Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск по сайту | Версия для слабовидящих | Войти
путь на сайтеГлавная / /

 

Актуальные проблемы развития системы профессионального образования в Республике Адыгея

Актуальные проблемы развития системы профессионального образования в Республике Адыгея
20 июня 2013 года, 12:59

Уровень развития образования – одно из наиболее значимых условий социальной стабильности общества. Проблемы образования особенно актуальны для современной России, так как оно является главным достоянием нации. Право на образование, пожалуй, следует ставить сразу же после права на жизнь. Ничто так не гарантирует прочного положения в жизни, как образование. Его можно дать, но лишить его уже нельзя. Сегодня на государственном уровне образование объявлено одним из главных приоритетов Правительства Российской Федерации.

 Уровень развития образования – одно из наиболее значимых условий социальной стабильности общества. Проблемы образования особенно актуальны для современной России, так как оно является главным достоянием нации. Право на образование, пожалуй, следует ставить сразу же после права на жизнь. Ничто так не гарантирует прочного положения в жизни, как образование. Его можно дать, но лишить его уже нельзя. Сегодня на государственном уровне образование объявлено одним из главных приоритетов Правительства Российской Федерации.

 

 

Уровень развития образования – одно из наиболее значимых условий социальной стабильности общества. Проблемы образования особенно актуальны для современной России, так как оно является главным достоянием нации. Право на образование, пожалуй, следует ставить сразу же после права на жизнь. Ничто так не гарантирует прочного положения в жизни, как образование. Его можно дать, но лишить его уже нельзя. Сегодня на государственном уровне образование объявлено одним из главных приоритетов Правительства Российской Федерации.

В основе необходимости проведения реформы образования лежат два фактора. Необходимость преодолеть разрыв между неизмеримо возросшим объемом знаний, накопленных за последнее время наукой и практикой, и возможностями их усвоения учащимися. И второй – включить этот банк мыслей, идей, сведений, практических навыков в процесс экономического развития страны.

Актуальной проблеме подготовки и переподготовки специалистов для экономики и государственного строительства Российской Федерации было посвящено заседание Совета законодателей Федерального Собрания Российской Федерации 9 октября 2007 года, на котором  В.В. Путин отметил: «Стабильно растущая российская экономика сегодня, прежде всего, нуждается в кадрах инженерно-технических, рабочих специальностей. Их дефицит  уже остро ощущается в стройиндустрии, инфраструктурном комплексе, некоторых других сферах. Система подготовки кадров, структура ее направлений, специальностей и профессий должны отвечать современным потребностям  рынка труда. Одновременно с этим вся система профобразования должна становиться более вариативной, более гибкой, мобильной. Она должна быть готова к тому, чтобы своевременно отвечать на меняющиеся запросы рынка и экономики».

Согласно экспертной оценке в настоящее время в российском профессиональном образовании существуют три корневые проблемы.

            Первая. Крайнее отставание содержания профессионального образования от потребностей страны  и рынка труда, от тенденций мирового экономического развития, что не только вызывает откровенную неудовлетворенность отечественных работодателей, стимулирует безработицу, а в результате делает систему образования  и соответственно экономику страны неконкурентоспособной.

            Вторая. Резкие деформации структуры и объема подготовки кадров, явно не  соответствующих реальным потребностям рынка труда. На рынке труда остро ощущается дефицит квалифицированных рабочих, обладающих навыками работы на современном оборудовании по современным технологиям.

            Третья. Крайняя неэффективность использования бюджетных ресурсов за счет некачественной подготовки во многих профессиональных образовательных учреждениях «специалистов» по  конъюнктурным специальностям, непрофильным для данного учреждения. 

 

 

Факторы, влияющие на развитие  профессионального образования

 

 

 

отсутствие эффективной системы мониторинга текущих и перспективных потребностей различных отраслей народного хозяйства в квалифицированных рабочих и специалистах       

 

        

 

устаревшая материально-техническая база, особенно учреждений начального и среднего профессионального образования

 

    

 

крайне низкий размер стипендиального обеспечения1

 

             

 

законодательная и нормативно-правовая база, регулирующая деятельность профессионального образования, не в полной мере соответствует современной системе экономических отношений, разрозненна и противоречива

 

             

 

законодательно не  урегулирован порядок участия предпринимателей в поддержке системы учреждений начального и среднего профессионального образования   

 

    

 

учреждения  системы профессионального образования не имеют налоговых льгот        

 

             

 

оптимизация управления учебными заведениями начального и среднего профессионального образования, передача их основной части в ведение субъектов Российской Федерации в отдельных случаях снизили качество управления и объемы их финансирования     

 

 

_______________

1С 1 сентября 2007 года стипендия учащегося в федеральных государственных образовательных  учреждениях начального и среднего профессионального образования в соответствии с Законом Российской Федерации «О минимальном размере оплаты труда» (от 30.03.1993 № 4693-1) составляет 315 рублей, студенческая стипендия в федеральных государственных вузах в соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22.08.1996 № 125-ФЗ) составляет 900 рублей.

 

 

На заседании Совета законодателей прозвучала резкая оценка  Президента России сложившейся ситуации, в частности, работы Министерства образования Российской  Федерации в данном направлении. Он заявил: «На мой взгляд, за мнением регионов по подготовке кадров стоит лоббизм отдельных учебных заведений, которые просто не хотят перестраиваться. Им легче готовить тех специалистов, которых они готовили десятилетиями, а теперь нужно набирать новых преподавателей, что-то изменять. Им легче  так получить деньги и готовить то, что готовилось раньше».  Необходимо внедрение нормы, позволяющей субъектам влиять на направление федеральных денежных средств на подготовку кадров.

Следует остановиться на положении дел в системе профессионального образования в Республике Адыгея.

 

Начальное профессиональное образование

 

        В системе начального профессионального образования преобладает подготовка рабочих кадров и специалистов различных профессий для производственной сферы экономики. Начальное профессиональное образование – это совокупность систематических знаний, умений и навыков по определенной рабочей профессии, специальности.

Основным поставщиком  рабочих кадров в экономику Республики Адыгея являются учебные заведения начального профессионального образования. По данным Федеральной службы статистики на начало 2007 года насчитывалось 9 профессиональных училищ  с численностью учащихся  4243 человека. В том числе готовят профессиональные рабочие кадры 2 профессиональных  училища  в  исправительно-трудовых учреждениях   Минюста России с численностью учащихся  314 человек и одно специальное профессиональное училище – 87  учащихся.

 

Показатели развития начального профессионального образования

 в Республике Адыгея

 

 

 

1998

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Число учебных заведений начального профессионального образования

 

 

11

 

 

11

 

 

11

 

 

12

 

 

12

 

 

9

 

 

9

Численность учащихся, человек

 

3700

 

3836

 

4073

 

4315

 

4333

 

4202

 

4243

Принято учащихся, человек

 

2200

 

2151

 

1993

 

2397

 

2670

 

2880

 

2426

Выпущено квалифицированных рабочих, человек

 

1900

 

2129

 

1685

 

1870

 

2119

 

2026

 

2030

 

  

Учитывая спрос на рынке труда профессиональных рабочих кадров, и  в связи с возросшим конкурсом на бюджетные места в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования, для определенной части молодежи из семей с низким уровнем доходов самым доступным остается начальное профессиональное образование.

В 2005 году сеть профессиональных училищ претерпела  изменения, их число сократилось на 3 единицы, или на 25%.  Численность учащихся в 2006 году по сравнению с 2004 годом  сократилась на 90 человек, соответственно сократился и выпуск квалифицированных специалистов на 89 человек.

 Обучение в профессиональных училищах – наиболее доступный и ускоренный путь к относительной материальной самостоятельности подростков. В 2006 году наблюдалось уменьшение числа принятых учащихся по сравнению с рядом предшествующих лет. В 2006 году было принято 2426 учащихся, что на 15,7% меньше, чем в 2005 году.

На начало 2007 года основная масса учащихся  (73,0%) дневных профессиональных училищ проходила подготовку на базе основного общего образования, их численность,  по сравнению с 2001 годом, увеличилась на 24,5%,  и обучаются они три года с получением среднего (полного) общего образования. Подготовка с таким длительным сроком обучения предусмотрена во всех учебных заведениях начального профессионального образования. Увеличилось  число учащихся в отделениях на базе среднего (полного) общего образования по сравнению с 2001 годом на 24,7%.

На начало 2007 года в профессиональных училищах республики  девушки составляли только 25%.

Каждое профессиональное училище ведет подготовку в среднем по 6-8 рабочим профессиям. Набор предлагаемых профессий достаточно однообразен: мастер отделочно-строительных работ, продавец-кассир, портной, повар-кондитер. Хотя следует отметить, что, учитывая потребность на рынке труда специалистов совмещенных профессий, готовятся кадры сразу по нескольким профессиональным квалификациям. Так, например, профессия мастер отделочно-строительных работ включает в себя ряд квалификаций – облицовщик-плиточник, штукатур-маляр.

 В профессиональных училищах, расположенных в сельской местности,  готовят кадры не только для сельского хозяйства, но и для других отраслей экономики.

Так, профессиональное училище в станице  Ханской наряду с подготовкой профессий сельскохозяйственной направленности – мастер сельскохозяйственного производства, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства,  готовит специалистов по профессии лаборант-аналитик, оператор ЭВМ, портной, повар - кондитер, продавец - кассир.

Профессиональное училище в селе Красногвардейском Красногвардейского района наряду с профессиями сельскохозяйственной направленности также готовит операторов ЭВМ, поваров – кондитеров, портных, бухгалтеров.

Следует остановиться на проблеме подготовки кадров в сельской местности и аграрной безработице. Ни для кого не секрет,  что в Республике Адыгея, как и во многих регионах, в значительной степени утрачены позиции отечественных товаропроизводителей на продовольственном рынке. Складывается ситуация, когда мы имеем благоприятные климатические условия, хорошие земли, большое количество свободных рук, но при этом население потребляет значительное количество импортного продовольствия практически всех видов. Реформирование АПК, изменение форм собственности на селе негативно сказалось на деятельности сельскохозяйственных предприятий. Большинство  граждан оказались не готовы к новым реалиям жизни, они были приучены к коллективному труду, а не к предпринимательской деятельности, с которой активно боролись в советское время. Это породило отсутствие знаний, опыта, инициативы и личной предприимчивости.

Необходимо учить население жить и работать в новых рыночных условиях, обучать владельцев личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств методам и способам повышения доходности их деятельности. 

У нас в республике по состоянию   на 1 октября 2007 года в личных подсобных хозяйствах находится 80 % поголовья крупного рогатого скота, 59 % - свиней, 68 % - овец и коз. В крестьянских хозяйствах также наблюдаются позитивные изменения. Прирост поголовья крупного рогатого скота в них составил по сравнению с аналогичным периодом прошлого года 14,9 %, в т.ч. коров – 22,8 %, свиней – 32,5 %, овец и коз – 18 %, птицы – 18,8 %. По большому счету, эти хозяйства  представляет форму семейного бизнеса, а ему надо учиться. При этом особое внимание должно быть сконцентрировано на технологиях, которые позволяют получать экологически безопасную продукцию. Можно использовать опыт ряда регионов, создавших на базе аграрных колледжей учебные группы для изучения основ агробизнеса, основу которых составили владельцы подсобных и фермерских хозяйств.

 

Структура выпуска подготовленных квалификационных рабочих кадров по отраслям экономики

 

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Всего выпущено рабочих кадров

 

2129

 

1685

 

1870

 

2119

 

2026

 

2030

в том числе для:

 

 

 

 

 

 

сельского хозяйства

532

568

611

573

527

407

промышленности

699

426

395

467

512

416

транспорта

75

30

-

-

-

55

строительства

295

229

235

289

352

378

торговли и общественного питания

 

306

 

298

 

282

 

297

 

526

 

419

сферы обслуживания

-

-

47

-

-

-

должности служащих

82

62

95

119

109

95

для других отраслей

140

72

205

374

-

260

 

 

За последние шесть лет в системе начального профессионального образования подготовлено около 12 тысяч профессиональных рабочих.

 

Распределение выпущенных рабочих кадров

по отраслям экономики в 2006  году

         

 

Анализ структуры выпуска рабочих кадров в динамике свидетельствует о  снижении числа подготовленных специалистов для сельского хозяйства на 22,8%  по сравнению с 2005 годом и на 23,5%  по сравнению с 2001 годом.

         Вместе с тем, произошло увеличение числа выпускников, профессия которых связана со строительной деятельностью, на 28,1% по сравнению с 2001 годом и на 7,4% с 2005 годом. Увеличился выпуск служащих, хотя трудоустройство по таким профессиям, как оператор ЭВМ, бухгалтер, секретарь-референт по данным Управления Федеральной службы занятости населения Республики Адыгея затруднено.

Отмечается наличие вакантных мест на такие рабочие профессии, как фрезеровщик, токарь, газо-электросварщик, в общественное питание требуются официанты, повара.

        Начальные профессиональные училища  в 2006 году подготовили для экономики республики 2030 квалифицированных рабочих, из них 1330 человек получили направление на работу, т.е. 66% были трудоустроены. Отчасти это связано с тем, что профессиональные училища выпускают рабочие кадры со вторым и третьим разрядами, тогда как уровень профессиональных требований у предприятий повысился, и требуются квалифицированные рабочие, начиная с 4 разряда. 

          Отсутствие высокого квалификационного уровня выпускников связано с низким уровнем материально – технической базы училищ,  (старые станки и оборудование),  недостатком педагогических и производственных кадров.  Начальные профессиональные училища только на 85% обеспечены педагогическими и производственными кадрами. При этом средняя заработная плата в системе начального профессионального образования Республики Адыгея в 2006 году составила 5551,7 рубля.

         По данным Управления государственной службы занятости населения  Республики Адыгея  на конец 2006 года из числа обратившихся  к услугам службы занятости 1987 человек окончили в то или иное время профессиональные  училища. От числа состоящих на учете в службе занятости данная категория составляет 21%. Эти квалифицированные рабочие не были трудоустроены, вместе с тем на начало 2007 года в республиканском банке вакансий сохранилось 3645 рабочих мест.  Это связано с тем, что работодатель предлагает низкую заработную плату при высоких требованиях к квалификации работника.

         Оценивая перспективы рынка, следует расширить круг специальностей подготовки рабочих кадров для отраслей экономики.

 

 

Распределение клиентов службы занятости по

профессиональной принадлежности за январь-сентябрь 2007 года

      

 

На учете в органах занятости по состоянию на 1 октября 2007 года состояло 5783 рабочих, 2576 служащих и 7089 граждан, ищущих работу впервые.

В настоящее время, определяя на перспективу потребность экономики в квалифицированных кадрах, следует уделить серьезное внимание материально-технической базе профессиональных училищ, привлечению высококвалифицированных педагогических и производственных кадров, повышению оплаты труда.

 В современных условиях растут расходы на обучение учащихся, на содержание профессиональных училищ, поэтому стоит вопрос о рентабельности обучения одинаковым профессиям в разных профессиональных училищах.

             Обеспечение права каждого гражданина страны на получение качественного образования включает в себя:

политические аспекты – определение меры ответственности государства и общества в сфере образования, усиление роли регионов в его развитии, организация на федеральном и региональном уровнях всестороннего и полноправного партнерства государства и гражданского общества в инновационном развитии образования;

социальные аспекты – формирование мотивации населения к расширению своего образования в связи с постоянно возрастающими запросами постиндустриального общества. Обеспечение гарантий доступности образования для всех граждан, создание действенной системы адресной социальной поддержки в получении  полноценного качественного образования для социально уязвимых слоев населения;

экономические аспекты – обеспечение условий для полноценного удовлетворения потребностей граждан, социально-экономического развития страны, рынка труда в подготовке высококвалифицированных специалистов, в постоянном повышении их профессионального уровня и профессиональной мобильности;

образовательные аспекты – переход к устойчивому инновационному развитию российской системы образования, ориентированному на достижение высоких результатов, соответствующих мировым стандартам – создание механизмов непрерывного повышения качества и конкурентоспособности образования, соответствующих потребностям общества и  экономики знаний.

На сегодня сохраняет свою актуальность задача – на основе инновационного мышления и новых технологий создать конкурентоспособную продукцию и завоевывать новые рынки, обеспечивать подъем жизненного уровня населения. Для этого нужны высококвалифицированные кадры – инженеры, менеджеры, профессиональные рабочие, специалисты своего дела.

 

Среднее и высшее профессиональное образование

 

          Все больше в нашу жизнь входит понятие «непрерывное образование». Это школа, затем ВУЗ или среднее специальное учебное заведение и после ВУЗ.  Обращает на себя внимание одна особенность современного образовательного процесса – значительный рост численности населения с высшим образованием - в 1,7 раза и средним специальным - в 1,5 раза.  (По данным переписи населения 1989 года и 2002 года).

             С начала 90-х годов российская система профессионального образования претерпела существенные изменения: выросло количество вузов, особенно их филиалов, представительств. Многие из них, не сообразуясь с потребностями рынка кадров страны, готовят экономистов, менеджеров, юристов порой в непрофильных вузах. Уровень подготовки специалистов при этом выше не стал. Растет перепроизводство одних профессий в ущерб другим, крайне нужным сегодня рынку труда.

         Подготовку специалистов с высшим и средним специальным образованием в Республике Адыгея ведут 9 ВУЗов и 5 средних специальных  учебных заведений. За последние пять лет наблюдался рост приема студентов в ВУЗы республики:

 

 

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Число высших учебных заведений

10

10

10

10

9

9

Численность учащихся, человек

18449

18400

18854

20096

20808

20916

в том числе обучаются по специальностям:

 

 

 

 

 

 

       экономика и управление

6126

6200

6637

7284

7238

7049

      гуманитарно-социалогические

4196

4226

4362

4189

4105

4360

       образование и педагогика

2621

2600

1935

2697

2675

2421

Выпущено специалистов, человек

2739

2953

3105

3147

3308

3504

Принято учащихся

4245

4265

4389

4401

4443

4354

 

 

           Ежегодно в ВУЗы принимается  свыше  4 тысяч студентов. Наибольшее число студентов обучаются по специальности экономика и управление, которые составляют 34% от всех обучающихся в ВУЗах.

           В 2006 году приняли студентов на 2% меньше,  чем в 2005 году, или на 89 человек, но на 2,6% больше, чем 2001 году.

           За 2001-2006 годы выпущено свыше 18 тысяч специалистов с высшим образованием.

 

Численность учащихся в средних специальных  учебных заведениях:

 

 

 

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Число средних специальных учебных заведений

 

6

 

6

 

6

 

6

 

5

 

5

Численность учащихся, человек

6511

6406

6522

6574

6302

5962

в том числе обучаются по специальностям:

 

 

 

 

 

 

       экономика и управление

1510

1529

1588

1640

1615

1511

       образование и педагогика

1320

1326

1281

1252

1255

1213

        здравоохранение

628

628

704

743

751

719

         информатика и вычислительная техника

 

400

 

416

 

481

 

513

 

515

 

533

Принято учащихся

2079

2063

2232

2017

1860

1651

Выпущено специалистов, человек

1715

1816

1765

1692

1614

1625

 

 

         За 2001-2006 годы выпущено 10227 человек специалистов среднего звена.

 

Распределение обучающихся по специальностям

в средних специальных заведениях в 2006 году

 

 

Существует острая проблема трудоустройства специалистов с высшим и средним специальным образованием. Как и в других регионах, у нас в республике только  незначительная часть  выпускников устраиваются на работу по полученной   специальности. Не успев приступить к работе, они уже нуждаются в профессиональной переподготовке. Здесь прослеживается базовая проблема российского профессионального образования – ослабление его связи с быстро меняющимися реалиями жизни.  Другая наболевшая проблема – выпускники не идут работать по той специальности, по которой их готовили. Государство, вкладывая бюджетные деньги в подготовку специалистов, не может рассчитывать на них в выполнении своих задач. Здесь уже не приходится говорить о том, что государственные средства работают на результат.

Согласно балансу трудовых ресурсов и результатам обследования, безработные составляют 14,5% от экономически активного населения, т.е. каждый шестой человек в Адыгее безработный. Основная часть безработного населения формируется из наиболее активной, образованной и перспективной части населения.

Следует отметить, что подготовка специалистов с высшим и средним специальным образованием ведется без учета потребности рынка труда. Поэтому необходимо государственное регулирование на  специальности, которые соответствуют потребностям сложившегося рынка труда.

Важно работать на опережение, анализируя с работодателями в тех или иных отраслях, каковы будут нужды экономики в ближайшие два-три года. Нужно повышать привлекательность отдельных специальностей и делать доступным обучение по дефицитным в нашем регионе профессиям.

      В целом темпы роста и объемы бюджетного финансирования на всех уровнях образования, по-прежнему, остаются низкими и недостаточными, слабо используются финансовые возможности российских и международных образовательных программ. Безусловно, одним из ключевых звеньев подготовки кадров должна стать современная система профессионального образования.

 

Обеспечение эффективности профессионального образования

 

По мнениям экспертов для решения обозначенных проблем предлагается принятие ряда следующих комплексных  мер:

1. Нужно повышать привлекательность отдельных специальностей и делать доступным обучение по дефицитным в нашем регионе профессиям. Здесь можно подумать о повышенных стипендиях и иных формах доплат из бюджетов регионов.

2. Необходимо внедрение нормы, позволяющей субъектам влиять на направление федеральных денежных средств на подготовку кадров, важно работать на опережение, анализируя с работодателями в тех или иных отраслях, каковы будут нужды экономики в ближайшие два-три года.

3.  Увеличение финансирования начального и среднего профобразования. Реальное недофинансирование потребностей деятельности учреждений достигает 45%. Бюджетные расходы на начальное и среднее профессиональное образование по объемам и темпам роста в сравнении с другими уровнями образования значительно меньше.

4. Необходим переход на новый порядок бюджетного нормативного финансирования учебных заведений, ориентированный на результат. Введение критериев результативности деятельности учебных заведений.

5. Сохранение и развитие системы интеграции  начального и среднего профессионального образования с высшей школой.

6. Обеспечение мер дополнительной государственной поддержки платного образования, негосударственного сектора профобразования.

7. Развитие образовательного кредитования, субсидий, грантов, увеличение стипендиального фонда.

8. Включение в приоритетный национальный проект мероприятий, в части поддержки и развития начального и среднего профессионального образования.

       

 

 

Материал подготовлен по данным

заседания  Совета  законодателей Федерального Собрания

Российской Федерации, Территориального органа

Федеральной службы государственной статистики

по Республике Адыгея,   Управления государственной

службы занятости населения  Республики Адыгея                                            

 

 

Информационно-аналитическое управление

Аппарата Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея

 

 

 


20 июня 2013 года, 12:59