Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск по сайту | Версия для слабовидящих
путь на сайтеГлавная / /
Версия для печати версия для печати

Социально- экономическое развитие регионов – приоритет федеративной политики

Социально- экономическое развитие регионов – приоритет федеративной политики
20 июня 2013 года, 14:29

Современные тенденции в области государственного строительства свидетельствуют о назревшей необходимости ревизии всего огромного массива федерального законодательства, затягивание которой искажает перспективу модернизации, дает неверное представление о ее тактике и стратегии. Сфера федеративных отношений и федеративного устройства в этом смысле не являются исключением. За последнее десятилетие была воссоздана законодательная база Федерации, приняты принципиально новая по своему содержанию Конституция, предусмотренные ею федеральные конституционные законы, значительное количество федеральных законов.

Современные тенденции в области государственного строительства свидетельствуют о назревшей необходимости ревизии всего огромного массива федерального законодательства, затягивание которой искажает перспективу модернизации, дает неверное представление о ее тактике и стратегии. Сфера федеративных отношений и федеративного устройства в этом смысле не являются исключением. За последнее десятилетие была воссоздана законодательная база Федерации, приняты принципиально новая по своему содержанию Конституция, предусмотренные ею федеральные конституционные законы, значительное количество федеральных законов.

          Современные тенденции в области государственного строительства свидетельствуют о назревшей необходимости ревизии всего огромного массива федерального законодательства, затягивание которой искажает перспективу модернизации, дает неверное представление о ее тактике и стратегии. Сфера федеративных отношений и федеративного устройства в этом смысле не являются исключением. За последнее десятилетие была воссоздана законодательная база Федерации, приняты принципиально новая по своему содержанию Конституция, предусмотренные ею федеральные конституционные законы, значительное количество федеральных законов.
           Реализация правовых норм, содержащихся в федеральных законах по предметам совместного ведения, зачастую выходит за определенные Конституцией Российской Федерации рамки совместного ведения и по форме все более напоминает реализацию предметов исключительного ведения Федерации.
          Преобразования, происходящие в Российской Федерации на протяжении последних 15 лет, привели к возникновению целого комплекса новых экономических, социальных и политико-правовых проблем, непосредственно отразившихся на устойчивости социально-экономической ситуации в отдельных российских территориях и в целом всей региональной организации страны. Этими преобразованиями вызвана необходимость формирования специальной государственной политики регионального развития.
          Региональная политика в той мере политика и в той мере эффективна, в какой достигнут и стабилизирован компромисс между региональными интересами государства и местными интересами самих регионов. Местные интересы определяются обеспечением полнокровного и сбалансированного существования на данной территории человека, общества и природы, гарантирование их согласованного воспроизводства.
          Процесс разграничения полномочий, перенос значительной полноты ответственности на уровень регионов должны обеспечить больше самостоятельности субъектам Федерации в решении ключевых вопросов государственного управления. Цель региональной политики должна состоять в том, чтобы как можно быстрее укрепить региональный уровень власти.
        Но на сегодняшний день все переданные субъектам Российской Федерации полномочия как правило осуществляются в условиях недостаточности средств. Например, полномочия по обеспечению жильем отдельных льготных категорий граждан финансируются не в полном объёме от реальной потребности. В соответствии с федеральным законодательством в 2008 году регионам переданы также отдельные федеральные полномочия в сферах образования, охраны здоровья граждан, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия. Однако эти полномочия финансово со стороны Российской Федерации также не обеспечены.
         Есть и иной аспект проблемы. Спешность принятия новых законов о разграничении не дает возможности регионам учесть новации, подготовиться к реализации новых полномочий, а ведь все нормы, предписываемые новыми законами о разграничении полномочий, должны вступать в силу в установленные сроки и в полном объеме, а регионы должны иметь достаточно времени для подготовки к их реализации. Сегодня региональная политика объективно нуждается в непротиворечивой нормативно - правовой базе. Нужен законодательный акт, который бы закрепил основные принципы региональной политики на современном этапе с учетом изменившихся экономических условий, рыночных отношений, предусматривающий реальное решение вопросов поддержки депрессивных регионов, федеральных целевых программ регионального развития. В данном законодательном акте должны найти свое отражение базовые определения и принципы государственной региональной политики, основные ее механизмы, общие правила взаимодействия федерального центра и регионов. Это придаст региональной политике ясность и большую четкость, сделает механизмы воздействия открытыми и ясными для всех российских регионов. Только с осознанием общественной необходимости региональной политики, с ее разработкой и реализацией появится возможность решения общероссийских проблем.
         Региональная политика является главным компонентом развития и укрепления российского федерализма, и для содействия социально-экономическому развитию регионов она должна быть направлена на обеспечение повышения благосостояния и качества жизни населения на территории России, а также устойчивые темпы качественного экономического роста.
        Основной задачей политики регионального развития Российской Федерации является содействие социально-экономическому развитию регионов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с целью:
·         повышения благосостояния и качества жизни населения на территории России;
·         обеспечения устойчивых темпов качественного экономического роста;
·         усиления конкурентных позиций России и ее регионов в мире
         Именно за счет мобилизации активности российских регионов и повышения эффективности использования их ресурсоввозможно провести социально-экономические преобразования, с одной стороны, позволяющие значительно увеличить ВВП, а с другой - провести комплекс мер по снижению уровня бедности.
        Говоря об эффективности федеративных отношений, мы, прежде всего, имеем в виду необходимость обеспечения ускорения социально-экономического развития Российской Федерации за счет правильного (в соответствии с логикой действия рыночных сил) распределения производительных сил по территории, достижения эффективной  интеграции регионов в мировой рынок, развития системы расселения и повышения связанности страны, что должно открыть доступ территорий и их населения к источникам социально- экономического роста.
      Одним из важнейших направлений федеративной политики должно стать развитие инфраструктурной базы социально-экономического роста в территориях как одного из главных факторов, позволяющих обеспечить всемерное развитие регионов за счет повышения инвестиционной привлекательности.
       Стабилизация бюджетной системы страны и экономический рост дал государству необходимые ресурсы для реализации политики выравнивания социально-экономического развития регионов. Сегодня можно констатировать, что административные и институциональные механизмы государственного управления региональным развитием во многом утратили свою эффективность.
        Важную роль в развитии федеративных отношений играет повышение качества управления и использования общественных финансов на субфедеральном уровне, которые предполагают:
          -           содействие проведению социально-экономических реформ на региональном и местном уровне - создание стимулов для внедрения инструментов стратегического планирования, программно-целевого бюджетирования и бюджетирования, ориентированного на результат, новых механизмов административного регулирования и управления, взаимоотношений с органами местного самоуправления, развития механизмов частно-государственного партнерства;
         -           стимулирование региональных и местных стратегических инициатив, направленных на социально-экономическое развитие регионов, создание стимулов для реализации проектов по развитию социальной инфраструктуры и содействие региональным и местным властям в реализации таких проектов;
        -           стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации к ускоренному созданию условий для высоких темпов роста в базовых отраслях экономики и увеличению доходов региональных бюджетов.
        На протяжении ряда лет между отдельными регионами России наблюдаются существенные различия в уровне экономического и социального развития, которые препятствуют эффективному функционированию национальной экономики, не позволяют федеральным и региональным органам государственной власти в полной мере задействовать имеющийся потенциал. В целях урегулирования указанной проблемы на сегодняшний день видится необходимым наметить по каждому региону наиболее целесообразные изменения пропорций использования ВРП на конечное потребление, инвестиции в основной капитал и другие цели. Эти пропорции должны, с одной стороны, обеспечить значительное уменьшение региональной дифференциации уровня жизни населения, а с другой – ориентировать на максимальное использование собственных ресурсов для осуществления необходимых инвестиций в основной капитал. При этом важно выявить, какие субъекты Федерации способны обеспечить свое дальнейшее развитие за счет собственных ресурсов и даже оказать поддержку другим регионам, а какие могут нормально развиваться лишь при условии федеральной поддержки.
        Сегодня регионы различаются по уровню насыщенности производительными силами, социальной структурой, наличию сырьевой базы, расстоянию от высокоразвитых промышленных, культурных и столичных центров. Социально-экономическая асимметрия регионов России не снижается, а становится более ощутимой. Увеличивающиеся региональные различия в уровне жизни населения стали определяться не только низким экономическим потенциалом отдельных регионов, но и опережающим развитием регионов – лидеров.
         Для решения задач «выравнивания» требуются все большие федеральные ресурсы. Новый этап экономических и, главное, социальных реформ переносит основную часть ответственности за их выполнение на региональный уровень при сохранении стратегической и контрольной функции «центра». Развитие регионов во многом зависит от дотаций, трансфертов и региональной политики центра. Но в сложившихся условиях финансирование осуществляется неравномерно и не всегда рационально. Хотя в Конституции Российской Федерации существует принцип равноправия субъектов РФ, но в реальности этого нет. Важная задача — установить это равноправие. Государство может предоставить равные права, но их использование — проблема каждого региона. Нужно решить задачи стратегического характера, чтобы отсталые регионы достигли уровня развития самых высокоразвитых регионов; а различия, которые нельзя преодолеть, должны быть компенсированы. В этих целях необходимо:
        - стимулировать развитие территорий, не способных функционировать в режиме саморазвития;
        - поддерживать и активизировать социальную мобильность населения отдельных регионов;
        - создавать условия для возникновения свободных экономических зон, и т.д.
      - обеспечивать повышение инвестиционной привлекательности субъектов федерации при формировании государством мер, способствующих повышению доступности к продукции, услугам отраслей народного хозяйства, поддержанию необходимого уровня социального развития общества,
       - принимать меры по снижению региональных различий в размере оплаты труда, коммунальных услуг, пассажироперевозок, минимальном прожиточном минимуме; социальном обеспечении малоимущих граждан, инвалидов, пенсионеров, детей и т.д.
          Необходима концентрация усилий органов федерального и регионального уровней, направленная на сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов; достижение экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов; развитие межрегиональных инфраструктурных систем; оказание государственной поддержки районам экологических и стихийных бедствий, регионам с высоким уровнем безработицы, демографическими и миграционными проблемами.
          Участие законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе обусловлено тем, что Конституция Российской Федерации наделила их правом: законодательной инициативы; участия в рассмотрении проектов федеральных законов по предметам совместного ведения; внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложений о пересмотре, внесении поправок и изменений в Конституцию РФ; участия в процедуре одобрения поправок к главам 3-8 Конституции РФ после рассмотрения их палатами Федерального Собрания РФ; принятия законов по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. В Докладе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации» отмечается, что прослеживается положительная динамика числа принятых федеральных законов по инициативе законодательных (представительных) органов субъектов РФ.
        В целях модернизации федеративных отношений и выработки эффективной региональной политики, Государственный Совет – Хасэ Республики Адыгея осуществляет межпарламентскую деятельность с субъектами Российской Федерации по нескольким направлениям: участие в работе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Совета законодателейРоссии,сотрудничество с фракциями, комитетами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, с законодательными (представительными) органами государственной власти других субъектов РФ, участие в деятельности Южно-Российской Парламентской Ассоциации, ассоциации «Северный Кавказ». Депутаты Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея принимают активное участие в мероприятиях, имеющих общегосударственное значение, семинарах, конференциях, проводимых Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
          Депутаты Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея принимают активное участие в работе Южно-Российской Парламентской Ассоциации (далее – ЮРПА), которая была создана по предложению представительства Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе в 2001 году. Целью ЮРПА является объединение усилий законодателей Юга России по созданию в Российской Федерации единого правового поля.
В результате выработки согласованных действий парламентариями Юга России, в том числе и Адыгеи, в адрес Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации были направлены совместные обращения по различным актуальным вопросам.
         Депутаты Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея активно сотрудничают с парламентариями и других субъектов Российской Федерации,высказываясь в поддержку совместных обращений, заявлений, законодательных инициатив. Семинары, совещания, конференции с участием законодателей субъектов Российской Федерации способствуют развитию межпарламентских отношений в части обмена опытом.
         Асоциация дает возможность каждому ее члену внести свой достойный вклад в разработку и реализацию межрегиональных программ и конкретных проектов, направленных на улучшение экономического положения, подъем отечественной науки и культуры, укрепление экономической и политической независимости Российской Федерации, повышение жизненного уровня населения Северного Кавказа. В поле зрения Ассоциации вопросы социально-экономического развития Юга России, проблемы энергетического и агропромышленного комплексов регионов, транспорта и торговли, развития промышленности и предпринимательства, миграции и туризма, молодежной политики, профессионального образования, работа таможенных и налоговых служб. Важнейшими направлениями ее деятельности являются взаимодействие и сотрудничество в области межнациональных и культурных отношений.
Объединительной идеей и государственной, и местной региональной политики может и должна стать устойчивость, стабильность межрегиональных и внутрирегиональных отношений. Государственная региональная политика призвана обеспечить дееспособность региональной политики на местах.
 
 

Информационно-аналитическое управление

Аппарата Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея


20 июня 2013 года, 14:29