Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск | Войти
путь на сайтеГлавная / / /

 

Выступления

Без перемен модернизация Адыгеи невозможна

17 февраля 2010 года в г.Майкопе на 45-м заседании Государственного Совета — Хасэ Республики Адыгея член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Адыгея в Совете Федерации Российской Федерации Аслан Азметович Хашир выступил с докладом «О положениях Послания Президента Российской Федерации Д.Медведева Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 года в сфере обеспечения избирательных прав граждан и развития демократических институтов и их реализации в региональном законодательстве.


А.А. Хашир
фото с сайта http://khashiraa.ru 
А.А. Хашир - член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представитель от Госсовета-Хасэ Республики Адыгея. Является заместителем председателя комитета по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу, член комиссий Совета Федерации по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения, по делам молодежи и туризму, председатель временной комиссии Совета Федерации по международному техническому и гуманитарному сотрудничеству. Основная цель доклада: донести до законодательного органа республики план реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 года в сфере обеспечения избирательных прав граждан и развития демократических институтов, а также представить разработанные отдельные проекты Федеральных законов, готовые к внесению в Государственную Думу от имени Президента Российской Федерации или находящиеся уже на рассмотрении в нижней палате российского парламента.

- Прежде всего, хотел бы выразить благодарность за предоставленную возможность выступить с докладом, посвященным положениям Послания Президента Российской Федерации Д.Медведева Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 года, касающимся сферы обеспечения избирательных прав граждан и развития демократических институтов, а также их реализации в российском законодательстве. Уверен, что в преддверии парламентских выборов в Адыгее следовало бы учесть эти положения и полноценно отобразить их в законодательстве нашей республики.

В своем Послании Президент нашей страны четко сформулировал ряд актуальных проблем в сфере обеспечения избирательных прав граждан и развития демократических институтов, которые требуют оперативного разрешения в текущем году. На сегодняшний день подготовлен план реализации положений Послания, разработаны отдельные проекты Федеральных законов, готовые к внесению в Государственную Думу от имени Президента Российской Федерации. Некоторые уже находятся на рассмотрении в нижней палате российского парламента. Ряд законопроектов проходит стадию рабочего согласования. 
Считаю нашей общей задачей – в полном объеме выполнить указания главы государства и, в связи с этим, оперативно подготовить и рассмотреть изменения в законодательные акты республики в соответствии с изменениями в законы Российской Федерации, касающиеся сферы обеспечения избирательных прав граждан и развития демократических институтов.

Первое. В России вводится единый критерий установления численности депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Президентом России внесен в Государственную Думу соответствующий законопроект (№ 306944-5 «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с установлением требований к числу депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации»).

Согласно делению субъектов на группы в зависимости от численности избирателей, в парламент Республики Адыгея, население которой составляет менее 500 000 человек, должно входить от 15 до 50 депутатов. В настоящее время Госсовет-Хасэ Адыгеи состоит из 54 депутатов. Следовательно, необходимо пересмотреть численный состав республиканского парламента и внести соответствующие изменения в закон республики в этом направлении. Новые правила вступят в силу в России с 1 августа 2011 года. Однако считаю целесообразным уже сейчас подготовить соответствующий законопроект, устанавливающий численный состав Госсовета-Хасэ, с тем, чтобы сразу после утверждения поправок в федеральное законодательство его принять. И уже на выборах в марте 2011 года сформировать в соответствии с ним новый состав Госсовета-Хасэ.

Второе. Как отметил Президент Российской Федерации: «Все партии, представленные в региональных парламентах, получат возможность формировать фракции». Данное положение предполагает, что даже один депутат-списочник должен обладать статусом фракции, при условии, что список кандидатов от его партии был допущен к распределению депутатских мандатов в законодательном органе. До сих пор фракцией считалась только группа из двух и более депутатов.

В случае если так называемая «малая партия» не была допущена к распределению мандатов, но её список получил от 5 до 7% голосов избирателей и ей были переданы 1-2 мандата, депутат этой партии не будет иметь статуса фракции, хотя и будет обладателем большинства прав, которыми обладает фракция. В таком случае изменения к Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» позволят депутатам от малых партий создавать некое депутатское объединение, не являющееся фракцией.

Следует также добавить, что в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» готовятся изменения о том, что представители всех политических партий будут иметь возможность занимать руководящие должности и работать в региональных парламентах на постоянной основе. При этом депутату-одномандатнику, выдвинутому политической партией, такой гарантии предоставлено не будет, а руководители фракций не относятся к числу руководителей законодательного органа. В результате, число должностных лиц законодательного органа, работающих на постоянной основе, должно быть не менее числа политических партий, представленных в данном органе.

Такая система снимет напряженность, возникающую при распределении руководящих должностей в Госсовете-Хасэ, так как будут учтены интересы всех фракций, допущенных к распределению депутатских мандатов.

Третье изменение касается обеспечения представительства в законодательных органах государственной власти субъектов Российской Федерации политических партий, за которых на выборах проголосовало 5 и более процентов избирателей. В данном случае речь идет о внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Предполагается: 
- во-первых, партии, набравшей на выборах от 5 до 7%, при избирательном барьере в 7% может быть передано до 2-х мандатов;
- во-вторых, партии, набравшей на выборах от 5 до 6% при избирательном барьере в 6%, может быть передан 1 мандат; 
- в-третьих, при избирательном барьере в 5% и менее в парламент попадут только те партии, которые преодолеют данный барьер.

В Республике Адыгея избирательный барьер составляет 7%.

В настоящее время готовятся изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Эти изменения должны обеспечить депутатам – представителям партий, которые смогли преодолеть избирательный барьер, но по методу империала не имели права на мандат, право предлагать кандидатов на должности, избрание на которые осуществляется региональным законодательным органом; право на выступление, получение и распространение материалов и документов, а также некоторых иных прав, в соответствии с регламентом регионального законодательного органа.

Четвертое изменение касается освобождения от сбора подписей избирателей для участия в региональных выборах политических партий, не представленных в Государственной Думе, но имеющих фракции в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ, в которых проводятся выборы. Такой же принцип может быть применен и к муниципальным выборам.

Пятое. Президент Российской Федерации предлагает, чтобы субъекты РФ внесли в свои конституции либо уставы положения, предусматривающие различные формы работы с политическими партиями, не представленными в законодательном органе, включая рассмотрение их сообщений и предложений на пленарных заседаниях. В данном случае предполагается внести изменения в Федеральный закон «О политических партиях», которые установят обязанность законодательных органов субъектов Федерации рассматривать предложения «непарламентских» партий, заслушивать их и обсуждать. Также предполагается, что за такими партиями в регламентах деятельности ЦИК РФ будет закреплено право присутствовать на заседаниях соответствующих избирательных комиссий, при этом определив им статус приглашенных лиц.

Шестое. Президент Российской Федерации выразил четкую позицию относительно порядка досрочного голосования на выборах в органы местного самоуправления. Речь идет об изменениях в Федеральный Закон «Об основных гарантиях, избирательных правах и права на участие в референдуме граждан РФ». Предполагается исключение досрочного голосования на местном уровне в той форме, в которой оно практикуется в настоящее время (за 15 дней). При этом останется возможность досрочного голосования только в случаях голосования на судах, находящихся в плавании, отдаленных труднодоступных местностях, на полярных станциях.

Кроме того, в этот же закон предполагается внести изменение относительно открепительных удостоверений с целью предотвращения незаконных манипуляций с ними. В данном случае возможен комплекс мер, среди которых:
- усиление защиты документа посредством специальных марок, водяных знаков, микрошрифта, отрывных талонов с информацией о персональных данных избирателей;
- внесение в открепительное удостоверение персональных данных голосующего гражданина;
- введение сквозной нумерации;
- усиление ответственности за незаконные действия с открепительными удостоверениями и т.д.

Седьмое положение президентского Послания представляет собой рекомендацию Президента нашей страны всем субъектам Федерации принять свои законы о гарантиях равного освещения в средствах массовой информации деятельности партий, представленных в региональных парламентах. Для того, чтобы унифицировать регулирование всеми регионами данного вопроса, будет разработан модельный закон или методические рекомендации, на основании которых в субъектах Российской Федерации будут разработаны свои региональные законы. Для этого предполагается, что на федеральном уровне будут внесены изменения в Федеральный закон «О политических партиях», которыми регионам будет делегировано право принимать региональные законы по данному вопросу.

По моему убеждению, для нашей республики такие изменения остро необходимы. Не помню, когда в последний раз кто-нибудь из депутатов имел возможность обратиться к избирателям со страниц «Советской Адыгеи», единственного государственного печатного средства массовой информации в республике на русском языке. Избиратели недостаточно информированы о том, что происходит в Госсовете, чем занимаются депутаты. Даже редкие выступления Анатолия Георгиевича Иванова не позволяют создать жителям полной и объективной картины о той напряженной работе, которая здесь происходит. В это же время каждый день печатаются статьи об успехах исполнительной власти, региональное телевидение демонстрирует «заслуги» руководства республики. При этом умышленно скрывается от населения Адыгеи то, что полноценным соавтором этих успехов является Госсовет и непосредственно вы, уважаемые депутаты.

Член Совета Федерации, представляющий Госсовет-Хасэ в верхней палате Федерального Собрания, я неоднократно сталкивался с подобными проблемами. Иначе как неуважение к законодательной власти Российской Федерации подобные проявления назвать невозможно. Могу привести конкретный пример – мой будущий прием граждан, который состоится 5 марта 2010 года. В «Советской Адыгее» информация о моем приеме граждан, который пройдет в Общественной приемной Владимира Владимировича Путина, была опубликована не на первой странице, как это положено, а на седьмой среди объявлений о продаже коров, курей и подержанных телевизоров. В связи с этим я даже подготовил письмо в Адыгейское отделение Всероссийской партии «Единая Россия» для принятия ими соответствующих мер по пресечению появления подобных ситуаций в будущем.

Или, к примеру, мой прием 3 декабря 2009 года, который был проведен там же. Отчет о нем опубликовали в ряде районных газет, однако в «Советской Адыгее» не стали этого делать. На приеме было 5 обращений по вопросу газификации и водоснабжения населенных пунктов в республике. После этого я обратился в органы местного самоуправления с просьбой предоставить информацию об уровне газификации и водоснабжения. По результатам изучения поступивших данных стало понятно, почему некоторые высокопоставленные чиновники не хотят делать ее достоянием общественности.

На сегодняшний день в целом по Майкопскому, Кошехабльскому, Красногвардейскому, Шовгеновскому, Гиагинскому, Тахтамукайскому районам и по Муниципальному образованию «Город Майкоп»: 
- 13 325 человек (3% от населения республики (441,2 тыс.чел.)) не имеют газа;
- у 39 105 жителей (8,9%) нет водоснабжения;
- а у 87 678 жителей (19,9%) полностью или частично отсутствует газо- и водоснабжение.

Несложный анализ показывает, что каждый третий житель Республики Адыгея лишен нормальных условий жизни.

Считаю недопустимым в таких условиях, а в кризис тем более, скрытый бойкот республиканской власти к власти законодательной. Не может считаться терпимой ситуация, когда на официальные письма члена Совета Федерации не отвечают чиновники республики любого ранга. Как пример могу привести официальные запросы относительно реконструкции Майкопского аэропорта, а также проведения Дней республики в Совете Федерации. Возможностью представить регион и его инвестиционные проекты в Совете Федерации пользуются даже такие субъекты, в которых уровень социально-экономического развития и бюджетной обеспеченности гораздо выше, чем в Адыгее.

Остается только надеяться, что реализация этого пункта Послания Президента России будет способствовать изменению сложившейся в республике ситуации, а также позволит ее жителям узнавать не только о том, насколько вырос индекс промышленного производства, но и о том, насколько тысячи жителей Адыгеи далеки от гарантированного получения самых элементарных благ цивилизации. Не выдерживает никакой критики уровень телефонизации и доступности Интернета в республике, и совершенно неадекватна их стоимость к качеству услуг.

Восьмое. Очень важно также следующее положение Послания Президента РФ Федеральному Собранию. Субъектам Федерации предлагается внести в свои конституции или уставы положения, предусматривающие представление региональным парламентам ежегодных отчетов о деятельности высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и их руководителей, по аналогии с Конституцией России.

Данный вопрос уже имеет отражение в федеральном законодательстве. В настоящее время в Государственной Думе на рассмотрении находится внесенный Законодательным Собранием Оренбургской области проект Федерального Закона № 171021-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», и он уже принят в 1 чтении.

Считаю необходимым внести такое положение в республиканское законодательство и тем самым узаконить обязанность высших исполнительных органов ежегодно отчитываться перед парламентом. Тем более что такая практика давно существует на федеральном уровне. Думаю, что это один из эффективных способов открытости исполнительной власти и взаимосотрудничества между ней и законодательной властью.

Высшая исполнительная власть Республики Адыгея не готова представлять ежегодные отчеты депутатам Госсовета-Хасэ Адыгеи, с которыми, в принципе, она уже давно не считается. Одна из причин, на мой взгляд, состоит в том, что исполнительная власть в нарушение действующей Конституции как Российской Федерации, так и Республики Адыгея, не считает власть законодательную самодостаточной, не видит в ней полноценного партнера.

Разве есть необходимость многократно повторять, что «в Адыгее всё спокойно» и что «Республика Адыгея – стабильный инвестиционно привлекательный регион»! Разве недостаточно размещения информации об Адыгее с портретами главы республики на правах дорогостоящей рекламы в крупных федеральных изданиях России, проплаченной из республиканских бюджетных средств! Тех самых средств, которые могли бы дать возможность гарантировать многим жителям республики элементарные блага цивилизации.

На самом деле социально-экономическое положение Адыгеи нельзя считать удовлетворительным. Как точно заметил Полномочный представитель Президента Российской Федерации Владимир Васильевич Устинов, проблемы в республике касаются объемов внутреннего регионального продукта и непомерно низкой заработной платы. По замечанию Владимира Васильевича, требуется активизировать инвестиционную деятельность, решить проблемы в социальной сфере, улучшить качество медицинского обслуживания. По данным соцопроса ФСО России, 47% опрошенных оценивают здравоохранение в республике как плохое, а дотационный уровень бюджета республики достигает 63%.

Дмитрий Медведев справедливо указал, что «главным критерием оценки работы регионального руководителя остаётся и всегда будет оставаться уровень доверия жителей региона». Он сказал, что «хотел бы, чтобы руководители субъектов Федерации постоянно сверяли свою деятельность с общественным мнением. Необходим контакт со всеми политическими партиями, со средствами массовой информации, с общественными организациями, с неправительственными организациями. …Надо прислушиваться к тому, что говорят, спорить в необходимых случаях, но власть всё время должна быть в диалоге с народом».

Высшая исполнительная власть республики обязана не только воспринимать на слух указ Президента России, но и действовать в строгом соответствии с ним, работать в конструктивном диалоге с Парламентом Адыгеи, с её общественными организациями, и с самим населением республики. Только это позволит повысить рейтинг доверия Президенту РА с 11% (по состоянию на апрель 2009 года) до уровня, характерного для глав регионов России с устойчивой экономикой и стабильной социальной сферой.

Девятое. В своем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации говорил и о межпартийной дискуссии по поводу перехода к выборам в представительные органы власти всех уровней исключительно по партийным спискам. В данном контексте имеются в виду законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации.

Относительно данного Положения хотел бы уточнить, что такая дискуссия уже ведется среди республиканских парламентариев. Главное, чтобы решение по этому вопросу не стало очередным рычагом давления высшей исполнительной власти исключительно в своих целях, а не на благо жителей Адыгеи.

В этом плане республиканское законодательство сейчас сбалансировано, а существующая избирательная система адекватна как социально-экономическим и политическим реалиям, так и интересам избирателей.

Думаю, многим здесь присутствующим хорошо известно, как это происходит на уровне муниципальных выборов. Действительно, механизм давления власти республики уже хорошо отлажен. Например, муниципальные выборы в Яблоновке, где изначально было понятно, что навязанный региональной властью кандидат не в состоянии осуществить необходимый комплекс мер по выводу крупнейшего городского поселения республики из глубокого кризиса. И время, прошедшее с момента её избрания, только подтверждает очередную кадровую ошибку республиканской власти и недееспособность её выдвиженцев.

Десятое положение Послания Президента касается «технического обеспечения» политической конкуренции. Речь идет о подготовке и внедрении программы ускоренного технического переоснащения избирательной системы, насколько это позволяют ресурсы и технические средства, используемые в ходе выборов.

В данном случае имеются в виду:
- комплексы электронного голосования, позволяющие осуществлять автоматизированный подсчет голосов избирателей и составление таблицы участковых комиссий об итогах голосования на выборах и референдумах;
- установка на транспорт, перевозящий избирательные документы строгой отчетности, элементов системы ГЛОНАСС для обеспечения контроля и дополнительной безопасности перевозки документов на выборах.

Предполагается также провести разработку необходимых документов, программных и технических средств для организации и осуществления электронного дистанционного голосования.

Уверен, что все оценят данную техническую инновацию руководства нашей страны, особенно в преддверии парламентских выборов в республике. Это не просто оперативно и удобно, но и позволяет говорить о прозрачности избирательного процесса.

К тому же с этой же целью Президент Российской Федерации рекомендует законодательным собраниям субъектов Федерации использовать опыт Государственной Думы и транслировать наиболее важные заседания в сети Интернет в режиме реального времени. Хотел бы заметить, что такая практика есть у Совета Федерации. В принципе, данная рекомендация не требует установления законодательным путем. Для этого будет достаточно внести необходимые изменения в регламенты законодательных органов и принять организационно-технические меры по организации съемки и размещению материалов на официальных сайтах законодательных органов.

В связи с отсутствием необходимости вносить изменения в республиканское законодательство представляется целесообразным воспользоваться рекомендацией Президента России начиная со следующей сессии Госсовета-Хасэ Республики Адыгея. Уверен, что все парламентарии поддержат данную инициативу руководства страны.

Другой вопрос: нужна ли эта прозрачность исполнительной власти республики? Ведь уже столько приложено усилий, чтобы застращать глав районов, мэров, парламентариев, главных редакторов СМИ. Складывается ощущение, что руководство республики просто не способно на открытый, честный и конструктивный диалог с обществом. Люди в Адыгее уже боятся даже говорить по телефону. Кажется, в Адыгее уже забыли о верховенстве Конституции Российской Федерации - главного политико-правового гаранта, закрепляющего основные принципы устройства российского общества и государства, а также охраняемые государством права, свободы и обязанности граждан России, в том числе и Республики Адыгея.

Что касается «технического оснащения» избирательного процесса, то очень сомнительно, что в регионе, на территории которого еще до сих пор не везде газификация и водоснабжение, а про телекоммуникационные системы и упоминать не стоит, на это найдутся и средства, и время. Может, только если это не станет еще одной возможностью нецелевого использования бюджетных средств?

Одиннадцатое. Далее, в своем Послании Федеральному Собранию Президент России сообщил, что «будет введен институт социально ориентированных некоммерческих организаций, и органы власти смогут оказывать таким некоммерческим организациям финансовую, информационную и консультационную помощь». Кроме того, предполагается, что НКО будут предоставлены налоговые льготы и возможность размещения у них государственных и муниципальных заказов, а также право на имущество для использования в их деятельности.

В настоящее время уже подготовлен проект Федерального закона относительно поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и внесен в Государственную Думу от имени Президента Российской Федерации. 13 января текущего года законопроект был принят в 1-м чтении. Данный законопроект выделяет критерии социально ориентированных НКО и предоставляет право органам государственной и муниципальной власти оказывать им поддержку.

Как председатель Комиссии Совета Федерации по международному техническому и гуманитарному сотрудничеству считаю, что это значительный шаг в построении гражданского общества в России. Только не уверен, что коррупция и клановость, царящие последнее время в нашей республике, найдут ему достойное применение.

Впрочем, как и Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных учреждений». Предполагалось, что закон серьезно ударит по коррупции. Однако этот закон так и не смог решить главную проблему, а именно: не смог устранить субъективный подход при определении победителя. На сегодняшний день вопрос о составе конкурсной комиссии в муниципальных образованиях решает глава администрации, и все, кто входит в её состав, находятся в должностном подчинении. Соответственно, можно догадаться, кто станет победителем, если в конкурсе будет участвовать компания, например, брата главы. Разве не такая же ситуация и с организацией закупок на уровне республики?

А как насчет Закона Республики Адыгея № 230 «О внесении изменения в часть 1 статьи 14 Закона Республики Адыгея «О регулировании земельных отношений», принятого Госсоветом-Хасэ Адыгеи 23 декабря 2008 года? Этим законом было внесено изменение, в соответствии с которым приватизация земельных участков из числа земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается только с 9 января 2050 года, что ставит Адыгею в один ряд с северокавказскими республиками, где верховенство Закона подменяется клановостью, коррупцией и кумовством. А хотелось, чтобы мы стояли в одном ряду с такими субъектами Федерации, как Краснодарский край, Московская, Ленинградская и Ростовская области, где уже сейчас крестьяне и фермеры имеют право приватизировать обрабатываемую ими землю.

В итоге основной формой земельных отношений стало предоставление государственных и муниципальных земель в аренду, а административный характер оборотов земельных участков упрочился, что спровоцировало коррупционные риски. В таких условиях зачастую чиновники, ответственные за земельные вопросы в республике, не могут устоять, чтобы не извлечь коррупционную выгоду из перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории. И как в таких условиях руководство страны может побороть клановость, коррупцию, оптимизировать использование бюджетных средств, внедрить меры по мотивированию населения к работе, обеспечить молодежь перспективами и вообще «заложить крепкий фундамент инновационного экономического строительства»?

Президент России инициирует модернизацию в экономике, законодательстве и политической системе нашей страны, а в нашей республике царит, можно сказать, так называемый постмодернистский феодализм.

В республиканском парламенте складывается совершенно нерабочая и нездоровая ситуация.

Большинство глав районов, несогласных с социально-экономической политикой республиканской власти, чувствует на себе давление с её стороны.

Важнейшие социально-политические процессы в республике не отражаются адекватно в республиканских СМИ.

Лишенные альтернативных перспектив профессионального роста, молодые люди стремятся в чиновники, и их родители готовы платить за доходные места.

Большинство молодого населения республики остается без работы и, не видя перспектив развития в родном регионе, стремится его покинуть.

Адыгская молодежь не знает, как применить себя, и предпочитает углубиться в изучение радикальных течений ислама, теряя при этом адыгские ценности.

Приватизация государственной собственности Республики Адыгея непрозрачна и неэффективна.

Реализация большинства инвестиционных проектов напрямую связана с коррупцией. Об этом свидетельствует республиканская статистика уголовных дел на чиновников.

Бюджетные средства тратятся необоснованно и неэффективно.

Коммерческие структуры на территории Республики Адыгея в случае отсутствия политической лояльности к республиканской власти подвергаются чрезмерному вниманию со стороны контрольных и надзорных органов.

Большая часть населения республики боится кары исполнительной власти и предпочитает оставаться пассивной или скрывать свою активную позицию. И все во имя того, чтобы не потерять свое рабочее место. Жить-то на что-то надо!

Самое интересное, что все всё видят, все всё знают, но молчат. Страшно? Очень страшно. Ведь могут завести уголовное дело, лишить работы, обвинить во всех грехах. В стремлении окружить себя лояльными и преданными людьми власть их подкупает, назначая на должности, награждая высшими знаками почета, выделяя средства, и многое другое. Честно говоря, запуганное население республики уже с трудом различает, где Добро, а где Зло.

Откуда в таких условиях может взяться инновационное развитие, для которого сейчас столько делается федеральной властью? Достаточно, как считает высшая исполнительная власть республики, того, что «несмотря на низкий уровень ВРП и зарплат, темпы роста экономики Адыгеи выше среднероссийских, что свидетельствует о потенциале республики и тенденции к динамичному развитию экономики и социальной сферы».

Хотелось бы посчитать, насколько эта тенденция определяет рост эффективности государственных мер и рост благосостояния населения в Адыгее, в пересчете на каждого жителя. В прошлом году собственные доходы на душу населения в республике составили 5 966 рублей, тогда как в соседнем Краснодарском крае – 22 400 рублей. И эта тенденция в разрыве примерно в 4 раза наблюдается последние годы и, к сожалению, заложена в бюджете текущего года. Да, результаты неутешительные. А что это значит? Это значит, что мы не можем себе позволить построить жилье, детские дошкольные учреждения и спортивные комплексы, доступные населению, улучшить медицинское обслуживание в республике и многое другое.

Конечно, исполнительной власти трудно признаться в том, что она не справляется. Трудно привлечь помощь со стороны, тем более от республиканских парламентариев, от местных предпринимателей и даже от простого населения. Однако считаю, что исполнительные власти должны работать совместно как с республиканским Парламентом, так и с избранными населением Адыгеи депутатами Федерального Собрания. Уверен, что только наши общие, совместные усилия способны позитивно повлиять на рост реальной экономики республики и уровня благосостояния её жителей.

В этой связи нам всем следует осознать в полной мере, что всесторонняя модернизация, о которой говорил Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию, - это не просто программа стратегических направлений, это неизбежное требование времени, требование XXI-го века – века высоких технологий и альтернативных источников энергии.

Уверен, что все готовы поддержать благое стремление Президента России создать «умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, полезные людям». Правда, без развития гражданского общества в регионе, без открытости исполнительной власти к СМИ и без конструктивных изменений в сфере обеспечения избирательных прав граждан и развития демократических институтов в региональном законодательстве социально-экономическая модернизация республики невозможна.

А. ХАШИР

газета "Майкопские новости" от 10 марта, 2010, №№47-48 (4347-4348)