшего законодательного органа – Государственного Совета – Хасэ республики.

5197 просмотров
1000