Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск по сайту | Версия для слабовидящих
путь на сайтеГлавная / /
Версия для печати версия для печати

Суть местного самоуправления в самостоятельном решении своих локальных проблем

Суть местного самоуправления в самостоятельном решении своих локальных проблем
20 июня 2013 года, 14:41

В Республике Адыгея, как и в России Федерации, завершается важнейший этап реформирования структуры местного самоуправления, предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В Республике Адыгея, как и в России Федерации, завершается важнейший этап реформирования структуры местного самоуправления, предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В Республике Адыгея, как и в России Федерации, завершается важнейший этап реформирования структуры местного самоуправления, предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
С 1 января 2009 года должностные лица местного самоуправления должны в полном объёме исполнять полномочия, предусмотренные данным федеральным законом, и самостоятельно решать вопросы обеспечения жизнедеятельности населения соответствующих территорий. Задачи, конечно, предстоят объемные, и связаны они с тем, что местное самоуправление находится на этапе становления. Население относится к местным властям еще очень пассивно, так как на своем опыте не ощутило, что они могут сделать, как реально они способны помочь людям в решении их насущных проблем.
На переходном этапе проведена большая работа, сформирована необходимая нормативно-правовая база, создаются условия для развития экономики и социальной сферы в муниципалитетах. Проведено разграничение полномочий Российской Федерации, ее субъектов и местного самоуправления, в результате чего многие полномочия переданы «вниз». Но насколько у местного самоуправления хватает средств, для их реализации? Говоря о финансовом обеспечении, следует отметить, что оно   продолжает оставаться одним из самых сложных вопросов реформы местного самоуправления. Как показывает практика, собственная доходная база достаточна не во всех поселениях. В Адыгее из 51 поселения республики в 34 собственных доходов бюджета хватает только на покрытие расходов по содержанию административного аппарата поселения.
Финансовый фундамент местного самоуправления должен быть достаточно прочным, чтобы обеспечить поддержку инициативы и инноваций, обеспечить динамичное движение вперед. Местное самоуправление должно иметь средства не только для покрытия текущих расходов, но и для финансирования развития. А в таком виде как сегодня финансовая система местного самоуправления существовать не сможет.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации субъекты Федерации вправе передавать часть налоговых поступлений от федеральных и региональных налогов, поступающих в их бюджеты, муниципальным образованиям путем установления соответствующих нормативов отчислений. В соответствии с данной нормой в Республике Адыгея нормативы налоговых отчислений законодательно закреплены таким образом, что в бюджеты муниципальных районов и городских округов зачисляется значительная часть большинства видов федеральных и региональных налогов в целях сокращения дотационности муниципальных образований и укрепления их финансовой самостоятельности. Однако муниципальные районы не спешат воспользоваться своим правом и передать часть доходных источников сельским и городским поселениям.
Для преодоления муниципальной дотационности должностным лицам местного самоуправления необходимо переходить из режима пассивного ожидания финансовой помощи «сверху» в режим активного поиска дополнительных ресурсов и источников пополнения местных бюджетов.
В этой связи Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» будет способствовать активизации работы глав муниципальных образований.
Оптимизация организации деятельности органов местного самоуправления остается одним из важнейших направлений развития современной российской государственности. Можно без преувеличения сказать, что повышение эффективности деятельности таких органов является важным условием обеспечения стабильности общества в целом.
О повышенном внимании к проблемам местного самоуправления свидетельствует создание Общероссийской общественной организации "Всероссийский Совет местного самоуправления", второй внеочередной съезд которой состоялся в ноябре 2008 года в Москве.
 В работе съезда приняли участие Министр Регионального развития Российской Федерации  Виктор Басаргин, депутаты Государственной Думы Российской Федерации, члены Совета Федерации Российской Федерации, представители Общественной палаты Российской Федерации.
 От Республики Адыгея приняли участие в работе съезда депутат Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея, председатель Адыгейского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийский Совет местного самоуправления» Галина Орлова и глава муниципального образования «город Майкоп» Михаил Черниченко.
Делегаты съезда рассмотрели организационные вопросы работы ВСМС, а также цели и задачи Всероссийского Совета местного самоуправления на современном этапе муниципальной реформы.
Основными целями и задачами ВСМС является совершенствование системы местного самоуправления в России, защита интересов муниципалитетов в диалоге с органами государственной власти, влияние на принятие решений на федеральном и региональном уровне в интересах местного самоуправления. Совет создан для защиты интересов непосредственных участников местного самоуправления и стал своего рода «профсоюзом местного самоуправления», поэтому формирование его программных требований происходит внутри самого муниципального      сообщества. 
         На съезде сформирован Центральный Совет ООО ВСМС численностью 80 человек, депутат Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея Галина Орлова избрана в его состав.
Также           на съезде подписано Соглашение о сотрудничестве, объединении усилий и совместной координации работы между Общероссийской общественной организацией «Всероссийский Совет местного самоуправления» и Единым общероссийским объединении муниципальных образований (Конгрессом).
В принятой на съезде резолюции отмечено, что перспективы дальнейшей реализации потенциала системы местного самоуправления неразрывно связаны с широким участием граждан России в решении задач социально-экономического развития, с дальнейшим повышением уровня и качества народного представительства во власти, инновационным подходом к построению социального и демократического государства. Широкое вовлечение граждан в решение экономических, бытовых и социальных проблем, результативное удовлетворение повседневных потребностей населения, строгое соблюдение законодательных положений при соблюдении и поддержании баланса государственных и местных интересов, то есть общих интересов жителей каждого муниципального образования, способны заложить прочный фундамент для гражданского согласия. Съезд подтвердил, что деятельность всей системы местного самоуправления в Российской Федерации на ближайшие годы будет осуществляться в рамках стратегии развития страны, в свете задач, определенных в Ежегодном Послании Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации, придавая первоочередное значение сотрудничеству с Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
 

 
 
 
Информационно-аналитическое управление Аппарата
Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея
 

20 июня 2013 года, 14:41