Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск | Войти
путь на сайтеГлавная / / /

 

Выступления

Интервью Председателя Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея А.Г. Иванова на республиканском телевидении

Итоги законодательной работы Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея на 9 декабря 2009 года Год был тяжелый, но плодотворный, насыщенный в политическом плане и интересный с точки зрения актуальности решаемых экономических вопросов. Наша деятельность, в первую очередь, была направлена на законодательное обеспечение антикризисных мер, реализацию президентских инициатив по преодолению коррупции, развитие и совершенствование законодательства по обеспечению финансовой и экономической самостоятельности местного самоуправления.


Итоги законодательной работы Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея на 9 декабря 2009 года
Год был тяжелый, но плодотворный, насыщенный в политическом плане и интересный с точки зрения актуальности решаемых экономических вопросов. Наша деятельность, в первую очередь, была направлена на законодательное обеспечение антикризисных мер, реализацию президентских инициатив по преодолению коррупции, развитие и совершенствование законодательства по обеспечению финансовой и экономической самостоятельности местного самоуправления.
Безусловно, экономический кризис и финансовая нестабильность внесли свои коррективы и в нашу работу, хотя основная направленность деятельности сохранилась. Это дальнейшее совершенствование законодательства Республики Адыгея и приведение его в соответствие с федеральным законодательством. Государственным Советом – Хасэ Республики Адыгея проведено 9 заседаний Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, на которых рассмотрено 256  вопросов;
- принято   83  закона Республики Адыгея, из них 23  «базовых» и  53 закона республики по внесению изменений в действующие законы, отклонено 3 законопроекта;
-  3 обращения Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея к Президенту Российской Федерации и федеральным органам государственной власти с предложением о внесении изменений в федеральное законодательство.
Надо отметить, что слаженные действия исполнительной и законодательной власти позволили своевременно принять необходимые правовые акты и повлиять на кризисные явления, смягчить их. Ведь главной целью руководства республики является улучшение жизни людей и сохранение стабильности в обществе. Республиканским парламентом принят целый комплекс законов по разным направлениям деятельности, из них по:
организации государственной власти и местного самоуправления     -   17;
правовому регулированию в социальной сфере – 13;
регулированию финансовых отношений и экономических вопросов – 27.
В результате принимаемых мер республиканский бюджет Республики Адыгея по итогам 9 месяцев исполнен:
 по доходам в сумме 8173,2 млн. руб. или 80,4% процента к годовым бюджетным назначениям,
по расходам в сумме 7618,0 млн. руб. или 65,3 процента к годовым бюджетным назначениям.
Особо хочу отметить, что, несмотря на кризисный период, собственные доходы возросли на 16,9 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Очень требовательно руководство республики относится к расходованию бюджетных средств. Президентом Республики Адыгея четко поставлена задача, во-первых, обеспечить реализацию всех принятых социальных программ, а, во-вторых, не допускать неэффективного «растаскивания финансовых средств», а сконцентрировать их на выполнении программ, по которым предусмотрено софинансирование из федерального бюджета, что позволяет в значительной степени увеличить финансовые потоки, поступающие на развитие экономической и социальной сферы. В результате в республику поступили средства федерального бюджета по таким важнейшим целевым программам, как
 «Юг России» - 695,3 млн. руб.;
«Социальное развитие села» - 52,3 млн. руб.;
«Жилище» - 49,6 млн. руб.;
«Развитие физической культуры и спорта» - 68,5 млн. руб.;
«Модернизация транспортной системы» - 98,5 млн. руб.
Еще одним важным направлением является реформирование ЖКХ, в рамках реализации этой программы в республику поступило 227,8 млн. руб.
К слову сказать, расходы на содержание Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея в текущем году сокращены на 10,6 млн. руб.
Принят основной финансовый документ на очередной год закон «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», в котором определена налоговая, финансовая и экономическая политика. Общий объем доходов республиканского бюджета Республики Адыгея на 2010 год утвержден в сумме 7269,4 млн. руб., общий объем расходов - в сумме 7694,8 млн. руб., дефицит составил 14,8%. В течение года активно велась работа по совершенствованию бюджетного законодательства.
В целях оказания государственной поддержки предприятиям, в т.ч. малым и средним приняты республиканские законы.  Их основная цель облегчение налогового бремени организаций, осуществляющих производство товаров и услуг, в т.ч. сельскохозяйственных, оптовую, розничную торговлю и ряд других видов экономической деятельности. К ним относятся:
 «О ставке налога на прибыль организаций, зачисляемого в республиканский бюджет Республики Адыгея, для отдельных категорий налогоплательщиков», которым снижены ставки налога на прибыль организаций с 18 до 16 процентов.
«О ставках налога при применении упрощенной системы налогообложения», позволивший снизить налоговую нагрузку на малый бизнес и создать дополнительную мотивацию для его развития, сохранения и развития производства, а также снизить тенденцию ухода предпринимателей в «теневой» сектор.
Внесены изменения в закон «О налоге на имущество организаций», освобождающий от его уплаты жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья.
Так как в Адыгее основное население занято предпринимательской деятельностью в различных отраслях экономики, одним из значимых является закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Адыгея». Успешно реализуется программа поддержки предпринимательства.
 Несмотря на изменившиеся экономические условия, ведущие предприятия республики стараются увеличить удельный вес инновационной продукции, планируется и создание   новых предприятий. К их числу можно отнести завод в г. Адыгейске по производству строительных конструкций для быстровозводимых зданий «ВолДом» и блок-контейнеров «МобиКон» мощностью 57 тыс.кв.м. общей площади зданий в год.
На VIII Международном инвестиционном форуме «СОЧИ – 2009» наша республика подписала 16 соглашений на общую сумму около 26 млрд. руб. Это и строительство круглогодичного горноклиматического курорта «Оштен» в районе поляны Яворовая с суммой инвестиций 3 млрд.руб., и строительство коттеджного поселка «Солнечный» в Тахтамукайском районе, состоящего из 13 многоквартирных жилых домов и учреждений здравоохранения, спортивных, культурно-развлекательных, торговых и общественных зданий (сумма инвестиций в этот проект составит 6 млрд.руб.), и создание логистического центра в Тахтамукайском районе» на 3,3 млрд.руб., тепличного комплекса «Велес» в Красногвардейском районе на 7 млрд.руб. и другие.
Принимаемые системные меры государственной поддержки аграрно-промышленного комплекса также дали свои результаты. Мы это видим и на примере Адыгеи. Индекс производства продукции сельского хозяйства за 10 месяцев 2009 года составил 104,8 %.
Радует результат уборки зерновых культур, он второй по объему за всю историю Адыгеи. Этому в значительной степени способствовало применение современной агротехники и организации труда. Наметились позитивные изменения и в животноводстве, завершен солидный инвестиционный проект – вошел в строй крупный свиноводческий комплекс АПК «Адыгейский» в Теучежском районе на 2,5 тысяч голов, завезенных из Канады.   Определенный оптимизм в отношении перспектив села вселяет четкая работа всех звеньев по развитию агропромышленного комплекса по национальному проекту, Госпрограмме развития АПК, по программе «Сельское подворье». Как видим, реальная отдача есть.
Много усилий было направлено в текущем году на сдерживание безработицы, под особым контролем находится ситуация на рынке труда. С проблемой занятости столкнулись сотни наших граждан. В связи с этим была принята Республиканская целевая программа «Снижение напряженности на рынке труда Республики Адыгея на 2009 год». Её основной задачей является сохранение кадрового потенциала на предприятиях и оказание помощи гражданам. В результате ее реализации удалось достичь следующих показателей
Максимальный уровень регистрируемой безработицы был зафиксирован в мае т.г. и составил 4,8 % (число безработных 9926 чел.),
на начало 2009 года он был равен 3,1 %,
на конец ноября он составил 2,7 процента экономически активного населения (безработных 5525 чел.), что соответствует данным на 1 сентября 2008 года, т.е. докризисному периоду.
Несмотря на сложности периода, одним из главных направлений в работе парламентариев является законодательное обеспечение вопросов социальной сферы, образования, культуры.
Принят базовый закон «О возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам», в частности, по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогам образовательных учреждений в сельской местности, поселках городского типа.
Внесены изменения в закон «О предоставлении компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Адыгея», которые позволят большему числу специалистов села получать компенсацию.
Внесены изменения в Закон Республики Адыгея «О предоставлении ежемесячной денежной выплаты на проезд лицам, страдающим хронической почечной недостаточностью, получающим постоянное диализное лечение».
Внесены изменения в закон «О размере и порядке ежемесячных выплат денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), а также переданных на воспитание в приемную семью»,предусматривающие индексацию размера этих выплат.
Также внесены изменения в закон «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» в части организации бесплатного проезда детей из многодетных семей и условий предоставления всех мер социальной поддержки многодетным семьям.
Внесены изменения в закон «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Республики Адыгея», устанавливающие ежегодную индексацию размера ежемесячной денежной выплаты для региональных льготников (ветераны труда, труженики тыла, репрессированные и реабилитированные граждан, а также лиц, приравненных к ветеранам труда).
Принят закон «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Республике Адыгея на 2010 год», устанавливающий величину прожиточного минимума пенсионера в Республике Адыгея на 2010 год в сумме 4150 руб.
Внесены изменения в республиканские законы, увеличивающие ежегодную денежную выплату отдельным категориям жителей Республики Адыгея, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, и на производственном объединении «Маяк» Челябинской области.
Внесены изменения в закон «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея в социальной сфере», расширяющие перечень государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления по оказанию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Нами принят закон    «О нормативах финансирования обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях», определяющий  их размеры.
Значимым является Закон Республики Адыгея «О народных художественных промыслах». Адыгея относится к числу регионов, сохранивших народные художественные промыслы, составляющие гордость отечественной культуры и являющиеся предметом национального престижа и общепризнанным вкладом во всемирное культурное наследие. 
Не могу не остановиться еще на одном важной проблеме. Все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества. Абсолютно прозрачной должна стать работа всех чиновников, независимо от ранга и должности. Это непосредственно касается и нас – депутатов, избранников народа. К сожалению, надо честно признать, что мы не всегда проявляем настойчивость в решении отдельных вопросов. Нашей задачей, в первую очередь, должно быть отстаивание интересов граждан, поверивших нам, а не удовлетворение личных амбиций и интересов. Поэтому, считаю, что начинать нужно, прежде всего, с себя. Надо повысить требовательность к каждому, кто наделен властью. Очень важна кадровая политика, нельзя допускать к решению важных государственных вопросов людей некомпетентных, непринципиальных, не болеющих за порученное дело и нужды простых граждан. Считаю, что это в значительной степени будет способствовать искоренению коррупции.
 Конечно же, необходимо и законодательное обеспечение антикоррупционной деятельности. В Республике Адыгея уже принят закон «О противодействии коррупции», внесенный в порядке законодательной инициативы Президентом Республики Адыгея А.К. Тхакушиновым, призванный позволить снизить коррумпированность во многих сферах деятельности на региональном уровне.
 В порядке осуществления контрольной деятельности в рамках «Правительственного часа» заслушано 7 информаций Кабинета Министров. Рассмотренные вопросы затрагивают проблемы различных сфер жизнедеятельности республики.
По актуальным вопросам проводились парламентские слушания.
Большое внимание уделяется республиканским парламентом проблемам экологии, которые не раз становились предметом рассмотрения на заседаниях Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея.
Нами осуществлялось активное сотрудничество с обеими палатами Федерального Собрания по подготовке законодательных предложений. Госсоветом направлялись предложения на заседания Совета законодателей по различным проблемам, требующим правового обеспечения в условиях кризиса. 
Республиканским парламентом внесены в Совет Федерации Федерального Собрания предложения по реализации основных положений Послания Президента Д.А.Медведева к высшему  законодательному (представительному) органу власти Российской Федерации, ее гражданам, и программных заявлений и содержащихся в его статье  «Россия, вперед!». В материалах Госсовета обозначены наиболее актуальные для нашей республики проблемы и пути их решения. В первую очередь, речь идет о развитии и модернизации аграрно-промышленного комплекса, росте доходов сельских жителей, улучшении условий их труда и жизни, необходимости усиления «сельской направленности» национальных программ образования, здравоохранения, по обеспечению жильем и прочих социальных услуг.  
Особое место отводится северокавказской проблеме. Констатируется недостаточность законодательного обеспечения продуманной, комплексной и выверенной государственной национальной политики, хотя одна треть субъектов Российской Федерации являются национальными, и необходимость федерального закона, регулирующего основы национальной государственной политики.