Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск по сайту | Версия для слабовидящих | Войти
путь на сайтеГлавная / /

 

Информационно – аналитическая справка о состоянии системы профессионального образования в Республике Адыгея

Информационно – аналитическая справка о состоянии системы профессионального образования в Республике Адыгея
29 апреля 2013 года, 11:34

Уровень развития образования – одно из наиболее значимых условий социальной стабильности общества. Проблемы образования особенно актуальны для современной России, так как оно является главным достоянием нации.

Уровень развития образования – одно из наиболее значимых условий социальной стабильности общества. Проблемы образования особенно актуальны для современной России, так как оно является главным достоянием нации.
Уровень развития образования – одно из наиболее значимых условий социальной стабильности обществаПроблемы образования особенно актуальны для современной России, так как оно является главным достоянием нации.
Право на образование, пожалуй, следует ставить сразу же после права на жизнь. Ничто так не гарантирует прочного положения в жизни, как образование. Образование можно дать, но лишить его уже нельзя. Сегодня на государственном уровне образование объявлено одним из главных приоритетов Правительства Российской Федерации.
В настоящее время реформирование образования происходит в сложной социально – экономической ситуации, в условиях мирового экономического кризиса.
В основе необходимости проведения реформы образования лежат два фактора. Необходимость преодолеть разрыв между неизмеримо возросшим объемом знаний, накопленных наукой и практикой, и возможностями их усвоения и применения их в жизни. И второй – включить этот банк мыслей, идей, сведений, практических навыков в процесс экономического развития, как нашей республики, так и всей страны в целом.
Учреждения начального и среднего профессионального образования Республики Адыгея осуществляют подготовку квалифицированных рабочих и специалистов для предприятий и организаций всех отраслей экономики и играют важную роль в обеспечении стабильного экономического развития республики, а также выполняют существенную социальную функцию, обеспечивая возможность молодежи получения доступного и бесплатного профессионального образования.
Начальное профессиональное образование
Система начального профессионального образования Республики Адыгея несмотря на серьезные финансово-экономические трудности сохранила свой потенциал. Востребованность на рынке труда (и не только республиканском) выпускников данных учреждений подтверждает тот факт, что, в основном, все они трудоустраиваются, т.е. обеспечена практически 100-процентная востребованность таких специалистов. В настоящее время в 9-ти начальных профессиональных училищах республики 3691 учащихся получают специальность по 68 различным направлениям. Среди них наиболее распространенные: специальности сельскохозяйственного профиля, технического, строительного, общественного питания, торговли, производства пищевой продукции и многое другое.
В 2008 году с целью повышения эффективности использования образовательных ресурсов, обеспечения подготовки и выпуска квалифицированных рабочих и специалистов в учреждениях начального профессионального образования Министерством образованияучреждениями начального профессионального образования республики было заключено 286 договоров с работодателями, предусматривающих ежегодную подготовку 2300квалифицированных рабочих по различным специальностям.
Подготовку рабочих кадров в системе начального профессионального образования Адыгеи осуществляют 109 педагогических работников, из которых 80 % имеют высшую или первую квалификационные категории.
Данные учреждения обеспечивают квалифицированными рабочими кадрами предприятия и организации всех форм собственности в сфере: сельского хозяйства, легкой, пищевой и перерабатывающей промышленности; строительства; металлообработки; общественного питания и торговли, транспорта и других. Однако следует отметить, что, в последнее время потребность республиканского рынка труда в этих выпускниках удовлетворяется всего лишь на 38 %. Так, например, по данным Управления государственной службы занятости населения Республики Адыгея в течение первого квартала текущего года поступило 4472 вакансии, из них 3815 или 85,3 % приходится на долю рабочих профессий. Наибольшее число вакансий поступило из таких отраслей, как строительство – 733 единицы, оптовая и розничная торговля – 541, здравоохранение и предоставление социальных услуг 396. Не смотря на такую востребованность, идет утечка кадров за пределы республики. Анализ причин в сложившейся ситуации показывает, что основными из нихявляются низкая заработная плата в регионе, неустроенность в жилищном вопросе, близость более высокооплачиваемых рабочих мест на строительных объектах предстоящей олимпиады в городе Сочи.
Для улучшения качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в ГОУ «Профессиональное училище № 1» и «Профессиональный лицей № 3» в 2008 году проведены мероприятия по укреплению учебно-материальной базы: создана электромонтажная лаборатория, приобретены 2 компьютерных класса, 2 автомобиля, мебель для компьютерных классов и кабинетов. В целях поднятия престижа рабочих профессий Министерством образования Республики Адыгея проведены конкурсы профессионального мастерства по 7 наиболее востребованным специальностям. Также проведены олимпиады по 3 общеобразовательным предметам (русский язык, математика, химия), общереспубликанская спартакиада по 6 видам спорта, в которых приняли участие учащиеся всех учреждений начального профессионального образования.
К числу основных проблем начального профессионального образования относятся:
-           крайне низкая заработная плата педагогов и, прежде всего, мастеров производственного обучения;
-           недостаточное финансирование учреждений на укрепление учебно-материальной базы;
-           отсутствие механизма привлечения средств работодателей.
Среднее профессиональное образование
Система среднего профессионального образования Республики Адыгея включает в себя 6 государственных средних специальных учебных заведений, в которых обучается около 5 тысяч студентов по 48 специальностям.
Из 1436 выпускников прошлого года, трудоустроены 82 %. В новом учебном году в связи с востребованностью на рынке труда были увеличены контрольные цифры приема по специальностям: «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Туризм», «Автоматизированные системы обработки информации и управления».
К числу основных проблем среднего профессионального образования относятся:
-          отсутствие современной учебно-материальной базы, особенно по техническим специальностям;
-          недостаточность информационного обеспечения образовательного процесса компьютерной техникой;
-          низкий уровень социально-экономической поддержки студентов средних специальных учебных заведений;
-          отсутствие механизма и практики соучредительства средних специальных учебных заведений;
-          слабое развитие социального партнерства средних специальных учебных заведений с работодателями.
Высшее профессиональное образование
Современное общество требует перехода к принципиально новому уровню доступности высококачественного профессионального образования. Исследования показывают, что для постиндустриального общества необходимо, чтобы не менее 30% взрослого населения имело высшее образование. В настоящее время на территории Республики Адыгея ведут образовательную деятельность два учреждения высшего профессионального образования (Адыгейский государственный университет, Майкопский государственный технологический университет), 8 филиалов вузов, в том числе 2 филиала негосударственных вузов. Всего по программам высшего профессионального образования обучается 20442 студента или 22,8 % от всех учащихся Адыгеи.
В целом на 10 тысяч населения республики приходится 202 обучающихся вгосударственных и негосударственных вузах студентов. Это относительно высокая цифра, поскольку в целом по России на 10 тысяч населения приходится 280 обучающихся, в Краснодарском крае - 140 человек.
В 2008 году средний конкурс среди подавших заявление на очное обучение в Адыгейский государственный университет составил 2,6 человека на одно место (1999 год - 1,05, 2000 год-1,9), вМайкопский государственный технологический университет - 2,1 человека на место.
Абитуриенты из Адыгеи в структуре приема в Адыгейский государственный университет составляют 76 %, в Майкопский государственный технологический университет - 67 %; из Краснодарского края: вАдыгейский государственный университет - 20%, Майкопский государственный технологический университет – 28 %.
В 2008 году 34 вузами Российской Федерации в соответствии с установленными федеральным законодательством в системе образования нормами выделено 222 целевых места для выпускников общеобразовательных учреждений Республики Адыгея.
Выпуск специалистов из учреждений высшего профессионального образования Республики Адыгея в 2008 году составил 3220 человек, в том числе:
- государственные ВУЗы – 2548 человек;
- филиалы государственных иногородних ВУЗов – 407 человек;
- филиалы негосударственных ВУЗов – 265 человек.
Преобладают в общем объеме выпуска специалисты в области экономики, юриспруденции, управления.
В целях правовой и социальной защиты выпускников в ВУЗах используется контрактная форма трудоустройства выпускников, поддерживается связь с Управлением государственной службы занятости Республики Адыгея.
Очевидно, что для обеспечения экономического роста региона должна быть создана единая система оценки перспективной потребности в высококвалифицированных кадрах с государственным заказом на подготовку специалистов для стратегически важных и отраслеобразующих предприятий. В связи с этим подготовлен проект «Комплексной программы подготовки кадров для Республики Адыгея на 2009-2015 годы».
Вместе с тем, вызывает беспокойство кадровая политика в высшей школе. Так, сегодня многие работающие в Адыгее филиалы не имеют необходимого количества штатных сотрудников: есть проблемы кадров и в государственных вузах.
Существует большой разрыв между уровнями знаний выпускников школ и требованиями вступительных испытаний в вузах.
Развитие высшей школы в республике должно быть тесно увязано с ее интеграцией в единый университетский комплекс, обеспечивающий высокий уровень профессионального многоуровнего образования, тесную связь с решением региональных научных и социально-экономических проблем. Центром формирования такого университетского комплекса должна стать Республиканская научная библиотека.
Анализ динамики потребности Адыгеи в специалистах с высшим образованием на период до 2012 года выявил, что республика в основном нуждается в подготовке кадров по таким отраслям, как здравоохранение, металлургия, машиностроение и металлообработка, информатика и вычислительная техника.
 
Выводы:
  1. Система начального профессионального образования Республики Адыгея, несмотря на серьезные финансово-экономические трудности, сохранила свой потенциал, выпускники данных учреждений востребованы практически на 100%, что свидетельствует о достаточно высокой потребности в рабочих на рынке труда.
  2. Необходимо укрепление материально-технической базы учреждений начального и среднего профессионального образования республики, улучшения их финансового обеспечения.
  3. Значительное отставание в уровне оплаты труда в сфере начального и среднего профессионального образования не позволяет обеспечить укомплектованность высококвалифицированными кадрами.
  4. Необходима разработка механизма привлечения средств работодателей как соучредителей средних специальных учебных заведений.
  5.  В республике высшее образование остается весьма востребованной формой подготовки специалистов, однако не достигнута сбалансированность потребностей отраслей народнохозяйственного комплекса Адыгеи и специализации подготавливаемых выпускников ВУЗов, что негативно сказывается процессах формирования трудовых отношений и способствует росту безработицы среди молодежи.
  6. В целях оказания помощи выпускникам ВУЗов необходимо активнее поддерживать связь с Управлением государственной службы занятости населения Республики Адыгея, использовать контрактную форму трудоустройства молодых специалистов.
  7. Необходимо усовершенствовать методы прогнозирования потребности в квалифицированных кадрах в Республике Адыгея и определения на этой основе подходов к формированию государственных заданий учреждениям профессионального образования всех уровней.
  8.  

 
Информационно-аналитическое управление Аппарата
Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея
 
 
 
Информация подготовлена на основании данных Министерства образования и науки Республики Адыгея, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Адыгея
 

29 апреля 2013 года, 11:34