Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск | Войти
путь на сайтеГлавная / / /

 

Новости

Готовность есть. Но проблемы остаются

3413 просмотров
1000
Готовность есть. Но проблемы остаются
11 ноября 2008 года 10:19

Завершается переходный период муниципальной реформы, уже в следующем году органы местного самоуправления должны будут действовать самостоятельно.

О том, как прошел этот важнейший этап в реформе местного самоуправления, связанный с подготовкой муниципальных образований к местному самоуправлению в полном объеме шел разговор на недавнем заседании Совета по взаимодействию Совета Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Совета Законодателей), в работе которого принимал участие Председатель Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея А.Г. Иванов. По возвращении Анатолий Георгиевич поделился с журналистами республиканских СМИ своими впечатлениями и мыслями о проблемах, связанных с завершением реформы местного самоуправления.
Открывая заседание, Председатель Совета Федерации Сергей Миронов подчеркнул, что реформа, о которой идет речь, относится к наиболее значимым преобразованиям, призванным кардинально повысить качество государственного управления и авторитет местной власти. Принципиальный подход к проблеме прост: власть должна быть ближе к людям. Они сами должны решать свои проблемы на местах, а долг государства – помочь им в этом.
Председатель Совета Федерации напомнил недавнее высказывание Президента России Дмитрия Медведева: «Открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху – вот что есть суть местного самоуправления сегодня в России».
Эта актуальная проблема, отметил далее спикер верхней палаты парламента, приобрела в нынешнем году особую остроту. Всего два месяца остается до вступления в силу в полном объеме 131-го закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», заметил он. «Откладывать его дальше было просто нельзя, не было на то ни причин, ни оправданий. С Нового года около 25 тысяч муниципальных образований должны начать работать, что называется, «на законных основаниях», - сказал С.Миронов.
Вместе с этим С.Миронов указал на большое количество нерешенных вопросов. Одним из самых актуальных он назвал вопрос об определении круга полномочий муниципальных образований. Этот круг расширяется, а ресурсов еще маловато. Не закреплен федеральным законом и муниципальный перечень вопросов местного значения, которые не могут быть переданы на вышестоящий уровень.
Другая злободневная проблема – это нехватка муниципальных финансов. Местные налоги не позволяют обеспечить даже муниципальную самостоятельность местных бюджетов, не говоря уже о инновациях и инвестициях. Задачи поиска адекватных источников финансирования особенно остро стоят для таких полномочий органов местного самоуправления, как обеспечение граждан муниципальным жильем, строительство и эксплуатация коммунальной и дорожной инфраструктуры.
Ряд регионов дальновидно принял специальные решения о перераспределении своих региональных налоговых поступлений. Речь идет о передаче местным бюджетам части налога на прибыль, пояснил Председатель Совета Федерации.
Требуется корректировка законодательных норм и в части пополнения неналоговых доходов – тех, что местные бюджеты получают от муниципальных предприятий. Пока они дают больше средств, чем собственная налоговая база. В этой связи особенно важно сделать перечень категорий «разрешенного» муниципального имущества в 131-м законе открытым, как это определил Конституционный Суд.
Как было отмечено в выступлении спикера, велики еще трудности с разграничением собственности между уровнями публичной власти. Во многих муниципалитетах не решены процедурные вопросы регистрации прав собственности, создания реестров муниципального имущества. Власть на местах зачастую просто не имеет информации о владениях недвижимости. Оформить должным образом и в разумные сроки нужные документы сегодня практически невозможно, констатировал С.Миронов, отсутствует механизм контроля за пользованием землей со стороны муниципальных органов.
Не решены пока и проблемы, касающиеся наделения местных органов полномочиями по регистрации граждан – и это далеко не второстепенный вопрос, он касается практически всех граждан страны.
До завершения переходного периода нужно еще разработать и принять значительное количество нормативных правовых актов всех уровней, обеспечивающих реализацию указанного закона.
Многие из названных проблем, как сказал С.Миронов, могут быть решены только законодательным путем. При этом он призвал коллег к осторожности – единовременное принятие многих законов либо огромного количества разрозненных поправок в законодательные акты способно не только дестабилизировать правоприменительную практику, но и выхолостить сам смысл реформы местного самоуправления, считает спикер.
С докладом о состоянии и перспективах реализации реформы местного самоуправления в Российской Федерации выступил председатель Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления Степан Киричук.
Он отметил, что переходный период институализации местного самоуправления в нашей стране в целом завершен. Со времени принятия Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» количество муниципальных образований в стране выросло более чем в 2 раза. Проведено разграничение полномочий Российской Федерации, ее субъектов и местного самоуправления с одновременной передачей функций в сфере социально-экономического развития на региональный и местный уровень, определена финансовая и материальная основа местного самоуправления.
Докладчик проиллюстрировал примерами и ряд проблем, названных Председателем Совета Федерации из практики реализации 131-го закона, подчеркнув, что прежде всего, речь идет о создании условий для обеспечения самодостаточности муниципальных образований. Из-за сложившейся схемы распределения налогов муниципалитеты зачастую лишаются движущих стимулов к развитию собственной экономики, расширению налогооблагаемой базы, отметил С.Киричук. Из режима активного поиска дополнительных ресурсов и источников пополнения местных бюджетов они переходят в режим пассивного ожидания финансовой помощи «сверху». Таким образом важнейшей становится задача перераспределения доходов между федеральным, региональным и местным уровнями власти путем дальнейшего совершенствования налогового и бюджетного законодательства России.
По итогам заседания принято решение Совета законодателей с предложениями ускорить работу по внесению изменений в Федеральное законодательство с учетом высказанных на заседании предложений и замечаний.
В Республике Адыгея реформа местного самоуправления, как и во всей Российской Федерации, завершается. Решены вопросы территориальной организации местного самоуправления. На сегодняшний день в республике функционируют 60 муниципальных образований (2 городских округа, 7 муниципальных районов, 51 поселение). Границы всех муниципальных образований законодательно закреплены. Во всех муниципальных образованиях сформированы органы местного самоуправления. В декабре 2007 года прошли выборы представительных органов и глав вновь образованных муниципальных образований. Каждое муниципальное образование в установленном законом порядке приняло и зарегистрировало свой устав.
Законодательная база местного самоуправления сформирована, все необходимые законы, нормативно-правовые акты, предусмотренные федеральным законом, приняты.
За органами местного самоуправления закреплено право самостоятельно формировать, утверждать, исполнять бюджет муниципального образования и осуществлять контроль за его исполнением. В 2008 году были приняты бюджеты всех муниципальных образований республики.
Собственные доходы бюджетов городских и сельских поселений республики на 2007 год и на первое полугодие 2008 года в сравнении с аналогичным периодом 2006 года выросли соответственно на 46,6% и 38,4%. Но они еще не обеспечивают решение проблем, связанных с исполнением полномочий, переданных муниципальным образованиям республики. Недостаток финансовых средств является основным препятствием для полноценной реализации положений федерального законодательства и успешного проведения реформы местного самоуправления. В Адыгее из 51 поселения республики в 34 собственных доходов бюджета хватает только на покрытие расходов по содержанию административного аппарата поселения. При этом следует отметить, что налоговая база сконцентрирована в муниципальных образованиях крайне неравномерно.
Наиболее проблемным вопросом является экономическая оправданность созданных муниципальных образований. Ограниченность местных налоговых источников, низкая рентабельность объектов муниципальной собственности, нежелание муниципальных районов закрепить в соответствии с нормами Бюджетного кодекса часть налоговых поступлений в бюджеты сельских и городских поселений не способствуют развитию экономики муниципальных образований. В результате собственные доходы, поступающие в местные бюджеты, не покрывают их расходные обязательства. Создание многочисленных, не имеющих реальной финансово-экономической базы муниципальных образований, не всегда оправдано. Поэтому в Российской Федерации ряд регионов, изучив ситуацию, вносит предложения об укрупнении муниципальных образований вокруг территорий, имеющих серьезные налогообразующие предприятия, хорошую материальную базу, - основу для развития экономики, увеличения рабочих мест, чтобы муниципалитеты зарабатывали деньги не только на зарплату чиновников, но и на выполнение своих полномочий. Надо понимать, что рынок не терпит иждивенчества, необходимо ликвидировать перекосы в финансово-экономической деятельности местного самоуправления, реально разобраться с их финансированием.
В целях мотивации деятельности органов местного самоуправления по развитию экономики муниципальных образований, снижению уровня дотационности и полноценному решению вопросов местного значения необходимо, прежде всего, обеспечить развитие малого среднего предпринимательства, занятость населения, а также продолжать работу по поиску резервов, заложенных в самих поселениях. Это активизация сферы производства, исходя из местных условий, реанимация возможностей субъектов хозяйствования, которые были на территории, поиск новых сфер приложения сил. Ну и самое главное, особенно для сельских поселений – это развитие личных подсобных хозяйств.
Масштаб задач, стоящих перед местным самоуправлением, требует повышения квалификации выборных должностных лиц органов местного самоуправления. На работу в органы местного самоуправления пришли 60 глав муниципальных образований, более 700 муниципальных депутатов, большая армия муниципальных служащих, многие из которых не имеют ни соответствующего образования, ни опыта работы в органах местного самоуправления. Им необходимы помощь и поддержка. В связи с этим Государственным Советом – Хасэ Республики Адыгея приняты законы «О муниципальной службе в Республике Адыгея» и «О реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Адыгея». Кроме того, комитетом Госсовета по законодательству, законности и вопросам местного самоуправления ежеквартально проводятся обучающие семинары с председателями Советов народных депутатов городов и районов Республики Адыгея с привлечением глав администраций поселений.
В целях оказания практической помощи органам местного самоуправления Комитетом Республики Адыгея по взаимодействию с органами местного самоуправления в текущем году были проведены семинары с главами и специалистами муниципальных образований. В связи с тем, что с 1 января 2009 года Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» будет исполняться в полном объеме, запланировано проведение до конца текущего года ряда мероприятий по повышению профессионального уровня муниципальных служащих Республики Адыгея.

Последние новости

А.Лобода: Волонтерское движение объединяет людей – делает наше общество сильнее

14 декабря 2018 года 16:25

Сегодня председатель парламентского комитета по законодательству, законности и вопросам местного самоуправления,  руководитель фракции «Справедливая Россия» в Госсовете – Хасэ РА Александр Лобода принял участие в видеоконференции, которая прошла по инициативе фракции «Справедливая Россия»  Государственной Думы Федерального Собрания РФ с участием депутатов региональных законодательных собраний, экспертов и членов Совета Палаты депутатов партии на тему: «Итоги Года добровольца и волонтера и  проблемы молодежи».

Депутаты поздравили Майкопский технологический университет с 25-летием со дня его образования

13 декабря 2018 года 16:41

Сегодня Глава РА Мурат Кумпилов, заместитель Председателя Государственного Совета – Хасэ РА Аскер Савв, депутаты республиканского парламента приняли участие в торжественном мероприятии, посвященном 25-летию со дня образования Майкопского государственного  технологического университета.

Подведены промежуточные итоги по формированию современной городской среды

13 декабря 2018 года 16:38

Сегодня председатель парламентского комитета по строительству, транспорту, связи и ЖКХ, координатор федерального проекта «Городская среда» Олег Картамышев принял участие в селекторном совещании в режиме видеоконференции на тему: «Итоги реализации федерального партийного проекта «Городская среда»  в 2018 году».

О приведении в соответствие с федеральным законодательством нормативных правовых актов республики

13 декабря 2018 года 16:35

Сегодня председатель комитета Госсовета – Хасэ РА по законодательству, законности и вопросам местного самоуправления Александр Лобода принял участие в заседании межведомственной рабочей группы, которое состоялось в зале коллегии Прокуратуры Республики Адыгея.

Е.Салов принял участие в заседании Наблюдательного Совета

13 декабря 2018 года 16:34

Сегодня председатель комитета Государственного Совета – Хасэ РА по социальной политике, делам семьи, здравоохранению и культуре Евгений Салов принял участие в заседании Наблюдательного Совета РО ДОСААФ России РА, в котором также приняли участие представители исполнительной и муниципальной власти, общественных объединений. 

В.Джасте и Е.Дьячкова принимают участие в заседании Молодежного парламента при Госдуме

12 декабря 2018 года 16:56

12-13 декабря  в Москве проходит заседание Молодежного парламента при Государственной Думе Федерального Собрания РФ, посвященное 25-летию со дня принятия Конституции Российской Федерации и образования Государственной Думы Российской Федерации.

В. Нарожный принимает участие в работе Совета законодателей

12 декабря 2018 года 12:49

12-14 декабря Председатель Государственного Совета – Хасэ РА Владимир Нарожный примет участие в мероприятиях, которые пройдут в рамках проведения  Совета законодателей Российской Федерации.

Адам Хурай принял участие в девятом заседании Палаты молодых законодателей

11 декабря 2018 года 17:46

Сегодня член Молодежного парламента при Государственном Совете – Хасэ РА и Палаты молодых законодателей при Совете Федерации Федерального Собрания РФ Адам Хурай принял участие в девятом заседании Палаты молодых законодателей при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.