Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск | Войти
путь на сайтеГлавная / / /

 

Выступления

Что мы ждем от бюджета Адыгеи в 2012 году?

Интервью председателя комитета Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея по бюджетно-финансовой и налоговой политике Д.Р.Мирзы


Джанбеч Рамазанович, в какой ситуации в этом году принимался проект бюджета?
Необходимо в первую очередь отметить, что формирование и принятие республиканского бюджета Республики Адыгея на 2012 год происходило в достаточно сложной ситуации. Речь идет о недостаточности доходной базы нашего бюджета в условиях ежегодного сокращения финансовой помощи Республике Адыгея из федерального бюджета, хотя собственные доходы республиканского бюджета растут. Такая динамика снижения финансовой помощи со стороны федерального бюджета прослеживается с 2009 года.

В силу этих обстоятельств вопрос о межбюджетных отношениях - один из самых острых на сегодняшний день. Его решение затруднительно для республики собственными силами.

Какой основной подход к финансированию планируется в 2012 году?
При определении затрат республиканского бюджета четко выверены и на первое место поставлены эффективность и рациональный подход к расходованию государственных ресурсов, а из-за ограниченности средств принятие новых расходных обязательств рассматривалось только в пределах, имеющихся для их реализации финансовых ресурсов.

Давайте отдельно остановимся на социальных выплатах, в частности, заработной плате работникам бюджетной сферы… Какие перспективы?
При формировании бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Адыгея на 2012 год учтены приоритетные направления расходования средств республиканского бюджета: публичные нормативные обязательства, оплата труда, начисления на оплату труда, стипендии, приобретение медикаментов и продуктов питания, оплата коммунальных услуг и другие перечисления организациям, местным бюджетам

Расходы на 2012 год сформированы с учетом повышения с 1.10.2012 года оплаты труда работникам бюджетных учреждений на 6,0 процентов, уменьшения начислений на заработную плату с 34,2 процента до 30,2 процента.

Помимо этого, сохраняется социальная направленность нашего бюджета. К примеру, за счет собственных средств должны быть обеспечены в полном объеме выплаты:
- пособий по устройству детей-сирот в семью;
- на содержание детей-сирот в семье опекуна и в приемных семьях;
- на реализацию мер по социальной поддержке реабилитированных лиц;
- на компенсацию потерь при перевозке пассажиров пригородным железнодорожным транспортом.

Еще раз повторюсь, что все это, значительно повлияло на оптимизацию бюджетных расходов.

Что в 2012 году с финансированием целевых программ? Какие из социальных программ Вы хотели бы выделить?
Как вы знаете, в настоящее время в Российской Федерации идет реформа бюджетного процесса, предусматривающая эффективность бюджетных расходов. В целях повышения результативности бюджетных расходов в Законе применён программно-целевой метод.

Так, в бюджете на 2012 год предусмотрена реализация 23 долгосрочных и 27 ведомственных целевых программ, с объемами финансирования соответственно 521.5 млн рублей и 822.4 млн рублей. Доля расходов, осуществляемых в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ, в общем объеме расходов, предусмотрена с ростом к текущему году. Надеюсь, что наша конечная цель - переход к полностью "программному" бюджету. В принципе весь бюджет, каждая строчка в нем - целевая программа.

Расходы, предусмотренные в составе ведомственных и долгосрочных целевых программ, определены исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Адыгея.

Наиболее высокий процент обеспеченности финансированием сложился: по Республиканской целевой программе "Социальное развитие села в Республике Адыгея" на 2003-2012 годы 93.0 процента; Республиканской целевой программе "Юг России (2009-2013 годы) по Республике Адыгея" - 64.9 процента.

Вместе с тем есть и проблемы: наиболее низкий процент обеспеченности финансированием - 17.1 процента сложился по Республиканской целевой программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы". Члены комитета по бюджету, конечно, обеспокоены такой ситуацией, возникшей с финансированием сельскохозяйственного производства. Об этом мы говорили и на расширенном заседании комитета, и на заседании Госсовета, где предлагалось депутатом В.И. Нарожным предусмотреть финансирование данной программы не ниже уровня 2011 года, то есть необходимо дополнительно изыскать 48 млн рублей. К сожалению, в бюджете не предусмотрено финансирование долгосрочной целевой программы "Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности Республики Адыгея на период до 2020 года". Возможность включения расходов на реализацию этих программ, надеюсь, Кабинетом Министров Республики Адыгея будет рассмотрена в течение 2012 года по мере исполнения республиканского бюджета Республики Адыгея, а депутатский корпус поддержит их.

Есть ли в бюджете на 2012 год новации?
Новаций в принятом бюджете достаточно. Как известно, на федеральном уровне проводятся реформы по изменению бюджетного законодательства, разграничению расходных обязательств и доходных источников на всех уровнях бюджетной системы.

Первое. В соответствии с законодательством РФ с 2012 года полномочия в сфере здравоохранения по организации оказания медицинской помощи на территории Республики Адыгея переданы для исполнения на республиканский уровень.

Еще одна новация - формирование в составе расходов республиканского бюджета Дорожного фонда, что отвлекло значительную часть доходных источников. Так, основными источниками образования фонда будут доходы от акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и т.д., подлежащих зачислению в республиканский бюджет Республики Адыгея, также от транспортного налога, использования соответствующего имущества. В результате создания дорожного фонда объем бюджетных ассигнований, направляемых на финансовое обеспечение дорожной деятельности, увеличился по сравнению с 2011 годом почти в 2,5 раза и составит в 2012 году около 741 млн рублей.

Третья новация. В республиканском бюджете учтена передача с 2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный уровень. В связи с этим планируется передача в федеральный бюджет части доходных источников бюджета, в частности, государственной пошлины на регистрацию транспортных средств и акцизов на алкогольную продукцию.

Четвертая. На республиканский бюджет возлагаются полномочия, ранее обеспечиваемые федеральным бюджетом в области содействия занятости населения, а также по содержанию аппарата Управления государственной службы занятости Республики Адыгея.

Мы все видим, что по республике идет строительство школ, садиков. Какие подходы в 2012 году по финансированию капитальных вложений?
Что касается объема капитальных вложений, то Республиканской адресной инвестиционной программой на 2012 год предусмотрены расходы в объеме 299.3 млн рублей, что ниже уровня 2011 года на 49.9 млн рублей или на 14.3 %.

Конечно, депутатов беспокоит тот факт, что в программе на 2012 год отсутствуют объекты некоторых районов. Но на сегодняшний день, в связи с изменением федерального законодательства, депутатский корпус не является участником формирования республиканской инвестиционной программы. Понятно, что в перечень программы попали только объекты с высокой степенью готовности и софинансированием из федерального бюджета, но что делать с такими объектами как "долгострои"?

Вместе с тем при анализе Республиканской адресной инвестиционной программы на 2012 год, следует также отметить, что она имеет более высокую степень преемственности и завершенного строительства, чем в предыдущие годы. Так, из 69 объектов инвестиций на 2011 год, перешли в аналогичную программу 2012 года 12 объектов, из которых 4 объекта в рамках Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года". Из оставшихся 57 объектов предполагается закончить строительство до конца 2011 года по 54 объектам (в том числе 41 объект в рамках РЦП "Социальное развитие села до 2012 года"), по которым были предусмотрены расходы в 2011 году, что составляет 94.7 процента от количества оставшихся объектов.


В заключении хотелось бы спросить, измениться столь серьезная ситуация в течении 2012 года?
Наверное необходимо отметить, что такая ситуация и в других регионах. Мы надеемся на понимание федерального центра. В силу этих обстоятельств вопрос о финансовых взаимоотношениях с федеральным центром для Республики Адыгея - один из самых острых на сегодняшний день, его невозможно решить собственными силами. В связи с этим члены комитета подготовили обращение Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву, Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину по вопросу увеличения финансовой помощи Республике Адыгея в 2012 году на сумму 1.5 млрд. рублей. Данное обращение было единогласно поддержано депутатским корпусом.

В то же время, являясь на протяжении многих лет дотационным регионом, Республика Адыгея на сегодняшний день предпринимает заметные усилия по увеличению доходов собственного бюджета. За последние годы налоговые и неналоговые доходы бюджета республики возросли в 2.3 раза. Впервые мы приняли республиканский бюджет на 2012 год с превышением собственных доходов бюджета над безвозмездными поступлениями. Это реальные достижения нашей власти. Так что мы с Кабинетом Министров Республики Адыгея настроены на дальнейшую плодотворную работу в этом направлении.