Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск | Войти
путь на сайтеГлавная / / /

 

Новости

Готовность есть. Но проблемы остаются

3062 просмотра
1000
Готовность есть. Но проблемы остаются
11 ноября 2008 года 10:19

Завершается переходный период муниципальной реформы, уже в следующем году органы местного самоуправления должны будут действовать самостоятельно.

О том, как прошел этот важнейший этап в реформе местного самоуправления, связанный с подготовкой муниципальных образований к местному самоуправлению в полном объеме шел разговор на недавнем заседании Совета по взаимодействию Совета Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Совета Законодателей), в работе которого принимал участие Председатель Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея А.Г. Иванов. По возвращении Анатолий Георгиевич поделился с журналистами республиканских СМИ своими впечатлениями и мыслями о проблемах, связанных с завершением реформы местного самоуправления.
Открывая заседание, Председатель Совета Федерации Сергей Миронов подчеркнул, что реформа, о которой идет речь, относится к наиболее значимым преобразованиям, призванным кардинально повысить качество государственного управления и авторитет местной власти. Принципиальный подход к проблеме прост: власть должна быть ближе к людям. Они сами должны решать свои проблемы на местах, а долг государства – помочь им в этом.
Председатель Совета Федерации напомнил недавнее высказывание Президента России Дмитрия Медведева: «Открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху – вот что есть суть местного самоуправления сегодня в России».
Эта актуальная проблема, отметил далее спикер верхней палаты парламента, приобрела в нынешнем году особую остроту. Всего два месяца остается до вступления в силу в полном объеме 131-го закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», заметил он. «Откладывать его дальше было просто нельзя, не было на то ни причин, ни оправданий. С Нового года около 25 тысяч муниципальных образований должны начать работать, что называется, «на законных основаниях», - сказал С.Миронов.
Вместе с этим С.Миронов указал на большое количество нерешенных вопросов. Одним из самых актуальных он назвал вопрос об определении круга полномочий муниципальных образований. Этот круг расширяется, а ресурсов еще маловато. Не закреплен федеральным законом и муниципальный перечень вопросов местного значения, которые не могут быть переданы на вышестоящий уровень.
Другая злободневная проблема – это нехватка муниципальных финансов. Местные налоги не позволяют обеспечить даже муниципальную самостоятельность местных бюджетов, не говоря уже о инновациях и инвестициях. Задачи поиска адекватных источников финансирования особенно остро стоят для таких полномочий органов местного самоуправления, как обеспечение граждан муниципальным жильем, строительство и эксплуатация коммунальной и дорожной инфраструктуры.
Ряд регионов дальновидно принял специальные решения о перераспределении своих региональных налоговых поступлений. Речь идет о передаче местным бюджетам части налога на прибыль, пояснил Председатель Совета Федерации.
Требуется корректировка законодательных норм и в части пополнения неналоговых доходов – тех, что местные бюджеты получают от муниципальных предприятий. Пока они дают больше средств, чем собственная налоговая база. В этой связи особенно важно сделать перечень категорий «разрешенного» муниципального имущества в 131-м законе открытым, как это определил Конституционный Суд.
Как было отмечено в выступлении спикера, велики еще трудности с разграничением собственности между уровнями публичной власти. Во многих муниципалитетах не решены процедурные вопросы регистрации прав собственности, создания реестров муниципального имущества. Власть на местах зачастую просто не имеет информации о владениях недвижимости. Оформить должным образом и в разумные сроки нужные документы сегодня практически невозможно, констатировал С.Миронов, отсутствует механизм контроля за пользованием землей со стороны муниципальных органов.
Не решены пока и проблемы, касающиеся наделения местных органов полномочиями по регистрации граждан – и это далеко не второстепенный вопрос, он касается практически всех граждан страны.
До завершения переходного периода нужно еще разработать и принять значительное количество нормативных правовых актов всех уровней, обеспечивающих реализацию указанного закона.
Многие из названных проблем, как сказал С.Миронов, могут быть решены только законодательным путем. При этом он призвал коллег к осторожности – единовременное принятие многих законов либо огромного количества разрозненных поправок в законодательные акты способно не только дестабилизировать правоприменительную практику, но и выхолостить сам смысл реформы местного самоуправления, считает спикер.
С докладом о состоянии и перспективах реализации реформы местного самоуправления в Российской Федерации выступил председатель Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления Степан Киричук.
Он отметил, что переходный период институализации местного самоуправления в нашей стране в целом завершен. Со времени принятия Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» количество муниципальных образований в стране выросло более чем в 2 раза. Проведено разграничение полномочий Российской Федерации, ее субъектов и местного самоуправления с одновременной передачей функций в сфере социально-экономического развития на региональный и местный уровень, определена финансовая и материальная основа местного самоуправления.
Докладчик проиллюстрировал примерами и ряд проблем, названных Председателем Совета Федерации из практики реализации 131-го закона, подчеркнув, что прежде всего, речь идет о создании условий для обеспечения самодостаточности муниципальных образований. Из-за сложившейся схемы распределения налогов муниципалитеты зачастую лишаются движущих стимулов к развитию собственной экономики, расширению налогооблагаемой базы, отметил С.Киричук. Из режима активного поиска дополнительных ресурсов и источников пополнения местных бюджетов они переходят в режим пассивного ожидания финансовой помощи «сверху». Таким образом важнейшей становится задача перераспределения доходов между федеральным, региональным и местным уровнями власти путем дальнейшего совершенствования налогового и бюджетного законодательства России.
По итогам заседания принято решение Совета законодателей с предложениями ускорить работу по внесению изменений в Федеральное законодательство с учетом высказанных на заседании предложений и замечаний.
В Республике Адыгея реформа местного самоуправления, как и во всей Российской Федерации, завершается. Решены вопросы территориальной организации местного самоуправления. На сегодняшний день в республике функционируют 60 муниципальных образований (2 городских округа, 7 муниципальных районов, 51 поселение). Границы всех муниципальных образований законодательно закреплены. Во всех муниципальных образованиях сформированы органы местного самоуправления. В декабре 2007 года прошли выборы представительных органов и глав вновь образованных муниципальных образований. Каждое муниципальное образование в установленном законом порядке приняло и зарегистрировало свой устав.
Законодательная база местного самоуправления сформирована, все необходимые законы, нормативно-правовые акты, предусмотренные федеральным законом, приняты.
За органами местного самоуправления закреплено право самостоятельно формировать, утверждать, исполнять бюджет муниципального образования и осуществлять контроль за его исполнением. В 2008 году были приняты бюджеты всех муниципальных образований республики.
Собственные доходы бюджетов городских и сельских поселений республики на 2007 год и на первое полугодие 2008 года в сравнении с аналогичным периодом 2006 года выросли соответственно на 46,6% и 38,4%. Но они еще не обеспечивают решение проблем, связанных с исполнением полномочий, переданных муниципальным образованиям республики. Недостаток финансовых средств является основным препятствием для полноценной реализации положений федерального законодательства и успешного проведения реформы местного самоуправления. В Адыгее из 51 поселения республики в 34 собственных доходов бюджета хватает только на покрытие расходов по содержанию административного аппарата поселения. При этом следует отметить, что налоговая база сконцентрирована в муниципальных образованиях крайне неравномерно.
Наиболее проблемным вопросом является экономическая оправданность созданных муниципальных образований. Ограниченность местных налоговых источников, низкая рентабельность объектов муниципальной собственности, нежелание муниципальных районов закрепить в соответствии с нормами Бюджетного кодекса часть налоговых поступлений в бюджеты сельских и городских поселений не способствуют развитию экономики муниципальных образований. В результате собственные доходы, поступающие в местные бюджеты, не покрывают их расходные обязательства. Создание многочисленных, не имеющих реальной финансово-экономической базы муниципальных образований, не всегда оправдано. Поэтому в Российской Федерации ряд регионов, изучив ситуацию, вносит предложения об укрупнении муниципальных образований вокруг территорий, имеющих серьезные налогообразующие предприятия, хорошую материальную базу, - основу для развития экономики, увеличения рабочих мест, чтобы муниципалитеты зарабатывали деньги не только на зарплату чиновников, но и на выполнение своих полномочий. Надо понимать, что рынок не терпит иждивенчества, необходимо ликвидировать перекосы в финансово-экономической деятельности местного самоуправления, реально разобраться с их финансированием.
В целях мотивации деятельности органов местного самоуправления по развитию экономики муниципальных образований, снижению уровня дотационности и полноценному решению вопросов местного значения необходимо, прежде всего, обеспечить развитие малого среднего предпринимательства, занятость населения, а также продолжать работу по поиску резервов, заложенных в самих поселениях. Это активизация сферы производства, исходя из местных условий, реанимация возможностей субъектов хозяйствования, которые были на территории, поиск новых сфер приложения сил. Ну и самое главное, особенно для сельских поселений – это развитие личных подсобных хозяйств.
Масштаб задач, стоящих перед местным самоуправлением, требует повышения квалификации выборных должностных лиц органов местного самоуправления. На работу в органы местного самоуправления пришли 60 глав муниципальных образований, более 700 муниципальных депутатов, большая армия муниципальных служащих, многие из которых не имеют ни соответствующего образования, ни опыта работы в органах местного самоуправления. Им необходимы помощь и поддержка. В связи с этим Государственным Советом – Хасэ Республики Адыгея приняты законы «О муниципальной службе в Республике Адыгея» и «О реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Адыгея». Кроме того, комитетом Госсовета по законодательству, законности и вопросам местного самоуправления ежеквартально проводятся обучающие семинары с председателями Советов народных депутатов городов и районов Республики Адыгея с привлечением глав администраций поселений.
В целях оказания практической помощи органам местного самоуправления Комитетом Республики Адыгея по взаимодействию с органами местного самоуправления в текущем году были проведены семинары с главами и специалистами муниципальных образований. В связи с тем, что с 1 января 2009 года Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» будет исполняться в полном объеме, запланировано проведение до конца текущего года ряда мероприятий по повышению профессионального уровня муниципальных служащих Республики Адыгея.

Последние новости

Чествовали тех, кто ежедневно работает на благо здоровья людей

14 июня 2018 года 15:25

Сегодня республиканские власти поздравили медицинское сообщество республики с профессиональным праздником.

1 октября 1980 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О праздничных и памятных днях». С тех пор, третье воскресенье июня является датой, о которой помнят многие. В этот день страна отмечает День медицинского работника. Эта профессия  по праву считается одной из самых благородных и гуманных, когда-либо существовавших на земле. Врачи, медицинские сестры, фельдшера всегда на переднем крае борьбы за жизнь и здоровье человека.

Рассмотрены вопросы приведения в соответствие с федеральным законодательством нормативных правовых актов РА

14 июня 2018 года 15:22

Сегодня председатель комитета Государственного Совета – Хасэ по законодательству, законности и вопросам местного самоуправления Александр Лобода принял участие в заседании межведомственной рабочей группы при прокуратуре Республики Адыгея по приведению  нормативных правовых актов Республики Адыгея в соответствие с федеральным законодательством.

Тембот Шовгенов принял участие в Открытом вузовском чемпионате «Молодые профессионалы»

14 июня 2018 года 12:51

С 11 – 15 июня Адыгейский государственный университет проводит второй Открытый вузовский чемпионат «Молодые профессионалы» по стандартам Wordlskills -2018.

Владимир Нарожный принял участие в открытии нового здания Тахтамукайской центральной районной больницы

14 июня 2018 года 12:46

13 июня Председатель Государственного Совета – Хасэ РА Владимир Нарожный,  его заместитель Аскер Савв, депутаты республиканского парламента приняли участие в торжественном открытии нового больнично-поликлинического корпуса Тахтамукайской центральной районной больницы на 50 коек и поликлиники на 200 посещений.

Очередное заседание Государственного Совета – Хасэ РА состоится 20 июня

13 июня 2018 года 15:10

13 июня на заседании  Президиума Государственного Совета - Хасэ РА председатели и заместители председателей парламентских комитетов, представители фракций, представленных в Госсовете – Хасэ РА рассмотрели примерный перечень вопросов, предстоящего XXVI заседания республиканского парламента.

Мы чествуем нашу великую страну

12 июня 2018 года 17:20

Сегодня жители Республики Адыгея отметили общенациональный праздник – День России.

В городском парке состоялись праздничные мероприятия, в которых приняли участие депутаты и работники Аппарата республиканского парламента, члены Кабинета Министров РА, представители общественных объединений, научной и творческой интеллигенции, молодежи, религиозных конфессий, горожане и гости Адыгеи.

Выездное предуборочное совещание

9 июня 2018 года 14:49

Сегодня под руководством Главы Республики Адыгея Мурата Кумпилова состоялось выездное предуборочное совещание. В нем принял участие Председатель Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея Владимир Нарожный, заместитель Председателя – председатель профильного комитета законодательного органа республики Аскер Савв, Министр сельского хозяйства республики Юрий Петров, ответственные работники и специалисты профильного ведомства.

300 лет соблюдения, обеспечения законности и правопорядка

9 июня 2018 года 10:21

В торжественном собрании, посвященном 300 - летию со Дня образования российской полиции приняли участие Глава Республики Адыгея Мурат Кумпилов, Председатель Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея Владимир Нарожный, главный федеральный инспектор аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО по РА Сергей Дрокин, руководители правоохранительных органов республики, сотрудники и ветераны органов внутренних дел.