Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск по сайту | Версия для слабовидящих
путь на сайтеГлавная / /

 

Год семьи в Адыгее

Год семьи в Адыгее
20 июня 2013 года, 14:28

2008 год объявлен в нашей стране Годом семьи. Сегодня семья как социальный институт переживает кризис, в основе которого целый комплекс причин. Традиционные основы воспитания и образования, свойственные культуре населяющих Россию народов, подменяются западными, как якобы «более современными». Вместо любви, самопожертвования, коллективизма – эгоизм, индивидуализм, самоутверждение, во что бы то ни стало.

2008 год объявлен в нашей стране Годом семьи. Сегодня семья как социальный институт переживает кризис, в основе которого целый комплекс причин. Традиционные основы воспитания и образования, свойственные культуре населяющих Россию народов, подменяются западными, как якобы «более современными». Вместо любви, самопожертвования, коллективизма – эгоизм, индивидуализм, самоутверждение, во что бы то ни стало.

 

«Государство – это та же семья, только большая», - Конфуций
 

2008 год объявлен в нашей стране Годом семьи. Сегодня семья как социальный институт переживает кризис, в основе которого целый комплекс причин. Традиционные основы воспитания и образования, свойственные культуре населяющих Россию народов, подменяются западными, как якобы «более современными». Вместо любви, самопожертвования, коллективизма – эгоизм, индивидуализм, самоутверждение, во что бы то ни стало.

Конечно, укрепление авторитета и поддержка института семьи,  это, прежде всего, обеспечение благоприятных условий для ее создания (здоровье, образование, трудоустройство молодежи…) и достойные условия для жизнедеятельности (жилье, условия для социального роста, безопасность и.т.п.). Более того, для сохранения, или точнее для возрождения семейных базовых ценностей, необходимо, прежде всего, на законодательном уровне очистить информационное поле (СМИ), особенно телевизионное, выливающее на каждую семью поток негативной информации, направленной на дискредитацию семейных и нравственных ценностей, наносящей вред как психическому, так и физическому здоровью подрастающего поколения.

Восстановление и возрождение духовно-нравственных ценностей в формировании и реализации социальной стратегии, направленной, в первую очередь, на поддержку семьи, обеспечение выживания, защиты и развития ребенка должно стать заботой и государства, и каждого гражданина в отдельности.   

По словам Д. Медведева, работа по организации и проведению Года семьи должна проходить «по сквозному принципу» - на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.  В целях поднятия престижа семьи как самой благоприятной среды воспитания гармоничной личности, достойного гражданина общества, а также во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 14 июля 2007 года №761 «О проведении в Российской Федерации Года семьи» в нашей республике распоряжением Кабинета Министров Республики Адыгея от 11 декабря 2007 года № 503-р был утвержден план основных мероприятий, образован республиканский организационный комитет. Во всех муниципальных образованиях республики также подготовлены соответствующие планы мероприятий, скоррелированные с республиканскими.

Положение семей в Адыгее

По состоянию на 1 апреля текущего года в Республике Адыгея живут 119611 семей, в которых воспитываются несовершеннолетние дети, из них всего лишь 2,7 процента (3210 семей) – многодетные. С каждым годом доля семей, позволивших себе трех и более детей, неуклонно падает. Одна из причин – экономическая. Число малообеспеченных семей, в которых среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, составляет 35,2 процента от общего числа всех семей в Адыгее. Детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 1540 человек. Детей – инвалидов – 1316. Детей, оказавшихся в социально – опасном положении – 1219 человек.

Во многом именно по причине отсутствия базовых ценностей семьи нестабильны. В нашей республике в 2007 году на 100 браков приходилось 44 развода. Семьи распадаются, и очень часто их заменой становится так называемый  «гражданский брак», предполагающий свободное сожительство без серьезных моральных обязательств обеих сторон. Следствием этого является высокий уровень абортов: в прошлом году в Адыгее из-за официальных абортов не появились на свет 3573 ребенка. Среди женщин, прервавших беременность, каждая десятая - в возрасте 15 – 19 лет.  Общеизвестно, что успех любого государства почти во всех его сферах тесно связан с его демографическим развитием, обеспечивающим общественное воспроизводство человеческого потенциала.

В 2007 году, впервые за многие годы в Адыгее с введением семейного (материнского) капитала, реализации других мер поддержки семьи, наметилась тенденция к увеличению рождаемости в республике. Начиная с 1960 года, в республике происходило устойчивое сокращение уровня рождаемости, т.е. не происходило простого воспроизводства населения. Новое поколение родившихся по численности было меньше поколения родителей. Нормальное замещение в будущем родительского поколения детей возможно только при уровне суммарного коэффициента рождаемости выше 2,15 – 2,17. В Адыгее он составил в 2006 году 1,36. Это свидетельствует о том, что большинство семей ограничивалось одним ребенком. С введением материнского (семейного) капитала общий показатель рождаемости в 2007 году увеличился по сравнению с 2006 годом – на 13,5 % и составил 11,8 родившихся на 1000 населения. При этом 36 % от общего числа родившихся – вторые дети в семьях, а 16 % - третьи, четвертые и последующие дети.

Судя по этим данным, в 2008 году можно ожидать дальнейшего улучшения связанных с рождаемостью показателей, а мероприятия по поддержке семейных и традиционных ценностей при грамотной их реализации способны обеспечить долгосрочный позитивный эффект. Рост числа вторых и последующих рождений может служить косвенным доказательством того, что некоторые уже рожавшие матери решили пересмотреть свои планы в отношении количества детей.

Безусловно, задача демографической политики состоит не только в том, чтобы увеличить рождаемость. Гораздо более сложной задачей является создание условий, при которых человек смог бы реализоваться в современном обществе. Да, государство берет на себя сегодня большие обязательства финансового порядка. Однако  деньги как таковые не являются абсолютной силой, необходимо постоянное внимание общественности к проблемам семьи, повышению родительского авторитета, воспитанию подрастающего поколения на наших вековых культурных и этических ценностях. Все эти моменты отражены в Плане мероприятий по проведению Года семьи в Республике Адыгея на 2008 год.

Информация об основных  мероприятиях за первый квартал 2008 года

15 февраля 2008 года в Государственной филармонии состоялось торжественное открытие Года семьи с участием Президента Республики Адыгея А.К. Тхакушинова, депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, членов Кабинета Министров Республики Адыгея, общественных организаций. Из городов и районов республики были приглашены 32 семьи, в числе которых были семейные династии, семьи с интересной судьбой, приемные, многодетные, творческие семьи,  а так же семьи, имеющие близнецов и тройни.

Все приглашенные получили  памятные подарки, а многодетная семья  Чундышко из Теучежского района, в которой в январе 2008 года  родилась тройня, получила сертификат  на улучшение жилищных условий на сумму 500 тысяч рублей. На этом же мероприятии  Благотворительный фонд «Герои Советского Союза» подарил Государственному учреждению Республики Адыгея Республиканский социальный приют «Очаг» для детей и подростков микроавтобус.

Во всех муниципальных образованиях республики созданы организационные комитеты по проведению Года семьи, разработаны и утверждены планы мероприятий по улучшению положения семей с детьми. В каждом сельском поселении уточнено количество   многодетных семей, трудовых династий, семей, занимающихся творческой деятельностью, отмечающих в 2008 году семейные юбилейные даты. В районных газетах опубликованы статьи: «Крепкая семья – основа государства», «2008 год – Год семьи».   В общеобразовательных школах  проведены выставки детских работ «Папа, мама, я», конкурсы юных вокалистов  «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», «Когда мы вместе, то и душа на месте», классные часы «Семья в моей жизни», «Наши папы  служили в армии» и другие.

В рамках реализации мероприятий Министерством экономического развития и торговли Республики Адыгея 29 марта в г.Майкопе проведена выставка - ярмарка товаров народного потребления, детских игрушек «Семье – лучшие отечественные товары», в которой приняли участие предприятия торговли, общественного питания, предприятия – производители товаров народного потребления, центр детского народного творчества и коллективы художественной самодеятельности. По инициативе Кабинета Министров Республики Адыгея в апреле в МГТУ состоялась республиканская научно-практическая конференция по теме: «Государственная семейная политика и пути её совершенствования».  Реализация мероприятий Плана по проведению Года семьи в Республике Адыгея широко освещается  во всех средствах массовой информации.

Законодательное обеспечение     

Депутатами Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея принято достаточно большое количество законодательных актов, направленных на создание благоприятных условий для поддержки семей, воспитывающих приемных детей, снижение социального сиротства и безнадзорности, повышение уровня социальных гарантий для многодетных семей и многое другое.

Проблемы социального сиротства в последнее время постоянно находятся в центре пристального внимания всех уровней власти республики. Изменение политики государства относительно семейного устройства детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание новых прогрессивных форм устройства детей, проведение информационно-разъяснительной работы с населением произвели значительные изменения в сознании людей. Это подтверждает тот факт, что приемных семей в Адыгее становится все больше. Так, если на начало 2007 года было 24 приемные семьи, то на 1 апреля текущего года их количество уже составило 59 семей, в которых воспитываются 176 ребенка. По состоянию на начало 2008 года в республике выплачивались пособия на содержание 992 детей, находящихся под опекой в семьях граждан и на воспитании в приемных семьях (на 1 января 2007 года - на 798 детей, на 1 апреля  2008 года - на 1038  детей).

Таким позитивным изменениям способствовало принятие законодательных актов на федеральном и республиканском уровнях, стимулирующих приемных родителей. С 1 января 2007 года в соответствии с Законом Республики Адыгея от 9 января 2007 года № 63 «О внесении изменения в Закон Республики Адыгея от 21 июля 2005 года № 338 «О размере и порядке ежемесячных выплат денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)», размер ежемесячных денежных выплат на содержание ребенка установлен в размере 4000 рублей. Выплаты производятся своевременно. При этом на содержание детей в приемных семьях производятся выплаты в таком же размере, как на опекаемых детей.

Размер заработной платы приемных родителей соответствует тарифной ставке 14 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, предусмотренной для воспитателей детских домов. На одного ребенка, оставшегося без попечения родителей и взятого на воспитание, приемным родителям выплачивается на сегодняшний день – 4504 руб.,  на 1 января 2007 года выплата составляла 3434 руб. 67 коп.

Предусмотрены также доплаты приемным родителям:

- за каждого взятого на воспитание ребенка сверх двух детей в размере одной тарифной ставки 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организации бюджетной сферы (1404 руб. 15 коп.) (на 1 января 2007 года– 1221 руб.);

- за каждого взятого на воспитание ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, в размере 100 рублей;

- за каждого взятого на воспитание хронически больного ребенка в размере 100 рублей, имеющего отклонения в развитии или ребенка инвалида – в размере 200 рублей.

Следует также отметить, что республиканскими нормативно-правовыми актами предусмотрены льготы для приемных семей по обеспечению бесплатными лекарственными препаратами в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях Адыгеи, бесплатными путевками для организации совместного отдыха приемных семей, льготы при создании приемной семьей крестьянского (фермерского) хозяйства либо другой производственно-предпринимательской деятельности.

В целях отбора и подготовки родителей-воспитателей в приемные семьи, усыновителей, опекунов, (попечителей) во всех муниципальных образованиях республики ведется учет названных лиц, проводятся семинары с привлечением специалистов различных ведомств. Необходимость работы с семьями, уже взявшими на воспитание приемных детей, очевидна. Для определения нужд и потребностей родителей-воспитателей они регулярно посещаются, устанавливается тесный контакт с образовательными учреждениями, в которых обучаются дети, приемные родители обеспечиваются необходимой правовой документацией.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ Министерством образования и науки Республики Адыгея ведется региональный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, а также документированная информация о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи. На начало текущего года на учете в нем состояло 186 детей. Своевременно передаются сведения в федеральный банк данных о детях, подлежащих усыновлению, переданных на усыновление, под опеку, попечительство.

В связи с передачей с 1 января 2008 года полномочий по организации работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, опеке и попечительству органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в Адыгее приняты и уже успешно действуют республиканские законы в данной сфере правового регулирования.

Единогласно принятые на последних заседаниях Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея Законы «О внесении изменения в Закон Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устранили правовой пробел в республиканской законодательной базе, регулирующей данные вопросы.

Выпускникам детских домов положенное жилье предоставлялось в основном по исковым заявлениям в суды. В настоящее время в регистрах органов местного самоуправления республики состоят на учете 260 граждан указанной категории (данные Министерства образования и науки Республики Адыгея), нуждающиеся в предоставлении жилья.

В целом необходимый размер субвенций местным бюджетам из Республиканского фонда компенсаций на финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составляет  132,3 млн. рублей.

В мае–июне текущего года комитет по образованию, науке и молодежи Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея  планирует проведение парламентских слушаний на тему: «Проблемы детей группы риска (детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных в Республике Адыгея. Поиск путей их решения».

Вместе с тем, анализируя республиканскую законодательную базу, регулирующую данные вопросы и его правоприменительную практику, очевидно, что обеспечение прав детей и поддержки семьи в полном объеме возможно только при условии целостности законодательного регулирования и формирования стратегии развития института семьи на всей территории  Российской Федерации, укрепления конструктивного взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и структурами по программам, осуществляемым в интересах детей.

 

Предложения Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея, направленные в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

В области законотворческой деятельности:

1. Необходимо разработать Основы законодательства Российской Федерации о семейной политике, предусматривающие ориентацию социальной политики на семью как основу общества, направленные на  урегулирование отношений государства и семьи как социального института, конкретизирующего конституционные положения об обеспечении государственной поддержки семьи и прав детей.

2. Разработать и принять федеральный закон «О государственных минимальных стандартах поддержки беременных», устанавливающий систему мер по социально-психологической поддержке беременных, по оказанию помощи кризисным категориям беременных и их семьям.

3. Внести  поправки в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года  № 256–ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», предоставляющие право использования средств материнского (семейного) капитала на лечение детей в экстренных случаях.

4. Внести поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации с целью ужесточения ответственности за похищение детей и сексуальные насилия над несовершеннолетними детьми.

В области социально-экономической поддержки:

1. С целью действенного решения вопросов обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривать субвенции на эти цели в федеральном бюджете дотационным субъектам Российской Федерации. 

2. Привести минимальный размер оплаты труда в соответствие с величиной прожиточного минимума в Российской Федерации;

3. Обеспечить опережающее увеличение размеров заработной платы работников бюджетной сферы и пособий с ростом цен на энергоносители, продукты питания и услуги социальной сферы (здравоохранения, жилищного хозяйства и других).

4. Реализация комплекса законодательных и организационных мер по поддержке молодой семьи: выделение кредита на приобретение квартиры с дифференцированным погашением в зависимости от количества рожденных детей; уменьшение подоходного налога в зависимости от числа детей в семье; стимулирование семейных форм труда и предпринимательства; расширение сферы надомного труда на базе современных технических средств.

5. Усилить санитарный и таможенный контроль над ввозом на территорию Российской Федерации контрафактных детских игрушек, представляющих опасность для жизни и здоровья  детей.

В области информационного обеспечения:

1. Формирование правовых механизмов для пропаганды усилий общества по защите прав, свобод и законных интересов детей и их семей, для изменения общественного сознания в направлении приятия и поддержки «проблемных детей» - как наиболее значимого приоритета для безопасности и развития страны в будущем.

2. Обеспечить защиту общества от информации, пропаганды и агитации, направленных на дискредитацию семейных ценностей. Принять все меры общественного воздействия на исключение выпуска печатной, видео и аудиопродукции, насаждающей жестокость, насилие, порнографию, наркоманию, алкоголизм, сексуальную эксплуатацию женщин и детей.

3.  Во всех средствах массовой информации  обеспечивать пропаганду семейных ценностей и семейного образа жизни.

4. Обеспечить создание условий для реализации права на занятия физической культурой и спортом, развития семейного досуга, туризма, отдыха и оздоровления

 

 
Информационно-аналитическое управление Аппарата
Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея
 

20 июня 2013 года, 14:28