Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск по сайту | Версия для слабовидящих
путь на сайтеГлавная / /
Версия для печати версия для печати

Материнский (семейный) капитал в действии

Материнский (семейный) капитал в действии
20 июня 2013 года, 14:22

С 1 января 2007 года в жизнь женщин России, в том числе и Адыгеи, вошло новое поня-тие – материнский (семейный) капитал (далее - МСК). Решение демографической проблемы воз-ведено сегодня в ранг национальной политики. Свидетельством этому – повышение выплат по рождению ребенка, увеличение ежемесячного пособия по уходу за детьми, а также право на мате-ринский (семейный) капитал в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». С начала реализации этого закона количество принятых заявлений и выданных сертификатов на базовый материнский капитал в Республике Адыгея растет с каждым днем. Если в первом квартале 2007 года территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ады-гея было выдано 94 государственных сертификата, то в последнем квартале прошлого года выда-но в 7,2 раза больше – 679 сертификатов. По всем заявлениям вынесены положительные реше-ния, отказов в выдаче сертификатов не было.

С 1 января 2007 года в жизнь женщин России, в том числе и Адыгеи, вошло новое поня-тие – материнский (семейный) капитал (далее - МСК). Решение демографической проблемы воз-ведено сегодня в ранг национальной политики. Свидетельством этому – повышение выплат по рождению ребенка, увеличение ежемесячного пособия по уходу за детьми, а также право на мате-ринский (семейный) капитал в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». С начала реализации этого закона количество принятых заявлений и выданных сертификатов на базовый материнский капитал в Республике Адыгея растет с каждым днем. Если в первом квартале 2007 года территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ады-гея было выдано 94 государственных сертификата, то в последнем квартале прошлого года выда-но в 7,2 раза больше – 679 сертификатов. По всем заявлениям вынесены положительные реше-ния, отказов в выдаче сертификатов не было.

            С 1 января 2007 года в жизнь женщин России, в том числе и Адыгеи, вошло новое понятие – материнский (семейный) капитал (далее - МСК). Решение демографической проблемы возведено сегодня в ранг национальной политики. Свидетельством этому – повышение выплат по рождению ребенка, увеличение ежемесячного пособия по уходу за детьми, а также право на материнский (семейный) капитал в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». С начала реализации этого закона количество принятых заявлений и выданных сертификатов на базовый материнский капитал в Республике Адыгея растет с каждым днем. Если в первом квартале 2007 года территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Адыгея было выдано 94 государственных сертификата, то в последнем квартале прошлого года выдано в 7,2 раза больше – 679 сертификатов. По всем заявлениям вынесены положительные решения, отказов в выдаче сертификатов не было.

Данные Отделения ПФР свидетельствуют о том, что в Адыгее в полной мере обеспечена возможность реализации прав граждан на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, и при реализации Федерального закона №256 – ФЗ особых проблем не возникает. Однако, по мнению граждан требуют пересмотра: пункт 2 статьи 3 данного закона, согласно которому при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки не учитываются усыновленные дети, которые на этот момент являлись пасынками или падчерицами, а также пункт 1 статьи 7, в соответствии с которым распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала может быть осуществлено не ранее чем по истечению трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего или последующего детей. Кроме того, специалистами Министерства здравоохранения Республики Адыгея высказаны пожелания закрепить в законе возможность использования средств материнского капитала на лечение детей в экстренных случаях.

В целом, анализируя законодательную базу, регулирующую вопросы получения и использования материнского (семейного) капитала, очевидно, что существующая правовая регламентация данного вопроса находится в стадии активной разработки и при отсутствии достаточного объема правоприменительной практики не всегда удается сразу выявить и обобщить все проблемные моменты применения Закона №256-ФЗ.

Вместе с тем, его позитивное влияние на улучшение демографической ситуации в Адыгее налицо. Так, впервые за последние годы, наметилась тенденция к увеличению рождаемости в республике. Начиная с 1960 года, в Адыгее происходило устойчивое сокращение уровня рождаемости, т.е. не происходило простого воспроизводства населения. Новое поколение родившихся по численности было меньше поколения родителей. Нормальное замещение в будущем родительского поколения детей возможно только при уровне суммарного коэффициента рождаемости выше 2,15 – 2,17. В Адыгее он составил в 2006 году 1,36. Это свидетельствует о том, что большинство семей ограничивалось одним ребенком. С введением материнского (семейного) капитала общий показатель рождаемости в 2007 году увеличился по сравнению с 2006 годом – на 13,5 % и составил 11,8 родившихся на 1000 населения. При этом 36% от общего числа родившихся – вторые дети в семьях, а 16 % - третьи, четвертые и последующие дети.

Судя по этим данным, в 2008 году можно ожидать дальнейшего улучшения связанных с рождаемостью показателей, а мероприятия по поддержке семейных и традиционных ценностей при грамотной их реализации способны обеспечить долгосрочный позитивный эффект. Рост числа вторых и последующих рождений может служить косвенным доказательством того, что некоторые уже рожавшие матери решили пересмотреть свои планы в отношении количества детей. Успех любого государства почти во всех его сферах тесно связан с его демографическим развитием, обеспечивающим общественное воспроизводство человеческого потенциала. Безусловно, задача демографической политики состоит не только в том, чтобы увеличить рождаемость. Гораздо более сложной задачей является создание условий, при которых человек смог бы реализоваться в современном обществе.

Необходимо принятие федерального закона, способного урегулировать отношения государства и семьи как социального института, конкретизирующего конституционные положения об обеспечении государственной поддержки семьи.

Объединение усилий государства, общества, бизнеса вокруг вопросов  поддержки института семьи – актуальная необходимость. Неслучайно 2008 год объявлен Годом семьи в России.

 

Информационно-аналитическое управление Аппарата Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея

  

Информация подготовлена на основании данных Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Адыгея, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Адыгея

 


20 июня 2013 года, 14:22