Государственный Совет-Хасэ Республики Адыгея
Поиск по сайту | Версия для слабовидящих | Войти

История Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея

путь на сайтеГлавная / /

 


Становление Республики Адыгея и органов ее государственной власти, важное место среди которых принадлежит парламенту, пришлось на эпоху бурных, порой драматических политических событий, кардинальных государственно-политических преобразований, приведших к смене общественно-политического строя и утверждению новой государственности. Этот процесс происходил в условиях нерешенных экономических, политических и социальных проблем, обострения межнациональных отношений, которые, в основном, были обусловлены системным кризисом во всех сферах нашей жизни.

5 октября 1990 года внеочередная сессия Адыгейского областного Совета народных депутатов XXI созыва провозгласила образование Адыгейской Советской Социалистической Республики в составе РСФСР. Курс на самостоятельное развитие Адыгеи, равной среди равных, был закреплен принятием 28 июня 1991 года V сессией областного Совета народных депутатов Декларации о государственном суверенитете Республики Адыгея.

3 июля 1991 года Верховным Советом РСФСР был принят Закон «О преобразовании Адыгейской автономной области в Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР». 23 сентября Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление «О порядке и сроках проведения выборов народных депутатов в Советской Социалистической Республике Адыгея в составе РСФСР». Произошло окончательное оформление статуса Адыгеи в качестве самостоятельного и полноправного субъекта Российской Федерации. Однако предстояла длительная и кропотливая работа по наполнению этого статуса реальным содержанием.

22 декабря 1991 года состоялись выборы депутатов Верховного Совета и Президента ССР Адыгея. На основе политического компромисса удалось выработать оптимальные подходы к проведению выборов первого Верховного Совета ССР Адыгея.
Данные выборы прошли в четыре этапа и оказались беспрецедентно сложными:

I этап
22 декабря 1991 года – избран 41 депутат
повторное голосование 5 января 1992 года – избрано 23 депутата
II этап
повторное голосование 16 февраля 1992 года – избрано 13 депутатов
повторное голосование 1 марта 1992 года – избрано 12 депутатов
Всего: 89 депутатов
III этап
повторное голосование 12 апреля 1992 года – избрано 4 депутата
повторное голосование 18 апреля 1992 года – избран 1 депутат
IV этап
повторное голосование 12 декабря 1992 года – избрано 3 депутата
повторное голосование 19 декабря 1992 года – избрано 3 депутата

Итоги двух первых этапов выборов позволили сформировать высший законодательный орган республики – Верховный Совет Республики Адыгея, начала функционировать важнейшая ветвь ее государственной власти.

В ходе выборов на альтернативной основе было обеспечено паритетное представительство адыгского и русского населения в парламенте: из 100 депутатов – 45 были адыги, 49 – русские, 6 – представители других национальностей. 17-24 марта 1992 года состоялась I сессия Верховного Совета.

Главной задачей I сессии Верховного Совета было создание законодательной основы для организации работы представительного органа власти. Сессия сформировала свои руководящие органы и утвердила структуру Парламента. Председателем Верховного Совета на альтернативной основе был избран А.Х.Тлеуж, а его заместителем А.А.Радченко. 23 марта I сессия Верховного Совета приняла закон об изменении наименования республики. Вместо Советской Социалистической Республики Адыгея теперь значилась Республика Адыгея.

24 марта сессия утвердила герб, гимн и государственный флаг Республики Адыгея. Герб республики был разработан художником Д.М.Меретуковым. Он символизирует специфику материальной и духовной культуры адыгов и других народов, проживающих в республике. Основу государственного флага составил исторический флаг Черкесии первой трети XIX века. Авторами гимна стали народный писатель Республики Адыгея и Кабардино-Балкарской Республики, лауреат Государственных премий СССР, РСФСР, Республики Адыгея И.Ш.Машбаш и народный артист Российской Федерации и Республики Адыгея, лауреат Государственной премии Республики Адыгея У.Х.Тхабисимов.

Одновременно с утверждением государственной символики начался процесс выработки Конституции республики. 12 декабря 1993 года на референдуме была принята Конституция Российской Федерации, обеспечившая гарантии и условия развития субъектов Федерации и очертившая то конституционное пространство, в котором должно было происходить совершенствование их государственности.

10 ноября 1993 года X сессия Верховного Совета Республики Адыгея приняла закон «О представительном и законодательном органе власти Республики Адыгея на переходный период». В соответствии с ним представительным и законодательным органом власти стало Законодательное Собрание (Хасэ) – Парламент Республики Адыгея. В структуре Законодательного Собрания (Хасэ) были образованы комитеты и комиссии, осуществляющие парламентский контроль и слушания по вопросам своего ведения, а также постоянно действующий рабочий орган парламента – Совет. Из депутатов первого созыва путем открытого голосования простым большинством голосов в Парламент Республики Адыгея было избрано 45 человек.

Первоочередными задачами представительного органа республики явились разработка и принятие Конституции республики, Законов «О Президенте Республики Адыгея», «О Кабинете Министров – Правительстве Республики Адыгея», «О выборах депутатов Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея», «О выборах депутатов городского, районного Собрания представителей», «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства», «О социальной защите инвалидов в Республике Адыгея», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Адыгея», «О туризме», «О языках народов Республики Адыгея» и другие.

Наиболее трудным был вопрос о принципах формирования и полномочиях органов местного самоуправления. В соответствии с Законом «Об основах организации и деятельности местного государственного управления и местного самоуправления в республике на переходный период» в апреле – мае 1994 года состоялись первые выборы в органы местного самоуправления. На основе разработанной нормативной базы и с учетом волеизъявления народа в городах и районах прошло формирование органов представительной власти.

Закон «О языках народов Республики Адыгея», принятый 31 марта 1994 года Парламентом Республики Адыгея, направлен на «создание условий для сохранения, равноправного и самобытного развития языков народов Адыгеи». Закон гласит: «Никто не вправе навязывать человеку изучение или использование того или иного языка помимо его воли, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

Обсуждение проекта Конституции, продолжавшееся почти пять месяцев, вызвало живейший интерес в обществе. В процессе обсуждения было внесено около трех тысяч предложений и замечаний. Проект Конституции прошел внешнюю юридическую экспертизу: его обсуждали российские парламентарии, ученые правоведы, специалисты соответствующих российских и краснодарских краевых министерств и ведомств.

6 марта 1995 года проект был внесен на обсуждение Законодательного Собрания, которое 10 марта единогласно его приняло в качестве первой Конституции Республики Адыгея. Принятие Конституции явилось завершающим этапом правового оформления государственности Адыгеи и знаменовало собою стабилизацию ее развития.
Меры, принятые органами государственной власти и местного самоуправления позволили сохранить единство и целостность Республики Адыгея в составе Российской Федерации, обеспечить межнациональное и межконфессиональное согласие.

С января 1996 года начал работать новый состав парламента – Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея, сформированный после выборов 17 декабря 1995 года. Его Председателем был избран Е.И. Салов, заместителями – Т.А. Беретарь и А.Х. Тлеуж. В связи с переходом Т.А. Беретаря на новую работу – председателем Конституционного суда Республики Адыгея, на 24-й сессии Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея, состоявшейся 26 ноября 1997 года, заместителем Председателя Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея был избран А.А. Сирченко.

Приоритетными направлениями деятельности Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея второго созыва явились: разработка и принятие нормативных и правовых актов по законодательному регулированию вопросов, связанных с формированием и функционированием органов представительной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, по вопросам бюджетно-финансовой и налоговой политики, социальной защиты населения. К числу наиболее значимых законов, принятых за этот период можно отнести: Законы Республики Адыгея «О бюджетном процессе в Республике Адыгея», «О Государственном Совете-Хасэ Республики Адыгея», «О статусе депутата Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея», «О городском, районном Собрании представителей», «О местном самоуправлении», «О выборах органов местного самоуправления Республики Адыгея», «О Конституционной Палате Республики Адыгея», «О мировых судьях в Республике Адыгея», «О Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея», «О репатриантах», «Об охране труда», «Об организации работы по опеке и попечительству», «Об инвестиционной деятельности в Республике Адыгея», «О культуре», «Об образовании», «О свободе совести и религиозных объединениях», «О нормативных и иных правовых актах».

Учитывая сложность экологической обстановки в регионе и возможность возникновения непредвиденных ситуаций, депутаты Парламента приняли целый комплекс законов, регулирующих данную сферу:
«Об ответственности за нарушение законодательства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об экологической безопасности на территории Республики Адыгея», «О республиканском резерве финансовых средств и материальных ценностей для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Республике Адыгея».

Новым шагом в строительстве государственности Адыгеи стало принятие 15 ноября 2000 года закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Адыгея «О выборах депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея».

В ранее действовавший закон внесены следующие изменения и дополнения: Государственный Совет формируется из двух палат – Совета Представителей и Совета Республики.

В Совет Представителей вошло 27 депутатов, представляющих интересы административно-территориальных единиц республики (г. Майкоп, г.Адыгейск, районы), избираемых по трехмандатным округам по три представителя от каждого района и города республиканского значения. В Совет Республики также вошло 27 депутатов, избираемых по одномандатным округам с примерно равным количеством избирателей.

В рассматриваемый период существенное развитие получило межпарламентское сотрудничество. Важное значение для укрепления мира на Кавказе имело создание Межпарламентского Совета Республики Адыгея, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, договор об образовании которого был подписан 25 июля 1997 года по инициативе глав республик. Межпарламентский Совет, как отмечается в его уставе, «является самостоятельной, самоуправляемой, добровольной организацией законодательных (представительных) органов власти республик». В числе целей и задач Совета:
- сохранение и укрепление единства Российской Федерации;
- выработка согласованных рекомендаций и решений по проведению конституционных, экономических и социальных реформ;
- осуществление согласованной законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации.

Избранный Госсоветом курс на межпарламентское сотрудничество, укрепление традиционных отношений дружбы, взаимосвязей между народами подтверждается подписанием совместных документов с другими субъектами Российской Федерации и государствами. Так, в мае 1997 года подписано Соглашение Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея с Законодательным Собранием Краснодарского края, в сентябре того же года – с Народным Собранием – Парламентом Республики Абхазия.

Своевременно откликались депутаты на события, происходящие в мире, в частности, в апреле 1997 года принято Заявление в связи с обострением обстановки на территории Республики Абхазия, постановление в поддержку подписания Договора о Союзе Беларуси и России;
в апреле 1998 года, в марте 1999 года – Заявление в связи с событиями в Косово (Союзная Республика Югославия); в сентябре 1999 года проведена совместная сессия Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея и Законодательного Собрания Краснодарского края в связи с кризисной ситуацией в Карачаево-Черкесской Республике.

Госсовет использовал различные формы взаимодействия с местными органами представительной власти и работы с избирателями. Депутаты принимали участие в работе сессий Советов народных депутатов городов и районов республики, проводили семинары-совещания для депутатов на местах по актуальным проблемам налогового, земельного, бюджетного законодательства.

Депутаты регулярно выезжали в районы республики для встреч с жителями. Они выступали на сходах граждан, проводили дни представительной власти в учебных заведениях, вели сами и через своих помощников постоянный прием в избирательных округах, отчитывались о проделанной работе перед избирателями в средствах массовой информации.

4 марта 2001 года состоялись выборы депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея третьего созыва. На основе Конституционного закона Республики Адыгея от 12 ноября 2000 года № 205 «О поправках в главу 4 Конституции Республики Адыгея» создан двухпалатный законодательный орган. Новый парламент обновился на 70% и в политическом плане представлял достаточно широкий спектр политических сил.

Председателем Совета Республики был избран М.Х. Тхаркахов, его заместителем – Ю.Н. Петров. Председателем Совета Представителей избрана Т.М. Петрова, заместителем – Н.М. Гончаров.

В Парламенте Адыгеи третьего созыва на постоянной основе работали 13 депутатов: 9 - в Совете Республики и 4 - в Совете Представителей. В первом из них было избрано 6 комитетов, во втором - 5.

Основными принципами развития республики и деятельности органов государственной власти, в том числе и парламента, были определены следующие: опора на собственные силы, эффективное использование внутренних ресурсов, переход на полное самофинансирование, сохранение и увеличение наметившихся позитивных сдвигов в экономике и социальной сфере. Несмотря на присутствовавшее в обществе сомнение в целесообразности существования двухпалатного парламента, новый реформированный законодательный орган, безусловно, сыграл заметную роль в развитии парламентаризма в республике.

В сфере реализации бюджетной политики важную роль сыграли республиканские законы «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Адыгея», «О Контрольно-счетной палате Республики Адыгея». Приняты Законы «О выборах главы муниципального образования», «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», «О местном референдуме в Республике Адыгея», «О местном самоуправлении» (в новой редакции), «Об административных правонарушениях», «О регулировании оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Адыгея», «О государственной поддержке молодежи в Республике Адыгея», «Об установлении квоты для приема на работу инвалидов», «О государственной политике содействия соотечественникам, прибывшим на постоянное место жительства в Республику Адыгея» и другие.

В 2001 году Адыгея поддержала вопрос об образовании в рамках Ассоциации «Северный Кавказ» Южно-Российской Парламентской Ассоциации, для содействия «развитию правового государства, демократии и российского парламентаризма; выработки совместных подходов к проведению политических, экономических и социальных реформ, обеспечения политической стабильности в обществе».

В социальной сфере, несомненно, важен факт утверждения обеими палатами ряда целевых программ, в том числе:
«Социальное развитие села в Республике Адыгея на 2003-2010 годы»;
«Здоровый ребенок» на 2003-2005 годы;
«Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Республики Адыгея».

В течение срока своих полномочий Парламент Республики Адыгея осуществлял постоянный контроль за исполнением федеральных и республиканских законов, постановлений и иных решений, за деятельностью внебюджетных фондов, отдельных служб и ведомств, соблюдением установленного порядка расходования бюджетных средств и распоряжения собственностью Республики Адыгея.

Выборы депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея четвертого созыва состоялись 12 марта 2006 года. Законодательная база по формированию Парламента Республики Адыгея была пересмотрена: на основе Конституционного закона Республики Адыгея от 16 июля 2003 года № 161 «О поправках в главу 4, ст. 101 и 110 Конституции Республики Адыгея» двухпалатный парламент был преобразован в однопалатный законодательный орган.

В состав Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея четвертого созыва вошли 54 депутата. Выборы депутатов впервые проводились по пропорционально-мажоритарной системе: одна половина депутатов избиралась по партийным спискам в едином республиканском избирательном округе, другая – в 27 одномандатных избирательных округах. Несмотря на то, что депутатский корпус значительно обновился, можно говорить и о парламентской преемственности: 26 депутатов из 54 избранных работали в предыдущих созывах.

29 марта 2006 года открылось первое организационное заседание нового состава депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея четвертого созыва. Председателем Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея был избран Р.Г.Хаджебиеков, а его заместителем – А.Г.Иванов.

18 апреля 2008 года на XXV внеочередном заседании Председателем республиканского парламента избран А.Г. Иванов в связи с избранием 2 декабря 2007 года Председателя Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея Р.Г. Хаджебиекова депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

В парламенте было образовано четыре депутатские фракции: ВПП «Единая Россия», региональных отделений Политической партии «Российская объединенная промышленная партия», Коммунистической партии Российской Федерации и Аграрной партии России. В июле 2007 года депутатская фракция регионального отделения Политической партии «Российская объединенная промышленная партия» прекратила свою деятельность, в октябре 2008 года депутатская фракция Аграрной партии России объединилась с фракцией ВПП «Единая Россия».

Важным политическим решением Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея четвертого созыва явилось утверждение 13 декабря 2006 года кандидатуры А.К.Тхакушинова на должность Президента Республики Адыгея. 5 декабря 2006 года Президент В.В. Путин внес на рассмотрение Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея кандидатуру А.К. Тхакушинова на должность Президента Республики Адыгея.

С первых дней своей деятельности новый парламент продолжил работу по совершенствованию правовой базы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в республике. Создан институт Уполномоченного по правам человека, сформирована Общественная палата Республики Адыгея, приняты важные законы в области государственного строительства, сформировано республиканское законодательство по противодействию коррупции, завершено проведение реформы местного самоуправления. Пристальное внимание уделялось вопросам экологии, эффективному использованию природных ресурсов.

За время работы депутатов четвертого созыва принят большой блок нормативных правовых актов, направленных на поддержку семьи, материнства и детства, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, патриотическое воспитание подрастающего поколения и поддержку молодежи, малообеспеченных слоев населения. В их числе Законы «О патронате», «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», «Об организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц».

К числу основных событий следует отнести создание 24 мая 2006 года Молодежного парламента при Государственном Совете-Хасэ Республики Адыгея. Продолжила работу Южно-Российская Парламентская Ассоциация, которой в 2008 году руководил Председатель Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея. В этот период республиканским парламентом проведены две конференции Ассоциации. Знаменательным событием явилось принятие решения о включении в состав ЮРПА в качестве ассоциированного члена (с правом совещательного голоса) Парламента Республики Южная Осетия.

В марте-апреле 2007 года прошли торжества по поводу 15-летия высшего законодательного (представительного) органа Республики Адыгея.

Республика Адыгея одной из первых откликнулась на беду Южной Осетии, осудив антигуманные действия Грузии и оказав пострадавшей республике посильную материальную и моральную помощь. Так, 8 августа 2008 г. депутаты Парламента Республики Адыгея на внеочередном заседании выступили с обращением к Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву в связи с трагическими событиями в Южной Осетии с просьбой начать процесс признания независимости Республики Абхазия, Республики Южная Осетия и Приднестровской Молдавской Республики.

13 марта 2011 года в Адыгее состоялись очередные выборы депутатов республиканского парламента. 27 депутатов избраны по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе и 27 депутатов – по единому избирательному округу по партийным спискам. 31 депутат из 54 избранных работал в предыдущих созывах. По итогам голосования большинство мест в Госсовете заняла ВПП «Единая Россия», набравшая 58,04 % голосов и получившая 41 мандат из 54-х. Коммунистическая партия Российской Федерации получила 6 мандатов, Либерально-демократическая партия России - 3, «Справедливая Россия» - 2 (последние две партии впервые преодолели семипроцентный барьер). Два депутата избраны из числа кандидатов, зарегистрированных в порядке самовыдвижения.

30 марта 2011 года состоялось первое организационное заседание Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея пятого созыва. Председателем Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея избран Ф.П.Федорко, его заместителем М.Д.Ашев. Утверждена структура Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея, в состав которой вошли 9 комитетов и комиссия по статусу, регламенту и депутатской этике, утверждены их руководители.

16 марта 2013 года на XXIII заседании Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея новым Председателем республиканского парламента избран В.И. Нарожный – председатель комитета Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея по аграрной политике, имущественным и земельным отношениям, депутат трех созывов.

За период работы депутатами парламента пятого созыва проведена значительная работа по разработке и принятию законодательных актов, обеспечивающих реализацию федеральных законов; совершенствованию земельного законодательства и правоотношений в аграрной отрасли; законодательному обеспечению и реализации инициатив Президента Российской Федерации по преодолению коррупции; обеспечению антикризисных мер, ориентированных на поддержание социально-экономической стабильности в Республике Адыгея; развитию и совершенствованию законодательства по обеспечению финансовой и экономической самостоятельности местного самоуправления.

12 декабря 2011 года республиканский парламент нового созыва наделил полномочиями Главы Республики Адыгея А.К.Тхакушинова на второй срок. 13 января 2012 года состоялась его инаугурация.

18 сентября 2016 года в Адыгее состоялись очередные выборы депутатов республиканского парламента, которые проходили по пропорционально-мажоритарной избирательной системе. 25 депутатов избраны по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе и 25 депутатов – по единому избирательному округу по партийным спискам.  По итогам голосования большинство мест в Госсовете заняла ВПП «Единая Россия», набравшая 58,31 % голосов и получившая 39 мандатов из 50-ти. Коммунистическая партия Российской Федерации и Либерально-демократическая партия России получили по 4 мандата, «Справедливая Россия» - 2. Один депутат избран из числа кандидатов, зарегистрированных в порядке самовыдвижения.

3 октября 2016 года состоялось первое организационное заседание Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея шестого созыва.  Председателем Государственного Совета – Хасэ  Республики Адыгея избран М.К.Кумпилов, заместителями Председателя – М .Д. Ашев, В.И. Нарожный. Утверждена структура  республиканского парламента, в состав которой вошли 7 комитетов и комиссия по статусу, регламенту и депутатской этике, утверждены их председатели.

В 2016 году депутаты вернулись к правовым нормам, регламентирующим порядок избрания высшего должностного лица республики.

12 января 2017 года в связи с истечением срока полномочий Главы Республики Адыгея А.К. Тхакушинова Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина назначен временно исполняющим обязанности Главы Республики Адыгея М.К. Кумпилов.

14 января 2017 года на внеочередном VII заседании Государственного Совета – Хасэ  Республики Адыгея  Председателем Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея избран В.И. Нарожный.

21 февраля 2017 года на VIII заседании Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея избран заместитель Председателя А.Х. Савв.

10 сентября 2017 года М.К. Кумпилов избран депутатами республиканского парламента на должность Главы Республики Адыгея. Данному событию предшествовало внесение 19 августа 2017 года на рассмотрение депутатов Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея Президентом Российской Федерации В.В.  Путиным  трех  кандидатур для избрания на эту должность: временно исполняющий обязанности Главы Республики Адыгея М.К. Кумпилов, председатель парламентского комитета по законодательству, законности и вопросам местного самоуправления А.П. Лобода и генеральный директор ОАО "Зарем" Ш.П. Пшизов. Каждый из кандидатов представил программу деятельности, содержащую пути решения проблемных задач. По итогам тайного голосования единогласно Главой Республики Адыгея избран М.К. Кумпилов.

Следует отметить, что законодательная ветвь власти Республики Адыгея стала важнейшим фактором стабильности, общественного согласия, гражданского мира, консолидации всех созидательных сил.

Итогом многолетней работы Парламента Республики Адыгея является современная система законодательства, обеспечивающая экономическое и социальное развитие Адыгеи, реализацию гражданами прав и свобод, гарантированных Конституцией страны, обеспечивающая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.

Накопленный опыт законодательного обеспечения всех сфер жизни общества способствует определению основных направлений дальнейшего развития законодательства республики как целостной функционирующей системы и выявлению проблем правового регулирования. И сегодня задача депутатов шестого созыва – поддержать всё сделанное их предшественниками, закрепить все положительные тенденции в социальной и экономической жизни республики, придав им необратимый характер.


Информационно-аналитическое Управление Аппарата
Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея

02 октября 2017 года, 15:10