Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск по сайту | Версия для слабовидящих
путь на сайтеГлавная / /

 

Дети-сироты. Кто же должен заботиться о них?

Дети-сироты. Кто же должен заботиться о них?
20 июня 2013 года, 12:46

Каждый ребенок, лишенный родительского попечения, должен рассматриваться как терпящий бедствие, и его надо спасать! По данным на начало текущего года в нашей республике 1345 детей - сирот и детей, лишенных родительского попечения (в 2002 году их было 1017, в 2004 году – 1171, в 2005 году – 1231), из них сирот «физических», то есть таких, чьи родители умерли, около 11 %, остальные – так называемые социальные сироты.

 Каждый ребенок, лишенный родительского попечения, должен рассматриваться как терпящий бедствие, и его надо спасать! По данным на начало текущего года в нашей республике 1345 детей - сирот и детей, лишенных родительского попечения (в 2002 году их было 1017, в 2004 году – 1171, в 2005 году – 1231), из них сирот «физических», то есть таких, чьи родители умерли, около 11 %, остальные – так называемые социальные сироты.

дети сиротыКаждый ребенок, лишенный родительского попечения, должен рассматриваться как терпящий бедствие, и его надо спасать! По данным на начало текущего года в нашей республике 1345 детей - сирот и детей, лишенных родительского попечения (в 2002 году их было 1017, в 2004 году – 1171, в 2005 году – 1231), из них сирот «физических», то есть таких, чьи родители умерли, около 11 %, остальные – так называемые социальные сироты. 
Сегодня мир вступил в XXI век, однако проблема детей-сирот приобретает еще большую остроту и актуальность, так число сирот не уменьшается, а непрерывно растет. В целом по России оно ежегодно увеличивается на 100 тысяч, в Адыгее этот рост составляет около 100 детей в год. История показывает, что само наличие беспризорных детей и проблем их устройства – тревожный симптом, свидетельствующий о нездоровье общества, упадке, как экономики, так и морали, нравственности. 
Явный кризис культуры, охвативший все слои нашего общества, привел к переоценке духовных ценностей, итогом его стали разгул насилия, обесценивание человеческой жизни, обострение проблем одиночества и взаимопонимания в обществе. Кризисные явления в семье, рост числа разводов, асоциальный образ жизни родителей расширили истоки детского неблагополучия. Неслучайно, в послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2007 год Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил, что «объединение усилий государства, общества, бизнеса вокруг актуальных вопросов поддержки института семьи – актуальная необходимость». Нет необходимости доказывать, что воспитание ребенка в семье является наиболее предпочтительным способом, обеспечивающим правильное формирование личности, приобщение ее к социуму. За приоритет семейного воспитания ребенка выступают психология и педагогика. Однако право ребенка жить и воспитываться в семье – еще и правовой принцип. Он закреплен, прежде всего, в Конвенции ООН «О правах ребенка», где указывается, что «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Отвечая этой норме международного права, Семейный кодекс РФ закрепляет в п.2. ст. 54 аналогичное правило: «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье». Сегодня семья как социальный институт переживает кризис, в основе которого целый комплекс причин. Традиционные основы воспитания и образования, свойственные культуре населяющих Россию народов, подменяются западными, как якобы «более современными». Вместо любви, самопожертвования, коллективизма – эгоизм, индивидуализм, самоутверждение, во что бы то ни стало. 
Для успешной реализации профилактики социального сиротства и семейного устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, по тем предложениям, которые сделаны Президентом России в Послании, необходимо окончательно определиться с тем, что происходит с детьми, которые остались без попечения родителей, создать реально действующую нормативно-правовую базу, регулирующую данные вопросы. Государственным Советом-Хасэ Республики Адыгея определенные решения здесь уже подготовлены, принято пять республиканских законов. 
В связи с передачей с 1 января 2008 года полномочий по опеке и попечительству органам государственной власти субъектов Российской Федерации принят Закон Республики Адыгея от 24 июля 2007 года № 107 «О патронате», согласно которому новой формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Адыгее станет патронатная семья, предусматривающая создание института профессиональных воспитателей, замещающих семьи на определенное время. Вносится на рассмотрение республиканского парламента в первом чтении проект закона «О внесении изменений в Закон Республики Адыгея «О размере и порядке ежемесячных выплат денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)» 
Сейчас наиболее распространенной формой опеки над детьми, оставшимися без попечения родителей, являются учреждения интернатного типа. Введение патронатного воспитания будет способствовать адаптации детей-сирот к жизненным ситуациям, уменьшению риска приобретения негативного опыта, связанного с совершением правонарушений. 
Сегодня в республике большинство детей - сирот, воспитанников госучреждений, являются социальными сиротами, то есть сиротами при живых родителях, и оказание им помощи - это задача не только для органов государственной власти республики, но и для всего общества в целом, для каждого из нас. Все эти аспекты четко высветились в социологическом исследовании, проведенном Информационно-аналитическим управлением Аппарата Госсовета – Хасэ Республики Адыгея по изучению мнения населения республики о проблемах детей группы риска (детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных) и поиску путей их решения. Опрос был проведен в рамках парламентских слушаний по проблемам детей – сирот, прошедших в июне текущего года. 
Респондентами во всех муниципальных образованиях республики было отмечено, что проблема, которую поднимает данное исследование – одна из насущных, как в целом по России, так и в Адыгее, что подтверждают данные проведенного опроса. Так, большая часть опрошенных - 73,4 % согласны, что проблема сиротства и воспитания детей в сиротских учреждениях приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число сирот не уменьшается, а непрерывно растет. Более 50 % респондентов указали, что ребенок должен воспитываться в семье (приемной, опекунской и патронатной), а 38,5 % - в специальных воспитательных учреждениях. 
Хотя усыновление считается наиболее подходящей для детей формой устройства, сама идея взять ребенка в семью не популярна среди опрошенных, 17,3 % категорически против принятия участия в судьбе детей - сирот. Только 7 % респондентов готовы помочь детям – сиротам на долгосрочной основе. При этом 36,5 % могут взять в семью только родственников и только 0,7 % готовы взять больного ребенка. 
Основными причинами, мешающими взять ребенка, респонденты отметили причины материального характера: неудовлетворительное финансовое состояние - 31,7 % и отсутствие подходящей жилплощади - 14 %. Кроме того, 8,1 % опрошенных отмечают сложный порядок оформления документов, а 2,6 % столкнулись с социальным непониманием окружающих. 
Усиление такого социального явления, как детская беспризорность и безнадзорность, является одной из причин роста преступности, в том числе детской и подростковой. В целом по республике 39,1 % опрошенных сталкивались с этими проявлениями. В городе Майкопе данная проблема возникала у 70 % респондентов, в Майкопском и Теучежском районах соответственно – 61 % и 57 %. Главными причинами возникновения безнадзорности, беспризорности и связанных с ними правонарушений несовершеннолетних детей респондентами названы отсутствие воспитания и контроля со стороны родителей (48,7 %), а также пьянство и асоциальный образ жизни родителей (47,2 %). 
На вопрос о том, кто должен помогать сиротам, 72,5 % респондентов ответили - государство, а 29,5 % признали, что ответственность за детей-сирот лежит на каждом члене общества. Мнение о том, что помощь воспитанникам сиротских учреждений должны оказывать родственники, высказало 18,8 % опрошенных. Среди респондентов муниципальных образований пропорция ответов на этот вопрос оказалась такой же, как и в целом по республике. 
Мнения респондентов по вопросу установления мер воздействия на родителей, лишенных родительских прав, по степени значимости распределились следующим образом: 
- уголовная ответственность – 38,4 % ; 
- принудительный труд – 34,0 %; 
- материальное возмещение содержания ребенка в воспитательном учреждении – 33,6 %; 
- административная ответственность – 12,0 %. 
По данным исследования, в качестве приоритетных мер, способствующих решению проблем детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных, значительное число респондентов (61,3%) назвали усиление государственной материальной и социальной поддержки семей с детьми. Также действенным многим опрошенным представляется усиление мер наказания родителей – ужесточение административной ответственности (34,3 %) и упрощение процедуры лишения родительских прав (9,2 %). Чаще всего респондентами во всех муниципальных образованиях республики, где проводилось анкетирование, указывалось, что основное решение исследуемой проблемы заключается в восстановлении значимости семейных ценностей. 
Совершенно очевидно, что проблему детей – сирот, детей, лишенных родительского попечения можно решить только совместными усилиями всех ветвей власти, государственных учреждений, общественных организаций, всего общества в целом. Главное, не быть равнодушным. 

Результаты анкетирования прилагаются.

Итоги анкетирования 
по изучению мнения населения Республики Адыгея о проблемах 
детей группы риска (детей, оставшихся без попечения 
родителей, безнадзорных) и поиск путей их решения
 

Анкетирование проведено в 2007 году среди респондентов всех муниципальных образований Республики Адыгея. 
Всего анкетированием охвачен 271 респондент.

Результаты анкетирования приведены в процентах от общего числа респондентов, принявших участие в анкетировании.
Среди респондентов мужчины составляют 38 %, женщины – 62 %, в возрасте:
- до 25 лет – 8,9 %,
- 26 - 30 лет – 13,2 %,
- 31 - 40 лет – 28,8 %,
- 41 – 50 лет – 24,0 %,
- 51 – 60 лет – 22,5 %,
Свыше 60 лет – 2,6 %.
По социальному положению: служащих – 67,5 %, руководителей – 14,8 %, рабочих - 8,5 %, пенсионеров – 3,7 %, студентов – 2,6 % и безработных – 2,9 %.
Городское население среди опрошенных составило 25,5 %, сельское –74,5 %.
Высшее образование имеют 72,0 %,
Среднее профессиональное – 20,6 %,
Общее среднее – 6,3 %,
Начальное профессиональное – 1,1 %.
 
По вопросам, относящимся к мнению населения Республики Адыгея о проблемах детей группы риска, ответы респондентов распределились следующим образом:
 
I. Считаете ли Вы, что в настоящее время проблемы детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных в Адыгее являются особенно актуальными ?
 

II. Как Вы считаете, где должны воспитываться дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей? 
1. В специальных воспитательных учреждениях для таких детей- 39,1 % , 
2. В (приемной, опекунской, патронатной) семье – 51,7 % , 
3. Затруднились с ответом на этот вопрос 5,5 % респондентов и указали на другие причины – 3,7 %.

III. Кто должен оказывать помощь воспитанникам сиротских учреждений?

IV. Готовы ли Вы принять участие в судьбе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей? 
1. Взял бы детей на условиях патроната- 14,0 % , 
2. Готов усыновить (удочерить) ребенка – 7,0 %, 
3. Взял бы ребенка в приемную семью – 5,5 %, 
4. Оформил бы опекунство над ребенком-сиротой (детьми) – 8,5 % , 
5. Я могу взять в семью только родственника – 36,5 %, 
6. Категорически против (это не для меня) – 17,3 %, 
7. Взял бы только здорового ребенка – 3,0 %, 
8. Готов взять больного ребенка – 0,7 %, 
9. Взял бы только ребенка до 6 лет- 3,7 %, 
10. Возраст ребенка не имеет значения – 5,2 %. 

V. Что для Вас может являться барьером, мешающим взять ребенка в свою семью? 

VI. Каковы, на Ваш взгляд, причины возникновения безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних детей? 
1. Болезнь – 2,2 %, 
2. Отсутствие воспитания и контроля со стороны родителей – 48,7 % , 
3. Бездействие школы – 3,7 %, 
4. Недостаточное количество учреждений дополнительного образования, отсутствие в школах кружков, секций – 9,6 %, 
5. Пьянство, асоциальный образ жизни родителей – 47,2 %, 
6. Пропаганда в СМИ насилия, разврата и аморального поведения – 27,7 %, 
7. Недостаточная помощь со стороны государства семьям, имеющим детей – 21,8 %, 
8. Низкий материальный уровень жизни семьи – 20,7 %. 

VII. Сталкивались ли Вы или члены Вашей семьи с проявлениями детской и подростковой преступности в Адыгее?

 

VIII. Кто, на Ваш взгляд, должен прежде всего заботиться о решении проблем детей группы риска?

 

IX. Какие меры воздействия надо применять в отношении родителей, лишенных родительских прав? 
1. Принудительный труд – 34,0 %, 
2. Уголовная ответственность – 38,4 %, 
3. Административная ответственность – 12,0 %, 
4. Материальное возмещение содержания ребенка в воспитательном учреждении – 33,6 % , 
5. Другое – 5,5 %. 

X. Каковы, на Ваш взгляд, основные пути решения проблем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных в Адыгее?

Выводы и предложения: 

1. Проблема, которую поднимает данное исследование – одна из насущных проблем российского общества, что подтверждают данные проведенного опроса. Так, в целом по Адыгее большая часть опрошенных - 73,4 % согласны, что проблемы сиротства и воспитания детей в сиротских учреждениях в настоящее время, безусловно, актуальны; 

2. На вопрос, где же должны воспитываться дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, более 50 % респондентов указали, что в семье (приемной, опекунской и патронатной), а 38,5 % - в специальных воспитательных учреждениях; 

3. 72,5 % респондентов считают, что помогать воспитанникам сиротских учреждений должно государство, 29,5 % уверены, что о воспитанниках сиротских учреждений должен заботиться каждый из нас. Мнение о том, что помощь воспитанникам сиротских учреждений должны оказывать родственники, высказало 18,8 % респондентов. Среди респондентов муниципальных образований пропорция ответов оказалась такой же, как и в целом по республике; 

4. Хотя усыновление считается наиболее подходящей формой для детей – сирот формой устройства, сама идея взять ребенка в семью не популярна среди опрошенных, 17,3 % категорически против принятия участия в судьбе детей - сирот. Только 7 % респондентов. готовы помочь детям – сиротам на долгосрочной основе. При этом, 36,5 % могут взять в семью только родственников и только 0,7 % готовы взять больного ребенка; 

5. Основным барьером, мешающим взять ребенка в свою семью, респонденты отметили неудовлетворительное финансовое состояние (31,7 %) и отсутствие подходящей жилплощади (14 %). Кроме того, 8,1 % опрошенных отмечают сложный порядок оформления документов, а 2,6 % столкнулись с социальным непониманием окружающих; 

6. Главными причинами возникновения безнадзорности, беспризорности и правонарушения несовершеннолетних детей респондентами названы отсутствие воспитания и контроля со стороны родителей (48,7 %) , а также пьянство и асоциальный образ жизни родителей (47,2 %); 

7. В целом по республике 39,1 % опрошенных сталкивались с проявлениями детской и подростковой преступности. В городе Майкопе данная проблема возникала у более 70 % респондентов, в Майкопском и Теучежском районах соответственно – у 61,1 % и 57,1 % опрошенных; 

8. Мнения респондентов по вопросу установления мер воздействия на родителей, лишенных родительских прав по степени значимости, распределились следующим образом: 
а) уголовная ответственность – 38,4 % ; 
б) принудительный труд – 34,0 %; 
в) материальное возмещение содержания ребенка в воспитательном учреждении – 33,6 %; 
г) административная ответственность – 12,0 %. 

9. По данным исследования, в качестве приоритетных мер, способствующих решению проблем детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных, значительное число респондентов (61,3%) назвали усиление государственной материальной и социальной поддержки семей с детьми. Также многим опрошенным представляется действенным усиление мер наказания родителей – ужесточение административной ответственности (34,3 %) и упрощение процедуры лишения родительских прав (9,2 %). Чаще респондентами во всех муниципальных образованиях республики, где проводилось анкетирование, указывалось, что основное решение исследуемой проблемы заключается в восстановлении значимости семейных ценностей. 


Информационно-аналитическое управление 
Аппарата Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея
 
 

 


20 июня 2013 года, 12:46