Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск | Войти
путь на сайтеГлавная / / /

 

Выступления

Главная задача парламента – законотворческая деятельность, которая касается всех граней жизни региона

Первое интервью в «СА» В.И. Нарожного в статусе Председателя Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея. Главная задача парламента – законотворческая деятельность, которая касается всех граней жизни региона. Поэтому в нашем разговоре были затронуты многие темы, напрямую касающиеся интересов жителей нашей республики.


- Прошлый год для депутатского корпуса республики был тяжелым, но одновременно плодотворным и интересным с точки зрения актуальности решаемых вопросов. Достаточно сказать, что было принято около сотни законов, в том числе многие законодательные акты, нацеленные на повышение социальной защищенности жителей Адыгеи. Большой блок вопросов касался совершенствования политической системы республики, включая законодательное внедрение института выборов высшего должностного лица региона. Еще одна важная тема - законодательное обеспечение и реализация инициатив Президента РФ по преодолению коррупции, ориентированных в том числе на поддержание социально-экономической стабильности в Адыгее. Депутатский корпус также уделил внимание совершенствованию бюджетного процесса и межбюджетных отношений, налогового законодательства, обеспечению финансовой и экономической самостоятельности местного самоуправления, вопросам образования, здравоохранения, культуры, спорта, охраны окружающей среды, совершенствования земельного законодательства и правоотношений в аграрной отрасли, - начал разговор Владимир Иванович.
 
Среди ключевых законов я назвал бы и поправки к Конституции РА. Ими как раз установлены прямые выборы высшего должностного лица республики. Закон РА «О реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи» важен, поскольку в его нормах нашло реальное закрепление права жителей республики на получение квалифицированной юридической помощи, установленное статьей 48 Конституции РФ.
 
Был принят республиканский закон «О государственной поддержке благотворительной деятельности». В его рамках республика поддержит некоммерческие организации, которые реализуют социально значимые проекты. Помимо этого за прошлый год республиканским парламентом принято 9 обращений к федеральным органам государственной власти с различными предложениями, заслушано 18 информаций Кабинета Министров и иных органов государственной власти, в том числе 10 - в рамках «правительственного часа».
 
Столь плодотворная работа была бы невозможна без активного участия в ней представителей всех депутатских фракций. Мои коллеги по депутатскому корпусу, несмотря на партийную принадлежность, четко осознают свою ответственность перед избирателями и видят главной задачей внесение вклада в социально - экономическое развитие Адыгеи. Временами вспыхивают горячие дискуссии, приходится искать компромисс, но это нормальное явление в условиях многопартийности парламентской работы. Важно и то, что парламентарии – люди с большим жизненным и профессиональным опытом. Все это позволяет нам принимать более взвешенные решения, эффективнее взаимодействовать с органами исполнительной власти Адыгеи, иными государственными и муниципальными структурами, общественными институтами.
 
Депутаты республиканского парламента также принимают участие в жизни муниципальных образований, избирателей которых представляют. Сейчас наша приоритетная задача – дальше усилить совместную работу с Советами народных депутатов, главами городов, районов, вплоть до уровня сельских поселений Адыгеи.
 
- Позитивные перемены в жизни республики - очевидны, но проблемных вопросов в сферах образования, медицины, ЖКХ еще предостаточно. Что делается для их решения на уровне регионального законодательства?
- В каждой из обозначенных отраслей есть положительная динамика, но остаются и нерешенные проблемы. Взять образование. В настоящее время российская система образования переживает эпоху реформирования и модернизации. Благодаря мероприятиям приоритетного национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», других масштабных проектов федерального и регионального уровней осуществляется системная поддержка образовательных учреждений. Созданы серьезные финансовые и организационно-экономические предпосылки для развития школьного образования современной модели. За последние два года в рамках реализации комплекса мер по модернизации общего образования республики на развитие системы было израсходовано около 476 млн руб. Происходит совершенствование системы оплаты труда, введение новых стандартов общего образования, организация аттестации и повышения квалификации педагогических работников, дистанционное образование. В целом наметился рост качества оказываемых образовательных услуг.
 
Но для осуществления глобальных системных преобразований необходима соответствующая правовая база. Принят базовый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который вступает в силу с 1 сентября 2013 года. Вспомним, что 28 декабря 2012 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным подписан указ, в котором глава государства обозначил приоритеты реализации государственной политики по защите прав детей-сирот в 2013 году.
 
В свете названных преобразований республиканский парламент планирует принятие в новой редакции закона «Об образовании в Республике Адыгея», внесение изменений в законы, регламентирующие правоотношения в сфере образования, защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предстоит серьезная работа, но процесс законотворчества не является исключительной прерогативой депутатов. К работе привлекаются общественность, ученые. Мы размещаем тексты законопроектов на официальном сайте республиканского парламента и готовы рассмотреть любые конструктивные предложения, которые можно направить через Интернет.
 
Что касается системы ЖКХ, то главная проблема здесь - значительная степень износа сетей и недостаточность средств, выделяемых на их модернизацию и замену. Имеет место низкий уровень оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов. Постоянный рост тарифов на коммунальные услуги при подчас невысоком их качестве – еще один фактор, влияющий  на отношение населения к проблеме.
 
Парламент в пределах своей компетенции решает возникающие вопросы. Ранее нами приняты законы, в соответствии с которым жилищные, жилищно-строительные кооперативы, ТСЖ освобождаются от уплаты налога, снижена до 13,5 процентов ставка налога на прибыль, зачисляемого в республиканский бюджет с прибыли, полученной от деятельности, связанной с обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом недвижимого имущества в многоквартирных домах.
 
Немаловажным считаю принятие в мае прошлого года Закона РА «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», регламентирующего полномочия органов государственной власти региона в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
 
Начало года принесло нам еще одно нововведение в сфере ЖКХ. Вступили в силу поправки в Жилищный кодекс РФ, которым предусматривается создание в регионах систем финансирования капитального ремонта многоквартирных домов. В ближайшее время нам необходимо будет разработать соответствующие законопроекты в рамках предоставленных федеральным законодательством полномочий.
В прошлом году принято 7 законов, направленных на совершенствование и приведение республиканского законодательства по вопросам охраны здоровья граждан в соответствие с законодательством федеральным. Внесены поправки в законодательные акты о предупреждении распространения в Республике Адыгея ВИЧ-инфекции, туберкулеза, инфекционных болезней. Ряд законов касался бесплатного обеспечения лекарствами. С 1 января 2013 года произошли перемены в сфере организации здравоохранения. Районные и городские больницы, ранее числившиеся за муниципалитетами, переходят под контроль властей Адыгеи.
 
Исполнительные органы государственной власти республики осуществляют полномочия по организации оказания медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатной медицинской помощи. Также на республику ложится вопрос бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения отдельных категорий граждан. При этом органам местного самоуправления переданы полномочия по созданию условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района и городского округа в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи.
- В республике увеличиваются урожаи, но со стороны специалистов звучит мнение, что рост аграрного производства идет в том числе за счет нерационального использования почв, истощения их плодородия. Планируется ли новшества в законодательном регулировании этой сферы?
- Безусловно, приоритетными направлениями развития экономики Республики Адыгея является сельское хозяйство: на его долю приходится более чем четверти валового регионального продукта. Следует отметить, что за последние годы достигнуты значительные успехи. Вот некоторые показатели: республика неизменно собирает ежегодно около 500 тыс. тонн зерна. Адыгея несколько лет подряд занимала второе место по урожайности в Российской Федерации.
 
Для полноценного развития этой сферы законодательным органом создана полноценная законодательная база: приняты законы, направленные на поддержку сельскохозяйственного производства, рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды.
 
Если конкретно ответить на ваш вопрос, то можно сказать, что факторов, влияющих на истощение и обеднение почвы питательными веществами, множество. В их числе применение неправильной агротехники, длительное выращивание сельскохозяйственных культур без внесения удобрений или при недостаточном их внесении, банальное загрязнение почв.
 
Другой вопрос – техногенная нагрузка на сельхозугодья на территориях, прилегающих к Краснодарскому водохранилищу. Полагаю, необходимо усилить контроль в этой сфере, а также вовлекать в севооборот когда-то по бесхозяйственности выведенные земли сельскохозяйственного назначения. Здесь многое зависит от федерального законодателя, но и мы в текущем году намерены внести соответствующие поправки в закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Республике Адыгея». Хотя надо думать не только об усилении контроля, но и о поддержке тружеников села. Республика наша аграрная, и это широкий вопрос, которому можно посвятить отдельное интервью. Буду рад продолжить разговор на эту тему.
- У депутатов есть график приема избирателей. Говорят, лично Вы, как и многие Ваши коллеги, ведете прием и вне рамок этого графика?
 
- Да, действительно, работа с избирателями у нас идет и вне установленного графика. В ходе избирательной компании кандидат дает предвыборные обещения и получает наказ избирателей. Получив депутатский мандат, он уже обязан отвечать за свои слова и работать, в том числе на благо людей территории, от которой он избран, независимо от того, кто за кого голосовал. А забот у людей много. Чаще всего обращения касаются вопросов благоустройства, газификации, сферы ЖКХ, капитального ремонта домов, ветхого жилья, тарифов на получение коммунальных услуг. Обращаются с просьбой оказать содействие в решении жилищных прав. Не редкость обращения об оказании материальной помощи, устройстве детей в дошкольные учреждения. Стараемся по возможности помочь всем.
 
В 2012 году непосредственно в Госсовет – Хасэ Республики Адыгея поступило более 250 обращений граждан. Но число обращений, которые депутаты получают в ходе личных приемов, участвуя в общественно-политических мероприятиях, значительно больше. Самая большая доля обращений, как показывает статистика, поступает из Майкопа и прилегающих к нему населенных пунктов, Майкопского района.
 
Но в работе с избирателями у нас есть еще одни важный аспект. Все мы живем в правовом поле, а обращения людей показывают нам те или иные недоработки и пробелы в законодательстве. Во многом на основании подобных обращений базируется наша законодательная деятельность – сама жизнь подсказывает нам, где и как надо доработать правовую базу республики.
 
 Поступающие к нам просьбы, обращения, заявления мы решаем совместно с главами сельских поселений, муниципальных образований, с руководителями региональных и федеральных служб, и если есть в том необходимость, парламент республики имеет возможность направить соответствующее обращение руководству страны. Например, в период весеннего призыва к нам часто обращаются матери юношей, которые обучаются в учреждениях профессионального образования, это в основном дети-сироты, а также дети из малообеспеченных или неполных семей, нуждающиеся в государственной поддержке. Как правило, они не успевают получить среднее или начальное профобразование, и военкоматы их призывают на службу в армию. Право на отсрочку имеют студенты вузов только до достижения возраста 20 лет.
 
Учитывая данную ситуацию, Госсовет - Хасэ Республики Адыгея принял обращение к депутатам Государственной Думы, в котором просит закрепить право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ. Надеемся, что обращение будет изучено и соответствующие нормативные акты приняты.