Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск по сайту | Версия для слабовидящих | Войти
путь на сайтеГлавная / /

 

Состояние законодательства Республики Адыгея в сфере образования, защиты детства, соблюдения прав и гарантий несовершеннолетних

Состояние законодательства Республики Адыгея в сфере образования, защиты детства, соблюдения прав и гарантий несовершеннолетних
24 ноября 2017 года, 15:58

Образование относится к числу первоочередных интересов государства, общества и личности. Совершенствование образовательного законодательства – важнейшая задача развития образовательной системы, и должно оно осуществляться с учетом модернизации всего российского социального законодательства, а также развития мирового и европейского образовательного процесса.

По состоянию на 1 сентября 2017 года сеть общеобразовательных организаций Республики Адыгея представлена 148 образовательными организациями, реализующими общеобразовательные программы, в том числе:

- 145 дневными государственными и муниципальными школами (из них 3 общеобразовательные организации для детей с ограниченными возможностями здоровья, 16 малокомплектных);

- 1 вечерней школой;

- 2 негосударственными общеобразовательными организациями.

Количество обучающихся в указанных организациях составляет 49 377 человек, что на 1 300 детей больше, чем в 2016 – 2017 учебном году.

В республике функционируют 136 образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования. Из них: 128 муниципальных дошкольных образовательных организаций, 1 негосударственный детский сад, 7 общеобразовательных организаций, при которых открыты дошкольные группы полного дня.

В Республике Адыгея за 2013 – 2015 годы произошли количественные и качественные изменения системы дошкольного образования:

- введено более 3.5 тыс. новых мест для детей дошкольного возраста;

- охват детей дошкольным образованием увеличился более чем на четверть (на 28 %);

- очередь в дошкольные образовательные организации для детей от 3 до 7 лет ликвидирована;

- проведены все необходимые мероприятия для того, чтобы с 1 января 2016 года все воспитанники дошкольных образовательных организаций начали обучение по федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

 В 2017 году в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 – 2020 годы по мероприятию "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях" ведется строительство школы в а. Новая Адыгея Тахтамукайского района, начатое в 2016 году. Мощность объекта – 990 мест. Объем субсидии из федерального бюджета – 332 567.3 тыс. руб., софинансирование субъекта – 275 441.5 тыс. руб. Стоимость объекта составляет 608 млн руб. На сегодняшний день ведется активная фаза строительства объекта по оборудованию и оснащению. Завершение работ и ввод школы в эксплуатацию запланированы на декабрь 2017 года.

Базисным в рассматриваемой сфере является Закон Республики Адыгея от 6 января 2000 года № 156 "Об образовании в Республике Адыгея", который регулирует предоставление социальных гарантий в системе образования, поддержку экспериментальной и инновационной деятельности в образовательных учреждениях, социальную поддержку отдельных категорий граждан в период получения образования: регламентирует особенности реализации образовательных программ для детей-инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, устанавливает меры социальной поддержки участников образовательного процесса.

Закон гарантирует возрождение и развитие национальных языков, культур, духовно-нравственных, этнических ценностей народов республики. Так, статья 5 указанного закона гласит: "Для компактно проживающих на территории Республики Адыгея национальных групп в государственных образовательных учреждениях Республики Адыгея могут создаваться классы, организовываться групповые и факультативные занятия в целях изучения и совершенствования ими родного языка".

            Во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования), обучение в которых ведется на русском языке, с первого класса в качестве обязательного учебного предмета для носителей языка вводится изучение государственного языка Республики Адыгея – адыгейского языка.

В рамках реализации названного Закона приняты: государственная программа Республики Адыгея "Развитие образования" на 2014 – 2020 годы, комплексная программа "Профилактика правонарушений" на 2015 – 2017 годы, иные нормативные правовые акты.

Очевидно, что общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда "в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории".

Закон Республики Адыгея от 31 марта 1994 года №74-1 языках народов Республики Адыгея" направлен на создание условий для сохранения, равноправного и самобытного развития языков народов Республики Адыгея. В рамках реализации данного Закона осуществляется комплекс мер для формирования реального двуязычия в республике в сфере образования, средствах массовой информации, культуре. Так, в 45 дошкольных образовательных учреждениях учебно-воспитательная работа проводится на русском и адыгейском языках (34.8 % от общего количества). Общее количество детей, охваченных обучением адыгейскому языку, составляет – 6641, из них адыгов – 4 113, русскоязычных – 2 537.

 В общеобразовательных учреждениях адыгейский язык изучают 60 702 ребенка. Количество изучающих адыгейский язык и литературу увеличилось в 2017 году более чем на 8 000.

Республиканский закон "Об образовании в Республике Адыгея" гарантирует возрождение и развитие национальных  языков, культур, духовно-нравственных, этнических ценностей народов республики. В республике созданы условия для изучения армянского, греческого и татарского языков. Методическое обеспечение их преподавания осуществляется Адыгейским республиканским институтом повышения квалификации и Адыгейским республиканским институтом гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева.

В 2013 году республиканскими парламентариями принят закон, позволяющий создание во всех имеющих государственную аккредитацию дошкольных образовательных учреждениях групп, в которых обучение и воспитание детей осуществляется на адыгейском языке – государственном языке Республики Адыгея.

Следует отметить, что поддержка соотечественников за рубежом и содействие их добровольному переселению в Российскую Федерацию является одним из принципов государственной национальной политики: важно объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов.

Адыгея выступает за расширение всесторонних связей с адыгской диаспорой: соотечественники, связанные с Адыгеей кровнородственными узами, проживают более чем в пятидесяти странах мира. Так, в статье 10 Конституции Республики Адыгея провозглашено: "Республика Адыгея признает право возвращения на историческую Родину проживающих за пределами Российской Федерации соотечественников: адыгской диаспоры, уроженцев и их потомков, выходцев, независимо от их национальной принадлежности".

В целях определения экономических и социальных условий осуществления государственной политики содействия репатриантам принят         республиканский закон "О государственной политике содействия соотечественникам, прибывшим на постоянное место жительства в Республику Адыгея". Функционирует государственная программа             "Укрепление межнациональных отношений и патриотическое воспитание" на 2014 – 2020 годы", направленная на сохранение и развитие этноса, его исторической памяти и культуры, укрепление взаимопонимания и дружбы со странами, где проживает адыгская диаспора.

 Наличие беспризорных детей и проблем их устройства – тревожный симптом, свидетельствующий о нездоровье общества. Абсолютно нереалистично говорить о таких понятиях, как "образование", "здравоохранение", "благосостояние" в условиях, когда в обществе не решена судьба тысяч детей.

Успешной реализации профилактики социального сиротства и семейного устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, призван содействовать целый блок нормативных правовых актов: к числу наиболее значимых следует отнести Законы Республики Адыгея "О патронате", "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав",  "Об организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц", "О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, представляемых приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей", "О размере и порядке ежемесячных выплат денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), а также переданных на воспитание в приемную семью".

Согласно Закону Республики Адыгея от 24 июля 2007 года №107 "О патронате" новой формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, становится патронатная семья, предусматривающая создание института профессиональных воспитателей, замещающих семьи на определенное время. В законе регламентируются полномочия учреждений, предоставляющих патронат, размер и порядок выплаты ежемесячных денежных средств на содержание детей, размер и условия оплаты труда патронатных воспитателей.

В настоящее время данная форма устройства детей, нуждающихся в государственной защите, на территории Республики Адыгея не реализуется, так как в связи с дефицитом бюджетных средств размер оплаты труда патронатных воспитателей не может быть установлен на уровне денежного содержания, выплачиваемого приемным родителям. По этой же причине желающих оказывать услуги патронатного воспитателя нет.

Закон Республики Адыгея от 14 марта 2007 года № 67 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" определяет правовое положение, порядок формирования и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Адыгея, а также полномочия их членов.

В соответствии с нормами настоящего Закона систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Адыгея составляют: Республиканская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, городские, районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В их компетенцию входит:

- содействие несовершеннолетним в реализации, защите и восстановлении их прав и законных интересов во всех сферах жизнедеятельности;

- организация контроля за предоставлением несовершеннолетним гарантированных прав в области содержания, воспитания, образования, охраны здоровья, социального обеспечения и иных социальных услуг;

- организация работы по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, суицидов, алкоголизма и наркомании несовершеннолетних, выявление и принятие мер по устранению причин и условий, этому способствующих;

- координация деятельности и обеспечение взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

  Закон Республики Адыгея от 18 декабря 2007 года №131 "Об организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц" определяет порядок организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Республики Адыгея. Защита личных и имущественных прав и интересов, обеспечение приоритета семейных форм воспитания этих детей, создание необходимых условий для их содержания, воспитания, обучения – являются основными задачами органов опеки и попечительства.

С целью обеспечения приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усилены меры материальной поддержки детей, находящихся под опекой и попечительством, и приемных родителей. В Закон Республики Адыгея от 21 июля 2005 г. N 338 "О размере и порядке ежемесячных выплат денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), а также переданных на воспитание в приемную семью" внесены изменения в части ежегодной индексации денежных средств на содержание детей; продления подопечным, обучающимся в общеобразовательных учреждениях, при достижении ими возраста 18 лет права на выплаты денежных средств на их содержание до окончания учебы в названных учреждениях; уточнения сроков осуществления денежных выплат в случае смены места жительства подопечным ребенком.

 Согласно Закону Республики Адыгея от 12 ноября 1997 г. N 56 "О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей" приемным родителям, принявшим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Республике Адыгея за II квартал года, предшествующего текущему финансовому году, на каждого принятого на воспитание ребенка.

Выплата ежемесячного вознаграждения приемным родителям сохраняется до окончания профессионального образования приемных детей, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

 Указанным законом предусмотрены также следующие доплаты приемным родителям:

- за каждого взятого на воспитание ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, или хронически больного ребенка приемным родителям производится доплата в размере 100 рублей, а за каждого ребенка с отклонением в развитии или ребенка-инвалида – в размере 200 рублей;

-за третьего и каждого последующего ребенка, принятого на воспитание, производится выплата ежемесячного дополнительного вознаграждения приемным родителям в размере 35 процентов прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Республике Адыгея за II квартал года, предшествующего текущему финансовому году.

В целях обеспечения гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, принят Закон Республики Адыгея от 28 декабря 2012 года №159 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", регламентирующий порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда данной категории лиц, порядок формирования списка детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а также порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания указанной категории лиц содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.

По состоянию на 1 сентября 2017 года численность детей-сирот в возрасте от 14 до 23 лет и старше 23 лет, состоящих на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, составляет 595 человек, из них количество лиц, у которых право возникло и не реализовано – 300 человек.

В муниципальных образованиях Республики Адыгея в 2016 году приобретено 126 жилых помещений для предоставления детям-сиротам, включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, с учетом несовершеннолетних членов их семьи по месту их жительства.

Численность фактически обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот в 2016 году составляет 126 человек, в 2015 году – 157 человек, в 2014 году – 25 человек.

На 2017 год в бюджете на приобретение жилья детям-сиротам предусмотрено 144 246.6 тыс. руб.: из республиканского бюджета – 129 176.5 тыс. руб., из федерального – 15 070.1 тыс. руб.

Закон Республики Адыгея от 2 июня 2010 года № 353 "Об отдельных мерах по защите прав ребенка" направлен на осуществление правового регулирования по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому и нравственному развитию. Необходимость его принятия вызвана не только требованиями федерального законодательства, но и самой жизнью. Статистика свидетельствует, что в основном преступления и правонарушения несовершеннолетними совершаются в вечернее и ночное время. Предусмотренное законом ограничение пребывания детей, не достигших возраста 16 – 18 лет, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) в этот период в местах, нахождение в которых может причинить им вред, будет способствовать улучшению состояния безопасности несовершеннолетних, а также предотвращению подростковой преступности в Адыгее.

Для реализации данного закона, направленного, в первую очередь, на превентивные меры по снижению правонарушений среди несовершеннолетних, необходима системная информационная, агитационная и разъяснительная работа с населением, развитие альтернативных способов времяпрепровождения молодежи, в том числе решение вопросов по их трудоустройству, реализация в полном объеме республиканских целевых программ, направленных на профилактику правонарушений, наркомании и иных социальных отклонений среди несовершеннолетних и молодежи, консолидация всех уровней власти и гражданского общества в целом.

В рамках реализации государственной молодежной политики в республике принят Закон Республики Адыгея от 18 февраля 2004 года N 206
"О государственной поддержке молодежи в Республике Адыгея", определяющий формы и методы государственного содействия         экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд; решению проблемы занятости молодежи; предпринимательской деятельности молодых граждан, поддержке молодых малообеспеченных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривает предоставление молодым малообеспеченным семьям субсидий на строительство или приобретение жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации. Утверждена и методика распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Адыгея между муниципальными образованиями, участвующими в реализации программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2016 – 2020 годы.

Модернизация российской экономики, предполагающая технологическое обновление всей производственной сферы, выход экономики на новый уровень развития, невозможна без подъема отечественной науки. Развитие науки и инновационной деятельности остаются важной составляющей государственной политики Республики Адыгея. Для достижения поставленных целей необходима государственная поддержка фундаментальных и прикладных исследований, формирование интегрированных научно-образовательных коллективов для решения региональных проблем, объединение научных и образовательных структур в целях эффективного использования потенциала, развитие инновационно-исследовательской системы подготовки кадров.

Созданию условий для повышения престижности научной и научно-педагогической деятельности, привлечению талантливой молодежи в сферу науки, высшего образования и инновационной деятельности призвана содействовать подпрограмма "Модернизация образования и развитие науки". В соответствии с ней ведутся разработки:

- исторических, политико-правовых, этнокультурологических, языковых и литературоведческих аспектов развития народов Северного Кавказа;

- физиологических технологий формирования, развития и сохранения функций систем организма детей и подростков в условиях различных образовательных и физкультурно-оздоровительных моделей:

- научно обоснованных предложений по рациональному использованию трудовых ресурсов на сельскохозяйственных предприятиях различных форм собственности;

 - по сохранению потенциала "старых черкесских садов";

- системы контроля и оценки воздействия Белореченского химического завода на экосистему Республики Адыгея;

- технологического оборудования по производству удобрения и биогаза.

На федеральном уровне необходимо доработать программу долгосрочных фундаментальных исследований и целевую программу по развитию прикладных научных исследований, на основе которых станет возможным выпуск современного высокотехнологичного отечественного оборудования.

Важно остановиться на основных направлениях, требующих дополнительного внимания и поддержки из федерального бюджета:

  1. Дошкольное образование и оказание ранней помощи детям.

В Республике Адыгея, как и в других субъектах Российской Федерации, благодаря проекту модернизации дошкольного образования в короткие сроки решена проблема доступности образования для детей от трех до семи лет. При этом охват дошкольным образованием детей от нуля до трех лет остается низким (менее 35 %). Актуальна задача по созданию и развитию специальных структур по оказанию ранней помощи детям. Необходимо рассмотреть возможность оказания поддержки субъектам Федерации из федерального бюджета на данные цели. Потребность республики составляет 4 000 мест.

  1. Поддержка сельских школ.

Реализация Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, направленной на создание условий для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения на основе преимуществ сельского образа жизни должна учитывать вопросы развития сельских школ, испытывающих нарастающий дефицит кадров, а также недостаточность материальной базы для осуществления полноценного образовательного процесса.

Актуальна разработка государственной программы по развитию сельской школы, ее модернизации, в том числе, предусмотрев возможность предоставления подъемных выплат и оказания поддержки при покупке жилья педагогам, работающим в сельских школах, либо переехавшим на работу в сельскую местность.

3. Развитие материально-технической и учебной базы общеобразовательных организаций в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Комплекс мер по модернизации общего образования позволил решить первоочередные проблемы укрепления материальной базы школ при существенной поддержке из федерального бюджета. Введение ФГОС общего образования требует непрерывной модернизации инфраструктуры школы, включая, в первую очередь, учебно-лабораторное оборудование, компьютерную технику. В рамках строительства новых школ этот вопрос не может быть решен полностью. Необходимо реализовать новый комплекс мер по укреплению учебно-материальной базы действующей сети школ с поддержкой из федерального бюджета.

4. Поддержка развития материально-технической базы организаций среднего профессионального образования.

В настоящее время отмечается существенное расхождение уровня материально-технического оснащения организаций среднего профессионального образования. Считаем целесообразным разработку и реализацию федеральной программы, направленной на модернизацию региональных систем среднего профессионального образования, по аналогии с действовавшей ранее программой модернизации общего образования.

5. Повышение заработной платы категориям сотрудников государственных организаций, не поименованных в "Майских указах" Президента Российской Федерации.

На ряд должностей педагогических работников не распространяется действие указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года № 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы" и от 28 декабря 2012 года № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", направленных на повышение заработной платы отдельных категорий работников. К ним относятся педагогические работники центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, организаций дополнительного профессионального образования, центров оценки качества образования.

Важно рассмотреть возможность установления для данных категорий работников единых целевых показателей по заработной плате на уровне не ниже средней заработной платы по региону.

  1. Ликвидация второй смены.

Во вторую смену в республике обучаются более 7 тысяч школьников (15% от общего количества обучающихся), в две смены работают 47 школ (31,8 % от общего количества общеобразовательных организаций). В этой связи необходимо реализовать комплекс мер, направленный на ликвидацию второй смены в общеобразовательных организациях Республики Адыгея. Данное направление   требует  поддержки из федерального бюджета.

Информационно-аналитическое управление Аппарата
Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея


24 ноября 2017 года, 15:58