Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск | Войти
путь на сайтеГлавная / / /

 

Выступления

Интервью Председателя Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея А. Г. Иванова газете "Советская Адыгея"

Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея подвел итоги своей деятельности за январь - июль 2010 года.


     Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея подвел итоги своей деятельности за январь - июль 2010 года. За этот период парламентом республики проведено 6 заседаний, на которых рассмотрено 180 вопросов, принято 64 закона РА, 184 постановления, из них 20 - по проектам федеральных законов, 8 – по внесению изменений в республиканские целевые программы. В рамках «правительственного часа» заслушано 9 информаций Кабинета Министров.

     Несомненно, все рассмотренные вопросы важны – затрагивают проблемы различных сфер жизнедеятельности и за цифрами стоят, в первую очередь, жители республики, для которых и создаются необходимые законы. Мы попросили председателя Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея А.Г. Иванова поделиться опытом парламентской деятельности, рассказать о наиболее значимых моментах в работе республиканского парламента.

      - Могу оценить работу депутатского корпуса как конструктивную и плодотворную. Несмотря на объективные сложности, нам удалось выработать конкретные меры, направленные на снижение уровня безработицы, сохранение существующих и создание новых рабочих мест, выполнение всех взятых на себя социальных обязательств (сохранение социальных выплат, заработной платы). Основная направленность нашей деятельности, безусловно, сохранилась – это дальнейшее совершенствование законодательства Республики Адыгея. Депутатами неоднократно поднимались острые, злободневные вопросы, интересующие наших избирателей. Результатом активного диалога, порой даже острых дискуссий, явилось принятие законов, регулирующих деятельность государственных органов власти, направленных на оказание социальной поддержки гражданам, законов по вопросам бюджетной политики и экономического развития, вопросов экологии и охраны окружающей среды.

     Важно, что у нас сложилась деловая атмосфера и на заседаниях, и во время подготовительной работы в комитетах по принимаемым законопроектам. Депутатский корпус, имея свою четкую позицию по тому или иному вопросу, ищет и находит компромисс с Президентом республики и другими ветвями власти. У нас нет противоречий и противостояния, у нас – общие цели и задачи – это благосостояние нашей Адыгеи и ее граждан.

     Значительная работа проводилась и в избирательных округах, с обращениями граждан. Так, за рассматриваемый период в Государственный Совет – Хасэ Республики Адыгея поступило 168 обращений граждан, в том числе 108 письменных, включая 8 электронных. В ходе встреч депутатов с избирателями поступило 60 обращений. Чаще других решались вопросы благоустройства населенных пунктов, дорог, обеспечения мерами социальной поддержки, получения жилья, качества и оплаты жилищно–коммунальных услуг. По 74 обращениям даны разъяснения, по 34 – приняты меры, оказано содействие в решении проблем, по 14 – оказана реальная помощь, по 14 – отказано, 3 – принято к сведению, 24 обращения находится в работе.

     Должностным лицам органов государственной власти, организаций направлено 68 депутатских обращений с просьбой принять меры, предоставить информацию, дать разъяснения. В 63 случаях депутаты получили ответы.

     Хочу отдельно остановиться на вопросах взаимодействия нашего парламента с обеими палатами Федерального Собрания: мы неоднократно принимали участие в работе комитетов и комиссий Совета Федерации, представляя материалы по наиболее злободневным вопросам и проблемам. Наша активность отмечена Благодарственным письмом верхней палаты Российского парламента. Так, в первом полугодии 2010 года Госсоветом подготовлены материалы о результатах и эффективности мер противодействия коррупции за 2009 год, состоянии антикоррупционного законодательства в Республике Адыгея. В Совет Федерации представлены предложения по совершенствованию государственной политики в данной сфере правового регулирования, по совершенствованию информационного пространства законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и другие.

     Возвращаясь конкретно к правотворческой деятельности, могу отметить: парламентариями велась активная работа по совершенствованию законодательства в сфере государственного строительства. Ее основой, как и прежде, явилась Конституция Республики Адыгея, которой определены основы конституционного строя и перспективы развития нашего законодательства, играющей огромную роль в сохранении общественной стабильности, обеспечении взаимодействия общественных институтов и органов государственной власти. В соответствии с требованиями федерального законодательства нами внесены изменения в Конституцию Республики Адыгея, устанавливающие ежегодные отчеты Президента Республики Адыгея о результатах деятельности Кабинета Министров перед Государственным Советом-Хасэ Республики Адыгея, в том числе по вопросам, поставленным республиканским парламентом. С учетом определенной динамики Основного закона внесены изменения в законы «О Президенте Республики Адыгея» и «О Кабинете Министров Республики Адыгея».

     Приняты законы, определяющие полномочия органов государственной власти Республики Адыгея по взаимодействию с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Республики Адыгея», органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения, переданными для их осуществления органам исполнительной власти Республики Адыгея. Внесены изменения в Законы Республики Адыгея: «О местном самоуправлении», «О муниципальном образовании «Майкопский район» и установлении его границ», «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Адыгея» (в части определения полномочий по защите прав ребенка).

      Требованиям федерального законодательства соответствует и республиканский закон «О гарантиях равенства политических партий, представленных в Государственном Совете – Хасэ Республики Адыгея, при освещении их деятельности телеканалом и (или) радиоканалом», согласно которому на освещение деятельности одной парламентской партии предусматривается в течение одного календарного месяца не менее 10 минут на телеканале и не менее 15 минут на радиоканале. Считаю, что это важный момент, поскольку подобный подход повышает уровень политической конкуренции и качество народного представительства, тем более что наше общество неоднородное, многомерное, составляющие его группы ведут разный образ жизни, имеют разные взгляды, в том числе и политические.

      Депутатами принят целый блок законов, связанных с изменениями избирательного законодательства республики. В целях повышения гарантий представительства политических партий в Закон РА «О выборах депутатов Государственного Совета – Хасэ» внесены изменения, предусматривающие передачу депутатских мандатов федеральным спискам кандидатов, получившим менее 7 %, но не менее 5 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенным к распределению депутатских мандатов. Поправки внесены и в законы Республики Адыгея, регулирующие порядок подготовки и проведения муниципальных выборов. Так, возрастной ценз, по достижении которого гражданин Российской Федерации вправе выдвигаться кандидатом в депутаты представительного органа муниципального образования, в соответствии с федеральным законодательством снижен с 21 до 18 лет.

     Нами проведена существенная работа в сфере нормативно-правового регулирования бюджетно-финансовых отношений. Постоянно велась работа по корректировке республиканского бюджета Республики Адыгея. В процессе его исполнения Кабинетом Министров инициировано принятие трех законов «О внесении изменений в республиканский бюджет Республики Адыгея на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». Необходимость их принятия обусловлена изменением норм федерального законодательства и социально-экономической ситуации в республике, корректировкой межбюджетных трансфертов. Изменения по доходам касались, в основном, уточнения размера налоговых и неналоговых доходов и суммы безвозмездных поступлений из федерального бюджета в соответствии с изменениями объемов целевых средств, предусмотренных Республике Адыгея федеральным бюджетом.

     Следует отметить, что уже за 7 месяцев текущего года при плане 1 млрд 726,5 млн.руб. в республиканский бюджет поступило 1 млрд 766,3 млн. руб., или 102,3% к прогнозу и 116,1% к аналогичному периоду прошлого года.

     В целом бюджет Республики Адыгея имеет социальную направленность, ориентированную на поддержку социально незащищенных граждан, и призван обеспечить оптимизацию затрат на функционирование отраслей бюджетной сферы при обеспечении выполнения гарантированных обязательств государственных и муниципальных органов власти. А это требует от бюджетного сектора более рационального и эффективного использования финансовых средств. В рамках совершенствования бюджетного процесса, приведения бюджетного законодательства республики в соответствие с законодательством Российской Федерации уделялось значительное внимание республиканскому закону «О бюджетном процессе в Республике Адыгея», в который три раза вносились изменения.

      Повышение инвестиционной привлекательности региона является стратегической задачей. Меры государственной поддержки в этой области должны быть всесторонними. Это, в первую очередь, законодательное обеспечение деятельности инвесторов, предоставление государственных гарантий и налоговых льгот, предоставление иных нефинансовых льгот и т.д. Помимо этого, важно создать современную дорожную сеть, поскольку дороги являются визитной карточкой любого региона. По мнению депутатов, в целях обеспечения сохранности существующей дорожной сети Республики Адыгея и повышения безопасности дорожного движения необходимо переходить на финансирование затрат по содержанию и ремонту автомобильных дорог в соответствии с нормативами. При переходе на нормативное содержание, ремонт и капитальный ремонт республиканских дорог размер ежегодных бюджетных ассигнований в ценах 2009 года должен составлять 2603,6 млн рублей. Добавлю, что на заседании Генерального совета «Единой России» принято решение о включении Майкопа в партийную программу «Новые дороги городов России», в соответствии с которой столице Адыгеи будет выделено в нынешнем году 150 млн. рублей из федерального бюджета, соответствующие поправки в него были одобрены Госдумой РФ.

      Хотелось бы отдельно остановиться на вопросах законодательного обеспечения социальной сферы, образования и культуры. Не секрет, что образование, наука и культура – это те области деятельности, по уровню которых судят о степени развития общества и его потенциале. Именно с вопросами социальной направленности мы сталкиваемся ежедневно. Это – цены и тарифы на коммунальные услуги, охрана здоровья: обеспечение льготных категорий граждан лекарственными средствами и их ценообразование, рост потребительских цен, обеспечение жильем многодетных и особо нуждающихся семей, вопросы экологии, вывоз мусора, наконец. Нам, безусловно, предстоит большая работа в этом направлении, но и сделано немало.

     После длительных обсуждений принят Закон Республики Адыгея «Об отдельных мерах по защите прав ребенка», направленный на осуществление правового регулирования по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому и нравственному развитию. Необходимость его принятия вызвана не только требованиями федерального законодательства, но и самой жизнью. Статистика свидетельствует, что в основном преступления и правонарушения несовершеннолетними совершаются в вечернее и ночное время. Предусмотренное законом ограничение пребывания детей, не достигших возраста 16-18 лет, без сопровождения родителей, (лиц, их заменяющих) в этот период в местах, нахождение в которых может причинить им вред, будет способствовать, по мнению большинства депутатов, улучшению состояния безопасности несовершеннолетних, а также предотвращению подростковой преступности в Адыгее.

     Очевидно, что для реализации данного закона, направленного, в первую очередь, на превентивные меры по снижению правонарушений среди несовершеннолетних, необходима системная информационная, агитационная и разъяснительная работа с населением, развитие альтернативных способов времяпровождения молодежи, в том числе решение вопросов по их трудоустройству, реализация в полном объеме республиканских целевых программ, направленных на профилактику правонарушений, наркомании и иных социальных отклонений среди несовершеннолетних и молодежи, консолидация всех уровней власти и гражданского общества в целом.

     Обозначенная проблема тесно связана с необходимостью развития спорта, пропагандой физической культуры. Мы видим, что повсеместно создаются футбольные поля с искусственным покрытием, строятся физкультурно-оздоровительные комплексы. Это стало возможно благодаря подписанному в декабре 2007 года соглашению о взаимодействии Республики Адыгея и Общероссийской общественной организации «Российский футбольный союз», активной позиции региональных органов власти в развитии массового футбола.

     Другая проблема – сохранение и развитие сельских культурных учреждений, их материально-техническое состояние, которое на протяжении длительного времени остается неудовлетворительным. Недофинансирование культурных программ тормозит развитие очагов культуры на селе, что, в конечном счете, сказывается на воспитании молодежи. Госсоветом принято постановление, в котором даны рекомендации Кабинету Министров РА – разработать и утвердить в 2010 году республиканскую целевую программу «Сохранение и развитие сельских учреждений культуры Республики Адыгея» на 2011-2014 годы и обеспечить финансирование этой программы в полном объеме. Приняты постановления и по дошкольным учреждениям и школьному питанию.

      Подводя итоги нашей беседы, хочется отметить, что для обеспечения высокого качества правового регулирования общественных отношений нам предстоит действовать во взаимодействии с избирателями, общественными организациями и средствами массовой информации. Говоря об итогах, хотелось бы затронуть перспективы развития республиканского законодательства и ориентиры законотворческой работы. Убежден, что необходимо сохранить достигнутые результаты, активизировав при этом работу по системному противодействию коррупции на основе реализации норм действующего законодательства. Предстоит уделить акцентированное внимание анализу правоприменительной практики, вести планомерную деятельность по недопущению проявления коррупциогенных факторов в общественной жизни.

     Требуется обратить особое внимание депутатов на создание правовых условий для проведения активной инновационно-инвестиционной промышленной и экономической политики, оптимизации сочетания государственного регулирования и самостоятельности всех хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности. Важным является эффективное решение задач в сфере охраны и рационального использования земельных, водных, лесных и иных природных ресурсов, создания экологически благоприятной окружающей среды.