Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск по сайту | Версия для слабовидящих | Войти
путь на сайтеГлавная / / /

 

Выступления

«Руководство к действию» Интервью А.Г.Иванова газете «Советская Адыгея»

- Анатолий Георгиевич, не каждый житель Адыгеи имел возможность полностью ознакомиться с Посланием Дмитрия Медведева Федеральному Собранию страны. Попытаемся изложить его сущностные моменты.
- Мы живем, бесспорно, в непростых экономических условиях. Период сравнительного стабильного развития сменился для всех нас финансовой неопределенностью и негативными последствиями мирового экономического кризиса. Он обнажил многие стороны нашей действительности: неконкурентоспособность и неэффективность экономики, незащищенность населения от социальных потрясений, коррумпированность многих властных структур. Должны ли мы в связи с этим отказаться от намеченных планов, скорректировав или упростив их?


На мой взгляд, Президент России дал четко понять, что выход из кризиса не является самоцелью. Нам предоставлен уникальный шанс – восстановить статус мировой державы, избавив нашу страну от унизительной сырьевой зависимости. Мы не должны оставаться на задворках истории, нам нужно двигаться уверенно вперед без груза прошлого, необходим глобальный скачок на новый цивилизационный уровень с сохранением при этом достигнутых демократических ценностей. Основа предлагаемой главой государства новой политической стратегии – модернизация страны, преодоление возникшего отставания в экономической и социальной сферах. Исходя из этого, главной задачей определена модернизация, предполагающая технологическое обновление всей производственной сферы, выход экономики на новый уровень развития, переориентированный на реальные потребности людей. Определенные пять приоритетов послания нацелены на более быстрое достижение поставленной цели. Одним из системных шагов, которые мы должны совершить, – выйти на такие изменения в законодательстве и в государственном управлении, которые помогут переходу всей нашей экономики на инновационный характер развития.
-Это относится и к вам, законодателям?
- Напрямую. Мы понимаем, что в республике немало проблем, осилить которые сегодня невозможно без инновационных решений. Надо признать, что большинство товаров народного потребления, продукты питания – тоже, производятся в республике в недостаточных объемах и, в основном, завозятся на республиканский рынок, хотя у нас имеются неиспользуемые возможности, в том числе и производственные площади предприятий, которые занимали лидирующее положение не только в республике. Я убежден, что в сложившихся условиях без модернизации мы не сможем переломить эту ситуацию. Несмотря на то, что нашими парламентариями одними из первых в Российской Федерации были приняты законы «Об инвестиционной деятельности», «Об инновационной деятельности», «О промышленной политике», предусматривающие ряд преференций инвесторам, процессы технологического обновления производственных мощностей идут не такими темпами, как хотелось бы. Вероятно, и законодательное обеспечение данных процессов не всегда отвечает требованиям времени. А без развития собственного производства рассчитывать на быстрый экономический прорыв не приходится.
- А что сдерживает внедрение инновационных технологий?
- По-моему, усложненная процедура прохождения инвестиционных проектов. С учетом того, что большинство их согласований находится в компетенции территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, на региональном уровне сложно влиять на эти процессы. Парламентарии республики полностью поддерживают позицию Президента по коренному изменению порядка осуществления инвестиций, системы контроля и надзора, в том числе системы сертификации продукции, устранения дополнительных препятствий для инвесторов.
- Под задачи модернизации должна быть настроена и налоговая система.
- Верно. Полагаю, что необходимо наконец-то принять выверенный комплекс мер налогового стимулирования, обеспечивающего действенную поддержку реального сектора экономики. В этой связи, считаю особо важным предоставление значительных налоговых льгот для стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на предприятиях, занимающихся внедрением новых технологий, введение практики предоставления им налоговых каникул по основным налогам до момента освоения вновь вводимых запланированных объемов производства. Необходимо также, продолжить политику снижения процентных ставок, совершенствование системы кредитования предприятий, способствующих развитию региона. К примеру, на сегодняшний день предприятиям пищевой промышленности юга России субсидии по кредитам предоставляются только на закупку отечественного сельхозсырья для первичной и промышленной переработки, отечественной муки для производства хлебобулочных изделий, сухого и концентрированного молока, вспомогательного сырья и материалов, а также оплату транспортных услуг, связанных с производством молочной продукции. Вместе с тем инвестиционные кредиты, полученные на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, инновационные технологии, не субсидируется. Все это в значительной степени снижает кредитную массу, привлекаемую на производственную деятельность предприятий, а также на реализацию инвестиционных и инновационных проектов.
- Особое место в Послании уделено развитию сельского хозяйства. Каковы перспективы и проблемы аграрного сектора республики?
- Для нашего аграрного региона – это вопрос первостепенной важности, он значим и для государства в целом, поскольку определяет продовольственную безопасность страны. Как отмечено в Послании, принимаемые системные меры государственной поддержки аграрно-промышленного комплекса дали свои результаты. Мы это видим и на примере Адыгеи. Радует результат уборки зерновых культур, он второй по объему за всю историю Адыгеи. Этому в значительной степени способствовало применение современной агротехники и высокий уровень организации труда. Наметились позитивные изменения и в животноводстве, завершен солидный инвестиционный проект – вошел в строй крупный свиноводческий комплекс АПК «Адыгейский» в Теучежском районе на 2,5 тысяч голов, завезенных из Канады. Определенный оптимизм в отношении перспектив села вселяет четкая работа всех звеньев по развитию агропромышленного комплекса по национальному проекту, госпрограмме развития АПК, по программе «Сельское подворье». Как видим, реальная отдача есть.
- Но есть и нерешенные проблемы.
- Есть, конечно. Условия юга России позволяют обеспечивать плодово-овощной продукцией не только своё население, но и другие регионы. Однако подавляющая часть фруктов, овощей и зеленой продукции, реализуемой российскому потребителю, – это продукция импортная, зачастую сомнительного качества. Чтобы изменить эту ситуацию, считаю необходимым наряду с государственной поддержкой отечественных производителей, обеспечить и таможенную защиту. Вызывает озабоченность также и действующий механизм государственной поддержки форм хозяйствования в рамках федеральной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2008 – 2012 годы. Из-за недостаточности собственных финансовых средств невозможно выполнить требования софинансирования по всем мероприятиям программы. Чаще всего за счет средств регионального бюджета предусматривается софинансирование только субсидирования на возмещение части затрат на уплату процентов. В результате крупные субъекты РФ имеют возможность предусматривать значительные средства на софинансирование мероприятий по развитию агропромышленного комплекса по направлениям программы, что обеспечивает им аналогичные поступления федеральных средств. А малые регионы, как наша Адыгея, не имеющие таких возможностей, под влиянием условий финансового кризиса оказываются еще в большем социально-экономическом отрыве от экономически развитых регионов. Еще одной нерешенной проблемой является организация сбыта продукции, выращенной на личных подворьях граждан, которая зачастую попадает в руки перекупщиков, и до сих пор не найдена эффективная форма влияния на эти процессы, в т.ч. и законодательно. Необходимы концентраторы в виде оптово-закупочных звеньев, обеспечивающих закупку у производителей сельхозпродукции – от крупного фермера до владельца дачного участка и личного подворья. Усилия всех ветвей власти должны быть направлены на улучшение условий труда и жизни сельских жителей, на создание условий для роста их доходов. Нам важно развивать социальную инфраструктуру в сельской местности, усиливать «сельскую направленность» национальных программ образования, здравоохранения и прочих социальных услуг.
- Без решения каких проблем, на Ваш взгляд, невозможно достижение поставленных стратегических целей?
- Без укрепления судебной власти и противодействия коррупции, поскольку без решения этих наболевших проблем все, даже самые смелые замыслы, будут сведены к нулю. Данные проблемы России занимают особое место в выступлениях Дмитрия Анатольевича Медведева. Полностью разделяю идею Президента о том, что «все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества». Согласен, что абсолютно прозрачной должна стать работа всех чиновников, независимо от ранга и должности. Это непосредственно касается и нас – депутатов, избранников народа. К сожалению, надо честно признать, что мы не всегда придерживаемся принципиальной позиции в решении отдельных вопросов. Нашей задачей, в первую очередь, должно быть отстаивание интересов граждан, поверивших нам, а не удовлетворение личных амбиций и интересов. Поэтому, считаю, что начинать нужно, прежде всего, с себя. Надо повысить требовательность к каждому, кто наделен властью. Очень важна кадровая политика, нельзя допускать к решению важных государственных вопросов людей некомпетентных, непринципиальных, не болеющих за порученное дело и нужды простых граждан. Считаю, что это в значительной степени будет способствовать искоренению коррупции. Конечно же, необходимо и законодательное обеспечение антикоррупционной деятельности. В Республике Адыгея уже принят закон «О противодействии коррупции», внесенный в порядке законодательной инициативы Президентом Республики Адыгея А.К. Тхакушиновым, призванный позволить снизить коррумпированность во многих сферах деятельности на региональном уровне. Важна и модернизация политической системы, избирательного законодательства. Необходимо продолжить совместную работу «по улучшению качества народного представительства и созданию дополнительных условий для свободной, справедливой и цивилизованной конкуренции между партиями». На сегодняшний день в целях реализации положений Послания, касающихся непосредственно субъектов Российской Федерации, их полномочий, прав, обязанностей, видится целесообразным на первоначальном этапе внести соответствующие изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Это должно будет затронуть полномочия субъектов Российской Федерации в различных сферах деятельности, полномочия и ответственность руководителей регионов.
- Президент выразил озабоченность ситуацией на Северном Кавказе и внес ряд предложений по ее урегулированию. Как Вы оцениваете северокавказские проблемы?
- Северный Кавказ – неповторимый регион с богатейшей духовной культурой и уникальными природными ресурсами, и, безусловно, с болью воспринимается информация о том, что этот многонациональный край является источником нестабильности. К сожалению, сегодня приходиться констатировать отсутствие продуманной, комплексной и выверенной государственной национальной политики, хотя одна треть субъектов Российской Федерации являются национальными. На мой взгляд, необходим федеральный закон, регулирующий основы национальной государственной политики. Научно обосновано, что любое противостояние и недовольство основывается на нерешенных социально-экономических проблемах. В силу этого первостепенной задачей остается создание достойных условий труда и жизни, искоренение безработицы, создание новых рабочих мест. Важной составляющей решения проблем северокавказского региона остается повышение инвестиционной активности, поскольку инфраструктура нуждается в обновлении, без существенных финансовых вложений сложно сегодня сохранить потенциал бюджетообразующих предприятий, их конкурентоспособность, снизить издержки, активизировать внедрение инноваций. Президент призвал предпринимателей, выходцев из северокавказских республик «помочь развитию родного края». Для нашей республики эта проблема также актуальна: адыгская диаспора, являющаяся по своей численности второй после русской, занимает стабильную и уверенную позицию в социально-экономической и общественно-политической жизни стран проживания. Считаем, что для активизации делового сотрудничества с представителями диаспоры необходимо упростить процедуру получения гражданства для соотечественников коренных народов России, проживающих за ее пределами. Другая проблема – сохранение «единого культурного пространства во всем его многообразии». Важно, чтобы богатые национальные традиции народов России были сохранены и общедоступны. В целях реализации этого мы предложили: на общефедеральном телеканале «Культура» предусмотреть, начиная с 2010 года, регулярный выпуск тематической программы «Кавказ в культурном пространстве России: прошлое, настоящее и будущее»; в выпусках телевизионной программы «Северный Кавказ» организовать регулярную дискуссию представителей политических парламентских партий по решению проблем межнационального сотрудничества, этнополитической культуры, включая научное противодействие фальсификации истории; рассмотреть вопрос об учреждении ежегодной государственной премии Российской Федерации в области литературы за лучшее произведение на тему: «Кавказ в судьбе России».
-Спасибо, Анатолий Георгиевич, за содержательные ответы на наши вопросы. Успехов вам и депутатам в реализации Послания Президента России.