Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск по сайту | Версия для слабовидящих | Войти
путь на сайтеГлавная / /

 

Законодательная деятельность Парламента Адыгеи в 2008 году

Законодательная деятельность Парламента Адыгеи в 2008 году
20 июня 2013 года, 14:43

Из концептуальных предложений Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева следует, что в ближайшие годы приоритетом в России становится человек, его права и свободы, законность и правопорядок. Мы знаем, что правопорядок начинается с порядка в сфере законотворчества, а эффективность управления государством начинается с профессионализма и ответственности за качество принимаемых законов, за своевременность и доступность правовых услуг для нашего населения. В законе должна быть закреплена та самая воля народа, которая отражает актуальные и насущные интересы и потребности конкретного человека.

Из концептуальных предложений Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева следует, что в ближайшие годы приоритетом в России становится человек, его права и свободы, законность и правопорядок. Мы знаем, что правопорядок начинается с порядка в сфере законотворчества, а эффективность управления государством начинается с профессионализма и ответственности за качество принимаемых законов, за своевременность и доступность правовых услуг для нашего населения. В законе должна быть закреплена та самая воля народа, которая отражает актуальные и насущные интересы и потребности конкретного человека.

Из концептуальных предложений Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева следует, что в ближайшие годы приоритетом в России становится человек, его права и свободы, законность и правопорядок. Мы знаем, что правопорядок начинается с порядка в сфере законотворчества, а эффективность управления государством начинается с профессионализма и ответственности за качество принимаемых законов, за своевременность и доступность правовых услуг для нашего населения. В законе должна быть закреплена та самая воля народа, которая отражает актуальные и насущные интересы и потребности конкретного человека.
            Позади год работы Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея четвертого созыва, период, насыщенный в политическом плане и интересный с точки зрения важности решаемых социальных и экономических вопросов. Проведено 13 заседаний парламента, на которых принято 85 законов Республики Адыгея и 379 постановлений. Принято и направлено 17 обращений Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея к Президенту Российской Федерации и федеральным органам государственной власти. Значительная часть обращений носила социальный характер, направленный на поддержку отдельных категорий граждан, совершенствование системы финансирования обеспечения необходимыми лекарственными средствами, финансирование капитального ремонта региональных и муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение социальной защиты инвалидов, расширение категории лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами. Обращения экономической направленности содержали в себе предложения о необходимости принятия федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», о регулировании оптового и розничного рынков электроэнергии, о сдерживании цен на энергоносители, а также о ситуации, связанной с низкими закупочными ценами на зерно и высокими ценами на горюче-смазочные материалы.
Главным результатом работы Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея в рассматриваемый период явилось дальнейшее совершенствование законодательной базы Республики Адыгея, охватывающей наиболее значимые элементы общественной и экономической жизни региона: продолжена работа по созданию правовой базы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в республике, приняты законы, регулирующие вопросы реализации бюджетной политики, земельных отношений, важные нормативные правовые акты в сфере социальной защиты детей, молодежи и старшего поколения, а также отдельных категорий жителей Республики Адыгея.
Значительная работа проведена по разработке и принятию законодательных актов, обеспечивающих реализацию федеральных законов, уточнение положений действующего законодательства. Была продолжена работа по совершенствованию законодательства республики в связи с динамичными изменениями федерального законодательства, а также с учетом анализа практики правоприменения.
Особое внимание депутатов было сосредоточено на блоке законодательных и нормативных правовых актов по вопросам бюджетной, финансовой, налоговой политики. Бюджетная политика, проводимая в Республике Адыгея, направлена на обеспечение более полного и стабильного выполнения финансовых обязательств перед бюджетными организациями республики, повышения уровня жизни населения, оказания социальной поддержки, эффективного использования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов.
          Наиболее трудоемкими в процессе законодательного регулирования бюджетных отношений являются подготовка, рассмотрение и утверждение республиканского бюджета Республики Адыгея. Следует отметить, что в текущем году Закон Республики Адыгея «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» принят в установленные сроки. Основными отличительными особенностями данного законодательного акта, начиная с 2009 года, являются планирование и утверждение республиканского бюджета Республики Адыгея на трехлетний период в форме закона, применение новых норм и подходов в осуществлении бюджетного процесса, определение на первый и второй год планового периода нераспределенной части расходов, позволяющей в режиме «скользящей трехлетки» переходить к более эффективному планированию новых обязательств.
         В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации принят Закон Республики Адыгея «О бюджетном процессе в Республике Адыгея».
        В процессе исполнения республиканского бюджета Республики Адыгея в первом полугодии текущего года в закон Республики Адыгея «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2008 год» вносились изменения. Значительное внимание было уделено закону Республики Адыгея «О внесении изменений в Закон Республики Адыгея «О бюджете Адыгейского республиканского фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год».
В целях повышения эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства республики путем принятия мер налогового стимулирования, направленных на развитие товариществ собственников жилья, создаваемых для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения надлежащей эксплуатации этого комплекса принят закон Республики Адыгея «О внесении изменений в Закон Республики Адыгея «О ставке налога на прибыль организаций, зачисляемого в республиканский бюджет Республики Адыгея, для отдельных категорий налогоплательщиков». Данным законом товариществам собственников жилья, предоставляется льгота по налогу на прибыль в части прибыли, полученной от осуществления деятельности, связанной с обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом недвижимого имущества в многоквартирных домах.
Основными направлениями оздоровления экономики республики должны быть привлечение и эффективное использование широкомасштабных инвестиций, в первую очередь, в агропромышленный комплекс, промышленность, создание инфраструктуры, развитие туризма.
Очень важным правовым актом в этой связи является Закон Республики Адыгея «О промышленной политике», определяющий правовые и экономические основы промышленной политики в Республике Адыгея. Данный закон разработан в целях сохранения и развития научно-технического и промышленного потенциала субъектов промышленной деятельности; стимулирования внедрения инноваций, наукоемких, ресурсосберегающих технологий для выпуска высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции, а также технологий, обеспечивающих охрану и защиту окружающей среды; защиты интересов субъектов промышленной деятельности, развития внутрирегиональной и межрегиональной интеграции, расширения взаимовыгодного сотрудничества на внутреннем и внешних рынках; создания благоприятного инвестиционного климата в Республике Адыгея; обеспечения занятости и безопасных условий труда в промышленной сфере; увеличения доходов бюджетов всех уровней.
Значительную роль в экономике следует отвести малому бизнесу, как наиболее гибкому сектору. Это будет влиять на темпы экономического роста республики, способствовать развитию конкуренции, созданию новых рабочих мест и в конечном итоге – формированию среднего класса, в этих целях утверждена Республиканская программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009-2011 годы.
Повышение эффективности публичной власти и государственного аппарата является одной из главных задач, решение которых осуществляется формированием правовой базы.
Важным аспектом деятельности республиканского парламента является формирование нормативной правовой базы в сфере государственного строительства.
Приняты базовые законы: Закон Республики Адыгея  «О муниципальной службе в Республике Адыгея», Закон Республики Адыгея «О Реестре должностей муниципальной службы в Республике Адыгея», закон Республики Адыгея «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования»,
Отдельного внимания заслуживает реформа местного самоуправления. В Республике Адыгея, как и в Российской Федерации, практически завершен важнейший этап реформирования структуры местного самоуправления, предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
На переходном этапе проведена большая работа. Проведено разграничение полномочий Российской Федерации, ее субъектов и местного самоуправления, в результате чего многие полномочия переданы «вниз», то есть органам местного самоуправления.
В последнее время принят ряд законов, которые устанавливают систему разграничения полномочий между органами власти в Российской Федерации и органами местного самоуправления. По сути, это каркас новой правовой системы, на котором может строиться реализация реформы местного самоуправления.
В целях эффективного решения вопросов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц принят Закон Республики Адыгея «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Адыгея по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц».
           Закон Республики Адыгея «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Адыгея регулирует отношения, связанные с наделением органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством.
По инициативе Совета народных депутатов муниципального образования «город Майкоп» приняты законы, направленные на социальную защиту отдельных категорий совершеннолетних лиц: «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении отдельных категорий совершеннолетних лиц» и «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении отдельных категорий совершеннолетних лиц».
Законом Республики Адыгея «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг» предусмотрено финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления за счет субвенций из Республиканского фонда компенсаций, порядок осуществления контроля за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий, а также порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении ими государственных полномочий.
В условиях недостаточности средств в бюджетах муниципальных образований, а также ограниченности в сроках особенно актуальным стало принятие закона «О внесении изменения в статью 4 Закона Республики Адыгея «О реализации в Республике Адыгея законодательства Российской Федерации о разграничении муниципального имущества между муниципальными районами и вновь образованными поселениями». Он направлен на ускорение процесса передачи муниципального имущества, в соответствии с федеральным законодательством.
Оптимизация организации деятельности органов местного самоуправления остается одним из важнейших направлений развития современной российской государственности. Можно без преувеличения сказать, что повышение эффективности деятельности таких органов является важным условием обеспечения стабильности общества в целом.
В целях создания условий для реализации муниципальными образованиями своих полномочий, проводились семинары по оказанию практической помощи в организации работы на местах.
 Законотворческая деятельность Государственного Совета – Хасэ также направлена на укрепление гарантий и защиту прав и свобод жителей Республики Адыгея, на полноту и качество законодательного обеспечения проводимых в стране реформ и на совершенствование регионального законодательства. 
В мировой практике институт Уполномоченного по правам человека занимает важное место в системе органов, осуществляющих контроль над деятельностью аппарата управления, эффективно защищающих права личности. Этот институт считается важным фактором укрепления законности и правовой основы в деятельности исполнительной власти. Принятым Законом Республики Адыгея «Об Уполномоченном по правам человека» учреждена должность Уполномоченного по правам человека в Республике Адыгея и регулируются вопросы его деятельности.
Считаю, что при всей важности вопросов организации и функционирования органов власти и финансово-экономической деятельности, важно, чтобы возросла социальная ориентированность законотворческой работы и на первое место вышли вопросы реальной заботы о жизни и благосостоянии людей.
В центре внимания Президента Республики Адыгея А.К.Тхакушинова, парламента республики постоянно находится блок законов, регулирующих вопросы социальной защиты населения Республики Адыгея. Президент Республики Адыгея придает большое значение оказанию помощи малообеспеченным категориям граждан, нуждающимся в государственной поддержке, и даже в условиях исполнения напряженных бюджетных обязательств, изыскивает возможность за счет дополнительных поступлений доходов финансировать социально-значимые расходы. В течение года  на заседаниях Государственного Совета – Хасэ принимались законы направленные на решение социальных проблем, а также оказание поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в помощи государства.
Следует отметить, что в законодательной деятельности парламента Республики Адыгея отдается приоритет социальной защите семей с низким доходом, закрепляется право на получение пособий для детей, повышается уровень социальных гарантий для многодетных семей и инвалидов. И даже в условиях исполнения напряженных бюджетных обязательств, изыскивается возможность за счет дополнительных поступлений доходов финансировать социально-значимые программы. Хотелось выделить некоторые из них. Это программы - «Дети Адыгеи», «Улучшение демографической ситуации», «Развитие здравоохранения», «Молодежь Адыгеи», «Патриотическое воспитание жителей Республики Адыгея», «Социальная поддержка инвалидов», «Содействие занятости населения», «Государственная программа развития и поддержки науки», «Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту», «Профилактика правонарушений», «Предотвращение возможных проявлений терроризма» и ряд других.
Также принят ряд законов социальной направленности, в их числе Закон Республики Адыгея «О внесении изменений в Закон Республики Адыгея «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Республики Адыгея», Закон Республики Адыгея «Об организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг», закон Республики Адыгея «О ежегодной денежной выплате отдельным категориям жителей Республики Адыгея, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» Челябинской области», закон Республики Адыгея «О внесении изменения в статью 2 Закона Республики Адыгея "О ежегодной денежной выплате отдельным категориям жителей Республики Адыгея, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и их семьям", Закон Республики Адыгея «О предоставлении ежемесячной денежной выплаты на проезд лицам, страдающим хронической почечной недостаточностью, получающим постоянное диализное лечение».
Необходимо отметить, что в 2008 году, объявленном Годом семьи, государством приняты на себя большие обязательства финансового порядка, законодателями тщательно анализируется нормативно-правовая база, связанная с проблематикой семей с детьми и вносятся соответствующие законодательные инициативы, направленные на повышение уровня социальной обеспеченности этой категории граждан.
Постоянное внимание республиканский парламент уделяет такой насущной проблеме как улучшение положения детей-сирот,детей, беспризорных детей и проблем их устройства. Принят ряд законов, направленных на расширение социальных гарантий данной категории детей, а также приемных родителей.
Здесь следует отметить такие законы, как закон Республики Адыгея «О внесении изменений в статью 7 Закона Республики Адыгея «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства», закон Республики Адыгея «О внесении изменения в Закон Республики Адыгея "О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"».
Одним из направлений деятельности законодателей республики и исполнительных органов власти является улучшение демографической ситуации в Адыгее. Утверждена Республиканская целевая программа «Улучшение демографической ситуации в Республике Адыгея на 2008-2012 годы». В действующее законодательство вносятся необходимые изменения, направленные на поддержку беременных женщин, кормящих матерей и матерей с детьми до трех лет.
Однако задача демографической политики состоит не только в том, чтобы увеличить рождаемость. Гораздо более сложной задачей является создание условий, при которых человек смог бы реализоваться в этом мире. Нам необходим механизм, благодаря которому в обществе появится много личностей, которые будут способны преобразовывать это общество.
Приняты законы и целевые программы, регулирующие отношения в сфере образования, культуры, такие как закон Республики Адыгея «О примерных учебных программах и республиканском комплекте учебников для образовательных учреждений» и Республиканская целевая программа «Инвентаризация недвижимых объектов культурного наследия на 2009-2011 годы». Также принят базовый Закон Республики Адыгея «О физической культуре и спорте», определяющий правовые и экономические основы деятельности в области физической культуры и спорта.
В блоке нормативных документов, касающихся сферы земельных и имущественных отношений за отчетный период депутатами приняты следующие законы: Закон Республики Адыгея «О Программе приватизации государственного имущества Республики Адыгея на 2008 год», закон Республики Адыгея «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в столице Республики Адыгея - городе Майкопе».
В республике действует ряд важных законов, регулирующих вопросы лесопользования, недропользования и охраны окружающей среды: законы Республики Адыгея «О внесении изменений в Закон Республики Адыгея «О регулировании отдельных лесных отношений», законРеспублики Адыгея «О разграничении полномочий между органами государственной власти Республики Адыгея в сфере водных отношений, а также в сфере регулирования отношений недропользования», Закон Республики Адыгея «О внесении изменений в Закон Республики Адыгея «О защите населения и территории Республики Адыгея от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»Закон Республики Адыгея «О внесении изменений в закон Республики Адыгея «О пожарной безопасности в Республике Адыгея».   В целях изучения влияния деятельности ООО "Еврохим – Белореченские Минудобрения" на экологическую обстановку в Республике Адыгея создана комиссии Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея. Для выявления мнения населения информационно-аналитическим управлением проведен социологический опрос в городах и районах республики, который подтвердил обеспокоенность по данной проблеме.
Внимательного отношения требуют вопросы административной ответственности. Принят Закон Республики Адыгея «Об административных комиссиях Республики Адыгея» и Законы Республики Адыгея «О внесении изменений в Закон Республики Адыгея «Об административных правонарушениях».
Повышение благосостояния населения – главная цель приоритетных национальных проектов, которая связана с решением многих проблем, волнующих миллионы россиян, в том числе и жителей Адыгеи. Это целевые программы развития сфер здравоохранения, образования, сельского хозяйства и жилья - «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса».
Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея рассматриваются вопросы о ходе реализации данных приоритетных национальных проектов.
 В 2008 году комитетами Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея  проведены парламентские слушания по вопросам, касающимся различных сфер деятельности:
"О ходе реализации в Республике Адыгея приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России";
"О проблемах обращения с отходами производства и потребления на территории Республики Адыгея. Пути решения";
“О государственной поддержке сохранения и развития народных художественных промыслов в Республике Адыгея”, на которых обсуждены проблемы мастеров и любителей народных художественных промыслов.
20 июня в г. Майкопе состоялась юбилейная X конференция Южно-Российской Парламентской Ассоциации. В этом году организовать и провести конференцию, ранее проводившуюся в разных городах Российской Федерации, выпала честь Государственному Совету–Хасэ Республики Адыгея. В ходе работы конференции рассмотрено 43 вопроса повестки дня, сформированной на основе предложений комитетов ЮРПА. В ноябре состоялась XI конференция, в повестке заседания значилось 30 вопросов. В ходе конференции было принято единогласное решение о принятии в организацию в качестве ассоциированного члена парламента Республики Южная Осетия. Члены Ассоциации также приняли 7 законодательных инициатив в Госдуму Российской Федерации и 14 обращений к Президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву и Председателю правительства Российской Федерации Владимиру Путину, касающихся внесения изменений в Уголовный кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ и в ряд федеральных законов.Парламентарии Юга России стремились сообща найти наиболее эффективные подходы к решению общих социально-экономических проблем региона. На межпарламентском форуме, по традиции, прошла передача полномочий Председателя ЮРПА. В следующем году ее конференции будут проходить в Элисте под председательством Анатолия Казаченко – Председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия.
Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея поддержал инициативы Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева по поправкам в Конституцию Российской Федерации в части изменения сроков полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы и о контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации. Также подготовлено 50 отзывов на проекты федеральных законов по различным направлениям деятельности.
Необходимо стремиться к тому, чтобы законодательная ветвь власти Республики Адыгея стала важнейшим фактором стабильности, общественного согласия, гражданского мира, консолидации всех созидательных сил.
Хотелось бы еще раз отметить, что накоплен значительный опыт сотрудничества с высшими органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, исполнительной властью Республики Адыгея, органами местного самоуправления, общественными и политическими организациями, профсоюзами. Его необходимо использовать и развивать в дальнейшей работе.
Определяя задачи на перспективу, необходимо исходить из того, что нельзя допустить принятия откровенно неподготовленных документов, своевременно инициировать реакцию законодателя на актуальные проблемы, выдвигаемые обществом.
Нам необходимо ценить наши традиции и обычаи, создавать такие законы, которые были бы востребованы обществом и отвечали его интересам.
 
Информационно-аналитическое управление
Аппарата Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея  
 
 

 


20 июня 2013 года, 14:43